Совместная деятельность с детьми раннего возраста по развитию сенсорных способностей
статья по теме

Новорождённый появляется на свет с уже вполне сформированными органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию. Умению пользоваться своими ощущениями ему ещё только предстоит овладеть. Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_statya.doc418 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №57

г.Челябинск

СТАТЬЯ

«Совместная деятельность с детьми раннего возраста по развитию сенсорных способностей»

Гарбузова Н.В., воспитатель

 МБДОУ ДС КВ №57 г.Челябинска


Совместная деятельность с детьми раннего возраста по развитию сенсорных способностей

Гарбузова Н.В., воспитатель

 МБДОУ ДС КВ №57 г.Челябинска

Новорождённый появляется на свет с уже вполне сформированными органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию. Умению пользоваться своими ощущениями ему ещё только предстоит овладеть. Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача — помочь накопить представление о цвете, форме, величине предметов. Задача воспитания детей раннего возраста — подвести их к усвоению общепринятых сенсорных эталонов, величин, форм, цветовых тонов, пространственных и временных отношений. Сенсорное развитие — это основа формирования познания окружающей действительности. От его уровня зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания ребёнка.

Учёные всего мира пытаются проникнуть в одну из величайших тайн природы — тайну возникновения и развития человеческих способностей. И результаты их исследований удивительны. Так, например, биологи установили, что среди 15 миллиардов клеток головного мозга активно работают лишь 15—20%. Это значит, что человеческий мозг несёт в себе огромный запас природных возможностей и что гениальность — это не отклонение от нормы, а высшая полнота проявления человеческого ума.

Следовательно, каждый здоровый ребёнок может в своём развитии подняться на самые большие высоты. Но на практике мы чаще всего видим другое: многие дети с нежеланием идут в детский сад, школу, им трудно учиться. Почему один ребёнок с трудом заканчивает необходимый минимум среднего образования, а другой поступает в университет в 13—14 лет?

Результаты исследований показывают, что успешно овладевают знаниями те дети, которые ещё до школы обладали высоким уровнем развития; развиваются же только те способности, для формирования которых созданы наилучшие условия. Чем благоприятнее условия, чем разнообразнее дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идёт познание окружающего мира.

К сожалению, многие родители, уделяя в первые годы жизни малыша основное внимание уходу за ним, правильному питанию и режиму, красивой и удобной одежде, не придают особого значения тому, что ребёнок помимо этого нуждается и в «пище» для ума. Какая разница, считают они, когда малыш научится делать постройки из кубиков, сортировать шарики по цвету и размеру, зашнуровывать ботинки, держать карандаш, рисовать, лепить, читать, писать. Зачем торопиться? Придёт время — всему научится, в конце концов, научат в детском саду или в школе, не будем отнимать у малыша детство!

Но ведь главное в раннем развитии ребёнка — не упустить время! По исследованиям психологов, ребёнок в возрасте до трёх лет приобретает от 60 до 70 % информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь — 30—40%. Поэтому проблема воспитателей всех дошкольных учреждений заключается в выстраивании своей работы с малышом таким образом, чтобы максимально использовать возможности его возраста.

Работу по сенсорному воспитанию с вновь поступившим ребёнком я начинаю с изучения его знаний, умений. Коллективные занятия построены на принципе последовательности, предусматривающей постепенное усложнение заданий от элементарных (на группировку однородных предметов по величине, форме, цвету) до учёта этих признаков и свойств в изобразительной и иной доступной для детей раннего возраста продуктивной деятельности. Следовательно, недавно поступившему малышу должен быть понятен дидактический материал, манипулирование им, выполнение заданий на начальном этапе хотя бы с помощью взрослого. В процессе индивидуальных занятий с малышом или подгруппой наблюдаю, как ребёнок осваивает те или иные навыки, какими темпами.

Предлагаю вашему вниманию ряд игр-занятий для детей второго года жизни, которые мы используем в работе и рекомендуем в консультациях для родителей, а также образцы игр-занятий по формированию восприятия сенсорных эталонов у детей третьего года жизни.

ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

Дети этого возраста начинают сопоставлять предметы зрительно: многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая вкладыши необходимой величины и формы. Вершиной достижений детей второго года жизни является выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов по цвету, в которых нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине и форме. Только многократное зрительное сравнение позволяет ребёнку выполнить задание правильно.

Нанизывание на стержень больших и маленьких колец.

Возраст: от 1 года и старше.

Цель: учить детей обращать внимание на величину предметов, учитывать её при выполнении действий с игрушками, формировать умение правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький».

