Главные вкладки

    Конспект НОД ООЧтение х/л "Ознакомление с марийским фольклором на основе сказки «ИЗИЙ» Александра Юзыкайна"
    план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

    Романова Татьяна Петровна

    Ознакомление с марийским фольклором на основе сказки "Изий"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatie_respublika.doc80.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект

    организации интегрированной

    непосредственно  образовательной деятельности

    (ОО  «Чтение художественной литературы»)

    воспитателя II квалификационной категории Романовой Т.П.

    в подготовительной к школе группе (от 6 до 7 лет)

    г. Волжска РМЭ ДОУ №13 «Буратино» 2012 год

    Тема: Ознакомление с марийским фольклором на основе сказки «ИЗИЙ»

    Александра Юзыкайна.

    Вид непосредственно  образовательной деятельности  

    Интегрированная

    Интегрируемые образовательные области

    «Чтение художественной литературы»

    «Коммуникация»

    «Социализация»

    «Здоровье»

    «Музыка»

    Форма деятельности

    Совместная деятельность взрослых и детей

    Виды деятельности

    Игровая

    Коммуникативная

    Чтение

    Цель

    Развивать интерес у  детей к художественной литературе посредством марийской сказки «ИЗИЙ» А. Юзыкайна

    Программные задачи

    Образовательные

    Продолжать развивать интерес детей к марийским  сказкам

    Пополнять литературный багаж детей марийскими  сказками

    Обучать приемам работы с тканью при изготовлении игрушки куколки

    Развивающие

    Развивать речевую активность (обогащать словарь детей)

    Развивать слуховое, зрительное внимание и воображение

    Развивать мелкую и общую моторику

    Раскрыть свое эмоциональное состояние цветом.

    Воспитательные

    Воспитание любви к родному краю и культурному наследию марийского народа.

    Приобщение к элементарным общепринятым моральным  нормам:  уважение и любовь к родителям и почитание их

    Словарная работа

    Активизация словаря: добрые, щедрые, ласковые, отзывчивые, грустные, больные, одинокие, несчастные

    Обогащение пассивного словаря:  великодушные

    Форма проведения

    Непосредственно образовательная деятельность с использованием культурного наследия марийского народа

    Материалы и оборудования

    Звуковая запись инструмента «гусли», макет огня, коврики цветные, иллюстративный материал по сказке, марийский костюм, инструмент гусли, материал для изготовления сказочной куколки

    Предварительная работа с детьми

    Чтение марийских сказок

    «Чтение художественной литературы»

    Рассказывание сказки «ИЗИЙ» Александра Юзыкайна

    «Коммуникация»

    Беседа о  марийском крае, о нравственности по содержанию  сказки

    «Социализация»

    Динамическая миниатюра «Гусли древние запели»

    «Здоровье»

    Психотренинг «Доброе утро»

    «Музыка»

    Музыкальное сопровождение

    Создание условий для  продуктивной самостоятельной деятельности

    Изготовление сказочной куколки

    Взаимодействие с семьей

    Использование сказочной куколки для  самостоятельного рассказывания детьми дома марийской сказки «ИЗИЙ»

    Техническое сопровождение

    Магнитофон, экран, компьютер

    Взаимодействие со специалистами

    Музыкальное обеспечение (музыкальный руководитель).

    Литературное обеспечение (учитель – логопед).

    Психолого – педагогическое обеспечение (педагог – психолог).

    Описание непосредственно  образовательной деятельности по теме: «Ознакомление с марийским фольклором на основе сказки «ИЗИЙ»  Александра Юзыкайна».

    Психотренинг: «Доброе утро»

    В круг скорее становитесь и добрее становитесь.

     Доброе утро, как добрая птица,

    Ласково, нежно в окно к нам стучится.

    Ребята, приготовьте, пожалуйста, свои ладошки. Сейчас мы будем передавать друг другу «Доброе утро» и называть друг друга ласковыми именами: «Доброе утро, Танечка, и т.д». А теперь покружимся и пусть наша доброта разливается над городом Йошкар – Ола, над нашем марийским  краем.

    Предлагаю присесть.

    Все внимание на экран (слайд  - картина природы Республики Марий Эл с музыкальным сопровождением и применением устного творчества (поэзии)

    Марийский край на карте не велик, (слайд карты)

    Но дорог каждому, родившемуся здесь.

    «Марий Чодра» - национальный парк, (слайд лесопарковой зоны «Марий Чодра»)

    Хранитель леса, тайн и старины.

    Здесь хвойный лес хранит народ мари, (слайд картины леса)

    Здесь белые березки, трепеща ветвями,

    Танцуют в вальсе с ночи до зари,

    Качая в такт зелеными кудрями.

    В лесах так много ягод и грибов

    Вкусна вода из чистых родников (слайд родников)

    Вокруг озер так много здесь (слайд озер)

    О край озер! Любимый край.

    Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить?

    Правильно, сегодня мы с вами  будем говорить о нашем родном крае и о тайнах старины глубокой – сказках родного края.

