Проектная деятельность в ДОУ
проект (средняя группа) по теме

Золотарева Тамара Леонидовна

Проект "Ознакомление детей с профессией "Архитектор" поможет познакомить детей с новой профессией. В ходе проекта, дети наблюдают, экспериментируют, играют, рисуют, сочиняют рассказы и сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ. ПРОЕКТ: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОФЕССИЕЙ «АРХИТЕКТОР»

                                                                                       Золотарева Т.Л.

Метод проекта все активнее входит в детские учреждения. Он дает широкие возможности в воспитании и обучении детей.

Впервые о “Методе проектов” заговорил Джон Дьюи (1859-1952), американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики. Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965), который разработал “проектную систему обучения” (“метод проектов”). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью. “…плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить” (Ф.А.Дистервег).

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

Проект «Ознакомление детей с профессией «Архитектор» нами выбран не случайно. Во многих программах для детских дошкольных учреждений последних лет выделен новый раздел – знакомство дошкольников с архитектурой. Детей необходимо учить видеть облик своей улицы, города; видеть особенности зданий, их назначение, форму зданий, окон, дверей; учить сравнивать старинные и современные здания, видеть их различия; знакомить с садово-парковой архитектурой, выделять элементы сказочной архитектуры, отражать их в рисунках, аппликации.

Работа по проекту строилась нами на основе интегрированного и деятельностного подходов. Выполняя задания, дети наблюдали, экспериментировали, играли, рисовали, слушали музыку, сочиняли рассказы и сказки.

        Огромную роль в развитии детей играет практическая исследовательская деятельность в естественных условиях. Практика показала, что дошкольники, педагоги и родители с удовольствием и с большим интересом участвуют в исследованиях подобного типа.

        Теперь перейдем к нашему проекту.

Визитная карточка проекта

Возрастная группа участников проекта:

        подготовительная к школе группа №9 «Семицветик»

Тема проекта:

        «Ознакомление детей с профессией «Архитектор»

Творческое название проекта:

        «Что нам стоит дом построить…»

Цель проекта:

  • Создать условия для воспитания у детей ценностного отношения к труду взрослых, его результатам;
  • Способствовать формированию системных знаний о трудовом процессе, как единице труда; выработке положительного отношения и уважения к труду.

Задачи проекта:

  • Вызвать интерес к окружающему миру;
  • Формировать и расширять представления и знания детей о профессии архитектор;
  • Сформировать понятие о том, что архитекторы создают разного типа сооружения; умение видеть характерные особенности архитектурных стилей;
  • Развивать конструктивные способности, воображение и мышление;
  • Воспитывать уважительное отношение к труду архитектора и бережное отношение к архитектурным памятникам.

Основополагающий вопрос:

        «Нужна ли нашему городу профессия архитектор?»

Проблемные вопросы темы:

  1. Почему все здания в городе разные?
  2. Кто проектирует красивые здания?

Тема исследования:

        «Архитектор – кто он?»

Формы представления результатов:

        1. Презентация «Моя мама…»;

        2. Календарь профессий;

        3. Вернисаж профессий в рисунках детей;

        4. Развивающее занятие «Мастерская архитектора»;

        5. Сотрудничество с родителями;

        6. Подготовка альбома «Профессия – архитектор»;

        7. Модель трудового процесса архитектора;

        8. Создание макета города.

Этапы и сроки проведения проекта:

        Сентябрь – подготовительный этап:

        Формулирование темы исследования;

        Выбор творческого названия проекта (педагог совместно с детьми).

Октябрь – ноябрь – реализация проекта:

        Планирование работы с детьми;

        Поиск возможных источников информации;

        Самостоятельная работа детей;

        Выбор принципов оформления проекта;

        Сюжетно-ролевые игры;

        Подготовка презентации по отчету о проделанной работе.

Подготовительный этап:

        I. 1. Беседа «Что такое профессия?»

        Цель: уточнить представления детей о профессиях, их важности в жизни каждого человека. Заинтересовать темой исследовательской работы.