Дидактический материал: детские игрушки —  пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера.

Взрослый показывает пирамидку, затем начинает разбирать её, снимая маленькие кольца и объясняя: «Вот маленькое колечко и ещё маленькое колечко». Снятые кольца размещает справа от стержня. Затем привлекает внимание детей к большим кольцам, поясняет, что они не такие, как первые, они другие, вот какие: большое кольцо, ещё большое кольцо, ещё и ещё (размещает их справа от маленьких колец). Потом взрослый собирает пирамидку. Нанизав одно большое кольцо, предлагает ребёнку сделать то же самое. Сверху нанизывают маленькие кольца.

Продолжительность занятия — 5—8 мин. Для закрепления умений ребёнку предоставляется возможность поиграть с пирамидками в свободное время.

Нанизывание колец на конус.

Возраст: от 1 года и старше.

Цель: см. предыдущее занятие.

Дидактический материал: пирамидка на конической основе из одноцветных колец (5 шт.), убывающих по величине.

Снимая кольца, сложите их в один ряд справа от основания пирамидки в строгой последовательности снятия. Затем в обратном порядке нанизывайте вместе с ребёнком на конус.

Продолжительность занятия — 5 — 8 мин. Пирамидки используются в играх в свободное время.

Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине.

Возраст: от 1 года и старше.

Цель: продолжать учить снимать и нанизывать кольца, обогащать зрительно-осязательный опыт малыша.

Дидактический материал: одноцветные конические пирамидки из пяти колец.

Взрослый показывает малышу одну из пирамидок, предлагает снять с нее кольца. Взрослый заостряет внимание ребёнка на том, что кольца разные. Сняв первое, показывает и поясняет, что оно маленькое (кладёт его справа от основания пирамидки). Снимает следующее и поясняет, что оно побольше (кладёт справа от первого). Таким образом, все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от пирамидки. Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке. Взрослый поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, это ещё меньше, а вот самое маленькое».

Продолжительность — 5—7 мин, игру проводят 2—3 раза.

Детям старше 1 года 6 месяцев дают более сложные задания: выбирать кольца необходимого размера из произвольно перемешанных; собирать пирамидки из перемешанных разноцветных колец.

Складывание матрёшки с одним вкладышем.

Возраст: от 1 года и старше.

Цель: развивать координацию движений мелкой моторики рук, обогащать сенсорный опыт.

Дидактический материал: большая и маленькая матрёшки.

Взрослый, показывая большую матрёшку, встряхивает ее. Внутри что-то гремит. Снимает верхнюю часть и показывает вторую матрёшку. Закрыв большую матрёшку, ставит игрушки рядом. Обращает внимание ребёнка на их величину, используя слова «маленькая», «большая». Затем взрослый открывает большую матрёшку, прячет в неё маленькую. Ребёнок разбирает и собирает матрёшку.

Продолжительность занятия — 5—8 мин.

Группирование предметов по форме.

Возраст: от 1 года 4 месяцев и старше.

Цель: закреплять умение группировать однородные объекты, ориентируясь на слова «такой», «не такой», продолжать учить простейшим действиям с предметами.

Дидактический материал: пирамидки разной формы.

Взрослый показывает пирамидку с кольцами, объясняет, что в ней все кольца вот такие — круглые. Разобрав пирамидку, раскладывает кольца в ряд справа от стержня. Затем предлагает ребёнку собрать круглую пирамидку. Аналогичные действия совершаются с пирамидкой квадратной формы.

Продолжительность занятие 5—8 мин, проводится 2—3 раза.

Раскладывание однородных предметов, резко отличающихся по форме, на две группы.

Возраст: от 1 года 5 месяцев и старше.

Цель: учить фиксировать внимание на форме предметов, формировать простейшие приёмы установления тождества и различия однородных объектов.

Дидактический материал: круги и квадраты, прямоугольники и треугольники, одинаковые по цвету и фактуре.

Взрослый показывает кружок, сопровождая его словами: «Вот какая игрушка». Затем показывает квадрат и поясняет, что есть ещё и такая игрушка. Обращает внимание ребёнка на то, что эти предметы разные. Затем раскладывает круги и квадраты в разные стороны на две группы. Сначала он выполняет действия сам, затем — с ребёнком. Аналогичные действия проводятся с остальными парами предметов.

Продолжительность занятие — 5—7 мин, дважды в течение месяца.

Размещение круглых или овальных вкладышей разной величины в соответствующиё отверстия.

Возраст: от 1 года 7 месяцев и старше.

Цель: закреплять умение группировать однородные по величине предметы.

Дидактический материал: решётки с большими и маленькими отверстиями двух видов: в одной половине большие, в другой — маленькие и вкладыши соответствующих размеров.

Вначале взрослый показывает ребёнку решётку (ее можно назвать домиком) и обращает его внимание на то, что в нём есть «окна», они разные — большие и маленькие. Затем показывает вкладыши, говоря, что они тоже разные — большие и маленькие. Взрослый закрывает одно большое и одно маленькое отверстие, показывая вкладыш и соответствующее окно. Затем предлагает закрыть окно малышу, предварительно примерив вкладыш. Примерив и закрыв решётку с большими и малыми кругами, взрослый предлагает ребёнку решётку с овалами, в дальнейшем — с треугольниками, квадратами, прямоугольниками.

Продолжительность занятие с 1—2 парами решёток — 6—8 мин, дважды в месяц.

ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Формирование восприятия величины

Игра-занятие «Разноцветные капельки» (размещение в отверстиях шаблонов стаканчиков (или в прорисованных контурах) больших и маленьких капелек).

Игра-занятие «Это чье: мамино или мое?» (раскладывание вещей взрослого человека (или сказочного животного) и ребёнка (детёныша животного).

Усложняйте группировку пополнением героев.

Игра «Куклы идут в гости» (примерка нарядов на трёх кукол контрастного размера).

С середины года дети вполне могут разложить предметы по принципу «большой — средний — маленький». Понятие «средний» можно вводить на начальном этапе, но лучше комментировать «большой», «поменьше», «маленький» или, наоборот, в порядке увеличения, так как затем дети будут брать, складывать, нанизывать большее количество предметов и столкнутся с вопросом «Как это можно назвать?».

Итак, попросите малыша разложить кружочки в убывающем порядке, другие геометрические и тематические однородные объёмные и плоскостные фигуры.

Формирование восприятия формы

Игра-занятие «Разложи на две группы» (круги и квадраты, треугольники и овалы, прямоугольники и треугольники (другие сочетания геометрических фигур) лежат в произвольном порядке на столе; раскладываются на две группы по форме).

Игра-занятие «Пришивание пуговиц к нарядам» (выкладывание на шаблонах платья и пальто пуговиц разной формы к одной имеющейся).

Игры на восприятие цвета

Формирование восприятия цвета начинается с соотнесения и раскладывания однородных предметов при выборе из двух; составления тождества приёмом прикладывания. Можно самим называть цвет, но не требуйте пока этого от ребёнка. Пусть он видит разнообразие цветов, учится составлять пары.

Начните с раскладывания палочек (карандашей, шариков, кубиков и т.д.) двух цветов на две группы. Первые палочки разложите сами, третьи-пятые — с ребёнком. Сопровождайте свои действия словами «такой», «не такой», «разные». Последние пары пусть ребёнок разложит сам.

Список используемой литературы:

1. Аксарина Н.М. «Воспитание детей раннего возраста». М., Медицина, 1997.– 303 с.

2.Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольника. Детская психология: Учеб.пособие для студ.пед.ин-тов/под ред. Л.А. Венгер. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. с. 213-238

3. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях», М, Просвещение, М, 1986 - 143 с.

4. Пилюгина Э.Г, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста по развитию речи: «Коза- дереза».

Задачи психолого -  педагогической работы:Учить: запоминать небольшие стихотворения, ориентироваться в частях собственного тела.Развивать действие пальцев рук, ощущение собственных движений...

Совместная деятельность с детьми раннего возраста по развитию речи и мелкой моторики на тему: " Прогулка по осеннему лесу".

Совместная деятельность с детьми раннего возраста по развитию речи и мелкой моторики на тему: " Прогулка по осеннему лесу"....

Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста «К нам в гости матрешка пришла» по ОО «Физическое развитие» - Физическая культура

Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста «К нам в гости матрешка пришла» по ОО «Физическое развитие» - Физическая культура...

Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста. Образовательная область « Физическое развитие»

laquo; ВОТ КАК МЫ УМЕЕМ»Цель: Развивать и поддерживать интерес к активной физической деятельности....

Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста по познавательному развитию «Как дикие животные к зиме готовятся»

Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста по познавательному  развитию «Как дикие животные к зиме готовятся»...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми раннего возраста по развитию звуковой речи «звук Ы»

Методическая разработка совместной деятельности с детьми раннего возраста по развитию звуковой речи «звук Ы» Составила :ВоспитательСтарцева Е.В.Форма: иг...