Главные вкладки

    консультация для педагогов (папка - передвижка) Тема: "Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности"
    учебно-методический материал по теме

    Серенко Людмила Владимировна

    Методика работы с детьми по театрализации

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл soderzhanie_i_metodika_raboty_s_detmi.docx20.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов

    (папка – передвижка)

    Тема: «Содержание и методика работы с детьми по театрализованной деятельности)

     

    Воспитатель МБДОУ № 168

    Серенко Людмила Владимировна


    СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

    Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод о том, что на каждом возрастном этапе подходы к методике работы с детьми должны быть разными.

    Так, для развития детей пятого года жизни в театрализованной необходимо всем предоставить равные возможности участия   в    инсценировке.   Это   значит,   что   дети   должны в одинаковых   или   равных   ролях   независимо   от способностей.

    Наблюдения за поведением детей показали, что ребенок пятого года еще не может самостоятельно оценить свои возможности. Именно поэтому каждый малыш готов к исполнению главной роли. Попытки педагогов формально задействовать всех детей в инсценировке не только неэффективны, но даже болезненно воспринимаются малышами, которым достались не главные роли. Они понимают, что, например, в инсценировке сказки «Красная Шапочка» роли девочки, волка, бабушки, лесорубов более значимы, чем роли деревьев. Поэтому такое неравноценное распределение ролей становится одной из причин того, что развитие детей в театрализованной деятельности происходит неодинаково. А это что в следующем спектакле главные роли будут вновь тем, кто исполнял их в предыдущей постановке. И так постоянно. Кроме того, на распределение ролей крайне болезненно реагируют родители. Поэтому первый театральный сезон мы построить на репертуаре, в котором все дети группы бы принимать участие и действовать в одинаковых ролях. На начальном этапе работы по театрализованной деятельности мы предлагаем педагогам включать в инсценировку упражнения на развитие памяти, внимания и других психических Необходимость в этом связана с особенностями направленной на развитие у детей способности преодолевать сценическое волнение.

    Общеизвестно, что одним из основных показателей актерского мастерства является искренность, умение быть правдивым в сценическом проявлении своих чувств. Играя, актер осуществляет какие-то ищет, слушает, и осматривает. Если он по-настоящему и серьезно ищет пропавшую вещь, то и зритель будет с интересом смотреть за этим действием. Если он будет только, что совершает это действие, и его внимание будет замято тем, какое впечатление он производит на зрителя, публики сразу почувствует фальшь и интерес к актеру резко упадет.

    Поэтому для актера важно научиться так увлекаться сценическим объектом, сделать его настолько интересным для себя, что происходящее в зрительном зале станет для него третьестепенным, а то и совсем неважным.

    Специалисты считают, что развивать элементы актерского мастерства надо в упражнениях, формирующих умение владеть работой органов чувств.

    В городе Воркуте живет и работает известный режиссер Инталий Соловьев. Многолетний режиссерский опыт обучения детей и подростков актерскому мастерству позволил ему разработать интересную систему упражнений, помогающую начинающим актерам совсем забыть о зрителе. Для этих упражнений используются задания, требующие большой сосредоточенности.

    Внимательно изучив систему упражнений В. Соловьева, мы пришли к выводу, что ее принцип, основанный на использовании игровых упражнений на внимание, нам вполне подходит.

    Во-первых, это отвечает особенностям и возможностям детей пятого года жизни. Во-вторых, апробация упражнений на практике показала, что в моменты большой сосредоточенности внимания дети, увлеченные выполнением задания, забывают о зрителе и быстро адаптируются к сцене.

    Объем внимания ребенка 4—5 лет невелик, и еще дает себя знать непроизвольность психических процессов. В моменты большой сосредоточенности внимания дети совсем забывают о зрителе и действуют естественно, как в жизни.

    Вместе с тем мы считаем, что вводить в жизнь ребенка 4—5 лет эти упражнения в чистом виде неэффективно. Во время их проведения будет утрачена восторженность, связанная с действием ребенка на сцене. Следовательно, мы используем этот принцип обучения, но не в виде упражнений, а как спектакли-миниатюры в присутствии зрителей.

    Очевидно, что при подборе репертуара для работы с детьми важно учитывать все вышеизложенные особенности. Кроме того, не каждое художественное произведение подходит для решения задач, связанных с особенностями возраста и спецификой театрализованной деятельности. Для того чтобы помочь педагогам, мы сами подобрали примерный репертуар для первого театрального сезона.

    В него вошел фольклор народов мира, русская и мировая классическая поэзия, стихи современных отечественных и зарубежных авторов.

