Коррекционная работа.
учебно-методический материал на тему

Шередеко Наталья Валерьевна

Оздоровительно- коррекционная работа средствами искусства. Для детей с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnaya_rabota.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида II-ой категории  № 8 «Чебурашка»

«Оздоровительно-коррекционная работа средствами искусства»

                   Музыкальный руководитель:

Шередеко Наталья Валерьевна

г. Белая Калитва

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии, является весьма острой и актуальной на сегодняшний день, Как показывают исследования ученых, этот    процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: дефектологов, педагогов-психологов, логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей.

Музыкальное воспитание имеет не только развивающую, но коррекционную направленность в работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью. Оно способствует коррекции многих недостатков их психического и физического развития - эмоциональной и сенсорно   сферы, внимания, речи.

На первом этапе обучения развития слухового восприятия звуков окружающего, введение ребенка в мир музыкального звучания, приобретает особое значение,

Работа по музыкальному воспитанию на занятиях осуществляется по следующим направлениям; слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах,

На втором этапе обучения направленно на развитие у детей способности эмоционально, адекватно воспринимать музыку разного характера: слухового внимания; музыкального слуха (звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового); умение участвовать в различных видах музыкальной деятельности (пение, танцах, хороводах, игре на детских музыкальных инструментах).

На занятиях я ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Воспитывать положительное отношение к музыкальным
    занятиям, желание слушать музыку, петь, танцевать.
  2. Обогащать детей музыкальными впечатлениями.
  3. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
  4. Учить связывать знакомые мелодии с образами животных (зайца, медведя, лошадки и др.).
  5. Учить различать музыку разного характера: марш, пляску,
    колыбельную.

           Продолжать знакомить с игрой    на детских  музыкальных инструментах, для коллективного исполнения.

Учитывая особенности развития детей с задержкой психического развития, я пришла к необходимости частичного использования на музыкальных занятиях программ «Гармония» и «Синтез», разработанных авторским коллективом Центра «Гармония» под руководством доктора психологических наук академии РАЕН и академии творческой педагогики Тарасовой К.В..

Эти программы основываются на закономерностях музыкального развития дошкольников, выявленных в результате научных исследований,

Как организовать на музыкальных занятиях детей, с разным уровнем подготовленности, развития имеющих разные патологии?

Главное - заинтересовать детей, создать интересную игровую ситуацию.

Как собрать внимание детей?

Авторы программы отмечают: внутреннее напряжение детей выражается в зажатости рук и ног. Опыт работы показал, что лучше всего начинать занятие с концентрации внимания ребенка на самом себе: «Музыка любит красоту -давайте станем красивыми!» Одним из таких упражнений программы «Гармония» я часто начинаю музыкальные занятия: Дети встают врассыпную, наклоняются, и полностью расслабляются (руки свободно висят в низу, голова повисла, спина и колени стали мягкими...).

Программа «Синтез» это программа развития музыкального восприятия на основе соединения музыки с литературой, живописью (архитектурой, скульптурой, художественной фотографией), народным прикладным искусством.

Главная задача этой программы – ввести ребенка в мировую художественную культуру, обогатить его внутренний мир, воспитать художественный вкус, привить чувство прекрасного. А для наших детей – и ликвидировать с помощью смежных видов искусств отставания в общем развитии, преодолеть фрагментарность восприятия, развить образное мышление.

По результатам диагностики можно пронаблюдать следующие результаты: например, у Ильи на начало учебного года бал слабо развит мелодический и ритмический слух, также творческое мышление было на низком уровне. Ребенок был замкнут и с трудом шел на контакт. Но благодаря системным занятиям по звукотерапии (прослушивали ряд музыкальных произведений Бетховена, Гайдна, Моцарта) и применение программы «Синтез» (слушали произведение «Дождик» в обработке Попатенко и «Марш деревянных солдатиков» музыка Чайковского), а затем изображали на рисунках музыкальные образы, Илья стал более раскрепощенным и свободным. С помощью методик для развития мелодического и ритмического слуха (пропивали одну и туже песню в разных тональностях, играли с ритмическим кубиком). На конец учебного года показатели повысились.

Психологическое здоровье одна из важнейших характеристик личности «маленького человека» отражающего особенности психического развития на всем протяжении его жизненного пути.

Большое значение уделяется музыке. Она развивает у ребенка чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку, Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. Индивидуальная музыкотерапия осуществляет в трех вариантах:

  • с коммуникативным действиям (музыкальное произведение
    прослушивают педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению
    взаимоотношений);
  • реактивным действиям (достигается катарсис);
  • регулятивным действием (снимается нервно-психическое напряжение).

          Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию.  Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой является преодоление коммуникативных расстройств.

От угнетения меланхолии можно освободиться   при прослушивании произведений Л.В. Бетховена («К радости» «Шестая симфония»). Раздражение и гнев можно снять музыкой Р. Вагнера («Хор пиллигриммов»).

При подборе произведения для прослушивания я опираюсь на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции

Работа с ребенком – процесс, требующий осторожности и деликатности. Число методов, облегчающих детям выражения их чувств с помощью рисования, пения, драматизации бесконечно. Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может «выговориться». Выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них. Фантазии, отображенные на бумаге или звуках, не редко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, проявляющихся значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме.

Поэтому моя цель –  помочь ребенку научиться владеть языком искусства, как средством эмоционального развития, являющимся фундаментом, на котором реконструируется здание гармоничной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997

Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель...

Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи

Перспективный план коррекционной работы  в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи....

Комплексная коррекционная работа в логопедических группах ДОУ коррекционной направленности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Предлагается материал по взаимосвязи специалистов логопедических групп детского сада коррекционной направленности в соответствии с требованиями ФГОС. Главная цель данной работы - учитывать особен...

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ДОУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ.

Данная статья посвящена организации коррекционно-образовательной работы в коррекционном ДОУ для детей с ОВЗ. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславлив...

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии Основные направления коррекционной работы

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии. Основные направления коррек...

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...