Конспект НОД ООЧтение х/л "Ознакомление с марийским фольклором на основе сказки «ИЗИЙ» Александра Юзыкайна"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Ознакомление с марийским фольклором на основе сказки "Изий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatie_respublika.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организации интегрированной

непосредственно  образовательной деятельности

(ОО  «Чтение художественной литературы»)

воспитателя II квалификационной категории Романовой Т.П.

в подготовительной к школе группе (от 6 до 7 лет)

г. Волжска РМЭ ДОУ №13 «Буратино» 2012 год

Тема: Ознакомление с марийским фольклором на основе сказки «ИЗИЙ»

Александра Юзыкайна.

Вид непосредственно  образовательной деятельности  

Интегрированная

Интегрируемые образовательные области

«Чтение художественной литературы»

«Коммуникация»

«Социализация»

«Здоровье»

«Музыка»

Форма деятельности

Совместная деятельность взрослых и детей

Виды деятельности

Игровая

Коммуникативная

Чтение

Цель

Развивать интерес у  детей к художественной литературе посредством марийской сказки «ИЗИЙ» А. Юзыкайна

Программные задачи

Образовательные

Продолжать развивать интерес детей к марийским  сказкам

Пополнять литературный багаж детей марийскими  сказками

Обучать приемам работы с тканью при изготовлении игрушки куколки

Развивающие

Развивать речевую активность (обогащать словарь детей)

Развивать слуховое, зрительное внимание и воображение

Развивать мелкую и общую моторику

Раскрыть свое эмоциональное состояние цветом.

Воспитательные

Воспитание любви к родному краю и культурному наследию марийского народа.

Приобщение к элементарным общепринятым моральным  нормам:  уважение и любовь к родителям и почитание их

Словарная работа

Активизация словаря: добрые, щедрые, ласковые, отзывчивые, грустные, больные, одинокие, несчастные

Обогащение пассивного словаря:  великодушные

Форма проведения

Непосредственно образовательная деятельность с использованием культурного наследия марийского народа

Материалы и оборудования

Звуковая запись инструмента «гусли», макет огня, коврики цветные, иллюстративный материал по сказке, марийский костюм, инструмент гусли, материал для изготовления сказочной куколки

Предварительная работа с детьми

Чтение марийских сказок

«Чтение художественной литературы»

Рассказывание сказки «ИЗИЙ» Александра Юзыкайна

«Коммуникация»

Беседа о  марийском крае, о нравственности по содержанию  сказки

«Социализация»

Динамическая миниатюра «Гусли древние запели»

«Здоровье»

Психотренинг «Доброе утро»

«Музыка»

Музыкальное сопровождение

Создание условий для  продуктивной самостоятельной деятельности

Изготовление сказочной куколки

Взаимодействие с семьей

Использование сказочной куколки для  самостоятельного рассказывания детьми дома марийской сказки «ИЗИЙ»

Техническое сопровождение

Магнитофон, экран, компьютер

Взаимодействие со специалистами

Музыкальное обеспечение (музыкальный руководитель).

Литературное обеспечение (учитель – логопед).

Психолого – педагогическое обеспечение (педагог – психолог).

Описание непосредственно  образовательной деятельности по теме: «Ознакомление с марийским фольклором на основе сказки «ИЗИЙ»  Александра Юзыкайна».

Психотренинг: «Доброе утро»

В круг скорее становитесь и добрее становитесь.

 Доброе утро, как добрая птица,

Ласково, нежно в окно к нам стучится.

Ребята, приготовьте, пожалуйста, свои ладошки. Сейчас мы будем передавать друг другу «Доброе утро» и называть друг друга ласковыми именами: «Доброе утро, Танечка, и т.д». А теперь покружимся и пусть наша доброта разливается над городом Йошкар – Ола, над нашем марийским  краем.

Предлагаю присесть.

Все внимание на экран (слайд  - картина природы Республики Марий Эл с музыкальным сопровождением и применением устного творчества (поэзии)

Марийский край на карте не велик, (слайд карты)

Но дорог каждому, родившемуся здесь.

«Марий Чодра» - национальный парк, (слайд лесопарковой зоны «Марий Чодра»)

Хранитель леса, тайн и старины.

Здесь хвойный лес хранит народ мари, (слайд картины леса)

Здесь белые березки, трепеща ветвями,

Танцуют в вальсе с ночи до зари,

Качая в такт зелеными кудрями.

В лесах так много ягод и грибов

Вкусна вода из чистых родников (слайд родников)

Вокруг озер так много здесь (слайд озер)

О край озер! Любимый край.

Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить?

Правильно, сегодня мы с вами  будем говорить о нашем родном крае и о тайнах старины глубокой – сказках родного края.

Вступление.

