Главные вкладки

    Содержательно-организационные условия реализации гендерного подхода в развитии личностных качеств детей старшего дошкольного возраста.
    презентация на тему

    Усынина Татьяна Александровна

    В презентации определены содержательные  условия реализации гендерного подхода в воспитании личностных качеств старших дошкольников

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МДОУ – детский сад комбинированного вида № 54 Содержательно-организационные условия реализации гендерного подхода в развитии личностных качеств детей старшего дошкольного возраста. исполнитель : воспитатель Усынина Т.А. Екатеринбург 2010

    Слайд 2

    Гендерный подход Цель проекта : спроектировать ,теоретически обосновать , а также подвергнуть опытно-поисковой проверке эффективность комплекса содержательно-организационных условий реализации гендерного подхода в развитии личностных качеств детей дошкольного возраста . Объект проектирования : развитие личностных качеств детей дошкольного возраста . Предмет проектирования : содержательно-организационные условия реализации гендерного подхода .

    Слайд 3

    В основе проекта лежит гипотеза о том , что если будут определены и систематизированы содержательно-организационные условия реализации гендерного подхода , а также внедрен комплекс следующих организационно-педагогических условий: – педагогизация родителей в вопросах гендерного воспитания детей; – создание ситуаций выполнения гендерных ролей детей дошкольного возраста, осуществляемых с позиции духовно-нравственного становления личности; – организация предметно-развивающей среды , ориентированной на гендерное самопознание детей старшего дошкольного возраста , - то процесс формирования и развития личностных качеств детей дошкольного возраста будет более эффективным , а следовательно процесс социализации детей в современном обществе пройдет более успешно и наименее безболезненно .

    Слайд 4

    Задачи проектирования : 1.Изучить и проанализировать нормативно-правовые , концептуальные , теоретические материалы по вопросу формирования гендерного подхода . 2.Определить и систематизировать : -показатели развития личностных качеств и особенности в поведении мальчиков и девочек при организации их деятельности ; -подходы и критерии к оценке результатов развития личностных качеств детей ; -содержательные условия развития гендерного подхода ; -методы и приемы развития личностных качеств детей на основе гендерного подхода. 3.Разработать и описать : -модель организации развивающей среды , обеспечивающей развитие личностных качеств на основе гендерного подхода ; -систему включения родителей в процесс воспитания и формирования личностных качеств детей . 4.Выделить , обосновать и опытно-поисковым путем проверить эффективность комплекса содержательно-организационных условий, способствующих процессу воспитания личностных качеств детей старшего дошкольного возраста на основе гендерного подхода.

    Слайд 5

    Что такое гендер ? « Гендер » (от лат. «род») – обозначение пола как социального понятия и явления , т.е. вся совокупность свойств , отличающих мужчину от женщины

    Слайд 6

    Гендерная идентичность Именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик.

    Слайд 7

    К 3-4 годам ребенок различает пол окружающих людей , часто ассоциируя его со случайными внешними признаками . У него еще нет осознания постоянства пола .

    Слайд 8

    С четырех до семи лет формируется гендерная константность (устойчивость ): дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

    Слайд 9

    К 6 годам дети в зависимости от пола по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров .

    Слайд 10

    Таким образом , актуальность проекта по реализации гендерного подхода определяется рядом существующих противоречий между: - социальным заказом общества на реализацию нового подхода в воспитании , в процессе которого у детей формируется более адекватная жизненная позиция, имеющая в своей основе социополовую ориентацию , в том числе личностное самоопределение, выбор идеалов и жизненных целей, будущий профессиональный выбор , определение своего статуса в коллективе сверстников и т.д. педагогическим потенциалом традиционного полоролевого подхода в воспитании и недостаточностью разработки педагогических аспектов формирования содержательно-организационных условий гендерного подхода для реализации личностных склонностей и способностей ребенка . - необходимостью изучения и обоснования формирования гендерного подхода дошкольников при развитии личностных качеств и отсутствием теоретических оснований построения педагогического проекта и методико-проективного обеспечения данного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

