Размышление: "Зачем нужен детский сад???"
статья по теме

Чурак Светлана Степановна

В работе приводятся размышления автора 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razmyshlenie_zachem_nuzhen_detskiy_sad.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Чурак Светлана Степановна

Воспитатель

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №10 «Белочка»

г. Нижневартовск, Тюменская область,

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

РАЗМЫШЛЕНИЕ:

ЗАЧЕМ НУЖЕН ДЕТСКИЙ САД???

«Я думал всегда:

Детский сад – это сад,

Где яблоки зреют,

Растёт виноград.

Когда же в детсад 

Первый раз я пришёл,

То очень, друзья, удивился:

Фруктовых деревьев

Я там не нашёл

И даже чуть - чуть рассердился:

Ну, где же, ну где

Здесь висит виноград?

Где сливы, лимоны, маслины?

Одни только дети 

На стульях сидят

И лепят зверюшек из глины…»

Наверно начну с главного – зачем нужен детский сад, и что он может и должен дать ребенку? Я думаю, идеальный детский сад должен решать две разные и, казалось бы, противоположенные задачи.

С одной стороны, делать детство наших детей счастливым и радостным, с другой - готовить их к будущей, далеко не легкой жизни; с одной стороны организовывать полноценное беззаботное дошкольное детство, с другой – формировать будущие способности и волевые качества личности. И еще удовлетворять не только сегодняшние, уже существующие интересы. Но и способствовать формированию новых, будущих ценностей и стремлений. Эти задачи противоположены лишь на первый взгляд.

Если подумать, как можно осуществлять их на практике, окажется, что одну без другой не решить. Постараюсь доказать и начну с первой задачи. Как сделать, чтобы ребенку в детском саду было бы хорошо? Чтобы он с удовольствием ходил в детский сад. Почему наши дети часто не любят свой детский сад?

Первое что приходит в голову – это отношение воспитателя к детям. Излишняя требовательность воспитателя, делает детский сад ненавистным для дошколят. Дома ребенка окружают ласковые внимательные люди, которые всегда поймут и простят любую шалость. Конечно, малыш рассчитывает на такое же отношение со стороны всех взрослых. Но, увы! Этот очень важный взрослый (воспитатель) начинает почему-то громко, очень требовательно разговаривать с ним или не обращает никакого внимания. Конечно в такой обстановке ребенку очень тяжело вот его и тянет обратно домой к своей ласковой маме. Следовательно, для спокойствия ребенка в детском саду необходимо доброжелательное отношение. Но может ли воспитатель быть таким же ласковым, любящим и заботливым как мама или бабушка? Видимо нет. И не только потому, что в группе 20 или 30 детей. Оказывая внимание одному, воспитатель отказывает в том же внимании всем остальным. Следует помнить: что воспитатель приходит в детский сад на работу, и дети для него не могут быть родными. Однако как же быть родителям, чтобы ребенок любил своего воспитателя, так же как и маму? Может это опасно? Ведь слишком сильно привязавшись к воспитателю, он слишком сильно будет переживать неизбежную разлуку. Значит внимание и доброжелательность воспитателя - хотя и необходимое, но не главное условие, притягивающее ребенка к детскому саду. Отношение детей к воспитателю должно строится не только на любви и привязанности, но и на другой более деловой основе.

На мой взгляд, попытка приблизить условия детского сада к семейным, когда у ребенка есть настоящая семья врят ли может быть успешная. Даже если в детском саду очень уютная домашняя обстановка и много игрушек. Все равно эта обстановка и эти игрушки – другие. И пользоваться ими следует по-другому. Дома ребенок полновластный хозяин своего имущества. В детском саду он должен всякий раз считаться с желаниями товарищей и уметь пользоваться игрушкой сообща. Но вся трудность в том, что многие дети к этому не приучены. Вот почему одно из главных преимуществ детского сада - сверстники – становиться для них тяжелым испытанием. Дети постоянно спорятся и даже дерутся из-за игрушки, считая товарищей своими соперниками. Может быть, из-за неумения играть вместе, многие из них и не любят ходить в детский сад.

Наверное, главное, что может сделать воспитатель, чтобы ребятам было хорошо в детском саду – научить их играть вместе. Ведь для общей совместной игры совершенно не достаточно простого наличия игрушек и других детей. Здесь необходима помощь опытного воспитателя. Воспитатель должен показать, что другой ребенок может быть не только конкурентом, но и партнёром. Что играть вдвоем или впятером гораздо интереснее, чем одному. Организуя совместную игру детей, помогая им понять желания и переживания другого можно пробудить в ребенке альтруистические чувства, воспитывать способность к сотрудничеству. Увлекательность совместной игры и общение с детьми может стать одним из главных притягательных методов в детском саду. Дома как не старайся это организовать трудно. И не только потому, что нельзя собрать сразу много детей одного возраста. Для того чтобы радость совместной деятельности открылась ребенку важно научить его специальным играм в которых действовать вместе или по очереди, где внимательны к действиям другого и приходят к друг другу на помощь. К сожалению, родители таких игр не знают. В силу своей профессиональной подготовки и опыта педагоги должны иметь заинтересовать детей. В этом, наверное, одна из основных задач воспитания дошкольников: не просто быть добрыми и ласковыми, но и уметь налаживать общение детей, способность дружить, играть и действовать сообща. Это еще необходимо для того чтобы дети сами могли организовывать свою игру, чтобы они получали удовольствие от совместной деятельности. Совместные игры, замечу, не только очень интересны, но и очень полезны для морального и социального развития ребенка, для подготовки его дальнейшей жизни среди людей. Воспитатель готовит их к будущей самостоятельной жизни, воспитывая личность.

