Современный педагог: взгляд в будущее...
материал по теме

Минаева (Можжухина) Юлия Михайловна

Трудно найти более ответственную, сложную, открытую, искреннюю, добрую, эмоциональную, творческую профессию, чем профессия – педагог, учитель. В данной профессии не должно и не может быть случайных людей. Эта профессия предъявляет к личности очень высокие требования. Представителей данной профессии характеризуют такие качества личности как честность, отзывчивостью, порядочность, справедливость, чувством юмора, целеустремленность и многие другие. Кроме исследования в этой области, здесь вы найдете ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, АФОРИЗМЫ, ИЗРЕЧЕНИЯ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennyy_pedagog_vzglyad_v_budushchee.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Современный педагог: взгляд в будущее».

Исследовательская работа

по психологии

Руководитель:

педагог-психолог

Можжухина Ю.М.

Содержание

  1. Теоретическая часть…………………………..…….…………...………. 3

1.1 УЧИТЕЛЬ В МИРЕ ШКОЛЬНЫХ ПРОЛЕМ …………………….…..…………..…….4

  1. Практическая часть…………………..…………………………………….6
  1. ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, АФОРИЗМЫ, ИЗРЕЧЕНИЯ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ………………………………………….…………..8
  1. Результаты исследования…………………...……………….............…11

Литература……………………………………………………………………...13

Приложение…………………………………………………….…………..…..14

  1. Теоретическая часть

Учитель должен быть более

способен к обучению, чем его ученики.

(К. Роджерс)

Трудно найти более ответственную, сложную, открытую, искреннюю, добрую, эмоциональную, творческую профессию, чем профессия – педагог, учитель. В данной профессии не должно и не может быть случайных людей. Эта профессия предъявляет к личности очень высокие требования. Представителей данной профессии характеризуют такие качества личности как честность, отзывчивостью, порядочность, справедливость, чувством юмора, целеустремленность и многие другие.

Высокая степень ответственности учителей школы, постоянная внутренняя мобилизация, необходимость сопровождения не только вопросов обучения, но и личностных проблем учащихся может стать тяжкой ношей, а может – и смыслом жизни. И в том, и в другом случае это зависит от личности педагога и его отношении к своей работе.

Целью данного исследования является изучение представлений учителей, учеников и их родителей об образе учителя в современной школе.

В исследовании приняли участие учителя образовательных учреждений Курортного района Санкт-Петербурга, учащиеся 10-11 классов и их родители.

Предполагалось решить следующие задачи:

  1. Проанализировать литературу по данной теме.
  2. Провести исследование и проанализировать полученные данные.
  3. Сделать выводы по результатам исследования, определить перспективу дальнейшей работы по данной проблеме.

1.1 УЧИТЕЛЬ В МИРЕ ШКОЛЬНЫХ ПРОЛЕМ.

Учитель осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия учащихся (воспитанников), их оптимальное личностное развитие и социальную адаптацию.

Учитель должен знать:

  • Конституцию Российской Федерации;
  • Законы Российской Федерации;
  • Решения правительства Российской Федерации и федеральных органов управления образованием по вопросам образования;
  • Декларацию прав и свобод человека;
  • Конвенцию о правах ребенка.

        Учителю необходимо ориентироваться в вопросах общей, возрастной и социальной психологии. [3]

ЛЮБОЙ ребенок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может

пережить радость достижения, муки и счастье творчества, почувствовать свою

значимость в жизни, свою необходимость для других.

Школа – это место, где до ребенка и его проблем хоть кому-то есть дело. [2]

Учитель не имеет право:

  • унижать личные достоинства воспитанника, оскорблять его словом или действием;
  • использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика;
  • злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное ему слово или обещание, сознательно вводить его в заблуждение;
  • использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка;
  • обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывать авторитет учителей и всего педагогического коллектива.

