портфолио
статья по теме

Современные образовательные технологии в ДОУ

Технология «портфолио»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pro_portfolio.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии в ДОУ

Технология «портфолио»

   17 октября 2013 г. № 1155 Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации ФГОС дошкольного образования. Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка.                                                                                                 

     Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

      Перед педагогами стоит задача – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные образовательные технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

   К числу современных образовательных технологий можно отнести:

технологию портфолио дошкольника

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

          Составление портфолио очень полезно не только для того, чтобы в истории семьи осталась уникальная информация о таком удивительном и неповторимом периоде детства- дошкольном возрасте, но и потому, что главное назначение портфолио- это формирование у ребенка положительной самооценки и внутренней мотивации к познанию и достижения.

   Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов  заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.  Вот несколько из них.

             1. Автор И. Руденко

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

          2. Автор Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям. Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.

 Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и известных однофамильцах, персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).

 Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.

 Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).

Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребенка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.

Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.

 Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.)

       3. В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:

Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами родители.

Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различных источников информации и деятельность как таковая.

Раздел 3 «Информация ребенка о себе» содержит информацию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).

                  4. Авторы Е.В. Меттус, О.С. Турта предлагают три варианта портфолио: «Я  расту», «Я учусь общаться», «Я готовлюсь к школе»

       Содержание портфолио дошкольника «Я расту!» направлено на формирование у ребенка положительной самооценки и внутренней мотивации к познанию и достижениям

     Работа с портфолио предполагает взаимодействие родителей, воспитателей и дошкольника, в ходе которого малыш сможет рассказать о себе, о членах своей семьи и друзьях, с помощью взрослых проанализировать свои умения, подумать над тем, чему хочет научиться, а также отметить свои достижения

  Структура портфолио «Я расту?»

Раздел 1 «Это я»

Раздел 2 «Я и моя семья»

Раздел 3 «Я и мои друзья»

Раздел 4 «Я умею»

Раздел 5 «Я хочу научиться»

Раздел 6 «Я горжусь» (мои достижения)                                                          

      Основные разделы портфолио «Я учусь общаться»:

Раздел 1 «Какой я в общении?»

Раздел 2 «Я путешествую по острову Дружбы»

Раздел 3 «Чему я научился?»

      Портфолио дошкольника «Я готовлюсь к школе» поможет в обобщении знаний и умений, полученных ребенком дома и в детском саду, на этапе подготовки к поступлению в школу.

Раздел 1 Мой портрет «Я будущий ученик»

Раздел 2 «Копилка знаний и умений»

Раздел 3 «Мои достижения»

    Основная цель любого портфолио –это формирование у ребенка положительной самооценки и внутренней мотивации к познанию и достижениям.

 При работе над портфолио необходимо соблюдать два принципа:

  1. Единство всех сфер духовной жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной.
  2. Это совместная деятельность и общение взрослого и ребенка как движущая сила развития. Общение при организации данной работы длжно быть целенапрвленным, последовательным, разумным и ненавязчивым.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация портфолио

Презентация портфолио воспитателя...

Электронное портфолио, как форма представления педагога

 Профессиональное развитие пе­дагога дошкольного учреждения — это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала.Не секрет, что сов...

Портфолио дошкольника

Это портфолио моей дочери Арсении. Для заставок рубрик использованы материалы  портала "Солнышко". ...

Портфолио педагога-психолога ДОУ

Материал для портфолио педагога-психолога ДОУ. В двух частях. В виде таблиц, диаграмм, графиков. Может быть полезен для аналитического отчета....

Портфолио воспитателя дошкольной группы "Солнышко" "Мое портфолио"

используемые технологии, успехи и достижения детей...

Методическая разработка образовательной деятельности. Подход к проектированию портфолио детей как формату мониторинга развития и соответствующий вариант портфолио ребенка.

Методическая разработка образовательной деятельности. Портфолио для детей дошкольного возраста, которое можно использовать для педагогического мониторинга. Составил воспитатель: Ахвледиани Т.А....

Консультация для воспитателей «Портфолио воспитателя. Портфолио дошкольника»

Значение портфолио – это совокупность («портфель») учебной информации и индивидуальных образовательных достижений, полученных на обучающих курсах, семинарах, в процессе самообра...