Ознакомление с марийским фольклором на основе сказки «ИЗИЙ» Александра Юзыкайна.
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Иванова Алевтина Николаевна

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Развивать интерес у  детей к художественной литературе посредством марийской сказки «ИЗИЙ» А. Юзыкайна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_mariyskim_folklorom_na_osnove_skazki.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организации интегрированной непосредственно  образовательной деятельности  (ОО  «Чтение художественной литературы»)

Тема: Ознакомление с марийским фольклором на основе сказки «ИЗИЙ»

Александра Юзыкайна.

Цель

Программные задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Развивать интерес у  детей к художественной литературе посредством марийской сказки «ИЗИЙ» А. Юзыкайна

Продолжать развивать интерес детей к марийским  сказкам

Пополнять литературный багаж детей марийскими  сказками

Развивать речевую активность (обогащать словарь детей)

Развивать слуховое, зрительное внимание и воображение

Развивать мелкую и общую моторику

Раскрыть свое эмоциональное состояние цветом.

Воспитание любви к родному краю и культурному наследию марийского народа.

Приобщение к элементарным общепринятым моральным  нормам:  уважение и любовь к родителям, и почитание их

1 слайд. Психотренинг: «Доброе утро»

Доброе утро птицы запели,

Добрые люди вставайте с постели

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идёт по делам.

Поро кече удыр - рвезе -влак. Я пожелала вам доброго дня, доброго солнышка. Предлагаю и вам пожелать  друг другу, мне, гостям "Поро кече".
Воспитатель: Ребята, покажите мне свои ладошки, а теперь их потрите друг о дружку. Что чувствуете?
Дети: Тепло.
Воспитатель: Поделитесь своим добром, теплом друг с другом. А как можно это сделать?
Дети: Взявшись за руки.
Сейчас мы будем передавать друг другу «Доброе утро» и называть друг друга ласковыми именами: «Доброе утро, Танечка, и т.д».

2 слайд-6 слайд   Ребята посмотрите на экран, Что вы видите?

Все внимание на экран (слайд  - картина природы Республики Марий Эл с применением устного творчества (поэзии)

У каждого листочка

У каждого ручья

Есть главное на свете -

Есть Родина своя.

A там, где мы родились,

Где радостно живем,

Края свои родные

Мы, Марий Эл зовём. (Е. Карасёв)

Ребята,  сегодня мы с вами  будем говорить о нашем родном крае и о тайнах старины глубокой – сказках родного края.

Вступление.

7 слайд Марийцы издавна жили в лесном краю. Жизнь простого марийца была тяжела. Многие годы народ мечтал о справедливости и доброте и эту заветную мечту он высказывал в сказках. Кто слышал марийские народные сказки, тот знает, какая радость слушать  их. А вам читали марийские сказки?  Я приглашаю вас в марийскую сказку.

Возьмитесь за руки,

Закройте  сейчас глаза.

Повторяйте за мной такие слова:

8 слайд Гусли, гусли заиграйте

Гусли, гусли поиграйте

Гусли, гусли зазвените

В сказку нас вы позовите (дети открывают глаза).

Сюрпризный момент: перевоплощение воспитателя в марийскую сказочницу – сказительницу.

- Салам лийже, здравствуйте. Я сказительница марийских сказок (сидит на пеньке). Это моя сказочная поляна. Присаживайтесь на подушки, сядьте как вам удобно  (дети рассаживаются на «полянке»).

В сказках много выдумки, но выдумка эта особенная.

Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.

9 слайд Расскажу вам сказку я,  слушайте внимательно, друзья.  Сказка называется  «ИЗИЙ» (Малышка), сочинил ее Александр Юзыкайн.

  1. Рассказывание сказки (иллюстративное сопровождение).
  2. Беседа о нравственности по содержанию  сказки.  

 Интересная сказка? Она не только интересная, но и поучительная. Сказка – выдумка, но в ней поученье для людей.

Как вы думаете, за что белочка наказала двух дочерей, превратив их в лягушку и паучиху? (они были злыми, ленивыми, недобрыми, не уважали и не заботились о старших).

А вы заботитесь о своих родителях?

Почему надо заботиться о своих родителях?

Так и в сказке говориться:

 Кто забыл про долг и стыд

и отца и мать не чтит,

а печется о своем благе –

похож он с пауком

и  лягушкой,

 и презрен среди людей.

15 слайд - А об ИЗИЙ помнят до сих пор, слагают сказки.

