Актуальные вопросы гендерного воспитания с детьми дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Ильина Светлана Геннадьевна

Актуальность, задачи и применение в работе с детьми по гендерному воспитанию в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitanie.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные вопросы гендерного воспитания с детьми дошкольного возраста.

  Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек , чтобы его определяли как женщину или мужчину .

Образовательные задачи полового гендерного воспитания и разнополого воспитания в детском саду:

-воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру. Закладывать основы осознавания своих особенности, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;

- воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;

- развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;

- развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением;

- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;

- закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования;

- углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой и гендерной идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов.

  Гендерное воспитание призвано не только  помочь детям осознать себя представителем того или иного пола. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола- Я девочка; Я мальчик. И так будет всегда.

  Актуальность гендерного воспитания  на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь  набором преимуществ по своему половому признаку.

  Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и  мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали  родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

Актуальность гендерного воспитания.

Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.

        Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т.д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.

Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.

Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для  развития и социализации ребенка в нашем обществе.

Практическая часть

С учетом гендерного воспитания в группе выстроена развивающая среда. Создано разное пространство для игр девочек и мальчиков, и игрушек с учетом их полового признака.

Для гендерного воспитания, мы использовали такие формы работы:

  • Сюжетно – ролевая игра "Семья";
  • Беседы с использованием иллюстраций, художественной литературы;
  • Проблемные ситуации с этическим содержанием;
  • Изготовление подарков для мам, пап, сверстников;
  • Дидактические игры: "Кто чем любит заниматься?, "Что кому?", "Я расту", "Что общего, чем отличаемся?", "Я такой, потому, что…", "Кем быть?", "Одень мальчика, одень девочку".  

Проводилась работа с родителями:

  • Вовлечение их в детскую деятельность как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, праздники) Так например, доброй традицией в нашем детском саду стало проведение праздников 1 апреля, День защитника Отечества, в которых принимают участие не только сами дети, но и их родители. дедушки и бабушки.
  • Беседы с родителями на тему "Мы такие разные мальчики и девочки"
  • Родительские собрания " Гендерное воспитание ребенка в семье".
  • Консультации "О мужественности и женственности", "Игры мальчиков, игры девочек".

Выводы:

  Наша работа по созданию условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Анкетирование проводится с целью подготовки к родительскому собранию в нашей группе. собранная информация конфиденциальна и разглашению не подлежит. просим Вас искренне ответить на вопросы:

1.Как Вы считаете, в чем заключается роль семьи в воспитании мужских и женских качеств в ребенке?

2.Какова роль матери в полоролевом воспитании ребенка?

3.Как отец влияет на полоролевое развитие ребенка7

4.Что Вы делаете в семье, чтобы воспитать достойных мужчину/женщину как полноценного члена общества?

5.Как Вы поступаете, если поведение ребенка не соответствует нормам и правилам поведения мужчины/женщины в социуме (плаксивость мальчика, агрессивность девочки...)

6.Что бы вы хотели узнать о полоролевом воспитании мальчиков и девочек?

Памятка для родителей

1.Помогите ребенку осознать его истинное половое "Я".

2.Учите мальчика быть мальчиком, а девочку - девочкой.

3.Стремитесь к собственному совершенству, чтобы ребенок, подражая, перенял только ваши лучшие черты. Так как воспитывают не словом. а делом.

4. Надо помнить, что как сильно не любил вас ребенок, больше всего в любви нуждается он сам. приложите максимум усилий, чтобы любовь была взаимной.

5.Проанализируйте стиль отношений в семье и не делите любовь ребенка между собой. не решайте свои взрослые проблемы за счет ребенка. Ваш ребенок не должен быть "орудием" в борьбе друг с другом.

6.Договоритесь между собой как вы будете воспитывать ребенка и выдвинете единые требования к нему. Иначе ребенок не сможет усвоить, что можно, а что нельзя. Он будет разрываться между вами, а это может привести к неврозу или антисоциальному поведению.

7.Помните, что отец - это опора и защита в семье. Он воспитывает в детях самостоятельность. дисциплинированность, уважение к старшим и слабым, мужественность, чуткость.

8.мать - это любовь. доброта. уют, хороший эмоциональный климат в семье. Мать дает ребенку эмоциональное благополучие. душевное спокойствие, равновесие и уверенность в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ФОРМОЙ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА.

Поставлены акценты на негативное влияние окружающей среды Крайнего Севера (природа, условия жизни, воспитания и т.д.)  на речевое развитие ребенка...

Сценарий мероприятия с участием родителей по вопросам гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) на тему: «Мальчики и девочки: сходства и различия»

Представленный материал позволяет познакомить родителей с современными научными подходами к осуществлению процесса гендерного воспитания дошкольников, расширяет знания  об анатомо – физиологическ...

Актуальные проблемы музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста.

С первого дня рождения ребенок получает ряд впечатлений, среди которых есть и музыкальные. Это, прежде всего голос матери с убаюкивающими  интонациями, звуки детских музыкальных игрушек. Музыка о...

"Актуальность гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста".

quot;Актуальность гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста"   «Актуальность гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста»Что такое...

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале

Агибалова (Лазарева) Е.А. студент  группА ЗДО-5-12,  факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...

Актуальность организации исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – ...