СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ: ПОТЕНЦИАЛ И ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОСРЕДСТВОМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
статья

Тюпакова Алёна Юрьевна

Как привлечь сегодняшнего родителя, летящего в вихре повседневных забот, к участию в жизни ребенка, в том числе и в ДОУ? Как найти нужные слова, какие подобрать формы работы, как заинтересовать родителя? Как  организовать взаимодействие с семьей с щадящими временными затратами? Ведь не секрет, что зачастую,  именно недостаток свободного времени препятствует практическому участию современного родителя в жизни своего чада... 

В процессе поиска эффективных форм взаимодействия детского сада и семьи родился наш опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovrem_formy_sotrudnichestva_dou_i_semi.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ: ПОТЕНЦИАЛ И ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОСРЕДСТВОМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

А.Ю. Тюпакова

Методист

ГБДОУ детский сад № 133

Адмиралтейского района

г. Санкт-Петербурга

А.С. Макаренко, высказываясь о воспитании детей, подчеркивал: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Как объединить усилия всех участников образовательного процесса в едином стремлении: воспитать достойного человека? Этот вопрос не потерял своей актуальности и в сегодняшние времена.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом сегодня, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в жизни детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей часто существует определенная дисгармония.

Понимая, что основным препятствием к развитию этих взаимоотношений является низкая активность родителей в воспитательно-образовательном процессе и трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ в силу высокой загруженности на работе, нехваткой времени.

Понимая основную причину низкой активности семей в воспитательно-образовательном процессе, создающую трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОО, а именно - высокую загруженность на работе и нехватку свободного времени, ставшими основным препятствием к развитию тесного и стабильного сотрудничества педагогов и семьи, мы не прекращали поиски вариантов возможного взаимодействия, удобного и приемлемого для всех участников образовательного процесса.

В процессе поиска эффективных форм взаимодействия детского сада и семьи родителям предлагались множественные опросы-анкетирования:

  • Анкеты для определения степени открытости родителей и готовности их к диалогу;
  • Анкеты для определения родительской готовности к практическому сотрудничеству;
  • Анкеты для определения степени готовности к совместным внеурочным мероприятиям;
  • Анкеты для определения наиболее удобных способов получения информации;
  • Анкеты для определения отношения родителей к использованию Интернет-платформ для построения взаимного диалога и сотрудничества в Интернет-пространстве.

Изучение социального заказа родителей показало, что всего около 22 % опрошенных родителей оказались готовыми участвовать в жизни детей в ДОУ и оказывать посильную помощь практического характера, причем 10 % из них внесли уточнения («иногда», «редко», «если договориться заранее»). Пассивной частью опрошенных оказались в большинстве своем молодые родители.

Результаты анкетирования удивили дважды. Второй раз, когда стало понятно, что около 80 % респондентов считают удобным и целесообразным общение посредством Интернет-ресурсов при условии, что «группа» в сети будет «закрытая» (93 % опрошенных). Основными аргументами в пользу сетевого общения стали:

  • экономия средств и времени,
  • возможность обмена мнениями с большой аудиторией,
  • возможность вести переписку с любым из участников группы,
  • включение в обсуждение в любое удобное время суток,
  • удобный способ обменом информацией,
  • возможность быть в курсе жизни группы, если ребенок временно не посещает ДОУ

Запросы родителей были проанализированы, учтены их пожелания и в результате этой работы была создана группа в социальной сети (закрытого типа). Процесс проектирования ресурса на начальном этапе включал в себя:

  • разработку структуры ресурса, позволяющего получать полную информацию и открытого для внесения дополнений и изменений;
  • дифференциацию материала для различных категорий пользователей: педагогов, родителей, детей;
  • создание тем и рубрик.

Результат сегодня (по истечении трех лет существования) - ресурс остается актуальным и востребованным. Он живой и мобильный, он видоизменяется на протяжении всего существования, дорабатывается и совершенствуется.

Как показывает опыт, такой способ взаимодействия всех субъектов дошкольного образования оказался очень эффективным, действенным и популярным.

Сегодняшние родители - продвинутые пользователи, легко ориентирующиеся в Интернет-пространстве, очень много идей предложили именно они. Благодаря их активности появились постоянно пополняющиеся рубрики:

- «Аудиокопилка»,

- «Очевидное – невероятное»,

- «В мире животных»,

- «Удивительное рядом»,

- «Идеи для творчества»,

- «Игрушки своими руками»,

- «Куда сходить с ребенком?» и др.