    Надеемся, что широкое использование в этом репертуаре именно поэтических произведений не вызовет негативного отношения со стороны педагогов. По образному выражению известной поэтессы нашего времени Ирины Токмаковой, именно поэзия является для ребенка необходимым «витамином» духовного развития. Она способствует развитию воображения, творческому полету фантазии малыша, который унесет его из бытовой обыденности в новый прекрасный мир. Ведь в стихах для детей в поэтической форме не только заключено все ближнее и дальнее пространство, но и царят поэтически-магические образы.

    Ирина Токмакова пишет: «Эти поэтически-магические образы важны несказанно. Они не всегда осознаются ребенком, да, может быть, и не должны осознаваться, но, проникая в область подсознательного, они готовят ребенка к восприятию поэзии в будущем»1.

    Но предлагаемый нами репертуар не должен ограничивать творчество педагогов. Поэтому каждый педагог может создать новый репертуар или внести свои изменения в репертуар, предлагаемый нами.

    В старшем дошкольном возрасте подходы к развитию детей в театрализованной деятельности меняются. Для развития и эмоционального

    благополучия        дошкольников        необходимо,        чтобы

    театрализованная деятельность носила творческий характер, а знания ребенка о жизни, его желания и интересы должны естественно войти в ее содержание. Для этого каждый ребенок должен получить возможность воплотить в своей творческой работе близкое и интересное ему содержание, а педагоги — обеспечить ему свободу действий.

    Очевидно, что свобода слова и мысли одинаково нужна как тем, кто обучает, так и тем, кому нужно это услышать. Особенно это важно в художественных сферах деятельности. Н. П. Вышеславцев пишет: «Чуткость к прекрасному дана русскому народу, об этом свидетельствует наша музыка, наша поэзия, и прежде всего Пушкин. Но служение красоте, Поклонение красоте, даже восприятие красоты есть свобода, Освобождение духа и не терпит никакого насилия, никакого принуждения. Можно принудить к лести, притворству, к подхалимажу, но нельзя принудить к тому, чтобы нравилось то, что не нравится. Подлинное искусство есть всегда «вольное Искусство».

    К сожалению, эта «поэзия свободы», так глубоко освещенная и осмысленная одним из ярких представителей русской философии, до настоящего времени не вылилась в приемлемые формы, связанные с отбором содержания для обучения и развития детей, форм и методов руководства их деятельностью.

    С особой остротой эта проблема возникает в театрализованной деятельности, где перед ребенком стоит сложная задача создания художественного образа.

    Великий режиссер Е. Б. Вахтангов считал, что сценическое искусство возникает только тогда, когда актер принимает за правду то, что он создал своей фантазией. И очевидно, что осуществить это маленькому ребенку гораздо проще Кб на основе содержания, заданного взрослым, а на основе личного опыта, собственных представлений об окружающей действительности, образов, рожденных его воображением.

    Поэтому в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы настоятельно рекомендуем педагогам создавать спектакли на основе содержания, придуманного самими ребятами.

    Искусство педагога будет состоять в том, чтобы побудить детей к этой деятельности и объединить их отдельные предложения в целостный сюжет.

    Кроме того, при создании инсценировки или использовании готового художественного произведения для спектакля или кукольного представления важно помнить о том, что дети должны действовать в одинаковых или равноценных целях, независимо от их способностей, но с правом выбора образа, характера героя. Так, например, в роли лягушат-путешественников каждый ребенок может выбрать для своего героя определенные черты характера: у одного лягушонок может быть смелым, а у другого — робким и нерешительный и т. п. Образ куклы-марионетки ребенок также создает сап с помощью цвета одежды и дополнительных атрибутов.

    Поэтому мы предлагаем педагогам второй театральный сезон построить на репертуаре из традиционных постановок и спектаклей, содержание для которых придумывают сами дети.

    Кроме того, в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы рекомендуем использовать:

    — инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют разные роли;

    —        спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;

    —        инсценировки с использованием кукол-марионеток плоскостных
    фигурок, которые приводятся в движение с помощью палочки,
    закрепленной в их нижней части.

    Но изменения происходят не только в содержании работы с детьми от 4 до 7 лет. Меняется и методика работы с ними.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов «Использование музыкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ».

    Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает....

    Консультация для педагогов «Зрительная гимнастика в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения»

    Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников....

    Консультация для педагогов "Сохранение эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"

    Эмоциональное благополучие ребенка  в детском саду –   это  его положительные эмоции, чувство эмоционального комфорта,  защищенности и доверия, важное условие сохр...

    Презентация.Тема: Содержание педагогической работы с детьми по освоению образовательных областей «Здоровье» и Физическая культура».

       Известно, что здоровье, более чем на половину, зависит от образа жизни, четверть - от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения...

    Консультация для педагогов на тему: «Психосоциальное развитие дошкольника через воспитательные возможности театрализованной деятельности»

    Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...

    Консультация для педагогов ДОУ : «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

    Театрализованная игра является средством развития общения детей дошкольного возраста. Она является хорошей возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленно...