Образовательный проект "Малыш и детский сад"
проект (младшая группа) по теме

Даньщикова Светлана Петровна

Данный проект расчитан на адаптационный период. В него входят консультации для родителей, информационные листы, стихотворения, фольклор, подобраны игры, которые помогут ребенку быстрее социализироваться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt_malysh_i_detskiy_sad.docx79.01 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект

2013/14 учебный год

«Малыш и детский сад»

                                                 

                                                                           Воспитатель II младшей группы

        Даньщикова Светлана Петровна

Цели и задачи проекта

Цель проекта:

Помочь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.                                                                                                                Задачи проекта:                                                                                                               1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.                                                                                                 2. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу   адаптации детей;                                                                                                                    3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения;                                                  4. Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

Участники проекта: воспитатели, младший воспитатель, родители, дети.

Целевая группа проекта: проект предназначен детям младшего дошкольного возраста.                                                                                        Основные формы реализации проекта:

*Дидактические игры и упражнения.                                              

*Чтение художественной литературы.

*Знакомство с садом.

*Работа с родителями.                                                                                                  

Адаптационный период считается законченным, если:

*  Ребенок ест с аппетитом;                                                                                       *  Быстро засыпает, вовремя просыпается;
*  Эмоционально общается с окружающими;
*  Играет.

Предполагаемый результат проекта для родителей:                             *Повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации.                                                                      *Активное участие родителей в родительских собраниях.                                            * Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.                              * Получение консультаций по вопросам успешной адаптации.                      *Укрепление связей между детским садом и семьёй.

Возможности проекта для воспитателей

*Повышение знаний по вопросам адаптации детей.

*Улучшение отношений между детьми.

*Укрепление связи с родителями.

Методическая копилка

Работа с родителями:

Консультации

* «Ребенок идет в детский сад»,

* «Готовность родителей к саду»,

* «Особенности младшего дошкольного возраста»,

* «Развивающие игры для детей».

Родительское  собрание:

*Ребенок в детском саду

Наглядная информация для родителей

*Особенности  данного возраста,                                                                          

*Развивающие игры,  

*Энурез,  

*Слово нет,

*Капризуля,  

 *Чего нельзя делать ни в коем случае.                                                                                                                                                                                                                              

Картотека игр  

*  “Вот Я какой!»,

*  “Большие – маленькие”,

*   “Наши ножки”,

*  «Покачай малыша!»,

* «Обними солнышко»,

* « Прыгай веселей»,

* « Как живёшь»,

*  «Прятки с платком»,

* « Зеркало»,

* « Посидим, полежим!»,

* « Котята»,

*  «Заиньки»,

* «Чудо-цветок»,

* «Прятки» ,

* «У кого картинка?»,

* «Покажи картинку» ,

* «Отгадай загадку - покажи отгадку!».

Краткое описание проекта по этапам                                              

Информационно-аналитический этап:

Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду; анкетирование родителей по поводу интересов, предпочтений и особенностей  ребенка; составление плана работы; разработка содержания проекта; подготовка консультаций и наглядной информации для родителей.

Основной этап:

Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач;  чтение  художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме; Беседа с родителями о режимных моментах в группе. Ежедневные беседы с родителями по промежуточным этапам адаптации. Корректировка индивидуальных режимов посещения группы детьми

Заключительный:                                                                            

Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и опрос детей; Фотовыставка «Мы в детском саду»,  презентация проекта.

Тип проекта: Групповой, творческий.                                             Продолжительность проекта: 3 месяца

Сроки реализации проекта: Сентябрь 2013года–ноябрь 2013года.

Энурез

Энурез, или недержание мочи у детей, - одна из самых распространенных причин тревоги у родителей. Энурезом страдают дети, у которых не сформированы навыки самостоятельного контроля за опорожнением мочевого пузыря.

Причинами развития данной энуреза могут быть:

общая задержка физического развития;

наследственность;

недостаточная или неправильная практика воспитания у детей навыков опрятности.

Приучить ребенка к опрятности невозможно, если родители относятся к этому без должного внимания или, наоборот, проявляют чрезмерную жесткость и даже наказывают ребенка за «провинность».

Дети, страдающие энурезом, как правило, не уверены в себе, стеснительны, замкнуты, ранимы, а в некоторых случаях раздражительны, вспыльчивы.

Как помочь ребенку с энурезом? Родителям следует сохранять терпимость, спокойствие, с пониманием относиться к проблемам ребенка, избегать грубости и наказания, которые только усилят у него тревогу, чувство вины, раздражительность. Важно внушать ребенку веру в себя, в собственные силы и в успех лечения. После эпизодов энуреза нужно регулярно менять белье и одежду.

Также следует ограничить ребенка в приеме острых блюд, искусственных ароматизаторов, отказаться от фруктов и овощей, содержащих большое количество воды, не принимать жидкость в вечерние часы. Важно избегать переохлаждений, утомления ребенка, сильных волнений и эмоций перед сном. Прежде чем лечь в постель, он должен сходить в туалет. Если сон у ребенка очень глубокий, то рекомендуется несколько раз переворачивать его во сне.

Существуют специальные упражнения по тренировке акта мочеиспускания, методика ночных пробуждений по расписанию, медикаментозное лечение по назначению врача, фито-, физио-, рефлексо-, психотерапия.

               

                 Слово «НЕТ»

    Обычно слово «нет» произносится из  чувства       родительской ответственности. Родители пытаются словом «нет» или «нельзя» уберечь ребенка от опасностей. Очень жаль детей, которые знакомятся с миром таким способом. Сначала у ребенка было два «нельзя», потом добавились другие.

Прежде чем сказать «нет», попытайтесь объяснить ребенку причину отказа. Тогда он сможет черпать мудрость из вашей сокровищницы знаний, сможет научиться тому, что мы знаем.

Задумывались ли вы, как можно объяснить ребенку, что утюг горячий? Боль от ожога невозможно объяснить словами. И только попробовав практически один раз, ребенок навсегда поймет, что такое «горячо»  и никогда больше не станет трогать горячий предмет. Предложите ребенку поиграть с водой. Наполните три небольших тазика водой холодной, теплой, горячей. И предложите ему попробовать рукой какая вода, сопровождая объяснением. На тазике с горячей водой заострить особое внимание, несколько раз повторив «горячо». После нескольких таких занятий малыш запомнит понятие – «горячо». И когда он столкнется с горячим предметом в быту, к слову «нельзя», добавляйте «горячо», и ребенок перенесет имеющийся у него опыт на новый предмет.

Помните, что родительская опека не может длиться вечно, рано или поздно малыш вырастет, пойдет в детский сад, потом в школу и ему нужно будет найти свой собственный опыт бытия.

                     

                       Капризуля

 Природа маленького ребенка такова, что               у него возникает много желаний, которые очень быстро меняются. Малыш порой забавляется тем, что у него так много поводов для просьб.                                          Но взрослому совеем не обязательно каждую из них удовлетворять! Объясните в таком случае, почему вы не можете выполнить какую-то его просьбу.

Постепенное приучение ребенку к некоторому самоограничению формирует «тормозные» процессы. Старайтесь не сердится на ребенка из за его капризов.  Иногда взрослый сам приучает сына или дочь слушаться только после окрика! Уже к двум годам ребенок приобретает социальный опыт, который использует в отношениях с людьми. Он понимает, что означают угрозы или требования матери: пустые слова, которые можно проигнорировать, или сразу нужно делать, что велят.

Чаще всего дети капризничают в семьях, где между взрослыми нет согласованности и последовательности в запретах. Капризы малыша бывают вызваны его потребностью в общении, невозможностью удовлетворять эту потребность. Капризничает, потому что не умеет занять себя! Переключите внимание ребенка, поиграйте с малышом, научите его поиграть самостоятельно.

Чего нельзя делать ни в коем случае:

        * Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не
эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще
раз напомните, что вы обязательно придете.

* Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

* Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

* Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Картотека игр

в период адаптации

                                                                            Воспиттель II младшей группы

     Даньщикова Светлана Петровна

Вот Я какой!

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом. Педагог звенит в погремушку, приговаривает:

Погремушка играет-
Деток собирает!

-  Доброе утро, дети! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас в гостях малыш (достаёт куклу малыша, одетого в песочник или трусики).

- Ребята, посмотрите какой хороший малыш. Он похож на вас?

Педагог называет часть туловища куклы и просит детей показать её.

Большие – маленькие

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Ход игры:  

Дети, сегодня к нам в гости пришел малыш. Покажите ему, какие вы сейчас большие.

Дети встают в полный рост.

А теперь, покажите, какие вы были маленькие.

Дети приседают на корточки;

А какие вы будете, когда станете взрослыми.

Дети встают на носочки и тянутся руками вверх. Игра повторяется 2-3 раза.

Наши ножки

Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада.

Ход игры:

Дети, сегодня к нам в гости пришел малыш. Покажем ему, как мы умеем играть.

Большие ноги шли по дороге.                 Большими шагами идут друг за другом.
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ,
Маленькие ножки

бежали по дорожке:                              Маленькими шагами бегут друг за другом.
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Ваши ножки убегают,                            
Возвращаются на свои места.
Только пяточки сверкают.

Покачай малыша!

Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь его в игру.

Ход игры:  

Педагог приносит куклу и предлагает по очереди покачать  ее на руках, приговаривая вместе с педагогом:

Бай, бай, бай, бай,
Ты, собачка не лай
И в гудочек не гуди;
Нашу Лялю не буди.

Обними солнышко

Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь его в игру.

Ход игры:  

Педагог приносит солнышко в корзинке и предлагает детям по очереди подержать его на руках. Дети обнимают солнышко, передавая, друг другу.

Солнышко вас любит, дарит свет и тепло Кате, Саше... И вы, ребята, нежно обнимите его, и подарите ему свою любовь и ласку.

Прыгай веселей

Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь его в игру.

Ход игры:  

Педагог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Прыгай, прыгай веселей!                   Прыгают на двух ногах
Прыгай, прыгай- побыстрей!
Вверх, вниз, вверх, вниз!                    
руки поднимают вверх, вниз
И немного покружись!                      
кружатся на месте.
Мы немножко отдохнём

 и опять играть начнём.

Как живёшь?

Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь его в игру.

Ход игры:  

Педагог предлагает детям сжать пальцы обеих рук в кулачки.

Как живёшь?            Показать оттопыренный большой палец 
-Вот так!
А плывёшь?              
Вытянуть руки вперёд, затем развести их в стороны
-Вот так!
Как бежишь?          
Согнуть руки в локтях, выполнять ими движения вперёд-назад.
-Вот так!
Вдаль глядишь?       
Приложить ребро ладони ко лбу
-Вот так!
Ждёшь обед?           
Подпереть подбородок кулачком
-Вот так!
Машешь вслед?       
Выполнить кистью ведущей руки движения влево вправо
-Вот так!
Ночью спишь?      
Лечь щёкой на сложенные вместе ладошки.
-Вот так!
А шалишь?            
Надуть щёчки и хлопнуть по ним ладошками.
-Вот так!

Прятки с платком

Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, познакомиться с детьми, доставить радостное настроение.

Ход игры:  

Педагог предлагает детям сесть в кружок на ковер. Достает большой платок и по очереди накрывает каждого ребенка, называя его по имени:

- Где Саша! Ку-ку! Ку-ку! 

- Где Соня! Ку-ку! Ку-ку!

Открывая «спрятавшегося» ребенка:

- Вот Саша!

- Вот Соня!

Зеркало

Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, установить с ним контакт.

Оборудование: большое зеркало.

Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый рассматривает вместе с ребенком его отражение в зеркале – лицо, тело, одежду.

Кто там? Это наш Ваня. Покажи, где у тебя голова. А где волосы? Покажи пальчики. А где у тебя лежит платочек? Вот он в кармане. А где у Вани штанишки? Покажи, что у тебя на ногах. Это тапочки и т.д.

Посидим, полежим!

Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, познакомить ребенка с группой.

Ход игры: занятие проводится индивидуально. Взрослый вместе с ребенком рассматривает предметы мебели в помещении и просит показать их.

- Где стол? Где стул? Покажи! Где кровать? А где диван? И.т.

Далее можно не называя предметы мебели, указать их назначение.

- Покажи на чем ты будешь спать? А на чем будешь рисовать? На чем ты сидишь? И т.д.

Если ребенок правильно находит и показывает предмет, взрослый хвалит его и называет предмет мебели.

- Правильно – это стол. За столом будем кушать. А это шкаф – там лежит одежда и т.д.

Котята

Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, доставить радостное настроение.

Ход игры: Предложите детям поиграть в котят. Комментируйте свои действия словами:

– Сейчас мы превратимся в котят. Делайте, как я.

 Мяу-мяу, умываюсь, (движения умывания)

 Всем на свете улыбаюсь! (улыбнитесь)

Заиньки

Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, доставить радостное настроение.

Ход игры: Предложите детям игру в зайчиков.

– Давайте поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!

 По лесной лужайке
Разбежались зайки. (легкий бег)

 Вот какие зайки,
Зайки-побегайки. (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

Сели зайчики в кружок, (присели)

 Роют лапкой корешок  (движение рукой)

 Вот какие зайки,
Зайки-побегайки (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

Чудо-цветок

Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, доставить радостное настроение.

Ход игры: Предложите детям такую игру.

(руки согнуты в локтях, складываем руки накрест и сцепляем ладони большими пальцами, шевелим пальчиками).

Шевелятся у цветка
Все четыре лепестка.
Я цветок сорвать хотел,
Но цветок вдруг улетел.
 (разъединяем большие пальцы, руки разводим в стороны).

– Вы догадались, что это был за «цветок»? (бабочка).

Прятки

Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь в игру.

Оборудование: Игрушки – мишка, зайчик, машинка, мячик, петушок, котик, кукла, ведерко и др.

Ход игры: игра проводится индивидуально или в группе детей. Перед началом игры взрослый раскладывает игрушки в разных местах – на стуле, под столом, на полке и в других местах. Игрушки должны быть хорошо видны.

- Вот к нам пришла кукла Маша, она плачет, Знаете почему она плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давайте поможет Маше найти игрушки. Ваня ты найди мишку. Молодец Ванечка нашел мишку! Смотри как Маша радуется. А ты Оля найди мячик. Не можешь найти? Посмотри внизу, на полу. И т.д.

Количество игрушек постепенно увеличивается. Можно давать задание принести две игрушки и более.

В дальнейшем можно использовать другие знакомые детям предметы.

У кого картинка?

Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь в игру.

Оборудование: предметные картинки по разным темам по количеству детей.

Ход игры: каждому ребенку раздать по одной предметной картинке.

- Посмотрите какие у вас красивые картинки. Они все разные. Давайте поиграем в интересную игру. Я буду называть слово, а вы слушайте внимательно. У кого такая картинки пусть ее поднимет. «Цветочек» Маша подняла картинку с цветочком. Правильно, Маша, у тебя на картинке цветочек. Покажи всем твой цветок. Следующее слово - «птичка». У кого птица? Ни кто не поднимает картинку… Где же птица? Кто ее найдет? Вот птичка у Димы! Дима, поднимай картинку. И т.д.

В дальнейшем можно проводить эту игру по темам, например «Игрушки», «Одежда», «Животные» и др. При этом материал для игры необходимо отбирать так, чтобы он был знаком детям. Предлагаемые для игры картинки должны быть конкретные, легко узнаваемые, с достаточно крупным и четким изображением. Со временем можно увеличить количество используемых картинок (например раздать по две и более).

Покажи картинку.

Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь в игру.

Оборудование: предметные картинки по разным темам по количеству детей.

Ход игры: игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. По очереди просите детей найти и показать нужную картинку.

- Смотрите, сколько у нас красивых картинок. Все они разные. Саша покажи кубик. Правильно. Лена, найди и покажи пирамидку. Молодец! Саша покажи куклу. И т.д.

В этой игре можно подбирать картинки из разных темам, а можно смешивать картинки из разных тем. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок, предлагать детям за один раз найти и показать сразу несколько 2 – 3.

Отгадай загадку - покажи отгадку!

Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь в игру.

 Оборудование: предметные картинки по разным темам.

Ход игры: игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. Можно давать общую инструкцию для всех, а можно загадывать загадки каждому ребенку по очереди.

- А сейчас мы будем отгадывать загадки. Покажите чем едят суп (картинка – «ложка»); покажите, что катится (картинка – «мячик» ). Найдите и покажите, что можно есть (картинки – «яблоко», «конфета»). И т.д.

Если дети затрудняются в поиске нужной картинки, можно дать развернутое описание нужного предмета. Если дети не смогли найти нужную картинку, следует показать им реальный предмет, описать его свойства, обыграть его.

             

Песенки, потешки, утешалки.

Песенка про кошечку.        

Серенькая Кошечка                                                                                                                              Села на окошечко                                                                                                                         Хвостиком махала                                                                                                                              Деток поджидала.

Где мои ребятки                                                                                                                                Серые котятки                                                                                                                                       Ждет их мама кошка                                                                                                                             Сидя у окошка.

Кушаем                                                                                                                         Ой, люли, люли, люли,
В море плыли корабли,
 
Насте кашку привезли.
Кашенька молочненька
Для любимой доченьки.
 
Настя, ротик открывай,
Кашку сладкую глотай.
А кто кашку кушает,
Маму с папой слушает,
Вырастает сильным,
Здоровым и красивым.

Утка утенка,
Кошка котенка,
Мышка мышонка
Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай, хоть немножечко!

Варись, варись, кашка,
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее.

Утешалки

Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
 
Того коза будет бодать.
 

Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
 
Принесет орешки
Для Машиной потешки.
 

Умываемся

Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико.

Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!

Одеваемся

Наша Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.
 

Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять -
Мы промочим ножки.

Дождик, лей, лей, лей
На меня и на людей!
На людей по ложке,
На меня по плошке,
А на Бабу Ягу -
Лей по целому ведру!

          Стихотворения о саде

  Мама ходит на работу

Мама ходит на работу.
И у папы много дел.
Значит надо, чтобы кто-то
И за нами приглядел!

Кто накормит кашей с ложки,
Кто нам сказку почитает,
Кто наденет нам сапожки,
Кто стихи и песни знает?

Кто помирит, кто подскажет,
Кто подружка и приятель,
Кто нам фокусы покажет?
Ну, конечно, воспитатель!
 

                         И. Гурина

 

                                                                                      Детский сад

                                                                              Мы приходим в детский сад,
                                                                             Там игрушки стоят.  
                                                                             Паровоз,
                                                                             Пароход
                                                                            Дожидаются ребят.
                                                                            Там картинки на стене
                                                                            И цветы на окне.
                                                                            Захочу -
                                                                            Поскачу
                                                                            На игрушечном коне!
                                                                            В этом доме все для нас -
                                                                            Сказки, песня и рассказ,
                                                                            Шумный пляс,
                                                                            Тихий час, -
В этом доме все для нас!
Вот какой хороший дом!
В нем растем мы с каждым днем,
А когда
Подрастем,
Вместе в школу пойдем.

                                О. высотская

                                                                                    Много игрушек

                                                                  Много игрушек в детском саду,
                                                                 Наши игрушки стоят на виду:
                                                                 Кот в сапогах, длинноухие зайки,
                                                                 И барабан, и балалайки.
                                                                 Куклы нарядные в косах сидят,
                                                                 Куклы на зайцев и мишек глядят.
                                                                 Мы наши игрушки не бьем, не ломаем,
                                                                 Их у товарищей не отнимаем.
                                                                 Наши игрушки стоят на виду, -
                                                                 Все у нас общее в детском саду.

                                                                                                     Н. Найденова

   Девочка  новая

Девочка новая
В детском саду.
К девочке новой
Сейчас подойду.
- Зачем ты в сторонке?
Ведь скучно одной.
Вот наши игрушки,
Вот слон заводной.
Вот видишь -
Его я ключом завела,
Сейчас он пройдет
От стены до стола.
Вот кубики наши,
Мы строим дома.
Ты тоже научишься
Строить сама!
Пойдем, я к ребятам
Тебя отведу.
Всем девочкам нравится
В детском саду!

        Н. Найденова

   

            Тихий час

В детском садике у нас
Тихий час.
В этот час нам нужна
Тишина.
Мы сказали: – Чок! Чок! Чок!
Язычок,
Закрывает тебя
В сундучок.
Запираем сундучок
На крючок.
Все ребятки на кроватки,
Все молчок!
Потому что у нас
Тихий час.
Потому что нужна
Ти-ши-на.

        Н. Лоткин

Консультация

для родителей

«Развивающие игры для детей»

                 

                                                                                         

                                                            

                                                                             

                                                                          Воспитатель II младшей группы                                                

                                                                              Даньщикова Светлана Петровна

   

  Игра ведущий вид деятельности дошкольника, она  учит малыша запоминать пальчиками форму и свойства предмета, узнавать его на ощупь,  думать, видеть с закрытыми глазами, развивать речь, словарный запас, осязательные способности маленьких пальчиков, а также происходит формирование личности ребенка, его морально-волевых качеств, реализуется потребность воздействовать на мир. Направленностей у развивающих игр много – одни развивают зрительную память, другие тактильную, третьи могут научить ходить или говорить, читать, шнуровать ботинки и массе других не менее полезных вещей.

К подбору игры нужно подходить ответственно. Она должна с одной стороны увлекать и занимать ребенка, а с другой — развивать, обогащать его личность, не искажая представления ребенка о мире.

Для детей характерны подвижные игры, строительные игры, дидактические игры, сюжетные игры. Сегодня в детских магазинах можно встретить огромное количество различных развивающих игрушек. То, что объединяет все развивающие игрушки – это процесс развития мелкой моторики рук, усидчивости, навыки принятия самостоятельного решения.

 Каждый из возрастных периодов выделяется по ведущей деятельности, в процессе которой складываются наиболее важные психические качества и свойства личности, общие для детей одного возраста. Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Все развивающие игры делятся по следующим критериям:

Дидактические игры.

   Среди огромного количества игр для умственного развития детей младшего дошкольного возраста самую большую группу занимают  дидактические игры – которые являются и игровым методом, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка.

   Если говорить об умственном воспитании младших дошкольников посредством дидактической игры, то нужно отметить, что многие дидактические игры ставят перед ними задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения, что способствует развитию основных умственных процессов ребенка: мышления, памяти, воображения и т.д. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в разных условиях в соответствии с поставленной задачей.   

       Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, и умение выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить младших дошкольников самостоятельно составлять рассказы о предметах и явлениях. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых и видовых понятий, нахождение синонимов, антонимов, слов сходных по звучанию и т.п., что также способствует интенсивному умственному развитию.

 «Результат дидактической игры – это показатель уровня достижений детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путем.

Все дидактические игры, направлены на умственное развитие детей младшего дошкольного возраста, можно разделить на 5 обширных групп: игры для развития памяти, игры для развития речи, игры для развития мышления, игры для развития восприятия и игры для развития воображения, т.е. игры, направленные на развитие основных мыслительных процессов ребенка.

Игры на развитие речи

       Развитие речи у детей 3-5 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребенок к 3-м годам почти усваивает родной язык. Активный словарь малышей от 3-х до 4-х лет растет буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов.

       Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к 3-м годам часто и правильно произносят слова, другие говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее же типичными ошибками являются  пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры  (сокращение слов – тамва вместо трамвай, неправильное ударение и т.д.). Эти нарушения в основном временные и в ходе правильного речевого развития к 5-ти годам постепенно исчезают. Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, воспитателям и родителям необходимо уделить особое внимание дидактическим играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха, а также играм, воздействующим на центры речи. Играя с ребенком, следует правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение.

