Основные направления работы с детьми по театрализованной деятельности в ДОУ
материал по теме

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила воспитатель: Чумченко Нина Юрьевна

МБДОУ д\с ОВ №6                                                                                  2009г

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

  1. от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
  2. от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
  3. от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

« Основы театральной культуры» - призваны познакомить детей с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Также дети получают знания о том:

Что такое театр

Чем отличается театр от других видов искусств

 С чего зародился театр

Какие виды театров существуют

 Кто создаёт театральные полотна (спектакли)

К основами театральной культуры относятся театральный словарь (театр, актёр, аншлаг, декорации, грим, зритель, жест, мимика, гримёр. сценарист и др.), особенности театрального искусства (устройство зрительного зала, сцены, оформление сцены(декорации,  подготовка к спектаклям

«Подготовка спектакля»  - является вспомогательным средством, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами и постановку спектаклей. Также включает в себя подготовку элементарных технических средств сцены, оформление сцены, нормы поведения на сцене и в зрительном зале. Включает знакомство с пьесами, ее содержанием, дает представления о необходимости выполнять определенные упражнения для коррекции речи. В этом же направлении идет работа над этюдами для репетиций праздников.

Подготовку спектакля мы обычно строим по следующей примерной схеме:

  1. мы вместе читаем сказку-сценарий, обсуждаем его, выбираем, кто кем хотел бы быть;
  2. рисуем персонажей сказки, эскизы предполагаемых костюмов, декораций, лепим сказку, как бы моделируя спектакль в пластилине;
  3. слушаем музыку и вместе выбираем определенные фрагменты для разных сцен спектакля (фонограмму предоставляет педагог сам), при необходимости подбираем шумовые инструменты;
  4. по возможности создаем необходимые костюмы или элементы костюмов, делаем декорации, украшаем помещение, где будет наше действие, готовим подарки гостям;
  5. репетируем, играем, стараясь вслушиваться в музыку, которая создает настрой, помогает лучше передать образ героя и создает необходимую атмосферу.

Основные этапы работы с дошкольниками над спектаклем

1 этап – выбор пьесы и обсуждение с детьми.

2 этап – деление пьесы на эпизоды и пересказ их с детьми.

3 этап – работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4 этап – поиск музыкально-пластического решения отдельных этюдов, постановка танцев. Создание (возможно с детьми и родителями) костюмов и декораций.

5 этап – репетиция отдельных картин в разных составах с элементами декораций, с музыкальным оформлением. Работа над выразительностью речи.

6 этап – репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита, декораций.

7 этап – премьера спектакля, которая одновременно является генеральной репетицией. Первыми зрителями становится педагоги, которые, в отличие от родителей, более объективны.

8 этап – обсуждение инсценировки с педагогами, родителями, а главное с детьми.

Главное педагог должен похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись).

Работа над спектаклем
Создание спектакля с дошкольниками - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка. Чувства, вызываемые сказкой, неустойчивы и выразительны, как и эмоции детей. Сказка базируется на народно-этнической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.
С социально-педагогической точки зрения сказка выполняет следующие функции:
- социализации, поскольку приобщает новое поколение к общечеловеческому и этническому опыту;
- креативную, поскольку выявляет, развивает и реализует творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление;
- лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности, активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка. При слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок, а при пересказе, драматизации - становление речевой культуры. Развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
- развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).
Иначе говоря, при работе над спектаклем формируются такие качества личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение; активность, предполагающая способность владеть инициативой в общении; социальная компетентность, связанная с сопереживанием и содействием, познанием другого человека, выбором адекватных ситуаций, способов общения и поведения.