СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ: ПОТЕНЦИАЛ И ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОСРЕДСТВОМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
статья
Как привлечь сегодняшнего родителя, летящего в вихре повседневных забот, к участию в жизни ребенка, в том числе и в ДОУ? Как найти нужные слова, какие подобрать формы работы, как заинтересовать родителя? Как организовать взаимодействие с семьей с щадящими временными затратами? Ведь не секрет, что зачастую, именно недостаток свободного времени препятствует практическому участию современного родителя в жизни своего чада...
В процессе поиска эффективных форм взаимодействия детского сада и семьи родился наш опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovrem_formy_sotrudnichestva_dou_i_semi.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ: ПОТЕНЦИАЛ И ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОСРЕДСТВОМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
А.Ю. Тюпакова
Методист
ГБДОУ детский сад № 133
Адмиралтейского района
г. Санкт-Петербурга
А.С. Макаренко, высказываясь о воспитании детей, подчеркивал: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Как объединить усилия всех участников образовательного процесса в едином стремлении: воспитать достойного человека? Этот вопрос не потерял своей актуальности и в сегодняшние времена.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом сегодня, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в жизни детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей часто существует определенная дисгармония.
Понимая, что основным препятствием к развитию этих взаимоотношений является низкая активность родителей в воспитательно-образовательном процессе и трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ в силу высокой загруженности на работе, нехваткой времени.
Понимая основную причину низкой активности семей в воспитательно-образовательном процессе, создающую трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОО, а именно - высокую загруженность на работе и нехватку свободного времени, ставшими основным препятствием к развитию тесного и стабильного сотрудничества педагогов и семьи, мы не прекращали поиски вариантов возможного взаимодействия, удобного и приемлемого для всех участников образовательного процесса.
В процессе поиска эффективных форм взаимодействия детского сада и семьи родителям предлагались множественные опросы-анкетирования:
- Анкеты для определения степени открытости родителей и готовности их к диалогу;
- Анкеты для определения родительской готовности к практическому сотрудничеству;
- Анкеты для определения степени готовности к совместным внеурочным мероприятиям;
- Анкеты для определения наиболее удобных способов получения информации;
- Анкеты для определения отношения родителей к использованию Интернет-платформ для построения взаимного диалога и сотрудничества в Интернет-пространстве.
Изучение социального заказа родителей показало, что всего около 22 % опрошенных родителей оказались готовыми участвовать в жизни детей в ДОУ и оказывать посильную помощь практического характера, причем 10 % из них внесли уточнения («иногда», «редко», «если договориться заранее»). Пассивной частью опрошенных оказались в большинстве своем молодые родители.
Результаты анкетирования удивили дважды. Второй раз, когда стало понятно, что около 80 % респондентов считают удобным и целесообразным общение посредством Интернет-ресурсов при условии, что «группа» в сети будет «закрытая» (93 % опрошенных). Основными аргументами в пользу сетевого общения стали:
- экономия средств и времени,
- возможность обмена мнениями с большой аудиторией,
- возможность вести переписку с любым из участников группы,
- включение в обсуждение в любое удобное время суток,
- удобный способ обменом информацией,
- возможность быть в курсе жизни группы, если ребенок временно не посещает ДОУ
Запросы родителей были проанализированы, учтены их пожелания и в результате этой работы была создана группа в социальной сети (закрытого типа). Процесс проектирования ресурса на начальном этапе включал в себя:
- разработку структуры ресурса, позволяющего получать полную информацию и открытого для внесения дополнений и изменений;
- дифференциацию материала для различных категорий пользователей: педагогов, родителей, детей;
- создание тем и рубрик.
Результат сегодня (по истечении трех лет существования) - ресурс остается актуальным и востребованным. Он живой и мобильный, он видоизменяется на протяжении всего существования, дорабатывается и совершенствуется.
Как показывает опыт, такой способ взаимодействия всех субъектов дошкольного образования оказался очень эффективным, действенным и популярным.
Сегодняшние родители - продвинутые пользователи, легко ориентирующиеся в Интернет-пространстве, очень много идей предложили именно они. Благодаря их активности появились постоянно пополняющиеся рубрики:
- «Аудиокопилка»,
- «Очевидное – невероятное»,
- «В мире животных»,
- «Удивительное рядом»,
- «Идеи для творчества»,
- «Игрушки своими руками»,
- «Куда сходить с ребенком?» и др.
