Приложение к комплексно-тематическому планированию. Тема недели: "Мы встречаем Новый год"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Пялькина Екатерина Григорьевна

Приложение к комплексно-тематическому планированию для старшей группы. Тема недели: "Мы встречаем новый год!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie.docx47.64 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к комплексно-тематическому планированию на неделю для старшей группы  

Тема недели: «Мы встречаем новый год!»

Приложение №1

Конспект НОД по Социально-личностному  развитию.

Тема: «Новый год у ворот»

Интеграция образовательных областей: Социализация; познание; коммуникация.

Программное содержание: Познакомить детей с новогодними традициями России и других стран. Формировать понятие о традициях празднования Нового года на Руси, их возникновение.

Оборудование: картинки с изображением Деда Мороза, Снегурочки, Санта Клауса, ветка ели или сосны.

Ход занятия:

В гости к детям приходит  домовенок Кузя. Кузя спрашивает, какое сейчас время года? Домовенок предлагает детям вспомнить загадки о зиме, затем предлагает отгадать его загадки:

     1. Двор в снегу. Белы дома. На дворе снежок идет,

Это к нам пришла … (Зима) Скоро праздник - … (Новый год)

     2. Мы вдвоем скатали ком, Колкую, зеленую

Шляпа старая на нем. Срубили топором.

Нос приделали, и в миг Колкая, зеленая

Получился … (Снеговик) К нам приходит в дом. (Елка)

Воспитатель:

- У нас в России теперь стоит зима. А вы знаете, что в некоторых странах сейчас лето? Если путешествовать по миру. То можно узнать много интересного и необычного. Что мы можем увидеть, о чем узнать?

Кузя:

- Можно открыть для себя новые страны, побывать на других материках, увидеть необычную природу, познакомиться с другими людьми, узнать как живут разные народы Земли.

Воспитатель:

- Какие праздники отмечают люди во многих странах, общие для разных людей? (Новый год, Рождество) .

Новый год празднуют во всех странах мира. И везде по – особому. Посмотрите на глобус – это модель нашей планеты. Здесь нарисованы разные страны. Их очень – очень много. Сейчас мы отправимся в новогоднее путешествие по разным странам и посмотрим, где и как празднуют Новый год.

(Дети «путешествуют» по глобусу с Кузей. Место путешествия можно отмечать снежинкой.)

Гимнастика для глаз.

Россия

- Кто приходит к российским детям в Новый год с подарками? (Ответы детей)

- Как он выглядит? (По иллюстрации) . Правильно, российский Дед Мороз – это дедушка с большой белой бородой, с усами, с заснеженными бровями, в нарядной красной шубе, усыпанной снежинками, в красной шапке, с посохом в руках и мешком с подарками. Он приходит к нам со своей внучкой Снегурочкой. Живет Дед Мороз в красивом деревянном тереме в городе Великий Устюг.

-Какие новогодние обычаи и традиции вы знаете? (Ответы детей)

Физкультминутка.

- В разных странах принято по – своему встречать Новый год. Во многих странах Новый год отмечают в разное время. Поскольку народы мира пользуются разными календарями.

Дед Мороз в Болгарии приходит вывернутой бараньей шкуре, украшенной стручками красного перца. С последним ударом часов все целуются. В новогодний пирог кладут монеты, бутоны роз. Тот кто найдет в пироге монету, будет богатым, а кто откусит кусочек пирога с бутоном розы, будет счастливым.

Есть на свете такая страна Италия. Здесь нет Деда Мороза. Через трубу дома прилетает на метле волшебница Бефане и у каждой кроватки оставляет новогодние подарки. В Италии в самую последнюю минуту старого года из окон квартир на улицу выбрасывают различный хлам, старые вещи. Летят на мостовую цветочные горшки, стулья сапоги. Случается, и громадный деревянный шкаф с диким грохотом обрушивается наземь. Люди стремятся освободить свой дом для всего хорошего, что несет с собой год грядущий. Чем больше выбросить старых вещей, считают итальянцы, тем больше богатства принесет Новый год. А другая традиция прекрасна: обязательно помириться накануне Нового года с тем, с кем в ссоре, простить все прегрешения друзьям.

