Проект "Организация центра временного пребывания детей"
проект (младшая группа) по теме

Андреева Ольга Ивановна

Проект "Организация центра временного пребывания детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Республики Татарстан»

Проектная работа

Тема: «Организация центра временного пребывания детей»

 Выполнила :    Андреева Ольга Ивановна
Слушатель  курсов повышения 
квалификации
по проблеме:  «_СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
должность:  воспитатель  
место работы:  МДОУ №4 «Калинка» г. Волжск

 

Руководитель проектной работы Ф.И.О.
«______» 2012 г.

                                             г. Казань – 2012 г.

                             

               

  1. Актуальность проекта.

Каждое дошкольное образовательное учреждение, ступившее на путь развития, в своей деятельности осуществляет, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации («во имя» ребёнка, «для» ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Эта линия задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребёнка, использование или неиспользование которых может иметь серьёзные последствия?

С психолого-педагогической точки зрения – это ранний детский возраст от одного года до трёх лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.

Но главное состоит в том, что в этом возрасте ребёнок овладевает умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно способность понимать и активно пользоваться языком в общении людьми. Через речь, которой ребёнок овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Так же ребёнок открывает для себя назначение многих предметов и начинает не просто манипулировать ими, а действует с ними по-человечески. У ребёнка формируется предметная деятельность. На втором году жизни ребёнок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него проявляются предметные игры-подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее с формированием у ребёнка определённых личностных качеств. Позднее появляется сюжетно-ролевая игра, в которой ребёнок копирует способы обращения людей с предметами и общения друг с другом в различных ситуациях.

Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Проблема социальной адаптации ребёнка не нова, однако до сих пор остаётся одной из актуальных в силу трансформации определённых ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитания детей. Социальная адаптация ребёнка перестаёт рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к новым условиям окружающей среды.

Перерастая рамки проблемы приспособления ребёнка к новой социальной ситуации в ДОУ, она выходит в совершенно иную плоскость изучения.

  • Как максимально адаптировать ДОУ к потребностям и интересам конкретного ребёнка?
  • Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребёнка к новым условиям?
  • Как включать детей, не посещающих ДОУ, в общий контекст возрастного развития?

Эти вопросы являются первостепенными и наиболее значимыми в современном обществе. На ранних этапах развития личности основные механизмы социализации и жизнеосуществления базируется на психофизиологических возможностях детского организма интегрироваться в контекст определённой социальной ситуации развития. Определяя социальную адаптацию как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, исследователи подчёркивают, что сущность человека такова, что он занимает активную по отношению к ситуации позицию и преобразует условия в большей степени, нежели собственную природу.

При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками и др. создают для ребенка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате проявляются нарушения в поведении, эмоциональном состоянии, физиологических процессах. Многолетние исследования показали: существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей, при этом ведущая роль в развитии детей раннего возраста принадлежит взрослому. Положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает его правильная организация и уровень социализации ребенка. Важную роль играет формирование таких черт личности, как уверенность в себе, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре, умение устанавливать социальные связи со взрослыми, умение общаться со сверстниками. Одним из путей снижения адаптационного стресса при поступлении ребенка в дошкольное учреждение, повышению качества жизни ребенка является создание группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста.

Таким образом, актуальность данной проблемы, формулировка цели, гипотезы,  задач проекта обусловлена современными требованиями, предъявляемыми к образованию, а именно потребностью в совершенствовании системы работы дошкольного учреждения по адаптации детей к условиям детского сада, обеспечению их ранней социализации и педагогическому просвещению родителей в рамках функционирования Центра семейного воспитания.

  1. Проблема проекта.

Проблема качества дошкольного образования возрастает с каждым днём. Перед работниками ДОУ стоит непрерывная задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Каждое дошкольное учреждение должно сегодня постоянно доказывать свою привлекательность, необходимость.  И  в связи с этим перспективной моделью дошкольного образования, позволяющей обеспечить доступность образовательных услуг детских садов для семей с разным уровнем доходов, повысить конкурентоспособность ДОУ, повысить профессионализм педагогического коллектива становятся группы кратковременного пребывания детей. В свою очередь  рост рождаемости, получение финансового пособия родителями, чьи дети не посещают дошкольное учреждение, определяет направленность работы групп кратковременного пребывания –    с детьми раннего возраста (от 1  до 3 лет) по адаптации к условиям детского сада и обеспечения ранней социализации.

Еще одной немаловажной проблемой является – педагогическое просвещение родителей.  В Законе Российской Федерации "Об образовании" говорится , что родители являются первыми педагогами и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Но без помощи квалифицированных специалистов реализовать свою роль «первых педагогов для своих детей» мамам и папам будет проблематично.

