Использование игр и игровых ситуаций при формировании экологической культуры дошкольников
статья (старшая группа) по теме

     В современной теории и практике воспитания назрела острая необходимость продолжения исследования детской игры и игровой культуры современного дошкольника с целью более активного и результативного использования возможностей игры для развития ребенка. Характерной особенностью нашего времени является повышение роли игры в различных сферах жизни и деятельности человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Актуальность опыта

          Катастрофическое состояние окружающей среды,  природные             катаклизмы не позволяют мне, как педагогу, быть равнодушной к данной проблеме.

         Проведённые мной социологическое тестирование и анкетирование родителей, диагностика знаний и умений детей, анализ  методик и организации учебно – воспитательного процесса позволили  определить следующие проблемы:

  • низкий уровень экологической культуры взрослых и детей;
  • недооценка игровой деятельности в экологическом воспитании дошкольников;
  • сложность подачи  учебного материала для восприятия  детьми;
  • дисциплинарная модель обучения.

Актуальность моего опыта заключается в разрешении этих проблем, прежде всего в

  • повышении уровня экологической культуры у детей и взрослых;
  •  использовании игровых методов и приёмов при организации работы по экологическому воспитанию;
  • формировании положительных качеств у дошкольников и облегчение восприятия излагаемых проблем и знаний;
  • создании условий для увлекательного  обучения малышей

          Первостепенной задачей считаю сделать  учебно-воспитательную работу по экологии  незаметной и привлекательной для детей посредством активного включения игр и игровых ситуаций.

  1. Ведущей  педагогической идеей опыта   является разработка и реализация игровых технологий в педагогическом процессе ДОУ, формирующих элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.

 В  диапазоне  опыта

  • Отражены новые подходы к формированию у детей основ экологической культуры.
  • Раскрыта поэтапная система работы по формированию экологической культуры.
  •         В материалах опыта излагаются формы и методы взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса.
  • Представлено методическое обеспечение (перспективное планирование, примерные конспекты занятий, игры и игровые ситуации), а также  серия консультаций для педагогов и родителей.
  •   В опыте представлен  практический материал: диагностические карты, схемы  и алгоритмы, разработки природоохранных акций и цикл тематических занятий,  развивающие игры экологической направленности.

  1. Технология опыта.

В начале своей работы  определила  следующие  этапы:

       

        

      Исходя из полученных во втором этапе  результатов, определила цель и задачи опыта

ЦЕЛЬ  заключается  в:

- Осуществлении непрерывного  учебно-воспитательного процесса путём интеграции методов и форм организации  экологического образования дошкольников.

 Формировании  экологического сознания, экологической культуры  добра и милосердия как базисных качеств личности ребёнка.

Задачи  опыта:

  1. Совершенствование форм и методов  работы с детьми.

  1. Создание благоприятных условий для успешного решения вопросов экологического  воспитания дошкольников.

  1. Формирование эмоционально-положительного отношения к природе.

  1. Предоставление детям возможности осваивать материал в доступной форме.

  1. Способствовать развитию бережного и ответственного отношения к      

      окружающей природе.

          Огромная работа была проведена по   обогащению предметно-развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиям программы.

 

         Как уже неоднократно мной отмечалось  огромное значение в работе с воспитанниками имеет игра.

                      В ходе третьего этапа происходило непосредственное выполнение, реализация моих идей и включение  экологических игр и игровых ситуаций  во все  формы работы с детьми:

              В младшей группе я сшила крупную игрушку «Старичок Лесовичок». Он «приходил» к детям и по утрам, и на НОД. Часто проводил с ними прогулки, рассказывая о жизни лесных обитателей, о пользе и вреде насекомых.  Вместе с Лесовиком мы ходили на экскурсии в сквер, во фруктовый сад, к рябиновой аллее. Мною были проведены наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года. Учила детей ориентироваться на местности. Особое внимание, при проведении экскурсий, уделяю организации деятельности  малышей, приучая  к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать тем заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы. Главнейшая из них -  соблюдение тишины.

              Мною были изготовлены «напоминающие знаки».Рассказывая карточки со знаками,  напоминающими правила поведения в природе, я предлагала малышам сказать, что означает каждый знак. Дети, получая задание, придумывали свои знаки, забавные подписи к ним. В беседе уточняла, понравилась бы им такая подпись под картинкой, где ежик с метлой:            

                                               Еж пыхтит и морщится:

-Что я вам – уборщица?

Лес никак не подмету,

Соблюдайте  чистоту!

             Во время каждого похода, прогулки Лесовичок  дарил детям подарок природы - книги с загадками, приметами, гербарий. Для таких подарков в группе создала сундучки природы - осенний, весенний, зимний и летний. В течение года дети кладут в эти сундучки  подарки, свои поделки, рисунки. В каждом сундучке находится книга, например книга о лете. Для этого  взяла маленькие фотоальбомы и листы плотной бумаги 10 Х 15 см. Дети диктовали мне свои рассказы, придуманные четверостишия, приносили фотографии. Сюда же мы помещали и иллюстрации к  стихам – так и получились замечательные рукотворные книги о лете, зиме, осени, весне. В конце учебного года мы рассматриваем содержимое сундучков, вспоминаем, при каких обстоятельствах получали эти подарки.

            Дети подрастали, увеличивался запас экологических знаний, план своей работы я усложняла. В группе открылась «Мастерская Старичка Лесовика», с использованием природного материала. Таким образом, началась кружковая  деятельность. В том, что интерес к работе возрос, показала и активность родителей. Они самостоятельно решили сделать нам сюрприз – пригласили  на свою выставку поделок. Это был настоящий праздник для детей и для меня.

 Такая активность и заинтересованность родителей и детей подтолкнули меня к следующему шагу. Начала работать по проекту экологической направленности «Спасём планету». Цель проекта – показать детям те невидимые ниточки природы, которые связывают всё живое друг с другом. Мы часто не подозреваем об их существовании. На самом деле природа живёт по собственным законам, и мы, хотим того или нет, должны их соблюдать и учитывать в своей жизни. Ведь даже сложные на первый взгляд вещи, можно объяснить с помощью игры.

           Опираясь на план-схему проекта, выделила для  себя виды игр, которые необходимы в моей работе.

                                                           

ЖИВАЯ ПРИРОДА                  НЕЖИВАЯ ПРИРОДА            СОЛНЕЧНАЯ

                                                                                                           СИСТЕМА

                                                         

                                                             ИГРЫ

Дидактические

игры

Творческие      игры

Сюжетные игры

Настольные

игры

Деловые игры

Словесные игры

Интеллектуальные

игры

Конструктивные

игры

Подвижные

игры

Игровые ситуации

             

.                                      

Особую роль  при организации  работы по экологическому воспитанию отвела дидактическим играм .

Они стали своеобразной формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых качеств ребёнка. Специфика этих игр заключается в их структуре, которая содержит и учебные задачи. Важным является положительное и эмоциональное отношение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны воспитателя, оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности. Например,

     1. Кто быстрее?

         Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения.

         Игровая задача: найти  картинку с изображением определённого растения.

Рассказать цель игры и методику кратко.

            Ещё большую активность у детей можно наблюдать при использовании интеллектуальных специальных игр и игровых ситуаций, которые по своему механизму требуют от детей активной познавательной деятельности. Интерес к играм  обычно заключает в себе проблему, этим и объясняется их привлекательность. К ним можно отнести широко известные задачи-загадки, кроссворды, ребусы, головоломки. Процесс отгадывания  интеллектуальных задач   можно рассматривать как процесс творческий, а саму задачу,  как творческую.   У детей  развивается большой интеллектуальный потенциал.

               Результативным приёмом развития  любознательности и эрудиции у воспитанников являются  тризовые  игры, которые отличаются краткостью и, как правило, начинаются со слов «А знаете ли вы, что…», «Что бы  это значило...», «А что было бы, если…» и другие.  Заинтересовавшись результатом этих рассуждений, дети сами придумывают и  игры и их продолжение. В группе создала целую копилку интересных фактов «Почемучка».

                 Психологи считают, что побудительным стимулом мыслительной деятельности ребёнка выступает познавательная задача, которая определяется как противоречие между знанием и незнанием и решается путём поиска ответа на возникающий вопрос. Создаю ситуацию и предоставляю детям возможность изыскивать средства её решения, используя имеющиеся знания и навыки. Каждое новое знание должно возбуждать интерес и вызывать новые вопросы.