В Америке, Канаде, Нидерландах, Англии и во многих других странах Деда Мороза называют Санта Клаусом. Он очень похож на нашего Деда Мороза, только носит вместо шубы красную куртку. Санта Клаус оставляет подарки детям в вязанных чулочках.

Финский Дед Мороз носит красную шапку, красную куртку. Вместе с ним ходят гномы. А подарки раздает не не сам Дед Мороз, а козел. Его зовут Иолупукки. Он носит лохматую красную шубу и раздает подарки только тем детям, кто хорошо вел себя весь год.

Китайцы празднуют наступление Нового года два раза. В первый раз - 1 января, а во второй, согласно своему лунному календарю. По китайскому календарю начало Нового года выпадает между 21 января и 19 февраля. Китайцы, где бы они не жили, отмечают свой Новый год ритуальным танцем дракона и фейерверком, который призван отпугнуть злых духов. Новогодняя церемония не обходится без оглушительных взрывов хлопушек и ракет. В давние времена хлопушками служили стволы бамбука, который при горении лопается с громким треском. Был в Китае ещё один замечательный обычай – в первые новогодние дни строго – настрого запрещалось браниться и ругаться.

Игра «Запрещенное движение»

Дети выполняют все движения, кроме приседания. Показывает движения ребенок, который играет роль Деда Мороза.

В Индии помимо официального Нового года существует большое количество неофициальных празднований этой даты. Новый год здесь может наступить и в апреле, и мае. В этот день запрещается сердиться и ссориться, полагается быть вежливым, иначе, согласно поверью, будешь грубияном весь год. Елкой здесь служат гирлянды пышных цветов.

В Японии в новогоднюю ночь звонят колокола. Они ударяют 108 раз. В это время все дети заняты рисованием. Каждый рисует то, что хотел бы получить в подарок. Этот рисунок ребенок должен положить под подушку и уснуть, как только колокол ударит последний 108 раз. Рано утром жители Японии выходят из домов, чтобы поклониться восходящему солнцу, и только после этого начинается праздник.

В разных странах Деды Морозы могут выглядеть по – разному. Могут быть разные обычаи встречи Нового года. Например, на Кубе принято обливать друг друга водой. Но самое главное то, что у всех людей на Земле принято перед Новым годом прощать друг другу обиды, желать всем только мира, добра и здоровья.

Первоначально новогодние елки наряжали в лесу, а затем стали приносить в дом. Но сначала их не «ставили», как водится сегодня, а подвешивали к потолочной балке, украшая разными вкусностями. А утром дети обтряхивали новогодние деревья.

Итог занятия.

- Ребята, наше путешествие подошло к концу.

-Скажите о чем мы с вами сегодня говорили? (Ответы детей)

- Что нового вы узнали?

Мы с вами побывали в разных странах, узнали как там встречают Новый год. А всем детям нашей огромной страны – России – я желаю, чтобы они были здоровы, счастливы, любили свою страну.

- А что вы могли бы пожелать детям всего мира? (дети говорят свои пожелания)

Приложение №2

Конспект НОД по Художественно-эстетическому  развитию (Рисование)

Тема: «Еловые веточки»

Интеграция образовательных областей: познание; коммуникация; художественное творчество.

Программное содержание: учить детей с натуры рисовать еловую ветку, передовая особенности ее строения.

Оборудование: 2 композиции с еловыми ветками, листы бумаги белого цвета, простые и цветные карандаши, фломастеры.

Ход занятия:

1. Чтение стихов про елку

2. показ красивый открыток с новым годом

3. Уточнить представление о том, что такое рождественский венок?

Озвучивание темы занятия.

4. Обсуждение вариантов способов изготовления венка

5. показ образца и объяснение к выполненной работе

6. Самостоятельная деятельность детей.

7. итог занятия.

Воспитатель: Ребята кто из вас расскажет стихотворение про елочку?

(Чтение стихов)

Ребята посмотрите, что у меня в руках? (Ответы детей)

Что изображено на ней?

Скажите а кто -нибудь из вас знает, что такое рождественский венок?

Сегодня мы с вами попробуем смастерить своими руками для украшения группы.