И третий аспект, на котором хочется остановиться  это: рост профессионализма педагогических кадров ДОУ. Разнообразные модели групп кратковременного пребывания в одном дошкольном учреждении позволяют активизировать работу педагогического коллектива, где каждый воспитатель находит применение своим силам в соответствии с собственными интересами. Творческая проработка образовательных программ, подготовка к новым формам работы с детьми являются толчком профессионального роста воспитателей.

  1. Цель проекта.

Социализация детей раннего возраста и сокращение сроков адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения в условиях группы кратковременного пребывания. Создание плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении. Всестороннее развитие детей.

     4. Для создания проектной работы были поставлены следующие задачи:

1. Совершенствование системы работы дошкольного учреждения по адаптации детей к условиям детского сада, обеспечению их ранней социализации и педагогическому просвещению родителей в рамках функционирования Центра семейного воспитания.

2. Создание развивающей среды и разработка «Модели образовательного развивающего пространства группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста вместе с родителями», основанной на принципе индивидуального подхода.

3. Создание условий для освоения родителями психологических и педагогических знаний и умений, способствующих эффективному  развитию способностей детей раннего возраста. 

4. Создание Консультативного пункта для родителей детей, не посещающих дошкольные учреждения, с целью оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей.

5. Проведение исследовательской работы по изучению влияния совместной деятельности в группе кратковременного пребывания детей и родителей на социализацию дошкольников 3-х летнего возраста к условиям ДОУ.

6. Привлечение внимания коллег, педагогов-психологов, к проблемам построения взаимодействия педагогов и родителей в сфере образования.

  

  1. Инновационный потенциал проекта

 Новизна внедрения проекта данного проекта заключается в следующем:

- Создание стабильной системы работы Центра временного пребывания на базе дошкольного учреждения.

- Внедрение в практику работы ДОУ  деятельности педагогов и специалистов в рамках Консультационного пункта.

- Предоставление родителям детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, услуги «домашний воспитатель».

 

  1. В рамках проекта разработали:

Содержание деятельности по внедрению проекта, который  предполагает реализацию следующих направлений:

1.Информационно-методическое обеспечение проекта.

Задачи

Содержание деятельности

1.Создание Центра временного пребывания для детей¸ не посещающих дошкольные учреждения.

1.Разработка нормативно-

- Координация деятельности всех подструктур ДОУ.

-Постоянное пополнение и обновление банка данных о детях микрорайона, не посещающих дошкольные учреждения города.

- Выявление уровня педагогической компетенции родителей

-Составление базы данных о детях микрорайона, не посещающих дошкольные учреждения или находящихся на домашнем воспитании.

2.Осуществление информационного обеспечения функционирования Центра временного пребывания и Консультационного пункта.

1.Составления картотеки по вопросам использования программ и технологий в группах кратковременного пребывания.

2.Подбор литературы по рассматриваемой проблеме.

3. Подключение к сети Интернет для более детальной проработки проблем семей с детьми, не посещающими дошкольные учреждения.

3.Осуществление  методического обеспечения работы Центра временного пребывания, Консультационного пункта.

1. Разработка практических рекомендаций:

- по организации работы с детьми раннего возраста и их родителями.

2. Составление гибких графиков работы специалистов на основе рационального использования рабочего времени.

  1. Обеспечение готовности педагогов к работе в условиях Центра временного пребывания , Консультационного пункта.

Задачи

Содержание деятельности

1.Повышение научно-теоретических знаний педагогов ДОУ по работе с детьми раннего возраста.

1.Организация в ДОУ работы постоянно действующего профессионального объединения для оказания методической, практической, психологической помощи педагогам, работающим в Центре временного пребывания.

2.Распространение передового педагогического опыта работы по функционированию Центра временного пребывания

1.Формирование банка передового педагогического опыта  по работе с детьми, не посещающими ДОУ.

2.Использование передового педагогического  опыта организации работы  с детьми группы кратковременного пребывания в практической деятельности педагогов детских дошкольных учреждений города.

3. Отработка содержания образовательного процесса в группе кратковременного пребывания детей раннего возраста

  1. Изучение и анализ подходов к организации воспитательно-образовательного процесса  группе кратковременного пребывания.
  2. Аналитический обзор технологий воспитания и развития детей раннего возраста.
  3. Психолого-педагогическая  диагностика результатов воспитания и развития детей раннего возраста.
  4. Изучение способностей и возможностей педагогов ДОУ работать в условиях открытой системы.

