Статья. Тема : "Значение развивающей игры для формирования умственных способностей ребенка."
статья (старшая группа) на тему

Низдерка Людмила Алексеевна

Игры направленые на формирование умственных способностей требуют целенаправленной активной мыслительной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.93 КБ

Предварительный просмотр:

Значение развивающей игры для формирования умственных способностей ребенка.

« … воспитание будущего деятеля

Происходит прежде всего в игре…»

(А. С. Макаренко )

Известно, что на каждом возрастном этапе определенный вид деятельности является ведущим. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Развивающая игра нацелена не только на формирование личностных качеств ребенка, но главным образом, на развитие умственных способностей. А  достижения в умственном развитии, к которым приходит ребенок благодаря развивающей игре, готовят его к школьному обучению.

        Развивающие игры - это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет как свои побудительные мотивы так и способы действия.

        Развивающая игра открывает широкий возможности для развития познавательных процессов, поскольку в игре ребенок не просто выполняет требования взрослого, как это происходит на занятиях, но и активно действует. В играх создается необходимая связь между практическими и умственными действиями , которая ведет к развитию ребенка.

        Благодаря тому, развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится как бы его достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативности ребенка. Кроме того, многие игры учат детей действовать « в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности.

        Игры, направленные на формирование умственных способностей требуют от ребенка целенаправленной активной мыслительной деятельности, умения мобилизоваться, сосредоточиться, чтобы найти верное решение. Кроме того, помогают выработать такие нравственные качества, как воля, выдержка, самообладание. В игре формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.

        Направленность данных игр на развитие познавательных и творческих способностей делает их незаменимым средством интеллектуального развития детей.

Классификация игр.

1.

  1. Игры направленные на развитие сенсорики  ( спектр, восприятие оттенков, цветов)
  2. Тактильное восприятие
  3. Зрительное восприятие сложных форм

2. Игры на развитие мелкой моторики.

3. Игры на развитие внимания и памяти.

4.

  1. Игры на развитие пространственного воображения.
  2. Начальные математические представления.
  3. Игра на классификации и обобщения.
  4. Игры на символизацию (развитие абстрактного мышления.)

5. Развитие репродуктивного и творческого воображения (развитие фантазии)

6. Развитие речи (пересказ и сочинение сказок)

Благодаря развивающим играм осмысленная деятельность ребенка становится его личным достоянием. Перенос усвоенного опыта в готовые ситуации, в его собственных играх является важным показателем творческой инициативности ребенка.

Таким образом развивающие игры служат «нишей» для развития творческой способности с самого раннего возраста. Задания – ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у детей»

Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запо...

План самообразования воспитателя на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста».

План самообразования воспитателя на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста»....

Статья "Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка дошкольника"

Игра это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной каждому человеку. Игра может быть как средством развлечения и отдыха, средством физического и обще...

Консультация для воспитателей на тему: «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника»

Важное значение в возникновении у детей игры особого рода театрализованной имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в св...

План самообразования на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

План самообразования на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»....