Давайте  каждый из вас нарисует еловую веточку с шишками или новогодними игрушками.

Для этого нам понадобится бумага заранее подготовленная одинакового размера, но разного цвета. Листок бумаги мы с вами расположим вертикально.

Почему именно так? (Ответы детей)

Теперь рисуем с вами еловую веточку с игрушками или шишками( фломастеры, цв.карандаши)

Из полученных рисунков мы с вами составим композицию которая и будет называться «Рождественский венок»

Итог занятия: Ребята чем сегодня мы с вами занимались на занятии?

Что нового вы узнали?

Что вам понравилось?

Приложение №3

Конспект занятия по  Познавательно-речевому  развитию (ФЭМП)

Тема: « знаки <>, логические задачи на анализ и синтез, прямоугольник,  треугольник, квадрат, круг; порядковый счет.»

Интеграция образовательных областей: познание; коммуникация; интегративная деятельность

Программное содержание: закреплять умение правильно пользоваться знаками <,>; упражнять в различении количественного и порядкового счета.

Оборудование: рабочие тетради, карандаши простые, цветные, ластик.

Ход занятия

1). Игра «Напиши правильно знаки»

(Раб.тетрад. стр.16 рис.2)

Ребята, что можно сказать о количестве карандашей и кисточек?

Задание

1).Напишите знаки >< в пустые кружочки.

2. прочтите записи: 4 меньше 5,8 больше 7,7 меньше 8, 6 меньше 7.

2. Игра «Смотри. Считай, записывай» лист 16 рис.2

Вопросы и задания.

1. Из каких геометрических фигур состоит кошка?

2. Сколько прямоугольников? Напиши

3.Сколько треугольников, квадратов. Кругов?

3). Физкультминутка  «Быстро встаньте, улыбнитесь».

4) Игра «Сколько гостей пришло к Тане?

5) Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Приложение №4

Конспект НОД по Художественно-эстетическому развитию (Лепка)

Тема: «Зимние забавы»

Интеграция образовательных областей: познание; коммуникация; труд; художественное творчество.

Программное содержание: учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношение между ними.

Оборудование: пластилин, стеки, подставки, клеенки, салфетки, комплект карточек со схематичным изображением человека в разных позах.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает детям стихотворение А.Блока:

Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег...
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом...
В снежном доме будет
Резвая игра...
Пальчики застудят, -
По домам пора!

2. ПИ: «повтори»

Воспитатель раздает детям карточки со схематическим изображением человечков в движении (идет, бежит, прыгает, приседает) а теперь дети примите такие же позы как у вас на картинке

А теперь выберите одну из понравившихся вам картинок с изобр. Человека и попробовать вылепить из пластилина человечка в такой же позе.

3. Показ образца воспитателя, объяснение способов выполнения работы.

4. Самостоятельная работа детей

Ребята посмотрите у мен есть основа коллективной композиции это детская площадка, на которую должны прибежать человечки, которые вылеплены вами.

А давайте ребята мы слепим человечков играющих в снежки, катающихся на санках, с горки.

У нас ведь на улице зима и одеться они должны по зимнему, незабудьте слепить им и лдежду, чтобы они не замерзли.

Скажите а как мы будем лепить одежду?

5. Итог занятия:  Дети переносят вылепленные фигурки на общую основу и составляют коллективную композицию.

Приложение №5

Конспект НОД по  познавательно-речевому развитию. (Экология)

Тема: «Как лесные звери проводят зиму в лесу»

Интеграция образовательных областей: Социализация; познание; коммуникация

Программное содержание: способствовать формированию обобщенных представлений о том, что в лесу живут разные звери и что зима – трудное время года для всех, что звери по-разному приспособлены к жизни в это время года;

Оборудование: картинки зверей, маски зайчат.

Ход занятия:

1. И г р о в о й   с ю р п р и з н ы й   м о м е н т.

Приходит Незнайка и приносит картинки. Дети помогают Незнайке выбрать картинки зверей, которые живут в лесу.

2. Б е с е д а  с детьми по вопросам.

– Как выглядит заяц зимой? Зачем это нужно ему?

– Чем он питается зимой?