 

Игры для развития мышления

       При формировании игровых умений и навыков, направленных на развитие мышления младшего дошкольника необходимо учитывать, что мышление трехлетнего ребенка является наглядно- действенным: малыш решает задачу  путем непосредственного действия с предметами. Это проявляется в решении простых задач по конструированию, т.е. конструированию по образцу. Ребенок повторяет постройку из 2- 3-х деталей разной формы, выполненную взрослым.

       До 4-х лет умственное развитие малыша, его познание внешнего мира происходит через практические действия с предметами. Ребенку необходимо обязательно потрогать предмет, чтобы понять его.

       Исследуя предметы, их строение и взаимодействие друг с другом, ребенок  пытается сформировать целостное представление об окружающем его мире.  Интеллектуальное развитие ребенка выражается в формировании представлений о мире в виде наглядных образов как едином целом.  Таким образом игры для развития мышления младших дошкольников должны быть направлены на:                                                                                                             *выделение существенных признаков предмета;                                                     *синтез различных признаков в целое представление о предмете;                       *сравнение разных предметов и выявление различий в них;                              *осмысление содержания жизненных ситуаций, подражание и проигрывание    их с заменой одних объектов другими.

Игры для развития восприятия

       Восприятие младшего дошкольника трех-пяти лет становятся все более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок может подолгу, не отвлекаясь, наблюдать, рассматривать, искать.

       В этом возрасте на развитие восприятия очень большое влияние оказывает развитие речи и мышления. Начиная активно использовать названия свойств, признаков, состояний предметов и явлений, ребенок тем самым выделяет для себя эти характеристики. Обозначив предмет словом, он отделяет тем самым его от других предметов. С помощью интеллектуальных усилий по изучению свойств и состояний предметов, отношений между ними, выявлению связей  и действий с ними малыш начинает видеть и понимать реальные отношения между предметами.

       Развивающие игры для этого возраста включают обучение ребенка выявлять и учитывать в своих действиях свойства предметов, умению использовать условные заменители вещей, строить и использовать наглядные пространственные модели (планы, схемы, чертежи).  Замечательно развивают восприятие игровые загадки. Пытаясь отгадать загадку, ребенок начинает искать в окружающих предметах свойства, описанные в ней. Следует всячески поощрять желание ребенка самому составлять загадки.

       По мере усложнения психики и развития психических процессов происходит их переплетение и взаимовлияние друг на друга. Так, загадывая и отгадывая загадки, ребенок одновременно развивает восприятие, внимание, творческое мышление, речь.

Игры для развития воображения

       Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции – познавательную и аффективную.

       Основная задача познавательного воображения – воссоздание объективной реальности, «достраивание» целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения ребенок может творчески овладеть схемами и смыслами человеческих действий, «достраивать» целостный образ какого- либо события или явления.

       Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего «Я». Она проявляется, во-первых, через многократное проигрывание травмирующих воздействий или ситуаций: малыш как бы отстраняется от них, начинает видеть их со стороны. Во-вторых, ребенок создает воображаемую ситуацию, в которой он чувствует себя сильным, смелым, всемогущим. Своего апогея аффективное воображение достигает к 4-м годам.                                                      

Сюжетно – ролевые игры

   Согласно отечественной психологии ведущей деятельностью младшего дошкольника является ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание и пр.  Специальное исследование, проведенное отечественными и зарубежными учеными, позволило установить, что для умственного развития личности ребенка и появления у него важнейших психических новообразований, характерных для его возраста особое значение имеют игровые умения и навыки, формирующиеся в процессе сюжетно – ролевой игры.

       Во-первых, потому что именно этот вид игры позволяет ребенку почувствовать себя самостоятельным, инициативным, «взрослым» и значительным именно в игре, когда действуешь «понарошку»; можно «принять гостей», «отремонтировать машину» и «сделать» многое другое из того, что в реальности жизни для ребенка недоступно, но очень привлекательно.

       Во-вторых, потому что игра способствует развитию воображения ребенка. В игре дети создают вымышленные ситуации, легко перевоплощаются в животных, сказочных персонажей. Именно поэтому игровую деятельность дошкольника можно сравнить лишь с «очарованием высших форм творчества». Ребенок многое «имеет в виду»,  держит в плане воображения. За счет этого происходит замещение, увеличивается число символических действий, что является чрезвычайно важным для его умственного развития.   В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и качественно изменяются, приобретают социальный и обобщенный характер.

И помните,  игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности в глазах вашего ребенка!

Беседа с родителями

«Особенности младшего дошкольного возраста»

Воспитатель II младшей группы

Даньщикова Светлана Петровна

 

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.  

В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.  Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.

         Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности. Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.

         Доверие и привязанность к воспитателю - необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня педагог  к каждому ребенку проявляет свое доброе отношение: называет ласковым именем, погладит по головке. Ощущая любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами. К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

         Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. Неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

         Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него. Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

         В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

         К четырем годам рост ребенка достигает 100-102 см. Вес детей в среднем 16-17 кг (между тремя и четырьмя годами прибавка в весе составляет 2 кг). Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения. Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

         В играх дети самостоятельно передают несложный сюжет, пользуются предметами-заместителями, охотно играют вместе со взрослым и друг с другом, у них есть любимые игры и игрушки. Они умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.

         Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков!

Памятка для родителей

Основные психологические особенности детей

2 – 3 лет

3 – 4 лет

4 – 5 лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Мышление наглядно-действенное

Мышление наглядно-образное

Мышление наглядно-образное

Мышление наглядно-образное

Мышление наглядно-образное, проявляются начала вербального

Общение ситуативно-личностное

Общение ситуативно-деловое

Общение внеситуативно-деловое (первые признаки)

Общение внеситуативно-личностное

Общение внеситуативно-деловое

Взрослый интересен как источник защиты и помощи, ласки

Взрослый интересен как источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству

Взрослый интересен как источник информации

Взрослый интересен как партнер по сугубо индивидуальному общению

Взрослый интересен как источник информации, учитель

Сверстник малоинтересен; общаться трудно

Сверстник малоинтересен; общаться трудно

Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре

Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре (сюжетосложение). Высока потребность в общении со сверстниками, в принятии и признании с их стороны. Обнаруживаются первые сильные влюбленности

Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре (сюжетосложение). Высока потребность в общении со сверстниками, в принятии и признании с их стороны

Речь словосочетаниями

Отвечает на вопрос «Кто (что) это?», учится понимать речь (глаголы)

Связная речь в стадии формирования

Отвечает на вопрос «Что делает?», учится понимать прилагательны

Хорошее понимание речи. Заканчивается формирование активной речи

Отвечает на вопрос «Какой?», учится излагать мысли

Может связно изложить мысль, пересказать сюжет; описать объект, явление; сформулировать предложение

Начинает учиться обосновывать свои мысли и предложения

Усваивает и использует правила формальной вежливости в общении с незнакомыми взрослыми

Способ передачи информации – показ предмета

Способ передачи информации – показ реального явления

Способ передачи информации – рассказ или показ книги, фильма

Способ передачи информации – рассказ или показ книги, фильма

Способ передачи информации – рассказ или показ книги, фильма

Эмоции сильные, легко переключаемые

Эмоции сильные, легко переключаемы

Эмоции более уравновешены

Появляются устойчивые чувства и отношения к взрослым

Эмоциональная система стабильна

С 2,5 лет – кризис «Я сам!», возраст конфликтный со взрослыми

С 3,5 лет – кризис «Я сам!», возраст конфликтный со взрослыми

«Мирный» возраст и со взрослыми, и с детьми

Происходит осознание половой идентичности – чувства принадлежности к группе мужчин или женщин

Формируется образ себя реального и потенциального (в будущем), осознание причастности к широким сообществам – стране, этносу

Объект познания – предметы «здесь и теперь»; их внутреннее устройство

Способ познания – разбор предмета на части; манипулирование предметами

Условие успешности: разнообразная и частосменяемая развивающая среда

Игра предметно-манипулятивная, индивидуальная

 

Объект познания – предметы «здесь и теперь»

Способ познания – конструиров-е и экспер-вание

Условие успешности: развивающая среда плюс партнерство со взрослым

Появляется игровое действие

Игра партнерская – со взрослым, или индивидуальн. – с игрушками

 

Объект познания – то, что «где-то там»

Способ познания – рассказы взрослого

Условие успешности – хорошая речь и кругозор взрослого

Появляются игровая ситуация и ролевой диалог

Игра коллективная со сверстниками

Объект познания – события, удаленные во времени, путешествия в историю

Способ познания – представление по рассказам

Условие успешности – максимальная опора на наглядность

Развернутый во времени сюжет

Игра в стабильной игровой компании, растянута во времени на несколько дней

Объект познания – учебный предмет

Способ познания – многократное повторение

Условие успешности – отсутствие монотонности

Развернутый во времени сюжет

Игра в стабильной игровой компании, растянута во времени на несколько дней

Внимание, память непроизвольны

Внимание, память непроизвольны

Внимание, память непроизвольны

Внимание, память становятся произвольными

Внимание, память произвольны

Высокая чувствительность к физическому дискомфорту

Высокая чувствительность к физическому дискомфорту

Меньшая чувствительность к физическому дискомфорту

Меньшая чувствительность к физическому дискомфорту

Меньшая чувствительность к физическому дискомфорту

Советы родителям

1. В первую очередь родители должны познакомиться с воспитателями.

2. Приблизительно за месяц можно начинать подготавливать ребенка психологически - рассказать про то, что такое детский сад, кто туда ходит, что там происходит, желательно, как можно чаще гулять около него, чтобы малыш привыкал к территории. Однако одновременно с этим нужно не перестараться - не стоит слишком часто акцентировать внимание на предстоящем событии, что может вызвать у ребенка страх и неуверенность в собственных силах.

3. К режиму детского сада необходимо подготовиться также заблаговременно - обычно детей приводят к 8-9 утра, а забирают в 6 вечера, тихий час - с 13 до 15. Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра, поэтому перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца. Отправляться ко сну лучше в 21.00.

4. В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском саду.

5. Еда в детском саду отличается от домашней, поэтому родителям стоит заблаговременно подготовить ребёнка, приучая его к обычной и здоровой пище - супам, кашам, салатам и т.д.

6. Стоит заранее приучать ребёнка к самостоятельности и навыкам самообслуживания.

7. Собираясь в детский сад, можно и даже нужно разрешать ребенку брать с собой какие-либо игрушки, чтобы он привнёс туда «частичку» родного дома.

8. Во время прощания с мамой часто ребенок начинает капризничать - держится всеми силами за маму, иногда даже громко кричит, рыдает и устраивает истерики. Нужно спокойно поцеловать малыша, помахать ему рукой и "передать" в надежные руки воспитателя (если он сам отказывается идти). Обычно дети, особенно ясельного возраста, плачут минут 5-10 и успокаиваются.

9. В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.

10. Когда ребенок находится вне детского сада, родителям нужно стараться посвящать ему как можно больше времени - гулять, играть, разговаривать.

11. Будьте в контакте с воспитателями – интересуйтесь поведением ребёнка в саду, его отношениями с взрослыми и сверстниками, обсуждайте возникающие проблемы.

Воспитание смелости

Предположим, что все складывается хорошо. Малыш жизнерадостен и активен, охотно улыбается всем взрослым, тянет руки к новым ярким предметам. И вдруг ребенок начинает совершенно иначе реагировать на незнакомых людей, напрягается, настораживается. В новой обстановке он начинает стесняться, не сразу тянется и к интересным предметам, а чаще всего при виде нового прижимается к маме, прячет лицо. Если мамы рядом нет, то прячет лицо. Почему вдруг прежде доверчивый и активный ребенок так изменился? Что делать?

Нужно понять, что это естественная реакция ребенка на новое и незнакомое. Мудрая мама не оценивает в этот момент поведение малыша, а просто защищает и оберегает его.

Все новое должно появляться только на фоне хорошего настроения и уверенности ребенка и родителей.  Визит к новому врачу, переезд в другую квартиру, приход новых гостей, появление собаки – все это требует специальной подготовки. Позаботьтесь, чтобы перед порцией новых впечатлений у ребенка было хорошее настроение, возьмите его на руки, ведите себя естественно и уверенно.

Незнакомые взрослые должны соблюдать определенный этикет: улыбаться, доброжелательно разговаривать не только с ребенком, но и между собой. Первые страхи – естественный защитный механизм от неверного шага, а также способ быстро восстановить необходимый контакт с мамой. И если малыш убедится, что связь с мамой прочна, что бояться нечего, это поможет ему обрести то базовое доверие к миру, которое придаст ему сил и уверенность в себе на всю дальнейшую жизнь

Консультация для родителей:

«Ребенок идет в детский сад»

                                                                             

                                                                              Воспитатель II младшей группы                                                

                                                                              Даньщикова Светлана Петровна

Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад? Этот вопрос волнует многих родителей.  Поступление в детский сад – серьезный шаг для всей семьи.

 Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагогов, принимать к сведению их наблюдения и пожелания. Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей.

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди.

Из привычного мира семьи  дети попадают в совершенно новые условия многоликой детской среды. Поэтому вполне понятно, почему малыши с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой. Возможно, что через 3-4 дня после начала посещения детского сада они могут заболеть. В данном случае подождите винить воспитателей и детский сад. Привыкание ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемой период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.

Очень важен для процесса привыкания режим дня ребенка в семье, который должен совпадать с режимом детского учреждения.

                     Профилактика проблем адаптации делится на несколько  этапов.

1. Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.

В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделять рациону питания малыша, приучать есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбные суфле и т.д. Тогда ребенок не будет отказываться в детском саду от знакомой пищи и не останется голодным. В детском саду дети едят сами, сидя за столами. Воспитатели только докармливают их по необходимости. Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться, одеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний. на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.

2. Главная задача данного этапа – создание положительного образа воспитателя. Следует подробно и откровенно рассказать воспитателю об особенностях своего ребенка: что он любит, какую игрушку любит больше всего, как он засыпает, как его ласково называют дома.

Имея полную информацию о ребенке, педагог быстрее поймет его и установит контакт, да и ребенку будет легче, когда он вдруг вспомнит о маме, а воспитатель тут же сможет его отвлечь, предложив любимую игрушку или назвав ласково по имени. На первых порах ребенок вместе с мамой наблюдает за детьми и воспитателем на прогулке, ему необходимо осмотреться в новых условиях, привыкнуть к незнакомой обстановке. Первые визиты длятся не более часа. Мама помогает ребенку осваиваться, поддерживает его интерес к окружающему. На фоне положительного эмоционального общения легко складывается деловое сотрудничество взрослого и малыша.

3. Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, аппетит, в последнюю очередь – сон.

Родителям следует знать распорядок дня в детском саду.            

Режим дня II младшей группы

Режимный момент

Прием детей на воздухе, игры, утренняя гимнастика

Подготовка к завтраку, завтрак

Игры

Занятия

Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения)

Возвращение с прогулки, игры

 Подготовка к обеду, обед

Подготовка ко сну, дневной сон

Постепенный подъем, воздушно-водные процедуры, игры

Подготовка к полднику, полдник

Игры, самостоятельная деятельность

Занятия

Игры, подготовка к прогулке, прогулка

Возвращение с прогулки, игры, уход детей домой

Время

7.00 – 8.30

8.30 – 8.55

8.55 – 9.15

9.15 – 10.00

10.00 – 11.45

11.45 – 12.00

12.00 – 12.40

12.40 – 15.00

15.00 – 15.25

15.25 – 15.50

15.50 – 16.15

16.15 – 16.30

16.30 – 18.00

18.00 – 19.00

Неплохо знать и сетку НОД, которая имеется в уголке для родителей  в каждой группе. Вы сможите интересоваться, чем занимался ваш ребенок сегодня, что нового он узнал, какие поделки сделал.                          Уважаемые родители, помните, что адаптация в условиях дошкольного учреждения обычно протекает от 4 до 6 месяцев, а темп  зависит от подготовленности к условиям и режиму детского сада. Родителям надо помнить и еще одну особенность - возраст детей, идущих в детский сад (2,5 - 3 года) является в основном кризисным. Соблюдение предложенных   рекомендаций поможет вашему ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду. Желаем удачи и скорейшей адаптации!

        

Консультация для родителей

«Готовность родителей к саду»

                                                                            Воспитатель II младшей группы

        Даньщикова Светлана Петровна

Для того чтобы ребенок смог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям детского дошкольного учреждения, необходимо готовить не только его, но и родителей к поступлению в детский сад. Именно настрой родителей является основополагающим для успешной адаптации малыша к детскому саду.                                                                                                                   Самое главное – положительный настрой на детский сад, если Вы верите, что детский сад - это самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш малыш, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Если Вы так не думаете, займитесь аутотренингом - возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем моему ребенку нужен детский сад ?» все позитивное, что вы знаете по этому поводу например, «У моего ребенка расширится круг общения, а это очень полезно для его развития»,  или «Я могу спокойно ходить в магазин, не отдирая орущего ребенка от ярких коробок» и т.п. запишите и затем проанализируйте.

Приход ребенка в детский сад может стать для него радостным событием в его жизни, если Вы ему вовремя поможете.

Приучайте ребенка к режиму!

Очень важно оздоровить малыша. За 1 – 2 месяца до начала посещения детского сада надо пройти осмотр у врачей-специалистов (невропатолог, хирург, отоларинголог), сдать необходимые анализы. Если выявится, что Ваш ребенок страдает тем или иным заболеванием, в сад его можно отправить только после прохождения курса лечения под контролем участкового врача. Старайтесь, чтобы ребенок как можно больше был на свежем воздухе (не менее 4-х часов зимой), постоянно проводите массаж и гимнастику, закаливающие процедуры. Если у малыша плохой аппетит, не кормите его насильно. Постарайтесь приблизить домашний рацион к рациону детского сада. Исключите из питания ребенка протертую пищу.

Как управляться с одеждой самостоятельно?

Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек и пуговиц, обувь на липучках или молниях. Освоить шнурки ребенку трудно, поэтому пусть учится завязывать их дома без спешки. Шапку и шарф лучше заменить шапкой-шлемом – и в шею не надует, и надевать намного проще. Вместо рубашки приготовьте водолазку, вместо кофты – свитер. В общем, главное, чтобы ребенок быстро собирался на прогулку и был аккуратным и опрятным.

Чтобы ребенку было легко убирать свои вещи, позаботьтесь о петельках на одежде, удобных для ребенка. Сделайте маркировку одежды. Целесообразно указать не только имя и фамилию ребенка, но и условный символ (цветок, бабочка, шарик, мяч и т.д.), познакомить с ним малыша, чтобы он легко узнавал свою одежду. Дома организуйте вешалку для верхней одежды так, чтобы она была доступна малышу, и он сам мог самостоятельно после прогулки вешать свои вещи. Не делайте этого за ребенка, но наблюдайте за выполнением требования, помогайте ему, напоминайте, хвалите за то, что он сам, без напоминания убирает свои вещи на место.

Перед сном поставьте рядом с кроваткой ребенка стульчик для одежды. Приучайте его снимать одежду самостоятельно и складывать ее на стульчике, а утром надевать чистую одежду, которую Вы приготовили. Стремитесь, чтобы ребенок знал названия одежды, правильно указывал на нее. Поощряйте, используйте игровые приемы (мишка смотрит, как ты сам одеваешься, хочет у тебя научиться). При необходимости помогайте ребенку советами, выраженными в спокойном тоне. Не торопите ребенка, сохраняйте спокойствие: навык самообслуживания требует усилий, терпения и многократных упражнений.

Наблюдайте за тем, как у него складываются необходимые умения и навыки!

Культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, после загрязнения; насухо вытирать лицо и руки полотенцем; вытирать нос, пользоваться индивидуальными предметами (полотенце, носовой платок, горшок); вытирать ноги у входа; опрятно есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой.

Культура поведения: здороваться и прощаться со взрослыми, сверстниками; употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста); выполнять элементарные правила культурного поведения на улице и в помещении; не топтать зеленые насаждения, бросать мусор в предназначенные для этого места; аккуратно пользоваться туалетом, умывальником; не выходить из-за стола, не окончив еды, после нее говорить «спасибо»; не кричать, не мешать другим детям.

Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми: проявлять внимание, сочувствие к сверстникам (делиться игрушками, уступать), отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему; называть по имени и отчеству своих воспитателей, младшего воспитателя, знать свое имя; бережно относиться к вещам и игрушкам.

Игра: спокойно и самостоятельно играть; доброжелательно и с симпатией относиться к товарищам по игре; играть вместе с другими детьми, совместно с другими детьми пользоваться игрушками.

Необходимо и в выходные дни, когда ребенок дома, придерживаться режима дня, принятого в саду. Резкие изменения режима даже на протяжении нескольких дней выбивают ребенка из привычного ритма, вновь и вновь требуют от него перестройки, а это дается ему с большими трудностями, вызывает излишнюю нервозность.

Малыш может принести в группу любимые игрушки, книжки или милые пустячки, с которыми он не расстается. Это поможет ребенку легче и безболезненнее привыкнуть к дошкольному учреждению

Приготовьте приданое для ребенка!

Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал, первое время он может брать с собой из дома в детский сад игрушку, которой «покажет», где его стол, какие игрушки в группе, познакомит с детьми.

Кроме этого, необходимо подготовить для детского сада следующее: сменную обувь, чешки, футболку и носочки (для музыкального занятия), носовые платки, расческу, два комплекта нижнего белья, запасную одежду, пустой мешок для испачканной одежды, запасная одежда находится в мешочке на вешалке в шкафчике ребенка.

Мы желаем Вам успехов в подготовке к такому важному и волнующему периоду в жизни малыша – это означает, что он взрослеет. Скоро вы вместе будете обсуждать как прошел его день, что нового он узнал сегодня, с кем поссорился и кто стал его лучшим другом. Вы будите знать о его достижениях и радоваться вместе с ним его маленьким победам. Вы увидите как он становиться более социальным, общительным, и ваши страхи  остануться далеко позади!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗВЕНИГОВСКИЙ ДЕТСКОГО САДА « БУРАТИНО»

Общеобразовательная программа МДОУ Звениговский  д./с «Буратино»  детей дошкольного возраста  представляет собой вариант стандартизации дошкольного образования.  Она разработ...

Использование интеграции образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности в детском саду, как средство развития творческих способностей детей

Ребенок активно познает окружающий мир во всем многообразии. В процессе познания окружающего он исследует предметы и объекты, их свойства и качества. Он делает много открытий и создает интересные, пор...

"Необходимость введения платных дополнительных образовательных услуг в детские дошкольные образовательные учреждения"

В статье отражены основные аспекты введения дополнительных образовательных услуг в дошкольные образовательные учреждения в соответствии с запросами ребенка и самих родителей, с целью улучшения материа...

Основная образовательная программа МАДОУ «Детский сад № 238» г.Перми в соответствии ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа разработана в соответствии с основныминормативно-правовыми документами:Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г;* Федеральный государственный образов...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76 » образовательная область «Музыка» на период 2017-2018 учебный год музыкального руководителя Закировой Венеры Мидхатовны

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС, Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155, Концепцией СанПиН от  30.07.2013г.)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад №123» г.Чебоксары на 2016-2017 учебный год в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальное искусств

В материале дана структура рабочей программы музыкального руководителя конкретного  дошкольного образовательного учреждения, разработанной на основе федеральных государственных образовательных ст...