Мастер-класс Семинар-практикум для педагогов Тема: "Реализация гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста,
материал

Виктория  Викторовна ППППППП

Цель:  развитие интереса у педагогов к планированию образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода  в воспитании детей с учетом пола.

Задачи:

  1. Обратить особое внимание педагогов на воспитание гармонично развитой  социальной личности на основе гендерного подхода.
  2. Углубить формы изложения образовательного материала по образовательным областям с учетом гендерного подхода.
  3. Способствовать пополнению  образовательных центров, играми, направленными на гендерное воспитание дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx35.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

                 «Вольновский детский сад»; Полтавского района; Омской области;

                                               

                                                     Мастер-класс

                                        Семинар-практикум для  педагогов

 

 Тема:

"Реализация гендерного подхода в воспитании  детей дошкольного возраста,

                                         в   условиях,  детского сада».  

                                                                                                            Подготовила

                                                                                                    Воспитатель:

                                                                                                    Грасмик С.В.

                                                                     2019

Цель:  развитие интереса у педагогов к планированию образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода  в воспитании детей с учетом пола.

Задачи: 

  1. Обратить особое внимание педагогов на воспитание гармонично развитой  социальной личности на основе гендерного подхода.
  2. Углубить формы изложения образовательного материала по образовательным областям с учетом гендерного подхода.
  3. Способствовать пополнению  образовательных центров, играми, направленными на гендерное воспитание дошкольников.

  I .Приветствие

Слайд № 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы посвятить время  весьма актуальной проблеме  нашего времени, гендерному воспитанию дошкольников.  

Актуальность

Слайд№ 2

«Наш век – век женственных мужчин и мужественных женщин». Одним словом. В наши дни изменилось поведение образ  мужчин и женщин. Это является большой социальной проблемой нашего общества. Поэтому воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Слайд №3

Цели и задачи данной темы вы видите на слайде № 3

 II. Создание рабочей атмосферы.

Для  сплочения  коллектива проведем упражнение « Мы вместе, мы дружны». Инструкция: Группа воспитателей должны встать быстро и четко так, чтобы  получился  круг,   квадрат; треугольник; птичий косяк. И так, надо сделать круг (участники делают круг),  сделать квадрат, сделать  треугольник, затем птичий косяк.

 

  III.   Упражнение для настроя на работу: «Отгадай загадку»

А теперь уважаемые коллеги отгадайте загадки, это упражнение настроит вас на работу. Слушайте внимательно и отвечайте, кто это - «мальчик» или «девочка».

1. Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только… (девочки).

2. Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у…. (мальчонки).

3. Коньки по льду чертили стрелочки, в хоккей играли только… (мальчики).

4. Болтали час без передышки в цветастых платьицах….. (сестрички, девчонки).

5. При всех помериться силенкой, конечно, любят лишь…. (мальчонки).

                                                     Спасибо.

 IV.  Информационный блок :  

«Исторические факты гендерного воспитания в русских традициях».

Термин  «gender» пришел нам с Англии и означает «род», «пол». Следовательно, гендерное воспитание - это воспитание ребенка с учетом его пола.

Листая историю  о воспитании девочек и мальчиков в русских традициях, убеждаемся в том, что в уникальной, выработанной веками системе народного воспитания,  гендерная компетентность родителей формировалась легко и естественно.

Слайд№ 4

Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, потешках, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам.

Слайд № 5- 6

При воспитании детей уже с 3-х ; 4 –х лет в крестьянской семье наблюдается четкое распределение обязанностей по воспитанию девочек - матерями, а мальчиков - отцами. При этом на первый план выступал отец, который нес ответственность за передачу детям навыков социального поведения и привитие им норм общественной жизни.   К сожалению традиции гендерного воспитания забылись, по этой причине  необходимо заострять внимание на гендерную модель поведения, которой должны придерживается  женщины и  мужчины.

