Проект в старшей группе "Что за прелесть эти сказки!" (образовательная область "Художественная литература"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Федонова  Анна Дмитриевна

Проект разработан с целью приобщения детей и родителей к русским народным сказкам с учётом интеграции образовательных областей в рамках внедрения ФГОС в практику работы ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chto_za_prelest_eti_skazki_chistyy.docx37.29 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждён

Зав. МДОУ №20 «Рябинушка»

_________Ю.Н. Бурякова

30.08.2013г.

Проект

 «Что за прелесть эти сказки!»

в старшей логопедической группе

 «Радуга»

Разработала: воспитатель

Федонова А.Д.

2013 г.

      Тема проекта: «Что за прелесть эти сказки!»

     Руководитель проекта: воспитатель  старшей логопедической группы «Радуга» Федонова А.Д.

     Участники проекта: дети старшей логопедической группы, их родители, воспитатели.

     Вид проекта: долгосрочный, групповой, информационно-творческий.

     Сроки реализации: сентябрь 2013г.- январь 2014г.

Актуальность.

Сказка – ложь, да в ней – намек,

 добрым молодцам урок.

 А. С. Пушкин.

       Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного, доброго человека, умеющего постоять за свое достоинство.

      Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка в период дошкольного детства.

       Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы. В современном обществе к сказкам теряется интерес. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение. Если в семье не читают, не рассказывают ребёнку сказку, у него не разовьётся интерес к чтению в будущем. А сказка пользуется  у детей огромной любовью. Она учит, вселяет в жизнь ребёнка оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.

       На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной.

Цель

       Приобщение  детей к художественной литературе на примере сказок, накопление у детей  запаса литературных художественных впечатлений.

Задачи

  1. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажей сказок, знать название сказки, пересказывать содержание и выражать своё отношение к героям сказки.
  2. Знакомить с художниками-иллюстраторами РНС – Е.М. Рачёвым и Ю.А. Васнецовым.
  3. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов.
  4. Закреплять  и совершенствовать умения использовать средства выразительности (поза, жест, мимика, интонация, движения).
  5.  Воспитывать  звуковую культуру речи и образную выразительность.
  6.  Возобновить традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

Определение темы проекта.

       Намечается план движения к поставленной цели, который обсуждается и с детьми, и с родителями. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей и дополнение задач детьми. Формулируется проблема о моральной стороне сказок и привитии любви к сказкам и театральной деятельности. После чего дети вовлекаются в решение проблемы «Чему нас учат сказки? » через игровую ситуацию и дидактические игры, способствуя возникновению мотивации к творческой деятельности.

       Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Использование компьютерных технологий, подбор научной литературы журналов, газет, иллюстративного материала, художественной литературы, пословиц, поговорок. Изучение опыта работы педагогов по данной теме.     Обработка информационного материала.

      Подготовка и пополнение  предметно-развивающей среды.

Основной этап

     Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.

     Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных). Совместная деятельность воспитателей, детей, их родителей. Оформление выставок поделок и рисунков «В гостях у сказки», создание мини музея «Сказки моего детства». Подготовка консультаций для родителей по данной тематике. Проведение тематического родительского собрания  «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка»

      При реализации данного проекта использовались принципы интеграции образовательных областей, связь с реальной жизнью, с семьей.

По необходимости со стороны взрослых исполнителей проекта оказывается ребятам практическую помощь, а также направляется и контролируется осуществление данного проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Заключительный этап

       Досуг «Путешествие по сказкам»

       Презентация проекта: методическая неделя в ДОУ, родительское собрание в группе – январь, 2014г.  

Материалы и оборудование: книги со сказками, иллюстрации Е.М Рачёва по сказкам, костюмы для театрализации, изобразительные средства и материалы для рисования сказочных персонажей, несколько видов кукольного театра (настольный, театр петрушек, деревянный), мини-музей «Сказки моего детства»

Пути реализации проекта

1. Оформление и пополнение книжного уголка сказками. Ежедневное чтение сказок с рассматриванием иллюстраций художников к сказкам (русских народных, сказкотерапия, коррекционные сказки) .

2. Рисование иллюстраций к сказкам детьми.

3. Экскурсия в детскую библиотеку  

 4.Организация выставки рисунков детей по прочитанным сказкам в группе.

3. Разучивание пословиц, зачинов и концовки сказок.