Наиболее часто посещаемыми и любимыми разделами стали «Фотогалерея» и «Видеозаписи из жизни группы», дающие возможность родителям поподробней узнать о той стороне жизни детей, которую наблюдать им не представляется возможным.
Не менее востребованы рубрики:
- «Мастер-классы»,
- «Презентации» (обучающие: для детей, для родителей; ознакомительные; закрепляющие для повторения пройденного материала дома),
- «Развиваем мелкую моторику»,
- «Спрашивали? Отвечаем!»,
- «Объявления о районных и городских мероприятиях месяца»,
- «Родительский всеобуч» и др.
В рамках этого взаимодействия у нас родилось и конкурсное движение.
Хотим поделиться интересным опытом организации фотоконкурсов на странице группы в сети. В рамках проекта «Адмиралтейский район – сердце Петербурга», направленного на ознакомление детей с историей своего Адмиралтейского района, были разработаны положения о фотоконкурсах:
- «Я – житель Адмиралтейского района»,
По условиям конкурса участникам предлагается попробовать себя в двух качествах:
1) выступить в роли следопыта и отыскать предложенное кем-то изображение в нашем Адмиралтейском районе и сфотографироваться на фоне этой достопримечательности;
2) самим найти, сфотографировать и предложить фотозагадку другим участникам конкурса
На фотографии должно быть изображение участников: ребенка, членов семьи. Можно выкладывать фотографии, сделанные раньше - до объявления конкурса.
- «Двор, в котором я живу»,
Во конкурсе участникам предложено "сходить" друг к другу в гости!
Эта виртуальная прогулка станет возможной, если каждый расскажет о своем дворе с помощью фотографий. Отыщите вместе с детьми самые милые, интересные, может быть даже известные места в своем дворе или рядом с домом, где вы вместе часто гуляете по вечерам или проводите время по выходным.
- «Наш город – львиная столица».
Третий конкурс для любознательных предлагает, получив задание – стихотворение об одном из городских львов, узнать о какой львиной скульптуре идет речь, и сфотографировать на ее фоне ребенка или сделать совместное фото.
Обнаруживший на городских улицах любые украшения в виде львиных голов, масок и т.д. и сделавший памятное фото на фоне, получает дополнительный балл.
Эта форма работы удивительным образом смогла объединить всех участников образовательного процесса. Практико–ориентированная направленность заданий была интересной как детям, так и родителям.
Поисково-исследовательская работа, проводимая в процессе поиска ответов на загадки конкурсов, не оставила равнодушными ни одну семью. Некоторые семьи оказались не готовыми к взаимодействию с педагогами с помощью ресурсов Интернет. Чтобы не оставаться в стороне, они приносили фото-отгадки в распечатанном варианте или на цифровых носителях. Мы вместе оформляли фотоматериал и размещали его на страничке в группе. Это была еще одна возможность увидеть друг в друге партнеров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект – современная форма психолого-педагогического сопровождения семьи.
Проект - одна из форм работы с сеьей...
«Современные формы сотрудничества ДОУ и семьи»
Информационно-аналитическое направление - одна из форм сотрудничества с семьей....
«Родительский интернет- клуб – современная форма сотрудничества ДОУ с семьей»
В соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО роль родителей в сотрудничестве с ДОУ возрастает. Один из принципов дошкольного образования: сотрудничество ДОУ с семьей (ФГОС ДО ч. 1. п. 1.4 п....
Презентация «Родительский интернет- клуб – современная форма сотрудничества ДОУ с семьей»
С целью повышения педагогической и психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей был создан родительский интернет – клуб «Ладушки». Где родители, рассматривая видео и...
Проект "Совет отцов" как форма взаимодействиядетского сада и семьи
Для тех кто ищет новые формы взаимодействия с семьями, будет полезен данный проект. В нашем саду мы уже четвертый год работаем с папами наших воспитанников, которые стали нашими помощниками, а самое г...
Современные формы работы ДОУ с семьей по вопросам математического развития детей
Современные формы работы ДОУ с семьей по вопросам математического развития детей...
Презентация "Семейный интернет-клуб - современная форма сотрудничества ДОУ с семьей"
В презенцации описан опыт работы семейного интернет-клуба, цели, задачи, план работы....