Реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
статья на тему

Формирование основ экологической культуры в условиях ДОУ необходимо осуществлять интеграцию экологии во всех образовательных областях, через различные формы работы. Необходимо создать целостную систему экологического воспитания через все виды детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_integrirovannyy_podkhod.doc42.5 КБ
Файл ekologiya_seminar.pptx1003.19 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация интегрированного подхода

 в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Сегодня все знают о существовании экологических проблем.

В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста теперь уже никто не сомневается.

В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи. 

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новых методик. Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние, не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.

Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей.

Авторы  примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»  Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова и др. считают, что «только в том случае, когда педагог методично и целенаправленно использует в работе принцип интеграции образовательных областей, развитие дошкольников будет полным и разносторонним»[1].

Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. 

Так в чём же сущность понятия интеграция?

Оксана Алексеевна Скоролупова, Нина Владимировна  Федина (руководитель группы разработчиков ФГТ) отмечают:

«Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса        

В настоящее время перед педагогами и специалистами дошкольных учреждений стоит совершенно иная задача – разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Это принципиально новый подход к дошкольному образованию. . При этом нужно понимать, что образовательным областям придаёт целостность не столько их объединение, сколько проникновение одной области (или нескольких) в другую.

        Это дает ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные навыки, формирует умение свободно высказать свою мысль, а главное, развивает у детей познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни.

        Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знание для их дальнейшей интеграции. 

Количество видов деятельности определяет каждый воспитатель сам, они не имеют чёткой структуры, но имеют отличительные особенности: 

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Как развивать у детей любовь к природе и стремление защищать ее? И как научить детей ценить красоту и хрупкость природы?

Педагогический опыт показывает, что ребенок лучше усваивает то, что является его личной целью. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определённая проблема Проектирование образовательной деятельности является актуальным в настоящее время. Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности.

Метод проектной деятельности мы используем в работе с дошкольниками с младшего возраста.

В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю и детям. В практической реализации проекта принимают участие дети, родители, а также все сотрудники детского сада.

Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей, система работы в детском саду должна сочетаться с работой семьи  в данном направлении, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. 

Одной из форм взаимодействия  с семьёй является организация  детско-родительских встреч интегрированного характера. Цель таких встреч: формирование способов взаимодействия детей и родителей.  Совместные детско-родительские встречи натолкнули на идею интегрированного подхода к разным видам деятельности, и выразилось это в форме реализации проектов, в организации и проведении которых будут участвовать воспитатели, дети,  родители.

Организация интегрированного образовательного пространства требует от педагогов формирование  новой профессиональной позиции,  готовности  осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией, а так же предполагает  перестройку педагогического мышления.

Выстраивая работу  педагогов в инновационном режиме,  встала проблема организации более эффективной методической работы, направленной на формирование и повышение педагогической компетентности у специалистов  и воспитателей нашего детского сада.

На наш взгляд, самыми эффективными в плане профессиональной активизации воспитателей  и  создания у них мотивации к успешному овладению знаниями и навыками в работе,  с  соблюдением требований -  являются интерактивные  формы работы с педагогами.

Такие как  обмен положительным опытом, совместный анализ проблемных педагогических ситуаций, создание пар взаимодействия и проведение семинаров – практикумов, а так же педагогические ринги.

Таким образом, можно подвести итог всему сказанному: интеграция образовательных областей с экологией, которая проходит через многообразие видов деятельности, будет накапливать знания как маленькие кирпичики огромного здания, под названием экологическая культура.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №60 «Теремок»комбинированного вида города Белово» Практико – ориентированный семинар

Слайд 3

Цель семинара: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников через интегрированный подход в рамках реализации Федеральных государственных требований (ФГОС).

Слайд 4

Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога К. Д. Ушинский

Слайд 5

от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299); от 20 июля 2011 г. N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2011 г., регистрационный N 22303) Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации: ФГТ действуют п о 31.12.2013 года

Слайд 6

С 1. 01. 2014 ФГОС ДОО вступает в силу Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие Образовательные области: ….. «Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта )….»

Слайд 7

Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова - "ИНТЕГРАЦИЯ" интеграции, ж. ( латин . integratio ) (книжн.). Объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития ( науч .). Понятие «Интегрированное обучение » в общей педагогике Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление ) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости .

Слайд 8

Здоровье Физическая культура Безопасность Социализация Коммуникация Познание Художественная литература Труд Художественное творчество Музыка Экологическое воспитание дошкольников

Слайд 9

Спасибо за внимание!