Главные вкладки

    «Формы проявлений одаренности в детском возрасте»
    статья (младшая группа) по теме

    Мамыкина Ирина Ивановна

    Выступление на педогогическом овете

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_neskuchaeva.doc119 КБ

    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

    Кафедра адаптивного образования

            

    Выступление на педагогическом совете

     «Формы проявлений одаренности в детском возрасте»

    Мамыкина Ирина Ивановна,

    воспитателя  МБДОУ д/с №3 «Незабудка» г.Протвино Московской области

    Курс «Воспитание одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении»

    г. Москва

    2013 г.

        У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определённому виду или нескольким видам (отраслям) деятельности.

        Как раз эту индивидуальность  и надо распознать,

    направив затем жизненную практику  ребенка по такому пути, чтобы в каждый период развития

    ребёнок достиг, образно говоря, своего потолка.          

                                        В.А. Сухомлинский 

    Цель: Просвещение педагогов по проблеме одаренных детей.

    Задачи: 

    1. Углубить знания об одаренности, классификациях видов   проявления одаренности  одаренных детей.
    2. Расширить понятие о формах проявления одаренности в детском возрасте.
    3. Обозначить проблемы  и особенности одаренных детей.

    Оборудование: экран, компьютер, компьютерная презентация.

    Слайд 2. План выступления: 

    1. Актуальность темы.
    2. Понятия "одарённость", "одарённый ребёнок".
    3. Структура детской одаренности.
    4. Специфика детской одаренности.
    5. Классификации детской одарённости.
    6. Формы проявлений одаренности в детском возрасте.
    7. Особенности и проблемы одаренных детей
    8. Подведение итогов.

    Конспект

    1. Актуальность темы.

             Слайд 3. Притча «Лавка возможностей».

    «Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.

    И конечно же каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.

    Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки:        

    - Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку.

    Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал:- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».

    Предлагаю участникам ответить на вопрос: «Каким образом данная притча может быть применима к нашей сегодняшней теме?» (Ответы воспитателей)

    Слайды 4-5. Сегодня мы поговорим о формах проявлений одаренности в детском возрасте  в условиях детского сада. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Государство в последние годы уделяет вопросу одаренности большое внимание. В разделе "Развитие системы поддержки талантливых детей" Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" говорится следующее: “В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей”.

    Слайд 6. Особое внимание выявлению и сопровождению талантливых детей следует уделять в дошкольном возрасте, т.к. дошкольный возраст – уникальный в своём роде период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сенситивности к усвоению различных сфер окружающей действительности, при которых у ребёнка складывается картина целостности окружающего мира. Ребёнок ежеминутно осваивает что-то новое, он учится общаться, усваивает навыки, приобщается к нормам поведения. Идёт очень быстрый и непрерывный процесс социализации ребёнка, формируются эмоции, гражданская принадлежность, патриотические чувства. Развивается интеллект, природные способности, обогащается словарный запас, появляются способы самовыражения, первые опыты творчества. Это огромный объём развития и воспитания за довольно короткий срок. То, что упущено в дошкольном возрасте невосполнимо. В.А.Сухомлинский сказал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Присущее детям субъективное эмоциональное восприятие, свободный полёт воображения, обострённую интуицию и творческое начало, данное ему изначально от природы, нельзя потерять. Ребёнок обладает безграничным желанием узнать всё, любопытство рождает интерес, который требует активности познания. Гармония личности ребёнка возможна только при одновременном развитии интеллектуальной и эмоциональной сфер его психики. Подумайте, насколько одарён от природы маленький ребёнок, если за несколько лет, из «неумехи», который не может ничего сделать самостоятельно, он превращается в думающего, рассуждающего человечка. Именно на это и нацеливают нас сегодня и ФГТ, исходя из того, что каждый маленький ребенок талантлив, надо только во время заметить способности ребенка и умело их развивать.

    2. Понятия "одарённость", "одарённый ребёнок"

    Слайды 7-8. Давайте вместе разберемся в психологических понятиях: задатки способностей, способности, талант и одаренность. Внимательно прочитайте определение и подберите нужное понятие:

    ____________________ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности.

    ____________________ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности.

    ___________________- сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.

      ___________________- состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.

    Правильные ответы: способности, задатки способностей, одаренность, талант. 

    ( Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.)

    3. Структура детской одаренности.

    Все одарённые учатся легко и быстро!  Лёгкая обучаемость относится к одарённости, но это лишь один из её видов (далеко не самый продуктивный потом, во взрослой жизни).