– Какие есть враги у зайцев? (ответы детей)

3. В ы п о л н е н и е  т в о р ч е с к о г о   з а д а н и я.

Придумайте загадку про зайца.

4. И г р а «Мы маленькие зайчики».

Дети в шапочках зайцев убегают от лисы, волка.

5. Р а с с к а з   Н е з н а й к и.

Незнайка рассказывает детям, что встретил в лесу Колобка, но он был какой-то странный, весь в колючках.

Дети рассказывают о еже (мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрыта короткими серыми волосками, маленькие, круглые, черные глаза, короткие лапки с маленькими коготками, на спине носит колючие иголки).

Незнайка с п р а ш и в а е т детей, чем любит лакомиться еж. (ответы детей)

– Как называется жилище ежа?

Незнайка р а с с к а з ы в а е т, что в лесу, под елкой, увидел много золотистых чешуек и обгрызенных шишек, а с ветки на ветку прыгал какой-то зверек, которого не успел разглядеть. Дети показывают картинку с изображением белки и рассказывают о ней: внешний вид, чем любит лакомиться (орехи, семена хвойных деревьев, ягоды, грибы, плоды деревьев и кустарников).

– Как называют ее жилище?

6. И г р а «Закончите предложения».

Незнайка п р е д л а г а е т детям поиграть в игру «Закончи предложение».

Дети становятся в круг, Незнайка бросает мяч. У кого мяч, тот и отвечает.

Заяц зимой белый, летом…

У зайца хвост короткий, а уши…

У зайца задние лапы короткие, а передние…

Заяц пушистый, а еж…

Еж спит днем, а охотится…

Еж маленький, а медведь…

Белка зимой серая, а летом…

У белки хвост длинный, а у зайца…

Белка живет в дупле, а еж…

Лиса живет в норе, а медведь в…

7. итог занятия

Приложение № 6

Конспект НОД по  Художественно-эстетическому  развитию (ручной труд)

Тема:  «моделирование новогодних игрушек»

Интеграция образовательных областей: познание;

коммуникация; художественное творчество;

труд.

Программное содержание:  Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами.

Оборудование:  бумага; картон; шаблоны геометрических форм, вырезанные из картона; ножницы; тесьма для изготовления петелек; клей; кисточки для клея; гуашевые краски; баночки с водой; салфетки бумажные и матерчатые.

Ход занятия:

1. Беседа с детьми:
- знаете, ребята, жители нашего игрового уголка все в заботах и хлопотах, готовятся к новогоднему празднику. А тут, смотрю- сидит в углу кукла Ариша и плачет. Горько плачет. «Ты что, Аришенька, может тебе шапочки для новогоднего праздника не хватило?»- спрашивает ее кукла Мила. «Не- е- е-т, вот моя шапочка и корона у меня есть!»- всхлипывает Ариша, «А вот коробка для новогодних игрушек пустая, только в углу этой коробки осталась одна- единственная игрушка». «Где же игрушки?»- спросила Мила. «Пропали!»- заплакала горько Ариша. «Неужели мы без игрушек остались, чем же мы украсим группу?». Игрушки как услышали про исчезновение новогодних украшений, так и решили, что это дело рук Кикиморы: «Это она добралась и все нам испортила!»- игрушки вспомнили, что новогодний утренник хотела им испортить Кикимора, но ей не удалось. Дед мороз ее прогнал с праздника. Вот она и отомстила!

2. Обращение  к детям: решение проблемной ситуации

- Ну, ребята, как вы решите, неужели мы оставим наши игрушки и группу без украшений? Давайте изготовим яркие, красочные, объемные игрушки, еще лучше прежних!
3. Показ образца игрушки

Посмотрите у меня в коробке всего одна игрушка, показывает ее детям

Скажите как она сделана? Из чего?

Воспитатель уточняет и показывает новый способ изготовления, комментируя свои действия и обращаясь за подсказками к детям:

4. Методика по изготовлению игрушки

- я задумала игрушку- шишку, беру подходящую картонную форму(овал) и цветную бумагу (желтого, голубого и др. цветов), отрезаю полоску нужной ширины(по ширине картонной формы) и складываю 2 раза пополам. Далее прикладываю шаблон, обвожу простым карандашом и вырезаю. Получаю сразу 4 одинаковых овала. Каждый из них сгибаю пополам и склеиваю попарно между собой (половинка к половинке). Прикрепляю петельку из тесьмы, чтобы шишку можно было повесить на елку или украсить группу. В результате у меня выходит вот такая объемная игрушка, осталось украсить ее.