Казалось бы, роль учителя ясная, определенная, однозначная. Но посмотрите, сколько она содержит в себе ролей скрытых, неявных. Раскрывает учителя с другой стороны, о которой мы порой просто забываем, или не задумываемся. Вряд ли найдется профессия, где бы приходилось совмещать столько ролей сразу. Учитель – это просветитель, руководитель, оратор, врач, психотерапевт, утешитель, ученый, исследователь, наблюдатель, проповедник, рассказчик, артист, критик, судья, кумир, любимый человек, друг, товарищ, опекун, воспитатель, наставник, нянька, организатор, лидер, информатор, консультант, инструктор, эксперт, тренер. [5]

В старших классах отношения учителя с учениками могут строиться только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу. Искусству душевного контакта нельзя научить по учебнику или свести его к сумме правил. Важнейшая предпосылка – чуткость и душевная открытость самого учителя, его готовность понять и принять нечто новое и непривычное, увидеть другого как себя и себя как другого. [9]

Отношения между учителем и учеником никогда не бывают и не могут быть абсолютно равными – сказываются и возрастные различия, и неодинаковость жизненного опыта, социальных ролей. Учитель, нарушающий эти незримые границы, не только ставит себя в ложное положение, но и обманывает ожидание ученика, жаждущего найти в нем не сверстника, а именно старшего друга и наставника. Но в одном отражении равенство между ними обязательно – в степени искренности, и эта искренность вознаграждается сторицей. [8]

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». (Э. Хаббард)

  1. Практическая часть

Развитие учащихся является длительным, многоаспектным, целостным процессом, общая направленность и темпы которого зависят от воздействия на личность целого комплекса внутренних и внешних факторов. Учителю необходимо знать, что важнейшим условием для формирования необходимых социальных навыков, является возможность удовлетворения основных потребностей:

  • потребность в самоутверждении, которое предполагает ощущение своей значимости в окружении других людей;
  • потребности в удовольствиях, связанных с насыщенной, интересной внешней средой, развлечениями, полноценным отдыхом;
  • потребность в самовыражении, которая реализуется через интересную и личностно значимую ведущую деятельности;
  • потребность в свободе: возможности и способности человека действовать в соответствии со своими интересами и целями;
  • потребность быть личностью: быть нужным другим людям, делать добро бескорыстно. [4]

Старшеклассники испытывают острую потребность в общении с родителями, учителями, другими значимыми для них взрослыми. От них ждут понимания своих проблем и помощи в их решении; от них хотят получить информацию, связанную с собственным мировоззренческим и профессиональным самоопределением. Многие родители и педагоги занимают позицию контролера жизненных выборов старшеклассника и наставника в проблемных ситуациях, тогда как старшеклассники хотят видеть их в позиции понимающего друга и компетентного консультанта.[1]

К сожалению, в условиях радикальных общественных изменений, многие юноши и девушки оказываются сегодня в ситуации обесценивания жизни. Поэтому вполне закономерен вывод о том, что создание благоприятных условий для самоопределения старшеклассников во многом связано именно с поддержкой учителей в поиске смысла жизни.

Таким образом, изучение представлений учителей, учеников и их родителей об образе учителя в современной школе, является очень важным и необходимым условием будущего благоприятного разрешения школьных проблем, а также в достижении доверительных отношений и понимания между учителями, родителями и учениками. (Приложение 4)

2.1 ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, АФОРИЗМЫ, ИЗРЕЧЕНИЯ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

Пословицы, поговорки, сказки, былины, песни, загадки – народная память, сохраняющая духовный опыт народа, его педагогические воззрения, связывающая прошлое с настоящими и будущим. Сквозь столетия дошли они до наших дней, в  традициях, обычаях, простых словах и присказках бабушек и дедушек различных народов...

  • Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью. (А.П. Чехов)
  • Хороший пример – наилучшая проповедь (пословица)
  • Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. (А. Дистервег)
  • У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим. (Ж. Лабрюйер)
  • Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми. (О. Уайльд)
  • Понимание – это улица с двухсторонним движением. (Элеонора Рузвельт)
  • Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В.А. Сухомлинский)
  • Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство. (Н.Г. Чернышевский)
  • Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства. (М. Эбнер-Эшенбах)
  • Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. (В.И. Даль.)
  • Воспитывающий должен сам обладать умом, большим самообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями. (М.И. Драгоманов)
  • Тот, кто мало знает, малому может и учить (Я. Коменский)
  • Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного. (Я. Коменский)
  • Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом. (Я. Коменский)
  • Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. (А.С. Макаренко)
  • Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания. (А.С. Макаренко)
  • Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. (А.С. Макаренко)
  • Учатся у тех, кого любят. (И. Гете)
  • Вся прелесть детей для нас, особая, человеческая их прелесть неразрывно связана с надеждою, что они будут не то, что мы, будут лучше нас. (В.С. Соловьев)
  • Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. (А.С. Макаренко)
  • Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку. (Н.В. Шелгунов.)
  • Нравственно наказывают тем, что отказывают в уважении и любви. (И. Кант)
  • Когда ребенок лжет, то один презрительный взгляд - уже достаточное и самое целесообразное наказание. (И. Кант)
  • Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. (Эзоп)
  • Сначала убедись, а потом уж убеждай. (К.С. Станиславский)
  • Духовные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил. (Д. Локк)
  • Добрый пример по кругу возвращается к подавшему его, как дурные примеры обрушиваются на голову зачинателей зла. (Сенека)

  1. Результаты исследования

Для изучения представлений об образе учителя в современной школе, учителям, учащимся старших классов и их родителям, были предложены опросные листы и анкеты.[6] Анонимность ответов, значительно повышала достоверность полученных данных.

1. Учителям было предложено ответить на вопросы анкеты «Самооценка учителями удовлетворенности работой в школе» и получены следующие результаты: (Приложение 1,2)

В наибольшей степени учителя удовлетворены:

взаимоотношениями с коллегами; готовностью коллег оказать помощь в работе; настроением в коллективе; творческой атмосферой в коллективе; культурным совместным отдыхом;

в наименьшей степени:

рациональным использованием своих сил и времени на работе;

согласованностью действий учителей и администрации;

и совсем не удовлетворены дисциплиной учащихся; отношением

учащихся к учебе; заработной платой.

2. Ученикам из приведенного перечня качеств личности необходимо было выбрать те качества, которые, по их мнению характеризуют портрет «идеального учителя». [7]

Идеальный учитель, по мнению учащихся, должен обладать следующими качествами: (Приложение 3)

1. порядочность, справедливость, открытость;

2. честность, отзывчивость; 

3. чувство юмора;

4. ответственность, индивидуализм, организованность, доброта;

5. уравновешенность, способность приспосабливаться к ситуации в обществе;

6. гибкость мышления, искренность, трудолюбие, эмоциональность, способность к творчеству, чувство товарищества;

7. наличие собственных убеждений, любознательность, воспитанность, способность критически мыслить, предприимчивость, независимость;

8. дух соперничества, целеустремленность, озабоченность материальным успехом, принципиальность, послушание.

3. Родителям было предложено ответить на вопросы анкеты «Выбор пути». Результаты представлены в ПРИЛОЖЕНИИ. (Приложение 5,6)

Вывод:

Высокая степень ответственности учителей школы, постоянная внутренняя мобилизация, необходимость сопровождения не только вопросов обучения, но и личностных проблем учащихся может стать причиной внутреннего напряжения, эмоционального дискомфорта. Поэтому необходимо взаимодействие всех служб психолого-педагогического сопровождения в системе образования, чтобы вовремя прийти на помощь учителю, ученикам и их родителям, ведь понимание друг друга – это основа ШКОЛЫ БУДУЩЕГО!

Литература:

  1. Батракова И. С., Мосина А. В., Тряпицына А. П.

     Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе

     школы – СПб ., 1993

  1. Психологический словарь/Под ред. В. П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996
  2. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога – Москва, 1996
  3. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии/под ред. Тутушкиной М.К. – СПб., 1998
  4. Майерс Д. Социальная психология – СПб., 1999
  5. Рогов Е.И.  Настольная книга практического психолога – Москва, 1999
  6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб, 2000
  7. Фалькович Т. А., Толстоухова Н. С., Высоцкая Н. В. Подростки ХХΙ века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2006
  8. Королева Е.В., Юрченко П.Г., Бурдыгина Т.Н. Проблемные ситуации в школе и способы их решения – Москва, 2008