    Слайд 9.        Признаки одаренности охватывают 2 аспекта поведения ребенка: мотивационный и инструментальный. Поговорим об этом подробнее. Структура детской одаренности:  инструментальный аспект включает в себя (Богоявленская Д.Б. и др., 2003):

    Специфические стратегии познавательной деятельности, успешность которой проявляется на трех уровнях: быстрое освоение деятельности и высокая успешность её выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, то есть новаторство.

    - Индивидуальный стиль познавательной деятельности, выражающийся, например, в способности быстро схватывать существенную деталь информации и быстро находить пути решения сложных задач, в рефлексивном способе переработки информации, в умении обобщать информацию на основе единичного факта и интерпретировать свои умозаключения.

    - Особый стиль систематизации знаний: высокая структурированность,  способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей,  свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени,  категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности).

    - Особая характеристика знаний: повышенная «клейкость», высокий удельный вес процедурных знаний, большой объем метакогнитивных знаний, особая роль метафор как способа обработки информации и т.д.

    - Своеобразный тип обучаемости: высокая скорость и легкость обучения, или, наоборот, замедленный темп обучения, но с последующей резкой динамикой структуры знаний, представлений и умений;  высокий уровень способности к самообучению с раннего возраста.

    Слайд 10. Второй аспект в структуре - мотивационный - характеризуется как: (Богоявленская Д.Б. и др., 2003)

    - Повышенная избирательная чувствительность к предметной (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.), физической, познавательной, художественно-выразительной и другим видам деятельности.

    - Повышенная потребность в познавательной деятельности: ненасытная любознательность, готовность по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности, упорство, трудолюбие, ярко выраженный интерес и увлеченность познавательной деятельностью, получение удовольствия от собственной познавательной активности.

    - Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

    - Высокая требовательность к результатам собственного интеллектуального труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

    - Устойчивая склонность к повышенным интеллектуальным нагрузкам.

    4. Специфика детской одаренности.

    Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

    Слайд 11. Однако при этом следует учитывать специфику одарённости в детском возрасте: 

    1) Детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.  

         *дошкольники: усвоение языков, высокий уровень любознательности, яркость фантазии;

          *старшие подростки: различные формы поэтического и литературного творчества и т.п.

    Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одарённости иногда создает видимость одарённости (т.е. «маску» одарённости, под которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.

    2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одарённости.

    Слайд 12. 3) Своеобразие динамики формирования детской, одарённости нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития (т.е. наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д.)

    В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одарённый, по другим — как отстающий в психическом развитии.

    1. Проявления детской одарённости зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.

    Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одарённости ребёнка» (или «ребёнок с признаками одарённости»).

    5. Классификации детской одарённости.

    А какие виды одарённости бывают? Послушать ответы.

    Слайд 14 . С психологической точки зрения одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во-вторых, одаренность многолика, ее проявления зависят от возраста и характеризуются большой индивидуальностью, что определяется исключительно своеобразным сочетанием разных сфер психики одаренного человека. В-третьих, различны критерии, используемые для оценки феномена одаренности.

    Слайды 15 – 19. Вследствие этого одаренность различают по:

    • широте проявления - общая или  специальная;

    •типу предпочитаемой деятельности - интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, психомоторная (спортивная), конструкторская, лидерская (организаторская) и т.д.;

    • интенсивности проявления - повышенная готовность к обучению, одаренные,

    высокоодаренные, исключительно или особо одаренные (таланты и вундеркинды);

    • виду проявления - явная и скрытая (непроявившаяся);

    • темпу психического развития - одаренные с нормальным темпом возрастного развития или же со значительным его опережением;

    • возрастным особенностям проявления - стабильная или преходящая (возрастная);

    • личностным, гендерным (социально-половым) и иным особенностям.

    «Одаренные дети» — это особые дети, недаром ещё Сергей Есенин писал: «Не каждый умеет петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам…». Задача воспитателя - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка. Воспитатель должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.

    Слайды 20-21. Привести примеры развития одаренности у известных людей.

    6. Формы проявлений одаренности в детском возрасте.

