Методическая разработка
рабочая программа по теме

Падлужная Евгения Владимировна

Методическая разработка " Программа семинара-практикума для родителей "Все мы родом из детства.Детско-родительские отношения" (в рамках профилактической работы педагога психолога с родителями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4  комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

ПРОГРАММА

Семинара-практикума для родителей

«Все мы родом из детства. Детско-родительские отношения»

Падлужная Е.В.

Педагог-психолог

ГБДОУ № 4

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность.

        Критерием высокого уровня психологической культуры семьи являются внутрисемейные отношения, в первую очередь по отношению родителей к ребенку.

Декларируется, что «родители должны создать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму)» [6.]. Лишь в этом случае он сможет нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки.

Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребенка исходила из его возможностей. Подразумевается, что родители обязаны научиться регулировать степень психологической нагрузки на ребенка, которая не должна превышать  степень его возможностей.

В действительности же, многие родители несут по жизни установки  и правила межличностных взаимоотношений в семье, полученные в детстве, искренне  не понимая при этом, почему  в жизни не все складывается так, как хотелось бы. Ожидания от партнера по браку и от детей не всегда оправдываются, отсюда – непонимание, ссоры, конфликты, в которые зачастую втягиваются дети. Родители нередко не знают  возможностей  и потребностей своего ребенка и не понимают степени важности этих знаний. Потребности ребенка нередко подменяются потребностями родителей ощущать себя значимыми и успешными  в глазах своего окружения. Ребенку предъявляются непомерные требования «быть лучшим во всем», без учета его физических и психических возможностей, что нередко приводит к неврозу.

Психологические исследования А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина, И. Ландгмеер, З.Матейчик (1985), Я.Варга, В.В.Столина, А.С. Спиваковской и др. свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства у ребенка уже складывается самооценка. Конечно, не такая, как у старших детей, но и не такая, как у детей раннего возраста. У дошкольников формирующаяся самооценка опирается на производимый ими учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей.

Л.И. Божович в работе «Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка» отмечает : «Исследования обнаруживают, что на протяжении всего раннего и дошкольного детства главным фактором формирования личности ребенка продолжает оставаться взрослый человек, поддержка и одобрение которого составляют необходимое условие «уравновешенности» ребенка с окружающей его средой и переживания им эмоционального благополучия. Стремление к одобрению взрослых, особенно родителей, является в этом возрасте настолько сильным, что именно оно побуждает ребенка к такому поведению, в котором он не испытывает непосредственной потребности. Следовательно, «санкции» взрослых являются важнейшими регуляторами поведения ребенка.»

Английская пословица говорит: «Не воспитывайте детей. Все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя»  Понять и принять себя, а через себя понять и принять своего ребенка на это направлен наш семинар- практикум.

Адресат:

Родители, как субъекты образовательного пространства

Цель:

 Повышение психологической компетентности родителей, как участников образовательного процесса.

Задачи:

1.Накопление опыта позитивного взаимоотношения со всеми  участниками образовательного процесса.

2.Актуализация мотива взаимопомощи и ответственности.

Предполагаемый результат:

  • Создание благоприятного психологического климата для всех участников образовательного процесса.
  • Развитие стрессоустойчивости.
  • Умение адекватно реагировать на различные эмоциональные проявления.
  • Умение находить различные решения в проблемных ситуациях.

Результативность   исследуем методиками:

Тест-опросник родительских отношений А.Я.Варга, В.В.Столин

Методика родительских оценок и притязаний.

Учебно-тематический план семинара – практикума для родителей

№ п/п

Тема

Всего

Теория

Практических

1

Готовность к школе. Эмоционально-волевая составляющая

1

1

-

2

Ребенок познает мир

2

1

1

3

Кнутом или пряником

1

-

1

4

Мальчики и девочки. Чего мы от них ждем?

2

1

1

5

Погода в доме. Правила и границы.

1

-

1

6

И целый мир во мне

6

-

6

7

Нестандартный ребенок

2

1

1

8

Играем и учимся

1

-

1

9

Это мы – семь Я

1

-

1

Итого

17

4

13

Содержание семинара-практикума

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Форма проведения

Количество часов

Кто проводит

Практические задания

1

Готовность к школе. Эмоционально-волевая составляющая

1.Понятие готовности к школе.

