"Детский сад и семья, как партнеры педагогического взаимодействия"
консультация по теме

Петренко Татьяна Викторовна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k._ds_i_semya_-partnery.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         

                                                                                                                                            Консультация для педагогов

Детский сад и семья,

как партнеры

педагогического   взаимодействия.

                                                                              Подготовила: воспитатель

                                                                             МБДОУ «ДС ОВ «Улыбка» п.Ханымей

                                                                                Петренко Татьяна Викторовна

         

                Многочисленные исследования  по дошкольной педагогике и детской психологии (А.Я.Варга, Л.В.3агик, О.Л.Зверева, В.М.Иванова, В.К.Котырло, С.А.Ладывир, Т.А.Маркова, Е.А.Панько и др.) доказывают важность сотрудничества педагогов с родителями дошкольников; идет интенсивный поиск путей его установления. В данной консультации освещаются подходы к конструированию взаимодействия взрослых на основе педагогической концепции целостного развития ребенка-дошкольника, как субъекта специфически детских видов деятельности: общения со взрослыми и сверстниками, игры, элементарной  трудовой  деятельности в условиях ДОУ и семьи.

        Суть педагогической концепции целостного развития - в создании взрослыми педагогически целесообразных условий для развития ребенка как индивида, личности, субъекта посильных дошкольнику видов деятельности, индивидуальности.

         Исходя из понимания индивидуальности как сущностного ядра личности, развитие индивидуальности ребенка в процессе воспитания рассматривается, как цель воспитания. Поэтому целостное развитие ориентировано на максимальную реализацию потенциала растущего человека, развитие его зарождающихся склонностей, интересов, способностей к творчеству через осознание своих возможностей в посильной деятельности.

        Возможность проявления ребенком индивидуальности базируется на освоении позиции субъекта, которая рассматривается как личностное образование, способность применять освоенный социальный опыт для постепенного вхождения в современный мир, приобщения к его ценностям через включение в реальные трудовые связи с близкими людьми. Способность к самостоятельному целеполаганию и мотивации труда, умению оперировать способами осуществления простейших трудовых процессов дают возможность выходить за пределы заданной ситуации и вариативно разрешать элементарные житейские проблемы, возникающие в семье и детском саду. Приобретаемая ребенком соответствующая возрасту, умелость и адекватная оценка своих возможностей обеспечивают благоприятное вхождение в референтную для него общность. Удовлетворяя свойственное  дошкольнику стремление к самостоятельности, определенной независимости, ребенок добровольно берет на себя элементарные обязанности по самообслуживанию и бытовому труду, освобождая от них взрослых, проявляя заботу о сверстниках и малышах. Тем самым личность дошкольника начинает проявляться через «вклады в других людей» (термин А.В.Петровского), те изменения в их жизни, которые ребенок производит своими поступками, в результате чего и обеспечивается освоение социально-ценностного способа взаимодействия с окружающими, проявление детской индивидуальности в многоплановой деятельности и общении со взрослыми и детьми.

         Освоение позиции субъекта, воспитание в процессе детской деятельности социально-ценностных личностных качеств, проявление индивидуальности возможно, если личность ребенка не подавляется, если ребенку не навязывается чуждое его природе. Поэтому целостное развитие основано на диагностике реального уровня развития, учете возрастных, половых и индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка, развитии половых склонностей и интересов к разным видам деятельности. При этом развитие индивидных особенностей ориентировано на «зону ближайшего развития», становление психологических новообразований.

           Анализ исследований по теории взаимодействия определил стратегию конструирования единого педагогического процесса целостного развития в условиях детского сада и семьи.   Конструирование такого процесса основано на его проектировании (Е.С.Заир-Бек). При проектировании выделяются гносеологические, праксиологические и аксиологические аспекты, поэтому взаимодействие педагога и родителей выстраивается как обмен этими аспектами деятельности. Сложность проблемы усугубляется тем, что объект воспитания - ребенок является одновременно и субъектом этого процесса. Сохранение и развитие активной позиции ребенка становится одним из основных принципов, ведущих к конечной цели данного взаимодействия.

      Разработана трехступенчатая модель взаимодействия детского сада и семьи, включающая:

                 1. создание общей установки на совместное решение задач целостного развития ребенка (первая ступень);

                2.  выработку общей стратегии сотрудничества для приобщения ребенка к труду как ценности (вторая ступень);

                3. реализацию единого, согласованного индивидуального подхода к ребенку с целью максимального развития его личностного потенциала, обеспечения целостного развития, как субъекта детской деятельности (третья  ступень).