    Слайд 22. Как рано обнаруживаются выдающиеся способности? На этот счет есть разные точки зрения. Некоторые считают, что определенные указания на необычные возможности можно увидеть уже у младенца. Не оспаривая эти факты, хочу отметить, что хотя известные проблески будущих ярких способностей можно увидеть очень рано, все же всерьез о существовании одаренности можно говорить не ранее 3-4 лет. Речь идет, об общей одаренности. В связи с этим стоит коротко упомянуть о так называемых сензитивных периодах развития способностей. Было выяснено, что для развития различных специальных способностей существуют определенные, периоды, в течение которых развитие способностей идет наиболее ускоренными темпами и наиболее успешно. Для разных способностей такие периоды различны. Скажем, наиболее ранний сензитивный период, видимо, у музыкальных способностей - до трех лет. Иначе говоря, чтобы у ребенка были развиты музыкальные способности, нужно, чтобы до трех лет он жил в музыкально богатой среде - вокруг него должна звучать настоящая музыка, ему должны петь песенки (те же колыбельные), он сам должен попробовать спеть что-либо. Есть даже данные, что развитие музыкальных способностей начинается уже в утробе матери- серьезные эксперименты и вполне заслуживающие внимания результаты. В очередной раз были правы древние, считавшие, что будущей матери надо слушать хорошую музыку и смотреть на прекрасные картины природы. После сензитивного периода, т. е. после трех лет, развитие музыкальных способностей возможно, но уже куда более затруднительно. Именно поэтому по-настоящему одаренные музыканты появляются, как правило, в семьях музыкантов, или уж во всяком случае там, где в семье любят музыку . Такие сензитивные периоды есть для всех способностей без исключения. Но в таком случае каков сензитивный период для развития общих способностей, общей одаренности? Поскольку сколько-нибудь серьезных исследований в этом отношении пока не существует, ответ можно дать пока лишь приблизительно. Опыт показывает, что начиная с 3-4 лет и до периода 7 лет идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями. В этот период ребенок приобретает определенное направление: либо по пути одаренного ребенка, либо по пути обыкновенного, либо по пути,  увы, неспособного. Это еще не фатально, но с каждым годом все определеннее. Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. (Сензитивный  от латинского  sēnsus — чувство, ощущение — период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний) Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

         Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей образования. А в последние годы работа с одаренными детьми особо выделяется в разряд приоритетных направлений образовательной политики государства.

    В дошкольном детстве можно выделить несколько ступенек способностей. Каждая ступенька - это путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития или система воспитательно-образовательной работы.

    Первый этап (2 – 3 года) - Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе – пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном развития.

    Второй этап (3 – 4 года) – Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком.

    Третий этап (4 – 5 лет) – интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже возможна работа по объединению детей имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий.

    Четвертый этап (5 – 6 лет) – яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.

    Пятый этап (6 – 7 лет) – проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности. Сопровождающий фон развития ребенка (кружки, индивидуальная работа) это пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника.

         Пятый этап развития детских способностей – это подготовительная к школе группа. Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду, они готовы сделать первые шаги в мир. Необходимо расширить сферу их деятельности, создать условия для дальнейшего эстетического и интеллектуального развития. Главными союзниками и помощниками здесь становятся родители, которые «перебрасывают мостик» для ребенка от детского сада к Центру детского творчества, Дома культуры, музыкальной и художественной школам, где ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности. Направить же родителей, помочь им увидеть одаренность своего ребенка должен педагог.

    Одаренные дети - особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного, необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми - это оптимальный учет своеобразия природных особенностей каждого из них. Когда эти дети вынуждены заниматься по одной программке вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперед. В результате у них может угаснуть познавательных интерес, желание заниматься.

    7. Особенности и проблемы одаренных детей 

    Слайд 23.        Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:

    - на занятиях все легко и быстро схватывают;

    -знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

    - быстро запоминают услышанное или прочитанное;

    - решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

    -задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;

    -оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

    - очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное. Это типичные черты одаренных детей.

    Надо сказать, что одаренные дети очень разные: очень живые, даже иногда просто нахальные, и тихони, еле слышно произносящие ответ невероятно сложной задачи. Очень обаятельные, очаровательные и неловкие, стеснительные, оттаивающие лишь к концу встречи с незнакомым человеком(и то, если этот человек им понравился). Большинство из них проявляют интерес к математике, но многие рано начинают интересоваться биологией, химией, астрономией, физикой. Естественно, разные они и внешне: очень маленькие, хрупкие даже для своих дошкольных лет, и крупные, физически развитые, явно обгоняющие своих сверстников не только по умственному, но и по физическому развитию. Однако есть во всех этих очень разных детях нечто общее, что при известном опыте позволяет довольно быстро определить именно одаренного ребенка. Чаще всего без всяких тестов и прочих психологических измерений. Попытки понять, что же делает одаренного ребенка именно одаренным, что же отличает его от обычных детей, делались, естественно, много раз. Искали различия во всем. Часто считали, что основой повышенных способностей является память. Особая, чрезвычайно развитая память и позволяет одаренному ребенку показывать чудеса, она и делает его одаренным. Разумеется, память у одаренного ребенка практически всегда превосходная, но все же дело не в ней. Оказалось, во-первых, что память большинства самых обыкновенных детей становится просто превосходной, когда они имеют дело с чем-то, что их очень интересует. Память - одна из наиболее тренируемых психических функций. И хотя приемов развития памяти великое множество, тем не менее главный- как можно больше запоминать. Одаренные дети с большим увлечением занимаются умственной деятельностью и охотно и много запоминают. Как видим, различия в памяти между одаренными и обыкновенными детьми хотя и есть, но, очевидно, вторичны. Дело не в памяти. Точно так же не обнаружены сколько-нибудь принципиальные различия между обычными и одаренными детьми в восприятии, мышлении, даже в воображении. Различия, конечно, были, но не такие, чтобы их можно было рассмотреть как первопричину принципиальных, чрезвычайных различий в одаренности. А что же тогда эта первопричина? Главное, что объединяет всех, таких разных вундеркиндов, и что резко отличает их от обыкновенных детей - так называемая умственная активность. Одним из первых Н. С. Лейтес описал эту невероятную потребность одаренных детей в умственной работе, их, без преувеличения страсть к познанию. Это - главная потребность одаренного ребенка, независимо от возраста, темперамента, характера, интересов, пола, здоровья и т. п. Иначе говоря, именно стремление к познанию - самая яркая характеристика любого одаренного ребенка.

    Слайд 24. Американский психолог Б. Карне, кроме достоинств, отмечает проблемы одаренных детей:

    • Неприязнь к школе.
    • Игровые интересы.
    • Конформность (отрицание стандартных требований).
    • Погружение в философские проблемы.
    • Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
    • Стремление к совершенству.
    • Ощущение неудовлетворенности.
    • Нереалистические цели.
    • Сверхчувствительность.
    • Потребность во внимании взрослых.
    • Нетерпимость.
    • Низкая продолжительность сна.

    8. Подведение итогов.

    Я рада, что наш коллектив готов работать с одаренными детьми. Значит, каждый воспитатель соответствует тем высоким требованиям, которые так необходимы в работе с одаренными.  

    Слайд 25. Это прежде всего:

    - желание работать нестандартно

    - увлеченность своим делом

    - поисковая активность

    - любознательность

    - интеллектуальность

    - нравственность

    - эрудированность

    - потребность в научной и творческой деятельности,

    - знание психологии одаренных детей, мотивационная готовность к работе с одаренными

    - знание всех областей человеческой жизни.

    Слайд 26. Впереди у нас много работы. Надеюсь, совместными усилиями нам удастся выявить одаренных детей и помочь им развить свои способности.

    Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:

    - Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?

    - Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши. - Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.

     

    Литература. 

    1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.
    2. Джумагулова Т.Н. Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2009.
    3. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010
    4. Савенков А.И. Одаренный ребенок в детском саду и школе. – М.: Генезис, 2010
    5. В.С. Юркевич Одаренный ребенок иллюзии и реальность - М.: Просвещение, 2006.
    6. Богоявленская М. Проблемы одаренного ребенка//http://dob.1september.ru/ 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Детская одаренность. Диагностика детской одаренности.

      В настоящее время проблема детской одаренности достаточно актуальна. В данной статье рассматривается понятие "одаренности", особенности развития одаренных детей, а также диагностика....

    "Причины и формы проявления детской агрессии".

    Консультационный материал для родителей....

    Проявление одаренности у детей дошкольного возраста

    Статья посвящена проблеме работы с одаренными детьми. В статье отмечена необходимость и важность обнаружения у ребенка уникальных способностей, а также говорит об особенностях работы с одаренными деть...

    Карта наблюдений за проявлениями одаренности в различных сферах деятельности у детей старшего дошкольного возраста

    Карты наблюдений за детьми для выявления способных детей в различных сферах деятельности.Составитель: педагог-психолог МБДОУ ЦРР д/с №12 «Орлёнок» Антонова О.Т.Разработаны на основе анализ...

    Курсовая работа на тему "Причины формирования агрессивного поведения детей дошкольного возраста, формы проявления, пути преодоления."

    Курсовая посвящена теоретическому исследованию причин формирования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста....

    Выступление на педсовете. «Формы проявлений одаренности в детском возрасте»

    По определению авторов концепции: «Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов,...