            2. Беседа «Профессия – архитектор»

        Цель: дать представление о профессии архитектор, его роли в создании зданий.

II. Экскурсия «Знакомство детей с архитектурой».

Цель: наблюдение за архитектурными сооружениями города,

их разнообразием, назначением различных зданий.

III. Сюжетно-ролевая игра «строители»

Цель: закрепить знания и впечатления, полученные в ходе экскурсии.

IV. Формулирование темы исследования.

Во время одной из бесед с детьми о профессии архитектор, Андрей спросил: «Архитектор – кто он?». Ребятам было предложено вместе искать ответ на этот вопрос. А назвать эти исследования так и решили – «Архитектор – кто он?».

V. Выбор творческого названия проекта.

«Что нам стоит дом построить…».

VI. Объяснение задач проекта детям.

VII. Выбор объекта исследования.

Дома и здания нашего города.

VIII. Работа с родителями.

 - Объяснение темы исследования и ее задач;

 - Опыт по трудовому воспитанию ребенка в семье.

IX. Подготовка материала и оборудования для исследования:

фотоаппарат, иллюстрации и фотографии с изображением разных зданий, фломастеры, карандаши, альбом, строительные наборы, мольберты.

X. Оформление альбома «Профессия – архитектор» - с использованием детских рисунков, фотографий, сказок и рассказов.

Исследовательский этап:

1.Составление плана работы по ознакомлению детей с архитектурой.

2. Экскурсия в управление архитектурой города: знакомство с мастерскими, оборудованием, процессом работы архитектора.

3. Сбор информации совместно с родителями о профессии архитектор (фотографии, рисунки, вырезки публикаций из газет и т.д.).

4. Изучение модели трудового процесса архитектора.

5. Составление детьми рассказов на тему: «Дома на моей улице».

6. Организация сюжетно-ролевой игры «Мастерская архитектора».

7. Определение взаимосвязи профессий архитектора и строителя.

8. Составление справочника архитектора.

9. Проведение занятия «Ознакомление детей с архитектурными стилями».

10. Подбор литературы по теме.

Обобщающий (заключительный) этап

анализ и обобщение результатов исследования

  1. Сочинение рассказов:

        а) «Моя мама…» - о профессии мамы;

        б) «Дома на моей улице».

2. Изобразительная деятельность:

        а)  Презентация «Моя мама…»;

        б)  Дома на моей улице»;

        в)  Вернисаж профессий в рисунках детей.

3. Дидактические игры:

        а)  «Юный архитектор»;

        б)  «Построй здание»;

        в)  «Кто чем трудится?»

        г)   «Кем быть»;

        д)  «Азбука профессий».

4. Выставка книг, альбомов со стихами, загадками, пословицами о труде, о профессии строителя и архитектора.

5. Создание рекламы о труде архитектора совместно с детьми.

6. Создание знаков по охране архитектурных памятников.

7. Составление рекомендаций.

8. Выдвижение новой проблемы «Участие в конкурсе на создание лучшего макета города».

        Реализуя проект, мы строили свою работу таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, чтобы осознавал: проект – это интересные задания, которые кроме него никто не может выполнить.

        Мы относились к любым наблюдениям ребят серьезно (хвалили чаще). Дети должны чувствовать значимость того, что они делают. Такое отношение взрослого – прекрасный стимул для развития познавательного интереса.

        Здесь также важно проявлять доброжелательность, заинтересованное отношение к детским исследованиям. Никогда не говорить, что ребенок выполнил что-то неправильно, что его выводы ошибочны. Это может погасить интерес к работе. Ребенок не должен бояться ошибиться!

        Работу в рамках проекта мы проводили регулярно, постоянно давая детям небольшие по объему задания. Старались привлечь к участию в проекте членов семьи ребенка. Это способствовало формированию и поддержанию семейных традиций, сотрудничеству детей и родителей.

        Использование проектного метода в организации познавательной деятельности дошкольника – новый подход к образовательному процессу, основанный на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой  личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...