Семья как субъект педагогического взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
консультация

Болдовская Татьяна Николаевна

Семья – важнейшая среда для развития личности ребенка.  Она выполняет множество функций, и, кроме того, является начальной структурной единицей общества, где ребенок получает основы социального взаимодействия с миром. Рассматривая вопрос воспитания личности в современной семье,  мы упоминали, что этот процесс может быть успешным только тогда, когда в семье существует безусловное принятие ребенка со всеми его  сложностями и особенностями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семья как субъект педагогического взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

     Семья – важнейшая среда для развития личности ребенка.  Она выполняет множество функций, и, кроме того, является начальной структурной единицей общества, где ребенок получает основы социального взаимодействия с миром. Рассматривая вопрос воспитания личности в современной семье,  мы упоминали, что этот процесс может быть успешным только тогда, когда в семье существует безусловное принятие ребенка со всеми его  сложностями и особенностями. Кроме этого, родители являются субъектами педагогического процесса с момента рождения ребенка до его окончательного становления как личности (юношеский возраст). К сожалению,  не в каждой семье существует понимание своей роли и ответственности как первых и основных воспитателей своего ребенка. Педагоги часто сталкиваются с ситуацией, когда родители приводят свое чадо в детский сад, с ошибочным  убеждением в том, что здесь их роль заканчивается и эстафета, а с ней и ответственность переходит к воспитателям и другим специалистам дошкольного учреждения.

     Проблема усугубляется ещё и тем, что некоторые дошкольные работники не воспринимают семью как субъект образовательных отношений  и по-прежнему строят свое работу с семьей в парадигме «работа с родителями». В связи с этим нелишним будет вспомнить, что же такое субъект.  Субъект – это активный участник какой-либо совместной деятельности, в процессе которой он самореализуется.  Поэтому, рассматривая семью как субъект, современные ученые и практики, чаще всего используют термины «взаимодействие», «сотрудничество» и «партнерство».

      Взаимодействие мы будем понимать как целостную систему «семья–ребенок–педагог», в которой каждый участник является равноправным субъектом отношений. В педагогическом взаимодействии следует учитывать его двусторонний характер.  С одной  стороны  это  понимание функций и ролей друг друга всеми участниками процесса,  а с другой  -  признание личностной индивидуальности и неповторимости каждого, причем речь идет не только о ребенке, но и о родителях и педагогах.  

      Говоря о сотрудничестве, мы имеем ввиду комплекс взаимовыгодных отношений нескольких субъектов. Педагог нацелен на решение задач образовательной программы, удовлетворение социального запроса на образовательные услуги, обеспечение своих профессиональных потребностей. Родитель стремится обеспечить своему ребенку возможность гармоничного, всестороннего развития, а иногда и повысить свой воспитательный потенциал и педагогическую компетентность. Ребенок дошкольного возраста, взаимодействуя с родителем, педагогом, сверстниками, удовлетворяет свои физиологические, эмоционально-коммуникативные, духовные, познавательные и другие потребности. Таким образом, сотрудничество – это система взаимоотношений педагога. семьи и ребенка,  включающая в себя цели, задачи, формы и методы работы.

       Партнерство - особый тип совместной деятельности между родителями и образовательным учреждением, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования.

       Сегодня партнерство, как социальный механизм выходит в образовании  на передний план. Основные цели партнерства в образовании формулируются следующим образом:

1.Формирование системы добровольных и равноправных взаимоотношений и взаимоподдержки субъектов, приводящей к позитивным и ожидаемым всеми субъектами изменениям;

2.Преодоление противоречия (конфликта) между новыми требованиями социума к образовательному учреждению  и фактическими результатами его деятельности;

3.Максимальное согласование и реализация (удовлетворение) интересов всех участников педагогического партнерства;

4.Совместная взаимовыгодная деятельность, совместное участие общих педагогических проблем;

5.Реализация государственной политики в области образования и воспитания.

Субъекты педагогического  партнерства имеют общие (или близкие) цели, решают общие проблемы. В случаях, если цели взаимодействующих субъектов не совпадают, ведется речь о компромиссе, об общественном согласии, о достижении консенсуса. Таким образом, цели партнеров в образовательном процессе  могут совпадать или отличаться, но, тем не менее, само взаимодействие выгодно для обоих.

     Результат педагогического партнерства в образовании - это ожидаемые участниками позитивные изменения.

     Мы не случайно так подробно остановились на партнерстве, поскольку именно этот механизм  позволяет повысить значимость семьи как субъекта педагогического процесса.

      Отсутствие семейного воспитания не дает возможности ребенку корректно сформировать собственные жизненные критерии, выбрать самостоятельную линию поведения. Вступая во  взаимоотношения с дошкольным образовательным учреждением, родители должны понимать, что только взаимодействие, сотрудничество и партнерство с ДОУ может привести к успешному  развитию личности ребенка и обеспечению его дальнейшей социализации

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы взаимодействия с семьями детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения

В статье раскрыт опыт работы по сопровождению непрерывного образовательного пространства и социально-психологической поддержки семей в реализации их воспитательной функции, которая достигается путем т...

Организация взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ

Консультация(для педагогов)Организация взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями   воспитанников в соответствии  с требованиями ФГОС ДОУ...

Реферат на тему: "Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности"

quot;Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности"...

Вебинар «Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания»

участника Международного вебинара «Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания»     ЮШКИНА АНАСТАСИЯ ВИКТОРОВНА Воспитатель МАДОУ &la...

семья как субъект педагогического взаимодействия

семья как субъект педагогического взаимодействия...