4. Привлечение родителей к работе над проектом

5. Организация мини - музея «Сказки моего детства»

6. Защита проекта. Досуг «Путешествие по сказкам»

Предполагаемый результат

Дети смогут:

- проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;

- называть прочитанные сказочные произведения, рассказывать сказки, оценивать поступки героев, давать им характеристику;

- уметь использовать различные средства выразительности;

- уметь изображать героев сказок на бумаге;

- называть художников – иллюстраторов русских народных сказок

Перспективный план работы по реализации проекта

месяц

воспитатель

дети

родители

сентябрь

Вовлечение родителей в проектную деятельность

Пополнение развивающей среды по теме проекта

Ежедневное чтение РНС, поговорок, потешек

Рассматривание иллюстраций

Пополнение развивающей среды группы

Приобрести книги со сказками, изобразительные средства и материалы

октябрь

Пополнение развивающей среды по теме проекта

НОД Чтение РНС «Лиса и журавль» -10.10.2013г.

Беседа о книгах сказок, о сказках, которые читали детям родители (ежедневные ситуативные и индивидуальные беседы)

Рисование животных к РНС

«Сказка бродит у ворот» - 15.10.2013г.

Рассматривание собранных экспонатов  в мини-музее. (по мере поступления новых экспонатов)

Сбор экспонатов для мини-музея «Сказки моего детства»

Консультация «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки?»

ноябрь

Пополнение развивающей среды по теме проекта НОД Экскурсия в детскую библиотеку.- 14.11.2013г. Чтение РНС «Заяц-хвастун» - 19.11.2013

Рекомендации для родителей «Как сделать речь ребёнка образной и выразительной с помощью сказки» - 15.11.2013г.

Оформление выставки детского рисунка «Мои любимые сказки» -29.11.2013г.

Экскурсия в библиотеку

«Русские народные сказки» Художник иллюстратор Е.М. Рачёв

Игры-драматизации по знакомым РНС по желанию детей

Рисование к сказкам о животных для выставки «Наши любимые сказки»

Чтение детям сказок. Семейное чтение

Сбор материалов «Сказка глазами разных художников –иллюстраторов»

Помощь в оформлении выставок в группе.

декабрь

Рассказывание РНС «Зайка-зазнайка» Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа.

Знакомство с фразеологизмами (задирать нос)

Размещение в СМИ информации по реализации проекта – 14.12.2013г.

Развлечение «В гостях у сказки» - 15.12.2013г.

Играем в сказку «Зайка-зазнайка»

Сказкотерапия

Упражнения на ритмизацию  «Движение героев сказки»

Пантомимический этюд «Хвастовство» Игра «Угадай по движению»

Упражнения на активизацию лексики «Я начну, а ты продолжи»

Развлечение «В гостях у сказки»

Индивидуальные консультации «Как развить интерес детей к реализации проекта

Подбор атрибутов к развлечению

январь

НОД «Сказки гуляют по свету» - 21.101.2014г.

Завершение проекта. Досуг «путешествие по сказкам» - 24.01.2014г.

Подготовка и проведение родительского собрания «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка» - 31.01.2014г.

Форма проведения: лекция-семинар.

Защита и презентация проекта «Что за прелесть эти сказки» - 24.01.2014г.

НОД «Сказки гуляют по свету»

Самостоятельное детское творчество, создание своих проектов по теме.

Рисование иллюстраций к сказкам

Досуг «путешествие по сказкам»

Подготовка мини-проектов к НОД

Помощь детям в создании проектов проектов по теме.

Досуг «путешествие по сказкам»

Опыт семейного воспитания семьи Балуновых «Приобщение детей к чтению сказок»

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов работы над проектом

       В процессе мониторинга исследуется  уровень качества  усвоения детьми поставленных задач   путем наблюдений за ребенком в процессе театрализованной деятельности, слушании сказок,  и изобразительной деятельности.

      Периодичность мониторинга – начало  и окончание проекта.      Это обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает  ход образовательного процесса.

      Содержание мониторинга  по проектной деятельности тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей.

Критерии оценки уровня развития детей.

1. Заинтересованно слушает сказку, высказывает своё отношение к героям сказки;

2. Активно пользуется средствами выразительности и образности речи, употребляет пословицы, присказки.

4. Умеет разыгрывать сценки по знакомым сказкам, с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;

5. Умеет определять жанровые особенности сказки, узнаёт знакомые сказки по прочитанному отрывку, иллюстрациям разных художников.

6. Знает художников –иллюстраторов (1-2) и узнаёт их иллюстрации .

3.Умеет отобразить на бумаге, в лепке и других изобразительных средствах героя сказки, или воображаемого героя;

Примерная диагностическая карта

ДОУ______________________________________

Воспитатель________________________________

Дата проведения диагностики________________

Ф.И. ребёнка

1

2

3

4

5

6

Средний

балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Оценка уровня развития:

1балл -  большинство компонентов не достаточно развиты;

2балла – отдельные компоненты не развиты;

3 балла – соответствует возрасту;

4 балла - высокий

Литература

  1.  «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста» Куревина О.А. М., 2003г.
  2. «Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого» Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. ,М. 2003г.
  3. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002г.
  4. Панфилова М.А. Коррекционные сказки. Москва 2008
  5. Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  6. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 20011г.
  7. Шорохова О.А. Играем в сказку. Москва 2006г.
  8. Короткова Л.Д. Сказкотерапия. Москва, 2005г.

ВЫВОД:

     В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов группы дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, дети научились сказки иллюстрировать, инсценировать, рассказывать с помощью рук, движений и звуков – ритмитизация.

    Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.

ПРОЕКТ ПОЛНОСТЬЮ РЕАЛИЗОВАН.

 Диагностическая карта развития детей в проектной деятельности

«Что за прелесть эти сказки» октябрь, 2013г.

ДОУ, группа : старшая логопедическая группа «Радуга» МДОУ №20 «Рябинушка»

Воспитатель: Федонова А.Д.

Дата проведения диагностики: 15.10.2013г.

Ф.И. ребёнка

1

2

3

4

5

6

Средний

балл

1

Балунова Вика

3

2

2

2

3

3

2,5 (62%)

2

Дюжинкина Аня

2

2

2

3

3

3

2,5 (62%)

3

Дацев Никита

2

2

2

2

2

2

2,0 (50%)

4

Ерохина Ксения

3

2

3

3

3

3

2,5 (62%)

5

Затонский Захар

2

2

3

2

3

2

2,3 (58%)

6

Левенцова Яна

3

2

2

3

3

2

2,5 (62%)

7

Костенко Максим

2

2

3

3

3

3

3,3 (83%)

8

Кочеткова Настя

3

2

3

3

3

3

3,3 (83%)

9

Кочеткова Катя

2

2

3

3

3

3

2,5 (62%)

10

Науменко Даниил

2

2

2

2

2

2

2,0 (50%)

11

Токарева Даша

2

2

2

3

3

3

2,5 (62%)

Средний балл

2.8(70%)

Вывод: средний балл развития детей в проектной деятельности составил 2,8 балла

Диагностическая карта развития детей в проектной деятельности

«Что за прелесть эти сказки» январь, 2014г.

ДОУ, группа : старшая логопедическая группа «Радуга» МДОУ №20 «Рябинушка»

Воспитатель: Федонова А.Д.

Дата проведения диагностики: 27.01.2014г.

Ф.И. ребёнка

1

2

3

4

5

6

Средний

балл

1

Балунова Вика

4

3

3

4

4

3

3,5 (88%)

2

Дюжинкина Аня

3

3

4

4

4

3

3,5 (88%)

3

Дацев Никита

3

3

3

3

3

3

3,0 (75%)

4

Ерохина Ксения

4

3

3

4

3

3

3,3 (83%)

5

Затонский Захар

3

3

3

3

3

3

3,0 (75%)

6

Левенцова Яна

3

3

3

4

3

3

3,2 (80%)

7

Костенко Максим

4

3

3

4

4

4

3,6 (90%)

8

Кочеткова Настя

4

3

4

4

4

3

3,5 (85%)

9

Кочеткова Катя

3

3

4

3

3

3

3,2 (80%)

10

Науменко Даниил

3

3

3

2

2

3

2,7 (68%)

11

Токарева Даша

3

3

3

3

3

4

3,2 (80%)

Средний балл

 3,6(89%)

Вывод: средний балл развития детей в проектной деятельности составил 3,6 балла. Поставленные задачи выполнены. Проект реализован полностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственно образовательной деятельности «Путешествие по сказкам» Образовательная область «Речевое развитие» Приобщение детей к художественной литературе

Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь....

Презентация проекта для старшего и подготовительного дошкольного возраста «МУЗЫКА, ЛИТЕРАТУРА, ЖИВОПИСЬ – МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЭМОЦИЙ И НАСТРОЕНИЙ»

Актуальность этого проекта обусловлена потребностью развития  эмоциональной сферы ребенка уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс становления личности.  Я надеюсь, что бла...

Педагогический проект в старшей группе компенсирующей направленности «Березка». «Знакомство с художественной литературой детей с ООП (особыми образовательными потребностями) через произведения Новосибирской поэтессы В.В.Жбановой»

Актуальность.Дени Дидро считал – люди перестают мыслить, когда перестают читать.       Очень трудно представить себе детство без любимых детских книг и сказок! Ведь книга вхо...

Краткосрочный проект группы «Теремок» «Что за прелесть эти сказки»

Название проекта: «Что за прелесть эти сказки»Актуальность:Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зл...

Проект подготовительной группы «Что за прелесть, эти сказки!»

Сказка – необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий,...

Проект по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к чтению художественной литературы

Тип проекта : КраткосрочныйВид проекта : Творческий, познавательный, игровой.Возрастная группа : 5-6 летСрок реализации:4 недели.Участники проекта : Воспитатели, дет...