Марийцы издавна жили в лесном краю. Жизнь простого марийца была тяжела. Многие годы народ мечтал о справедливости и доброте и эту заветную мечту он высказывал в сказках. Кто слышал марийские народные сказки, тот знает, какая радость слушать  их. А кто еще не слышал, тот может услышать сегодня. Но перед тем, как приступить к сказке, я предлагаю вам вспомнить старинный обычай.

Приглашаю на полянку, сядьте как вам удобно  (дети рассаживаются на «полянке»)

Возьмитесь за руки друзья,

Закроем мы сейчас глаза.

Скажем дружно мы слова:       (запись)

Гусли, гусли заиграйте (по одной струне)

Гусли, гусли поиграйте (провести по всем струнам)

Гусли, гусли зазвените (мелодия)

В сказку нас вы позовите (дети открывают глаза).

Сюрпризный момент: перевоплощение воспитателя в марийскую сказочницу – сказительницу.

- Салам лийже, здравствуйте. Я сказительница Чукай Тачана  (сидит на пеньке с гуслями)

В сказках много выдумки, но выдумка эта особенная.

Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.

Расскажу вам сказку я,  слушайте внимательно, друзья.  Сказка называется  «ИЗИЙ», сочинил ее Александр Юзыкайн.

  1. Рассказывание сказки (иллюстративное сопровождение).
  2. Беседа о нравственности по содержанию  сказки.  

 Интересная сказка? Она не только интересная, но и поучительная. Сказка – выдумка, но в ней поученье для людей.

Как вы думаете, за что белочка наказала двух дочерей, превратив их в лягушку и паучиху? (они были злыми, ленивыми, недобрыми, не уважали и не заботились о старших).

Почему надо заботиться о своих родителях?

Так и в сказке говориться:

 Кто забыл про долг и стыд

и отца и мать не чтит,

а печется о своем благе –

схож он с пауком

иль лягушкой,

 и презрен среди людей.

Что бывает с теми людьми, о ком не заботятся? 

(они одинокие, несчастные, грустные, больные).

Одних людей забывают сразу, а другие надолго остаются в мудрой памяти людской. Как вы думаете, почему?  (добрые, щедрые, ласковые, отзывчивые, великодушные)

Кто в сказке обладал этими качествами?

Сейчас я вам напомню, как об этом говорится в сказке.

Тот, кто добр и щедр душой,

В мудрой памяти людской

как цветок весной цветет,

людям свет живой несет.

Вот поэтому об ИЗИЙ помнят до сих пор, слагают сказки.

И вы, ребята, старайтесь вести себя так, что бы о вас говорили только хорошее, и вам не было стыдно за свои поступки. Ведь не зря говорится в поговорке «Кто как себя ведет, такая слава и пойдет».

Сейчас отдохнем ребята.

Динамическая миниатюра (2 раза) «Гусли древние запели»

Гусли древние запели

И для всех нас зазвенели  (игра на инструменте)

А теперь пора сплясать нашу удаль показать (слова воспитателя, запись мелодии)

Движение волны (перед собой)

Притопы на месте

Движение волны в стороны (руки в стороны)

Притопы и поворот вокруг себя

Хлопки (повтори ритмический рисунок)

Отдохнули мы друзья поработать нам пора, приглашаю за столы.

Работа за столами:

Продуктивная деятельность: «Рисунок добра и зла».

Цель: создание рисунков выражающих свое отношение к добру и злу.

Задача:

Раскрыть свое эмоциональное состояние цветом.

Результат: создание рисунка.

Способы работы:

Сказка «Изий» Александра Юзыкайна показала, что есть люди добрые и злые. А вы знаете , что добро и зло можно нарисовать цветом. Каким цветом можно изобразить «добро», «зло».

У каждого из вас по 2 листа бумаги и разноцветные мелки. С помощью их попытайтесь  нарисовать на одном листе зло, на другом  добро. (дети нарисовали)

А теперь разместите на доске свои листы с одной стороны «зло», с другой «добро».

Подумайте  и скажите  каким бывает зло «темное», «черное», «тяжелое», «колючее», «злое» и т.д.

Каким бывает добро «светлым», «добрым», «ярким», «радостным», «мягким» и т.д.

Какой рисунок вам больше нравится?

Да, ребята, вы правы. Добро – это свет, это тепло, это красота, это жизнь.

Добро всегда побеждает в жизни зло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с марийским фольклором на основе сказки «ИЗИЙ» Александра Юзыкайна.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Развивать интерес у  детей к художественной литературе посредством марийской сказки «ИЗИЙ» А. Юзыкайна...

Технологическая карта занятия по восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Технологическая карта занятияпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скре...

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию "Путешествие в марийский фольклор".

В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице, малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Поэтому актуальной сегодня я...