Наиболее часто посещаемыми и любимыми разделами стали «Фотогалерея» и «Видеозаписи из жизни группы», дающие возможность родителям поподробней узнать о той стороне жизни детей, которую наблюдать им не представляется возможным.

Не менее востребованы рубрики:

- «Мастер-классы»,

- «Презентации» (обучающие: для детей, для родителей; ознакомительные; закрепляющие для повторения пройденного материала дома),

- «Развиваем мелкую моторику»,

- «Спрашивали? Отвечаем!»,

- «Объявления о районных и городских мероприятиях месяца»,

- «Родительский всеобуч» и др.

В рамках этого взаимодействия у нас родилось и конкурсное движение.

Хотим поделиться интересным опытом организации фотоконкурсов на странице группы в сети. В рамках проекта «Адмиралтейский район – сердце Петербурга», направленного на ознакомление детей с историей своего Адмиралтейского района, были разработаны положения о фотоконкурсах:

  • «Я – житель Адмиралтейского района»,

По условиям конкурса участникам предлагается попробовать себя в двух качествах:

1) выступить в роли следопыта и отыскать предложенное кем-то изображение в нашем Адмиралтейском районе и сфотографироваться на фоне этой достопримечательности;

2) самим найти, сфотографировать и предложить фотозагадку другим участникам конкурса

На фотографии должно быть изображение участников: ребенка, членов семьи. Можно выкладывать фотографии, сделанные раньше - до объявления конкурса.

  • «Двор, в котором я живу»,

Во конкурсе участникам предложено "сходить" друг к другу в гости!

Эта виртуальная прогулка станет возможной, если каждый расскажет о своем дворе с помощью фотографий. Отыщите вместе с детьми самые милые, интересные, может быть даже известные места в своем дворе или рядом с домом, где вы вместе часто гуляете по вечерам или проводите время по выходным.

  • «Наш город – львиная столица». 

Третий конкурс для любознательных предлагает, получив задание – стихотворение об одном из городских львов, узнать о какой львиной скульптуре идет речь, и сфотографировать на ее фоне ребенка или сделать совместное фото.

Обнаруживший на городских улицах любые украшения в виде львиных голов, масок и т.д. и сделавший памятное фото на фоне, получает дополнительный балл.

Эта форма работы удивительным образом смогла объединить всех участников образовательного процесса. Практико–ориентированная направленность заданий была интересной как детям, так и родителям.

Поисково-исследовательская работа, проводимая в процессе поиска ответов на загадки конкурсов, не оставила равнодушными ни одну семью. Некоторые семьи оказались не готовыми к взаимодействию с педагогами с помощью ресурсов Интернет. Чтобы не оставаться в стороне, они приносили фото-отгадки в распечатанном варианте или на цифровых носителях. Мы вместе оформляли фотоматериал и размещали его на страничке в группе. Это была еще одна возможность увидеть друг в друге партнеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные формы сотрудничества ДОУ и семьи»

Информационно-аналитическое направление - одна из форм сотрудничества с семьей....

«Родительский интернет- клуб – современная форма сотрудничества ДОУ с семьей»

В соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО роль родителей в сотрудничестве с ДОУ возрастает. Один из принципов дошкольного образования: сотрудничество ДОУ с семьей (ФГОС ДО ч. 1. п. 1.4 п....

Презентация «Родительский интернет- клуб – современная форма сотрудничества ДОУ с семьей»

С целью повышения педагогической и психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей был создан родительский интернет – клуб «Ладушки». Где родители, рассматривая видео и...

Проект "Совет отцов" как форма взаимодействиядетского сада и семьи

Для тех кто ищет новые формы взаимодействия с семьями, будет полезен данный проект. В нашем саду мы уже четвертый год работаем с папами наших воспитанников, которые стали нашими помощниками, а самое г...

Современные формы работы ДОУ с семьей по вопросам математического развития детей

Современные формы работы ДОУ с семьей по вопросам математического развития детей...

Единство требований к ребёнку со стороны детского сада и семьи, их согласованность и взаимодействие.

В воспитании необходимо единство требований к ребёнку со стороны детского сада и семьи, их согласованность и взаимодействие. Значение взаимопомощи в человеческом мире велико. Ведь помогая друг другу, ...