    Вступление.

    Марийцы издавна жили в лесном краю. Жизнь простого марийца была тяжела. Многие годы народ мечтал о справедливости и доброте и эту заветную мечту он высказывал в сказках. Кто слышал марийские народные сказки, тот знает, какая радость слушать  их. А кто еще не слышал, тот может услышать сегодня. Но перед тем, как приступить к сказке, я предлагаю вам вспомнить старинный обычай.

    Приглашаю на полянку, сядьте как вам удобно  (дети рассаживаются на «полянке»)

    Возьмитесь за руки друзья,

    Закроем мы сейчас глаза.

    Скажем дружно мы слова:       (запись)

    Гусли, гусли заиграйте (по одной струне)

    Гусли, гусли поиграйте (провести по всем струнам)

    Гусли, гусли зазвените (мелодия)

    В сказку нас вы позовите (дети открывают глаза).

    Сюрпризный момент: перевоплощение воспитателя в марийскую сказочницу – сказительницу.

    - Салам лийже, здравствуйте. Я сказительница Чукай Тачана  (сидит на пеньке с гуслями)

    В сказках много выдумки, но выдумка эта особенная.

    Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.

    Расскажу вам сказку я,  слушайте внимательно, друзья.  Сказка называется  «ИЗИЙ», сочинил ее Александр Юзыкайн.

    1. Рассказывание сказки (иллюстративное сопровождение).
    2. Беседа о нравственности по содержанию  сказки.  

     Интересная сказка? Она не только интересная, но и поучительная. Сказка – выдумка, но в ней поученье для людей.

    Как вы думаете, за что белочка наказала двух дочерей, превратив их в лягушку и паучиху? (они были злыми, ленивыми, недобрыми, не уважали и не заботились о старших).

    Почему надо заботиться о своих родителях?

    Так и в сказке говориться:

     Кто забыл про долг и стыд

    и отца и мать не чтит,

    а печется о своем благе –

    схож он с пауком

    иль лягушкой,

     и презрен среди людей.

    Что бывает с теми людьми, о ком не заботятся? 

    (они одинокие, несчастные, грустные, больные).

    Одних людей забывают сразу, а другие надолго остаются в мудрой памяти людской. Как вы думаете, почему?  (добрые, щедрые, ласковые, отзывчивые, великодушные)

    Кто в сказке обладал этими качествами?

    Сейчас я вам напомню, как об этом говорится в сказке.

    Тот, кто добр и щедр душой,

    В мудрой памяти людской

    как цветок весной цветет,

    людям свет живой несет.

    Вот поэтому об ИЗИЙ помнят до сих пор, слагают сказки.

    И вы, ребята, старайтесь вести себя так, что бы о вас говорили только хорошее, и вам не было стыдно за свои поступки. Ведь не зря говорится в поговорке «Кто как себя ведет, такая слава и пойдет».

    Сейчас отдохнем ребята.

    Динамическая миниатюра (2 раза) «Гусли древние запели»

    Гусли древние запели

    И для всех нас зазвенели  (игра на инструменте)

    А теперь пора сплясать нашу удаль показать (слова воспитателя, запись мелодии)

    Движение волны (перед собой)

    Притопы на месте

    Движение волны в стороны (руки в стороны)

    Притопы и поворот вокруг себя

    Хлопки (повтори ритмический рисунок)

    Отдохнули мы друзья поработать нам пора, приглашаю за столы.

    Работа за столами:

    Продуктивная деятельность: «Рисунок добра и зла».

    Цель: создание рисунков выражающих свое отношение к добру и злу.

    Задача:

    Раскрыть свое эмоциональное состояние цветом.

    Результат: создание рисунка.

    Способы работы:

    Сказка «Изий» Александра Юзыкайна показала, что есть люди добрые и злые. А вы знаете , что добро и зло можно нарисовать цветом. Каким цветом можно изобразить «добро», «зло».

    У каждого из вас по 2 листа бумаги и разноцветные мелки. С помощью их попытайтесь  нарисовать на одном листе зло, на другом  добро. (дети нарисовали)

    А теперь разместите на доске свои листы с одной стороны «зло», с другой «добро».

    Подумайте  и скажите  каким бывает зло «темное», «черное», «тяжелое», «колючее», «злое» и т.д.

    Каким бывает добро «светлым», «добрым», «ярким», «радостным», «мягким» и т.д.

    Какой рисунок вам больше нравится?

    Да, ребята, вы правы. Добро – это свет, это тепло, это красота, это жизнь.

    Добро всегда побеждает в жизни зло.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ознакомление с марийским фольклором на основе сказки «ИЗИЙ» Александра Юзыкайна.

    ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Развивать интерес у  детей к художественной литературе посредством марийской сказки «ИЗИЙ» А. Юзыкайна...

    Конспект занятия «Игровой фольклор – как основа развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

    Демонстрация умений и навыков детей приобретенных в ходе освоения программы по народному творчеству....

    Технологическая карта занятия по восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

    Технологическая карта занятияпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скре...

    Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

    Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...