2.Характеристика психологической составляющей готовности к школе.

3. Важность эмоционально-волевой готовности в адаптационный период.

Консультация

1

Педагог-психолог

Сравните свое представление о школе с представлениями о ней своего ребенка

Поиграйте с ребенком в школу. Обратите внимание на его поведение, речь. Поделитесь с ним своими наблюдениями.

Поразмышляйте вместе с ребенком о плюсах и минусах его поведения. Поделитесь воспоминаниями о школе. Как Вы вели себя и к чему это приводило.

2

Ребенок познает мир

1.Дети-аудиалы. 2.Дети-визуалы.

3.Дети-кинестетики.

Характеристика и осбенности общения с ними

Мастер-класс

2

Педагог-психолог

 Попробуйте определить ведущие анализаторы членов Вашей семьи. Обратите внимание на общение между членами семьи. Что помогает. Что мешает. Обсудите это внутри семьи.

3

Кнутом или пряником

Дискуссия на тему наказания и поощрения.

Круглый стол

1

Педагог-психолог

Обратить внимание (подсчитать), сколько раз в день ребенок слышит от Вас слово «можно» и сколько «нельзя»

4

Мальчики и девочки. Чего мы от них ждем?

1. Доминанта подструктуры мышления, как мы ее формируем.

2.Родительские ожидания.

3.Родительские установки. Плюсы и минусы.

Лекция

Игротренинг

2

Педагог-психолог

Расскажите ребенку, о своем и его именах: почему Вас так назвали родители. Что побудило Вас дать имя своему ребенку. Нарисуйте с ребенком семейное дерево.

5

Погода в доме.

Правила и границы.

Мастер-класс

1

Педагог=психолог

На семейном совете определите свои правила сосуществования.

6

И целый мир во мне

Упр.см. в приложении

Тренинг личностного роста

6

Педагог-психолог

7

Нестандартный ребенок

1.Характеристика детей с нарушениями в эмоциональной сфере (агрессия, тревожность, гиперактивность)

2.Игры и упражнения для снятия негативных проявлений.

Мастер-класс

2

Педагог-психолог

Применить полученные знания на практике.

8

Играем и учимся

См. приложение

Игротренинг общения (родители и дети)

1

Педагог-психолог

Рассказать ребенку о своих чувствах

9

Это мы-семь Я

1.Создание герба семьи.

2.Создание девиза семьи.

3.Рассказ о значимых людях семьи.

4.Создание талисмана семьи.

Мастер-класс

1

Педагог-нсихолог

Педагог по ИЗО- деятельности

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1969.
  2. Божович Л.И.  Личность и ее формирование в детском возрасте  М. 1968
  3. Бранден Н. Мощь самооценки Киев,2005
  4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия, СПб,1997
  5. Выготский Л.С. Детская  психология. М., 1984
  6. Выготский Л.С. Проблемы возраста М., 2004
  7. Гамезо  М.В., Матюхина М.В., Михальчик Т.С. Возрастная и педагогическая психология. М., 1984.
  8. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.
  9. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2001.
  10. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 1995.
  11. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 1997.
  12. Изард К.Э. Психология эмоций СПб.,1999
  13. Квинн В.Н. Прикладная психология.СПб.,2000
  14. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. СПб., 1997
  15. Лешли Д. Работать с маленькими детьми. М., 1991.
  16. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М. , 1986.
  17. Лупан С. Поверь в свое дитя.М. , 1993.
  18. Лютова Е.К. , Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. М., 2000.
  19. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2000.
  20. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1985.
  21. Монина Г., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка. СПб., 2002
  22. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. детство, отрочество. М. ,1998.
  23. Мухина В.С. Детская психология. М. , 1985.
  24. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М. , 1981.
  25. Никитин Б.П. Ступеньки творчества. М., 1990.
  26. Пылаева Н.М. , Ахутина Т.В. Школа внимания. М. , 1997.
  27. Рей Гибсон  Обучающие игры. М., 1995.
  28. Спиваковская А.С. Как быть родителями. М., 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...