V. Как выявить, особенности мышления  девочек  и мальчиков.

                          Особенности мышления девочек и мальчиков

---Для того чтобы  образовательная деятельность в детском саду проходила более качественно, можно  выявить особенности мышления девочек и мальчиков. Ведь педагогами-психологами доказано, что  мальчики и девочки  по-разному думают и развиваются.  Опираясь на исследования психолога И. А. Капуловича  понятно,  что  у каждого человека – в зависимости от возраста, пола и индивидуальных особенностей преобладает одна из пяти подструктур мышления. Эти способы “думанья” человека закладываются еще в детстве и, как правило, остаются таковыми и в его взрослой жизни. Чтобы понять, какая из подструктур мышления преобладает у детей,  надо спросить у них: Что изображено на рисунке? 

Слайд № 7-8

Уважаемые коллеги, посмотрите, пожалуйста, на рисунок, ваша задача выбрать один из пяти предложенных вариантов ответов. Номер, ответа соответствует доминирующему способу вашего мышления.  (сразу показать слайд №8)

  1. Замкнутые фигуры на листе бумаги.
  2. Тоннель.
  3. Маленький, средний и большой квадраты.
  4. Три четырехугольника.
  5. Комбинация квадратов, лежащих один на другом.

---Результат этого теста вы прочитаете самостоятельно для себя .

 

(раздаточный  материал)

1.Топологический тип мышления (замкнутые фигуры на листе бумаги)– это такое мышление, когда в любом предмете или явлении их интересует, прежде всего, свойства замкнутости, непрерывности. Для них неважно, какая именно фигура изображена (квадрат, куб, четырехугольник), для них важно, что эта фигура замкнута.

Такие люди не любят торопиться. Все делают последовательно, стараясь ничего не пропустить.   В речи часто пользуют слова:  постоянно; плавно; свободно; вокруг; ограниченно; внутри; рядом; около; вместе и др. Этот способ мышления, и поведения характерен для девочек.

2.Проективный тип мышления (Тоннель)- любимое занятие для этих людей найти для предмета, попавшего им на глаза, практическое применение в жизни. Этот способ мышления преобладает  у сильной половины человечества. Они обычно употребляют слова: если посмотреть;  по-моему; с моей точки зрения.

3.Порядковый способ мышления (маленький, средний, большой квадраты) – жизнь таких людей состоит из норм и правил. Они организованные, аккуратные, исполнительные. Действуют логично, последовательно, любое  задание выполняют по алгоритму. В речи упор делают на прилагательные, причастия и наречия.   Развит  больше у девочек.

4.Метрический способ мышления (три четырех угольника) – акцентируют свое внимание на количестве. Очень любят считать. Эта подструктура у мальчиков и девочек развита одинаково. Дети с метрической подструктурой очень любят считать все, что им попадается на глаза: деревья, машины, игрушки и др.

5.Композиционный способ мышления (комбинация квадратов, лежащих один на другом) – любят комбинировать, совершать прямые и обратные операции. Это «торопыги», которые не хотят подробно прослеживать все шаги и решения или обосновывать действия, поэтому часто ошибаются. В речи чаще употребляют существительные, метафоры, крылатые выражения, комбинированные слова. Преобладает у мальчиков.

Девочки чаще всего думают при помощи топологического и порядкового способов  мышления, а мальчики - композиционного и проективного. Метрический способ мышления развит у обеих полов одинаково.

VI. Обсуждение  ситуации: «В детский сад воспитателем принят мужчина».

Теперь мне хочется с вами, обсудить один интересный вопрос. В образовании мало мужчин, а в дошкольных учреждениях практически нет . Хотелось бы обсудить ситуацию:  «Что будет, если в детский сад воспитателем принять  мужчину?».