    Слайд 11

    РАЗЛИЧИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ внимание МАЛЬЧИКИ ОРИЕНТАЦИЯ НА ТОЧНОСТЬ ВНИМАНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВО В РАБОТЕ С НОВЫМИ СТИМУЛАМИ БЫСТРЕЕ УТОМЛЯЕТСЯ ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ( РЕЧЬ, ЛОГИКА) ДЕВОЧКИ ОРИЕНТАЦИЯ НА БЫСТРОТУ ВНИМАНИЯ ПРОЩЕ РАБОТАЮТ СО СТАРЫМИ , ШАБЛОННЫМИ БЫСТРЕЕ УТОМЛЯЕТСЯ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ (ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ

    Слайд 12

    ПОСТРОЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА ЗАНЯТИЯХ ДЕВОЧКИ ВКЛЮЧАЮТСЯ БЫСТРЕЕ В РАБОТУ, А МАЛЬЧИКИ МЕДЛЕННЕЕ – РАВНОМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ЗАДАНИЯ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ТРЕБУЕТ ЧАСТОЙ СМЕНЫ ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ , А ДЛЯ ДЕВОЧЕК ЛУЧШЕ ОДНОТИПНЫЙ

    Слайд 13

    ПОСТРОЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА МАЛЬЧИКИ РАЗУЧИВАЮТ ТЕКСТЫ МЕДЛЕННЕЕ – С НИМИ НАДО РАНЬШЕ НАЧИНАТЬ ЗАУЧИВАТЬ, БОЛЬШЕ ТРЕБУЕТСЯ ПОВТОРОВ ТЕКСТА. ДЕВОЧКАМ НЕОБХОДИМ БОЛЕЕ ДОЛГИЙ ПЕРИОД ДЛЯ ЧТЕНИЯ СХЕМ, ЗАПОМИНАНИЯ ДЕЙСТВИЙ В ЭСТАФЕТАХ, ДЛЯ ОРИЕНТИРОВКИ НА ПЛОСКОСТИ И В ПРОСТРАНСТВЕ.

    Слайд 14

    память МАЛЬЧИКИ ПРЕВОСХОДСТВО НА ЗАПОМИНАНИЕ ПРЕДМЕТОВ И ИХ ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ДЕВОЧКИ ЛУЧШЕ ВЕРБАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ ( НА СЛОВА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАССКАЗЫ, ИМЕНА)

    Слайд 15

    эмоции ДЕВОЧКИ имеют более высокий уровень тревожности, большая чувствительность к негативным событиям, чаще сообщают о своем плохом настроении, менее застенчивы, лучше распознают эмоциональные состояния других.

    Слайд 16

    эмоции МАЛЬЧИКИ ДЛЯ НИХ ХАРАКТЕРНО СКРЫВАТЬ СВОЕ ВНУТРЕННЕЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСОТЯНИЕ, ОСОБЕННО НЕГАТИВНОЕ, НО БЫСТРО «ВСПЫХИВАЮТ», ДЕМОНСТРИРУЯ ГНЕВ, ПРЕЗРЕНИЕ, ОТВРАЩЕНИЕ

    Слайд 17

    Развитие речи ОБНАРУЖЕНО ПРЕВОСХОДСТВО ДЕВОЧЕК ( АРТИКУЛЯЦИЯ, СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, БОГАТСТВО И ПРАВИЛЬНОСТЬ АССОЦИАЦИЙ, СМЫСЛОВОЕ ПОНИМАНИЕ РЕЧИ, ПОКАЗАТЕЛИ ЧТЕНИЯ) .

    Слайд 18

    игра ДЕВОЧКИ ЧАЩЕ ВСЕГО ОПИРАЮТСЯ НА БЛИЖНЕЕ ЗРЕНИЕ ИГРАЮТ В ОРГАНИЧЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СПОКОЙНЕЕ, БЫСТРЕЕ И ЛЕГЧЕ ВХОДЯТ В НОВЫЕ УСЛОВИЯ ИГРЫ ИГРЫ ОСНОВАННЫ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