Другая предварительная сторона детского сада – это новая обстановка отличающаяся от домашней. После трех лет ребенку скучно сидеть дома или гулять в одном и том же дворе. Он уже освоил пространство своего дома и ему необходимы новые встречи, впечатления, развлечения. В домашних условиях это создать трудно. Детский сад создает естественные возможности для выхода за пределы домашней обстановки. Здесь, в детском саду, должны случаться какие-то важные для ребенка радостные праздники, события. Чтобы он ждал их и сам готовился к ним.

Думаю, что увлечь малышей не так уж трудно. Они ведь так легко окликаются на любое предложение взрослого. Важно только сделать их жизнь более богатой событиями и интересной, чтобы о ней можно было рассказать дома. А сейчас получается, что в детском саду жизнь детей однообразна и скучна. Каждый день одно и тоже. От этого родителям очень трудно как-то трудно участвовать в жизнь детей. Но ведь детский сад может не только разъединять детей и родителей, но и связывать их, давать возможность для более содержательного общения.

Когда с ребенком происходят какие-то важные для него события, в которых не участвуют его родители, ему хочется поскорее рассказать о них, поделиться впечатлениями, вовлечь родителей в свои интересы. Тогда они могут как-то участвовать в жизни своих детей, проходящей за пределами дома, - поддержкой, советом, а иногда и реальной помощью. Общение детей и родителей от этого станет более содержательным, интересным для обоих сторон. Тогда жизнь ребенка станет  богаче и счастливее не только в детском саду, но и дома. Думаю что наполненность важными, интересными событиями не только развлекает ребенка, но и способствует развитию многих ценных качеств его личности. Сознание и личность ребенка могут формироваться только в его реальной практической жизни, а не за обеденным столом и не на занятиях. И чем ярче, чем богаче событиями эта жизнь, тем лучше работает ум ребенка, тем прочнее и здоровее основы его будущей личности.

Конечно, в детском саду ребенок должен не только веселиться и развлекаться, но и развивать свои умственные способности, волевые качества личности. В этом отношении детский сад тоже не заманим. Родители далеко не всегда знают, как это делать, когда и чему учить.

К сожалению, на мой взгляд, занятия, которые сейчас проводятся в детском саду вызывают у ребенка только скуку. Какой же способ для обучения может быть свойственным для дошколят? Призадумаемся… Малыш пока он живет дома не участвует в учебных занятиях, но приобретает множество самых разных знаний, навыков, умений. И все это без всякой учебной дисциплины. По-видимому, дети учатся только тому в чем испытывают нужду или потребность в меру своих личных практических интересов. Учение ребенка может быть лишь побочным результатом, какой либо деятельности – интересной и увлекательной для него. И с этой точки зрения игра и учение могут и должны быть объединены.

Но как вложить в игру учебные знания – это не простой вопрос. Я конечно ответить на него не смогу, но как мне кажется, главное в дошкольном возрасте не усвоение знаний, а развитие способностей – внимания, воображения, мышления, памяти и т.д. И конечно же воспитание любознательности, интереса к учению.

Думаю, что главным критерием оценки труда воспитателя должны - быть дети - их активность, любознательность, сообразительность, умение дружить и наконец, их желание ходить в детский сад.

И у родителей, и у воспитателей общая задача – сделать детство счастливым, создать атмосферу радости, обеспечить право ребенка на выдумку, шутку, веселье. Я уверена, что только в такой атмосфере могут формироваться будущие способности и качества личности ребенка, его готовность к другой, взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем нужен детский психолог?

Статья предлагает краткое , но емкое описание того , чем может быть полезна детская психотерапия....

Круглый стол «Для чего нужен детский сад»

Круглый стол для родителей "Для чего нужен детский сад"...

Зачем ребенку нужен детский сад?

Любой социальный институт будь то школа или детский сад, тестирует семью. Можно считать, что детский сад это "минирепетиция", в которой семью будут проверять на многое. В первую очередь...

Консультация "Всем ли нужен детский сад"(младшая группа)

Консультация для родителей "Всем ли нужен детский сад"...

Консультация для родителей "Адаптация в детском саду2

laquo;Советы родителям по адаптации детей в детском саду»Совет№1Прежде чем отдавать малыша в садик, познакомьте его с ним. Да-да не удивляйтесь. Месяца за 2-3 до предполагаемого торжественного ...

Консультация для педагогов "Особенности работы в разновозрастной группе детского сада2

В консультации раскрыты вопросы организации жизни детей в разновозрастной группе, особенности межвозрастных отношений и взаимодействий, формирование личности в условиях разновозрастной группы, организ...