Слайд № 9

--Я думаю все видели  фильм-комедию  режиссера- Владимира Грамматикова «Усатый нянь», где главный герой, которого сыграл Сергей Проханов, работал воспитателем в детском саду. Но это кино, а в реальной жизни возможно ли это, и что из этого может получиться?                                                                                                                                   

Для того чтобы посмотреть на этот вопрос  со всех сторон и обсудить этот факт взвесив все «за» и «против», лучшим из способов будет  методика  Эдварда де Боно- британского психолога - писателя, он является экспертом в области всестороннего мышления. Один из таких способов-метод мышления - «Шесть шляп».  Познакомившись с  методом  Эдварда де Боно «Шесть шляп» захотелось  сразу опробовать его, потому что шляпу легко надеть и так же снять. «Примеряя» на себя шляпу определенного цвета, нам  необходимо думать и высказываться в заданном направлении, в котором требует цвет шляпы.  В результате чего, сложится наиболее полная картина той или иной ситуации.

Этот универсальный метод можно применять с родителями на собраниях, на педсоветах с педагогами, задав интересующий вас вопрос для обсуждения.

(Раздаю шляпы. Себе надеваю белую, так как в белой шляпе человек должен быть подготовлен.).

-И так, ситуация такая,  в детском саду,  как правило,  трудятся  женщины, а если принять воспитателем в дошкольное учреждение мужчину, какие при этом могут произойти изменения в воспитании детей.

Слайд №10

*  Белая шляпа — самая нейтральная,  хозяин  этой шляпы оперирует только фактами.  Не ищет ни плюсы ни минусы в данном вопросе, а только   доказывает то, почему все произойдет именно так, а не иначе приведя факты из истории.  (Эту шляпу  надену я, так как человек в белой шляпе должен быть немного подготовлен, знать конкретные   факты  на эту тему)

  *  Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участник в  этой шляпе  ищет выгоду  предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты. 

 *Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Этот человек должен высказать сомнение, найти аргументы против. 

*Красная — эмоции, страсть.  Обладатель красной шляпы  высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов. 

Только эмоции.                                                                                                             * Зеленая шляпа  предлагает новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными . Участник в этой шляпе должен  доказать, что этот вопрос  актуален в наши дни, и чему может научить детей в детском саду мужчина –воспитатель.                                                   *Синяя шляпа  — нейтральная- оценочная. По сути, участник в этой шляпе становится  экспертом, аналитиком, который оценивает предложения всех  участников обсуждения  и находит оптимальное решение. Синяя — эксперты, (из жюри) делают итог обсуждения, озвучивают вывод.    

Проводим обсуждение.

Спасибо всем.

VII. Заключительная часть.  

И в заключении хочется сказать, что образцы поведения женщин и мужчин, с которыми ребёнок растет  в семье, закладываются с рождения. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности.

             Уважаемые коллеги, обратите внимание на мольберт. Я предлагаю вам  выбрать предмет, который находится на мольберте, это чемодан, мясорубка,  мусорная корзина.  В кармашки этих предметов вы положите   восклицательный  знак  с веселым человечком так как посчитаете нужным.

 IX. Чемодан, мясорубка, корзина

     

(На мольберте  вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины)

 ---Чемодан  означает, что этот материал  пригодится  мне в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу

Ваше право, как вы поступить с полученной информацией.

  Спасибо всем  за внимание,  плодотворную работу и приятное общение!

В буклетах, которые я вам раздала,  полезный материал, который может быть полезен в образовательном процессе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ, РАЗВИТИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Этот проект рассказывае об использованиев ДОУ гендерного подхода, который   дает огромные возможности в воспитании личности мальчиков и девочек, в речевом и нравственном ее развитии....

Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста в соответсвии с ФГТ

Отчет о проделанной работе по работе над годовой задачей "Гендерный подход в обучении и воспитании детей дошкольного возраста"...

Гендерный подход воспитания детей дошкольного возраста

Данный опыт расскажет о возможности применения гендерного подхода при воспитании детей средней дошкольной группы...

Содержательно-организационные условия реализации гендерного подхода в развитии личностных качеств детей старшего дошкольного возраста.

В презентации определены содержательные  условия реализации гендерного подхода в воспитании личностных качеств старших дошкольников...

Семинар-практикум для педагогов Тема: "Реализация гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста, в условиях, детского сада».

Цель:  развитие интереса у педагогов к планированию образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода  в воспитании детей с учетом пола.Задачи:Обратить особое внимание п...