    Слайд 19

    ИГРА МАЛЬЧИКИ ЧАЩЕ ВСЕГО ОПИРАЮТСЯ НА ДАЛЬНЕЕ ЗРЕНИЕ ИСПОЛЬЗУЮТ ВСЕ ПРЕДОСТАВЛЕННОЕ ИМ ПРОСТРАНСТВО – ЕСЛИ ЕГО МАЛО В ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ, ТО ОСВАИВАЮТ ВЕРТИКАЛЬНУЮ ИГРЫ С ТЕХНИКОЙ, СОРЕВНОВАНИЯ, ПРИТЯЗАНИЯ НА ЛИДЕРСТВО, ПОБЕДУ МАЛЬЧИКИ ВЗРЫВНЕЕ, СОЗДАЮТ МНОГО ШУМА

    Слайд 20

    ОБУЧЕНИЕ Частично проводить занятия подгруппами из мальчиков или девочек Уравновешивать занятия гуманитарного и точного характера Чтение как сказок , так и фантастических рассказов Художественно-продуктивная деятельность по интересам девочек и мальчиков

    Слайд 21

    ОБУЧЕНИЕ На занятиях по физической культуре больше использовать спортивные игры для мальчиков , а для девочек - больше элементов танцевального характера и упражнений на гибкость

    Слайд 22

    ВЫВОД : ТАКИМ ОБРАЗОМ ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК НЕ МОЖЕТ И НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОДИНАКОВЫМ , В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ НИЗКАЯ САМООЦЕНКА У МАЛЬЧИКОВ НА ФОНЕ УСПЕХА ДЕВОЧЕК .

    Слайд 23

    Гендерный подход в образовании опирается на следующие принципы: • отказ от дифференцированных по половому признаку воспитательных влияний; нейтрализация и смягчение социально обусловленных различий между лицами женского и мужского пола; • отсутствие ориентации на их «особое предназначение» и признание взаимозаменяемости женских и мужских социальных ролей; • реализация идей гендерного равенства; • обеспечение каждому ребенку свободы выбора, поощрение его индивидуальных интересов и предпочтений; • создание условий для возможности быть разными и девочкам и мальчикам; • воспитание гендерно – несхематизированных детей.

    Слайд 24

    Модель управления процессом гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

    Слайд 25

    СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ реализации гендерного подхода в воспитании личностных качеств детей дошкольного возраста - педагогизаци родителей в вопросах гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста, -создание ситуаций выполнения гендерных ролей с позиции духовно-нравственного становления личности ребенка, -обогащение предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание.

    Слайд 26

    ПЕДАГОГИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ в вопросах гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста 1) работа по возбуждению интереса к себе как педагогу-воспитателю; 2) работа по обогащению опыта родителями педагогическими, психологическими и др. знаниями; 3) включение родителей в педагогическую деятельность; 4) включение родителей в деятельность образовательного учреждения.

    Слайд 27

    СОЗДАНИЕ СИТУАЦИЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РОЛЕЙ с позиции духовно-нравственного становления личности ребенка. это- целенаправленный процесс приобщения детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям, создание условий для нахождения ими личностных смыслов в идеальном образе мужчины и женщины и формирование стремления действовать в своей жизни в соответствии с этими идеалами.

    Слайд 28

    Построение развивающей среды мини-среды мужского и женского труда, содержащие оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерские с наборами слесарных, плотницких, строительных инструментов, сельскохозяйственный инвентарь,

    Слайд 29

    Построение развивающей среды швейные принадлежности, фрагменты кухонного блока и ванной комнаты , атрибуты профессий);

    Слайд 30

    Построение развивающей среды мини-среда светского этикета, где сосредоточены костюмы, шляпки, «бабочки», галстуки, цветы, книги и т.п., обеспечивающие возможность ребенку самостоятельно проигрывать ситуации, требующие выполнения правил хорошего тона, этикета — «званый обед», «концерт», «незнакомые люди», «театр», «прием гостей», самостоятельно придуманные ситуации;

    Слайд 31

    Построение развивающей среды атрибуты мужских и женских профессий (портреты с изображением людей разных специальностей, элементы одежды, профессиональные принадлежности, книги с рассказами о людях разных профессий);