3. Создание условий для стабильного функционирования Центра временного пребывания .

Задачи

Содержание деятельности

1. Обеспечение условий открытия Центра временного пребывания, Консультационного пункта.

1. Приобретение  необходимого дидактического и методического материала

2.Разработка методического сопровождения.

4. Осуществление контроля за деятельностью Центра временного пребывания.

Задачи

Содержание деятельности

1. Осуществление контроля  за качеством учебно-методического обеспечения, организацией работы группы кратковременного пребывания.

1.Изучение состояния работы в группах кратковременного пребывания города.

3.Изучение, анализ, экспертиза  программ по работе с детьми раннего возраста.

4.Экспертиза индивидуальных занятий в рамках услуги «домашний воспитатель» для работы детьми раннего возраста, не посещающими ДОУ.

  1. Разработанную проектную работу можно будет использовать в виде :

-обобщения и трансляции опыта работы на городских мероприятиях;

-печатной продукции (статьи, сборника нормативно-правовых документов,  методических материалов);

-использования  информационных технологий (презентация, сайт);

- данный проект может быть рекомендован к внедрению в других дошкольных учреждениях города .

  1. Оценка проделанной работы.

В качестве критериев оценки  можно выделить следующее :

  • Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно со специалистами Консультативного пункта ДОУ.
  • Формирование социального заказа к конкретному учреждению на ранней ступени дошкольного образования.
  • Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  • Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
  • Решение конкретных проблем в вопросах воспитания детей дошкольного возраста на этапе раннего возраста.
  • Улучшение материально-технической базы конкретного учреждения за счёт привлечения дополнительных средств.

  1. Прогнозируем.

     Инновационный проект будет  является одним из важных направлений образовательной политики Российской Федерации, муниципальной системы образования. Особенностью  этого проекта является аккумуляция передового педагогического опыта по внедрению современной модели дошкольного образования путем создания Центра временного пребывания, являющегося структурным подразделением детского сада.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Разработка программно-методического обеспечения работы Центра временного пребывания, ориентированного на социальный заказ родительского общества, личностно-ориентированное взаимодействие.
  2. Создание Консультативного пункта по вопросам воспитания детей, не посещающих детский сад, на базе ДОУ .
  3. Создание системы совместного подхода к решению проблем воспитания детей дошкольного возраста, сохранения и укрепления их здоровья (физического и психического).
  4. Увеличение доли детей, проходящих адаптацию к ДОУ в лёгкой степени, без стресса и заболеваний до 60%.
  5. Привлечение дополнительных внебюджетных средств на нужды образовательного процесса, повышение уровня оплаты труда педагогов ДОУ.
  6. Стабильная привлекательность учреждения для родительского контингента города.
  7. Укрепление и совершенствование материально-технической базы ДОУ.

Спасибо за внимание !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к методической разработке "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". Игра "Ракета времени"

В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращаетвнимание на последовательность их смены. В...

Занятие консультативного центра совместного пребывания родителей и ребенка, оказывающего услуги психолого-педагогической помощи для родителей (законных представителей) детей раннего возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

«Играем с собачкой»Музыкальный руководитель - Вшивкова Анастасия ТагировнаЛогопед - Малышева Наталия Ивановна Герой дня: собачкаЗанятия: музыкально – логопедическое занятие.Цель дня: повышение эм...

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей ...

Зависимость адаптации ребенка в детском саду от кратковременного родительского присутствия, постепенного увеличения времени пребывания ребенка в группе и правильной организации игровой деятельности

: в статье показана зависимость легкой адаптации от 3 правильно организованных стимула: родительского присутствия, варьирования времени пребывания ребенка в детском саду и привлекательная игровая деят...

Сценарий мероприятия проекта по бережливой технологии (Фабрики процессов) по теме "Сокращение времени пребывания в раздевалке при сборе на прогулку"

Данный сценарий состоит из трех раундов, в каждом из которого подробно расписаны действия и слова детей и воспитателей, а также отведенное время на выполнение деятельности. Это мероприятие учит видеть...

Конспект совместной двигательно-игровой деятельности группы коротко временного пребывания в ДОУ «Веселый обруч»

Физическое воспитание детей группы кратковременного пребыванияГруппы кратковременного пребывания в образовательных учреждениях рассматриваются как новая форма дошкольного образования, обеспечивающая к...

Статья "Не даром дети любят скизки" Воспитатели отделения временного пребывания Ермилова Е.И., Воробьева М.С.

Воспитатели отделения временного пребывания Ермилова Е.И., Воробьева М.С....