А как скажите можно украсит нашу игрушку?

5.  «Физ.минутка».
Раз- согнуться, разогнуться,
Два- нагнуться, потянуться.
Три- в ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре- руки шире.
Пять, шесть- тихо сесть.

6. Самостоятельная деятельность детей

Дети выбирают материалы и начинают мастерить. В процессе работы воспитатель следит за тем, чтобы дети, используя шаблон, крепко прижимали его к цветной бумаге и обводили его простым карандашом. А также поощряется находчивость детей, их желание украсить игрушку по- своему, не повторяя предложенный образец и работы товарищей.

7. Итог занятия:
дети рассматривают свои игрушки, показывают их куклам и аккуратно складывают их в коробку. В свободное время используют их, наряжая елку и украшая групповую комнату перед праздником.

Приложение №7

Конспект НОД по    познавательно-речевому  развитию

Тема: «творческое рассказывание « Сочиняем сказку про Деда Мороза»

Интеграция образовательных областей: Социализация; познание; коммуникация

Программное содержание: активизация детского воображения; подготовка к литературно-словесному  творчеству

Оборудование: загадки на новогоднюю тематику, картинки.

Ход занятия

Беседа с детьми

-    Ребята, какое сейчас время года?

-    Какой самый красивый, чудесный, волшебный праздник бывает зимой? (Ответы детей)

Новый год! Новый год!

 У дверей, у ворот!

Он пришел к тебе, ко мне

 И ко всей большой стране!

Отгадывание загадок

-Послушайте, ребята, про кого эта новогодняя загадка:

Он в колодец заглянул –

Льдом колодец затянул,

 А на речку поглядел –

В ледяной тулуп одел.

Он с седою бородой,

Шуба, посох со звездой,

Он подарки нам принес

 Добрый... (Дедушка Мороз.)

-   Ребята, а кто знает, откуда Дед Мороз приходит к нам в детский сал? (Из леса, приезжает с Севера, прилетает с Северного полюса...)

-   Ребята, Дед Мороз - волшебный человек, значит, его дорога в наш детский сад обязательно бывает с приключениями. Давайте все вместе npидумаем сказку о том, как Дед Мороз пришел к нам на Новогоднюю елку.

Сочинение сказки

-   Как начинаются все сказки? С каких слов? (Жил-был... В некотором царстве... Однажды... Это было давным-давно... и т.д.)

-   Итак, начнем. Жил-был Дед Мороз.

-   Где он жил? (В лесу. В тереме. В ледяном домике. Во дворце из сосулек. В снежном замке. И т.д.)

-   Пригласили его ребята к себе на праздник в детский сад.

-   Как ему сообщили?

-   Прочитал Дед Мороз приглашение и стал в дорогу собираться. Что же он с собой взял?

-   Сел он в сани, запряженные тройкой лошадей, и отправился в дальний путь.

-   Где проходила дорога?

-   Подъехал Дед Мороз к речке, а мост сломан. Что делать? (Проехать по льду. Перепрыгнуть. Перелететь. Переплыть на бревне. И т.д..)

-    Мог бы Дед Мороз перелететь, да посох волшебный забыл в тереме. Мог бы по льду перейти, да тяжелый мешок у Деда Мороза, вдруг провалится. Мог бы и перепрыгнуть, да стар уже Дед Мороз. Сел Дед Мороз на берегу, да призадумался. Вдруг слышит: кто-то его зовет. Огляделся кругом - нет никого. Присмотрелся, а из проруби его зовет... Кто?

-    Говорит ему рыбка золотая: «Не печалься, Дед Мороз, я тебе помогу».

-    Как рыбка помогла Деду Морозу? (Посох волшебный вернула.  Moст хрустальный построила. Подарила Деду Морозу ковер-самолет. Валенки-скороходы на ноги обула.)