    Слайд 32

    Построение развивающей среды уголок «Мужской доблести», в центре которого находится портрет рыцаря, а также — рыцарские доспехи (шлем, кольчуга, палица, деревянные мячи, щиты ), казацкое снаряжение (сабля, шашка, пика, патронташ, портупея, папаха, бурка ), современное военное обмундирование и оружие (китель, фуражка, гимнастерка, фляга, пистолет, автомат, граната); изображения парусников, самолетов, кораблей и различной техники;

    Слайд 33

    Построение развивающей среды уголок девочек, где сосредоточены атрибуты для игр «Дочки-матери», «Парикмахерский салон», «Больница»

    Слайд 34

    Построение развивающей среды художественная мини-галерея, в которой размещены экспозиции произведений живописи, графики, литературы, отражающие образы мальчиков, девочек, мужчин, женщин;

    Слайд 35

    Построение развивающей среды Подбор произведений устного народного творчества, в которых отражаются особенности полоролевой , семейно-бытовой, нравственно-этической культуры русского народа: Накопление национальных игр как средств полоролевого воспитания мальчиков и девочек.

    Слайд 36

    Построение развивающей среды Уголок ряженья, создание кукольного театра, позволяющего детям проигрывать различные социальные роли (кукла-мать, кукла-бабушка, кукла-дедушка, кукла-младенец, кукла-леди, кукла-джентльмен, кукла-мастер, кукла-военный, кукла-учительница ).

    Слайд 37

    Построение развивающей среды схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола.

    Слайд 38

    Организация работы с родителями Участие родительского комитета в организации экскурсий, праздников, развлечений. Клуб «Мы и наши дети» Консультации для родителей: «Роль родителей в половой идентификации ребенка»,«Игры мальчиков, игры девочек», «Гигиена детей», «Мальчики и девочки – два разных мира», и др. Тренинги, игры со взрослыми. Выпуск газеты «Мальчишки и девчонки, а также их родители…»

    Слайд 39

    Организация работы с родителями Выставки: «Мальчики – будущие мужчины» «Девочки – будущие женщины» «Левша» «Марья-искусница» «Кем родился , тем и сгодился» Аналитический блок: анкеты, опросы, мониторинг, тесты.

    Слайд 40

    Организация непрерывного повышения квалификации сотрудников дошкольного образовательного учреждения по вопросам гендерного воспитания детей по темам : Анализ психолого-педагогических исследований по вопросам гендерных стереотипов и гендерной идентичности. Различия в чертах личности и социальном поведении мальчиков и девочек дошкольного возраста в культурах народов Мира. Различия в психофизиологическом развитии и в поведении мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков младшего дошкольного возраста

    Слайд 41

    Повышение квалификации Особенности дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков в игре. Учет предпочтений и интересов девочек и мальчиков младшего дошкольного возраста при создании предметно-игровой среды в детском саду и семье.

    Слайд 42

    Приглашение к сотрудничеству педагогов-мужчин.

    Слайд 43

    Работа с социальным окружением Экскурсии на темы профессий Посещение детской библиотеки Посещение музеев (Артиллерийский музей, Музей кукол и др.) Приглашение театра. Встречи с интересными людьми.

    Слайд 44

    Методическая литература

    Слайд 45

    Методическая литература

    Слайд 46

    Спасибо за внимание !


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

    Данный мастер-класс был представлен на городской августовской педагогической конференции , с использованием мультимедийной презентации, получил положительные отклики педагогической общественност...

    Развитие коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста

    Тезисы в рамках научно-практической конференции...

    Театрализованные игры по развитию коммуникативных личностных качеств детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического здоровья.(в основе «Психогимнастика М.И. Чистяковой"

    Формирование у детей различных психических процессов (внимание, память, выразительная моторика.); обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния....

    Элементы театрализации в развитии интегративных личностных качеств детей старшего дошкольного возраста

    Элементы театрализации в развитии интегративных личностных качеств детей старшего дошкольного возраста...

    Опыт работы по теме "Реализация гендерного подхода в педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста".

    Опыт работы по теме "Реализация гендерного подхода в педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста". В данной работе рассматриваются вопросы еализации гендерного подхода...

    Статья "Педагогические условия и особенности развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста"

    Статья "Педагогические условия и особенности развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста"...