           Первая ступень взаимодействия обеспечивает базовые условия для сотрудничества. Здесь важно найти подход к членам семьи ребенка, создать атмосферу доверия, изучить микроклимат в семье, определить тип семьи по отношению родителей к вопросам воспитания, к иерархии круга семейных ценностей.

         Вторая ступень взаимодействия предполагает выработку у его субъектов единства подходов к пониманию необходимости и средств целостного развития дошкольника. Воспитатель разъясняет родителям своеобразие детского развития в период дошкольного детства, важность  его целостности. Родители получают возможность познакомиться с условиями, созданными в детском саду для целостного развития дошкольников; увидеть, как знакомят детей с предметным миром и трудом взрослых, руководят разными видами детской деятельности. Основой взаимодействия становится активное сотрудничество взрослых в выявлении сильных и слабых сторон освоения ребенком социального опыта, склонностей и интересов (родители могут участвовать в диагностировании своего ребенка под руководством педагога или психолога).

            На третьей ступени взаимодействия на основе полученной ранее диагностической информации совместно с родителями определяется, какие условия можно создать в семье, чтобы активизировать потенциальные познавательные, физические возможности ребенка, заложенные природой, и компенсировать недостатки; уточняется содержание детской деятельности в семье в соответствии со склонностями ребенка, реальными условиями его жизни; выбираются наиболее эффективные приемы педагогического воздействия, обеспечивающие постановку данного ребенка в позицию субъекта, и пр.

        Следует подчеркнуть, что взаимодействие не имеет строгой линейности; каждый шаг вначале совместно планируется, затем происходит параллельное и взаимопроникающее его осуществление в детском саду и семье. Совместное подведение итогов, анализ реальных изменений, которые произошли у ребенка (или не произошли по тем или иным причинам), становятся основой проектирования очередного шага индивидуальной работы.

      Весьма эффективны в старшем дошкольном возрасте  «занятия по интересам», строящиеся по методике организации досуговой деятельности (И.А.Новикова). Только увлеченный человек, мастер своего дела может увлечь другого, помочь раскрытию его индивидуальности, передать секреты мастерства, поэтому к проведению данных занятий широко привлекаются родители. Важность таких занятий обусловлена тем, что в настоящее время совместная деятельность родителей с детьми крайне редко практикуется в семейном досуге. Для современной семьи характерен дефицит общения родителей, особенно отцов, с детьми, эмоциональная отчужденность, преобладание авторитарно-командного стиля общения, непонимание и неприятие родителями игровой деятельности ребенка. Поэтому педагог стремится восполнить утрату культуры семейного досуга, он направляет и корректирует содержание, методику обучения на занятиях по интересам, не вмешиваясь в них активно. Важно, чтобы общение взрослых и детей в группах по интересам не было формальным, не замыкалось в рамках трудовой деятельности. Как правило, совместный досуг взаимно располагает взрослых и детей, они начинают обсуждать разнообразные проблемы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей. Вовлечение в занятия по интересам мужчин позволяет немного компенсировать дефицит мужского влияния в воспитании дошкольников, особенно из неполных семей.

            Таким образом, сотрудничество детского сада и семьи в воспитании ребенка в целях его целостного развития разворачивается как совместная деятельность партнеров-субъектов в форме параллельного действия, последовательного содействия, взаимного дополнения и координации, согласования ценностных ориентаций и интересов, выполняемых социальных ролей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи в коррекционно-педагогическом процессе

Взаимодействие детского сада и семьи- необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников....

Модель взаимодействия МКДОУ «Детский сад №1» с социальными партнерами

Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным эффектам.На ДОУ возлагаются очень ответственные социальные зад...

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ: ПОТЕНЦИАЛ И ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОСРЕДСТВОМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Как привлечь сегодняшнего родителя, летящего в вихре повседневных забот, к участию в жизни ребенка, в том числе и в ДОУ? Как найти нужные слова, какие подобрать формы работы, как заинтересовать родите...

Программа взаимодействия с семьями воспитанников «Детский сад + семья» МБДОУ «Детский сад № 37 «Мальвинка» «» принята на педагогическом совете приказ № 366 от 30.08.2018 года.

Методы работы с родителями: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование; убеждение; опора на положительный примерФормы работы с родителями: родительские собрания, конференции, индивидуальные консу...