    Использую разные типы ВОПРОСОВ ОТ ЗНАЙКИ : вопросы-сравнения, вопросы-провокации, вопросы-предположения, вопросы этимологического характера, на классификацию; побуждающие задавать вопросы самих детей. Детские вопросы к взрослому являются показателем познавательного интереса ребёнка и его умственной активности.

Возможные вопросы:

- Как растения добывают пищу, ведь у них нет ни рук, ни ног?

- Почему растения-хищники вынуждены охотиться?

- Как путешествуют растения, ведь у них нет ног?

- Как растения защищаются от врагов?

- Как растения защищаются от зимней стужи?

- Почему деревья боятся весенних заморозков, а зимой стойко выдерживают    

лютые морозы?

             При  ознакомлении дошкольников с пищевыми цепочками столкнулась с трудным усвоение материала. И тогда разработала игровую технологию.  Для того, чтобы  разъяснить, как живые организмы связаны пищевыми цепочками, я сделала карточки с изображением растений и животных, например: трава - заяц- волк (при этом мы помним, что начинается всё с солнца, трава без него не вырастет). Игра проводится следующим образом: каждый ребёнок получает одну из карточек, и все дети составляют  «пищевую цепочку». То есть дети становятся друг за другом так, чтобы получилась пищевая  цепочка, и объясняют, почему она должна быть именно такой.

              Игра «Сплетём паутину жизни», позволяет глубже осознать, что все растения, грибы, животные, человек тесно связаны между собой. Участники становятся в круг, в центре ведущий. Он напоминает, что всё на Земле начинается с Солнца, которое даёт свою энергию растениям. После этого игрок, на карточке которого изображено растение, берёт в руки конец верёвки. Кто может съесть это растение? Отзывается,  ( К ПРИМЕРУ), игрок-заяц. Игрок-растение передаёт ему верёвку с помощью ведущего и предлагает взяться за шнур. Далее в игру вступает ребёнок с карточкой волка. Но волк не вечен, он может умереть, и тогда его останки «съедят» бактерии, жуки. И т.д. Игра заканчивается, когда вся верёвка оказывается в руках участников. Ведущий предлагает проверить сеть на прочность – положить на неё тяжёлый предмет. Вот так и паутина жизни на нашей планете выдерживает очень многое. Но наступает момент, когда и у неё кончаются запасы сил. Ведущий сообщает, что человек уничтожил волка. «Волк» (РЕБЁНОК) отпускает шнур. Кто почувствовал, что шнур в его руках ослаб (например, «заяц»), тоже отпускает шнур, и т.д. В результате получится, что из-за исчезновения одного хищника распалась вся паутина жизни.

    Активно применяю как в индивидуальной, так и  коллективной  работе  настольные игры  экологического характера. Например, использование игр «Собери цветок», «Подбери листок» даёт возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей детей. Такие игры, как со схемы,  развивают у детей умение анализировать, классифицировать и делать выводы.   

             Особое внимание хочется обратить на использование сюжетно-ролевой игр  при формировании экологической культуры. Включение элементов сюжетно-ролевой игры  в процесс  формирования у детей представления о природе создаёт эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усваивают новый материал. Дети выполняя социальные роли, проигрывают определенный сценарий, диалоги.  Например, диалоги от имени животных и растений. Такие же, как в книгах В.Бианки, Е. Чарушина.  

              Сюжетные игры очень привлекают детей. В играх – путешествиях «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю», «Журналисты» дети узнают много нового. В каждом случае сюжет игры продумываю таким образом, чтобы дошкольники в качестве путешественников, экскурсантов, туристов побывали во многих странах. При недостаточных знаниях детей или сложном материале  беру на себя роль экскурсовода, руководителя туристической группы или опытного путешественника и сообщаю им новые интересные сведения, знакомлю с новыми природными явлениями и объектами. В этих играх большую помощь оказывают самодельные фотоаппараты, подзорные трубы и бинокли, которые создают  хорошие визуальные условия для наблюдения. Фотографирование предполагает изготовление фотографий (дети делают рисунки на основе полученных впечатлений). Такие игры способствуют углублению, закреплению знаний, позволяют установить связи в природе. Активизация детей достигается интересными сюжетами игры, личным участием детей. У воспитанников формируется осознанно-правильное отношение к растениям, животным и людям, как к части природы, а также материалам природного происхождения и предметам, изготовленными из них.