И вы, ребята, старайтесь вести себя так, что бы о вас говорили только хорошее, и вам не было стыдно за свои поступки. Ведь не зря говорится в поговорке «Кто как себя ведет, такая слава и пойдет».

Сейчас отдохнем ребята.

16 слайд             Физминутка "Улыбнитесь"

 Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

 Быстро встаньте, улыбнитесь,

 Выше, выше потянитесь.

 Ну-ка плечи распрямите.

 Поднимите, опустите.

 Влево, вправо повернулись,

 Руками коленей коснулись.

 Сели - встали, сели - встали

 И на месте побежали.

Ну а теперь нам пора в обратный путь.

Возьмитесь за руки, Закройте  глаза. Скажем дружно мы слова: Повторяйте за мной такие слова:

  17 слайд Гусли, гусли заиграйте

Гусли, гусли поиграйте

Гусли, гусли зазвените

В детский сад нас  позовите!

Приглашаю за столы.

В сказке  «Изий» Александра Юзыкайна мы узнали, что есть люди добрые и злые. А вы знаете, что добро и зло можно нарисовать цветом. Каким цветом можно изобразить «добро», «зло». Какие чувства возникают у вас, когда мы говорим «добро», «зло».

У каждого из вас на столе по 2 листа бумаги и разноцветные мелки. С помощью их я предлагаю вам нарисовать на одном листе зло, на другом  добро.

18 слайд (дети рисуют)

А теперь разместите на доске свои листы с одной стороны «зло», с другой «добро». Подумайте  и скажите,  каким бывает зло,  «темное», «черное», «тяжелое», «колючее», «злое» и т.д.

Каким бывает добро «светлым», «добрым», «ярким», «радостным», «мягким» и т.д.

Какой рисунок вам больше нравится?

19  слайд Да, ребята, вы правы. Добро – это свет, это тепло, это красота, это жизнь.

Добро всегда побеждает в жизни зло.

Ребята, вы молодцы, справились с заданием. И я хочу вам подарить на память

Конспект организации интегрированной

непосредственно  образовательной деятельности

(ОО  «Чтение художественной литературы»)

Тема: Ознакомление с марийским фольклором на основе сказки «ИЗИЙ»

Александра Юзыкайна.

Вид непосредственно  образовательной деятельности

Интегрированная

Интегрируемые образовательные области

«Чтение художественной литературы»

«Коммуникация»

«Социализация»

«Здоровье»

«Музыка»

Форма деятельности

Совместная деятельность взрослых и детей

Виды деятельности

Игровая

Коммуникативная

Чтение

Цель

Развивать интерес у  детей к художественной литературе посредством марийской сказки «ИЗИЙ» А. Юзыкайна

Программные задачи

Образовательные

Продолжать развивать интерес детей к марийским  сказкам

Пополнять литературный багаж детей марийскими  сказками

Развивающие

Развивать речевую активность (обогащать словарь детей)

Развивать слуховое, зрительное внимание и воображение

Развивать мелкую и общую моторику

Раскрыть свое эмоциональное состояние цветом.

Воспитательные

Воспитание любви к родному краю и культурному наследию марийского народа.

Приобщение к элементарным общепринятым моральным  нормам:  уважение и любовь к родителям, и почитание их

Словарная работа

Активизация словаря: добрые, щедрые, ласковые, отзывчивые, грустные, больные, одинокие, несчастные

Обогащение пассивного словаря:  великодушные

Форма проведения

Непосредственно образовательная деятельность с использованием культурного наследия марийского народа

Материалы и оборудования

Звуковая запись инструмента «гусли», иллюстративный материал по сказке, марийский костюм, восковые мелки, по два листочка на каждого ребенка, подушки, пенёк.

Предварительная работа с детьми

Чтение марийских сказок

«Чтение художественной литературы»

Рассказывание сказки «ИЗИЙ» Александра Юзыкайна

«Коммуникация»

Беседа о  марийском крае, о нравственности по содержанию  сказки

«Социализация»

Физкультминутка «Улыбнитесь»

«Здоровье»

Психотренинг «Доброе утро»

«Музыка»

Музыкальное сопровождение

Техническое сопровождение

Экран, компьютер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Алёнушкины сказки" для детей младшего возраста по ознакомлению с русским фольклором

Занятие "Алёнушкины сказки" - является одним из цикла занятий авторского проекта по развитие социально-коммуникативных качеств младших дошкольников "Начало начал". Носит интегрированный характер ...

Технологическая карта занятия по восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Технологическая карта занятияпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скре...

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию "Путешествие в марийский фольклор".

В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице, малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Поэтому актуальной сегодня я...