Обрадовался Дед Мороз, поблагодарил рыбку. А рыбка ему говорит: «Не надо мне твоей благодарности. Лучше возьми меня к ребятам на праздник». Согласился Дед Мороз. Только вот беда: надо рыбку до детского caда довезти, а в чем? (В варежку воды налить. В валенке аквариум сделать. Из снега сделать тазик и налить

в него воду.

- Вот и добрались Дед Мороз с рыбкой до детского сада. Ребята их с радостью встретили. Дед Мороз всем подарки подарил, а рыбка каждому ребенку желание исполнила. Ведь рыбка была не простая, а золотая.

-  Какое бы вы желание загадали золотой рыбке в новогоднюю ночь?

- Дети по очереди рассказывают о своей мечте, загадывают желания.

Итог занятия:

 - Молодцы, ребята! Какие у вас замечательные желания и мечты!

- Скажите, чем мы сегодня занимались? Про кого мы сочиняли сказку? Понравилось вам быть сказочниками? Теперь мы с вами можем любые сказки сочинять.

 

Приложение №8

Конспект НОД по  Художественно-эстетическому развитию (Аппликация)

Тема: «Заснеженный дом»

Интеграция образовательных областей: познание;

коммуникация; художественное творчество, интегрированная деятельность

Программное содержание: учить детей создавать выразительный образ заснеженного дома, творчески применяя разные техники аппликации.

Оборудование: бумага цветная и белая, салфетки, ножницы, клей, клеенки, цветные карандаши.

Ход занятия:

На столе перед детьми лежит тонированная бумага для аппликации. На мольберте перед детьми готовые композиции «Домик на лесной опушке».

1. Чтение стихотворения.

Воспитатель читает детям стихотворение Г. Лагздынь «Снегопад»:

Туча вниз швыряет снег.

Засыпает снегом всех.

На сверкающий ледок

Лёг пушистый холодок.

Туча снегом знай трясет-

Всё сугробы выше.

Неужели, занесет

Город наш по крыши!

- Представьте себе, будто идёт белый пушистый снег и укрывает всю землю необычным «одеялом». Снег ложится на ветки деревьев, и они становятся сказочно красивыми. Снег падает на крыши домов, и они наряжаются в белоснежные шапочки. Если снег будет идти долго-долго, всё вокруг станет белоснежным, пушистым и нарядным, - таким же белым, как эта бумага (воспитатель показывает детям лист белой бумаги). Таким же пушистым, как эта вата или мех (показывает комочек ваты или кусочек белого меха, и таким же нарядным как это кружево (показывает кружево) .

- Смотрите, ребята, наша композиция незавершенна (показывает незавершенную композицию «Домик на лесной опушке») .

- А как вы думаете, как можно показать (передать разными художественными средствами, что на этой картине был снегопад – долго-долго шёл белый пушистый снег. (Дети предлагают свои варианты) .

-Можно нарисовать снежные хлопья белой гуашевой краской; изобразить красивые снежинки фломастерами или карандашами. Затем воспитатель берёт белую бумагу или бумажную салфетку, разрывает на кусочки, слегка сминает и быстро приклеивает на крышу домика.

- Посмотрите, какой домик стал уютным и сказочно – красивым. А как вы думаете, как он будет выглядеть, если будет долго-долго идти снег. После сильного снегопада, какими станут крыша, стены, окошки (ответы детей) .

2. Физкультминутка

«Выпал беленький снежок»

Выпал беленький снежок, Дети топают ногами

Собираемся в кружок. Дети встают в круг

Мы потопаем, мы потопаем!

Будем весело плясать,

Будем ручки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем! Хлопают в ладоши.

Будем прыгать веселей, Прыгают на месте.

Чтобы было потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем!

3. Показ приема выполнения работы:

- А вот как это будет выглядеть у нас на бумаге. Показывает приём обрывания и выщипывания бумажной формы с целью получения бумажных «заснеженных» комков, которые можно приклеить на крышу, стену, раму окошка или ставни.

4. самосмоятельная деятельность детей

- А теперь дети я предлагаю вам сделать свои «заснеженные» домики самим. Дети выбирают материалы и создают свои композиции «заснеженных» домов.

- Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие у вас получились чудесные домики. Воспитатель оформляет экспресс-выставку на тему: «Заснеженные домики».

5. Итог занятия :

- А теперь посмотрим какой домик самый лучший. Дети проводят самоанализ своих работ. Восхищаются работами своих сверстников, оценивают свои работы.

- В конце занятия я хочу вам прочитать отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима»:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Приложение № 9

Конспект НОД по познавательно-речевому  развитию

Ознакомление с художественной литературой

Тема:  Чтение рассказа Архангельская «Летят снежные пушинки»

Интеграция образовательных областей: познание; коммуникация

Программное содержание: упражнять детей внимательно слушать художественное  произведение и отвечать на вопросы  по  его  содержанию; закрепить знания  детей  о признаках  зимы, сезонных  изменениях  в  природе, связанных  с  зимним  периодом.

Оборудование: картины : «Зимний пейзаж», «Зимние развлечения»; рассказ В.Архангельского «Летят  снежные  пушинки»

Ход занятия :

1. Беседа с детьми:

Воспитатель:  Ребята! Тему занятия  вы  узнаете рассмотрев эти картины. Посмотрите внимательно на них и скажите о чем мы сегодня  с вами  будем  говорить?

Дети:

Воспитатель:  Правильно, о зиме. О том  времени  года, которое  наступило  совсем  недавно. А как  вы   догадались, что  мы  будем  говорить  о зиме? Расскажите, пожалуйста, что  вы  видите на картинах.

Дети рассказывают  о  картинах. 3- 4 предложения  по  каждой  картине.

Восп: Ребята, вы  все  правильно  рассказали по картинам о зиме. Отметим  ее характерные  признаки.

              « Стали дни короче,

                 Солнце  светит  мало.

                 Вот  пришли  морозы-

                 И зима  настала!

                 Хоть мороз  невелик,

                 Но  стоять  не  велит»

2. физкультминутка «Мороз, мороз»

« А мороз- то ой, ой, ой

   Но не хочется  домой

   Руки  трите, трите, трите

  Ручками  похлопайте,

  Ножками  потопайте,

  Попрыгайте  на  месте…

  А после  сядьте  вместе»

Дети садятся на стулья, поставленные   полукругом.

Восп: Ребята, а вы знаете почему  наступает зима?

Дети: 

Восп: (обобщает ответы  детей) Земля, наша планета, в зимнее время наиболее удалена от солнца, получает мало солнечных  лучей, а значит  тепла  и  света. Поэтому  понижается  температура воздуха, дни  становятся короче, а  ночи  длиннее.

Восп:  Одна из  примет  зимы- с неба  падает  снег. Как  вы  думаете  почему  зимой  идет  снег, а  не дождь?

Дети: …

Восп:  А сейчас  внимательно послушайте  рассказ В.Архангельского «Летят  снежные  пушинки»

3. Беседа  с  детьми  по содержанию  прочитанного  рассказа.

- О каких  снежных пушинках  идет  речь?

- Давай-0те  вспомним, какие  образные   выражения использовал автор? Как называл он снежинки?( «Цветок с шестью лепестками», «Звездочка с шестью лучами»)

- Как образуются  снежинки?

- Почему  хрустит  снег  под  ногами?

- Как образуется  наст?

- Как автор говорит  о  беге  зайца  по  насту?

- Кому трудно передвигаться  по насту? Почему?

Восп: На  прогулках, мы не раз  с вами видели , как падает снег: долго кружится, летает в воздухе, снежинки как- будто танцуют – то быстрее, то медленнее. Кажется , что ветер забавляется  ими.

4. СРИ «Снежинки»

Давайте мы с вами представим себя  снежинками  и  изобразим  снегопад.

          «На полянку, на лужок

            Тихо падает снежок»

Дети под аудиозапись произвольно двигаются по группе.

           «Улеглись снежинки,

             Белые  пушинки»

Музыка замолкает, дети приседают, обхватив руками колени.

5. Итог занятия:

-Скажите ребята, что нового вы сегодня узнали?

-Что вам понравилось на нашем занятии больше всего?