Они с интересом и вниманием следят и участвуют в них.

          Форма игры может быть массовой. Например, при изучении раздела по проекту «Спасем планету» - полезные ископаемые, дети выступали в роли геологов, которые путешествовали по родному краю и открывали различные полезные ископаемые. Они вместе со мной находят на карте месторождения данного полезного ископаемого, называют его, говорят, где применяется. В таких играх дошкольники выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы. Особенно им нравится делать различные лабораторные работы. Для этого оборудовала эколого-познавательный центр, куда вошла лаборатория для юных химиков, экологов.

  Наблюдения, опыты, эксперименты позволяют обогатить опыт ребёнка-дошкольника, стимулируют мыслительную активность, детскую любознательность, самостоятельность, удовлетворяют естественную потребность к деятельности.

         Исследование животного и растительного мира Земли у детей этого возраста вызывает неизменный интерес. Все наши опыты проходят в виде игры, хотя к  этому делу мы относимся очень серьёзно. Настоящему учёному требуется журнал наблюдений, в который он записывает порядок проведения опыта и его результаты. Журнал помогал нам ориентироваться в пройденном материале.

Варианты опытов и наблюдений:

*Заготовленные с осени семена различных растений (конского щавеля, рябины, семена луговых злаков), кладём в кормушку и наблюдаем, какие птицы предпочитают какой корм.

*Потрогайте весной ствол белоствольной берёзы и рябины, сравните, какой ствол теплее. Положите на солнце тёмную и белую бумагу: какая из них быстрее нагревается?

При организации опытов и наблюдений, слежу, чтобы ребёнок приобретал гуманный опыт познания действительности, а данные виды деятельности были безопасны не только для самого ребёнка (что,  безусловно, очень важно), но и для живых объектов. То есть, опыты, наблюдения и эксперименты должны нести не только познавательную нагрузку, но и воспитывать доброжелательное отношение к живой природе.      

  Часто в НОД со старшими дошкольниками ввожу деловые игры. 

   После изучения темы «Природные зоны» предлагаю следующую ситуацию для повторения изученного ранее: «Вы едете в оленьей упряжке по тундре». Опишите ваши наблюдения.

         Представьте, что во время сбора грибов в лесной полосе заблудились. Однако помните, что надо идти на север. Компаса у вас нет, небо покрыто облаками. На пути вы встретили муравейник, как найти направление на север.

         Деловая игра развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит реализовывать, сравнивать, доказывать, рассказывать.

       Одними из самых любимых игр у детей являются подвижные   игры.

Здесь дошкольники знакомятся с повадками животных и насекомых узнают  какой бывает поверхность почвы,  знакомятся со свойствами песка и воды

          Огромной популярностью у моих воспитанников пользуется библиотека, собранная силами педагогов и родителей.

 Особенно детей увлекают различные энциклопедии «Мир животных», «Мир растений», «Мой организм», «Азбука природы». С помощью родителей оформила подписку на энциклопедический журнал: «Древо Познания».

               Мною были использованы дополнительные возможности интеграции специалистов детского сада. Огромную роль сыграли музыкальные руководители и воспитатель по изобразительной деятельности. Рисунки моих воспитанников неоднократно выставлялись на различных выставках экологической тематики «Мы с природою дружны», «Сбережем  первоцветы», «Мир природы глазами детей». Традиционными стали музыкальные праздники и развлечения «Природа - наш дом», «Праздник Земли», «Праздник русской берёзки» и т.д.,  в которых  не обойтись без применения экологических игр.

             Результат  работы по экологическому воспитанию не был бы положительным без участия родителей. А  их активность составили боле 80%.

Для того, чтобы показать родителям важность игры в экологическом воспитании дошкольников  организовываю  интерактивные формы проведения конференций, педагогические чтения, семинары-практикумы, конкурсы, издание информационных бюллетеней.  В педагогических чтениях выступали не только педагоги, психологи, но и сами родители, что наиболее ценно. По материалам этих педагогических чтений был  создан информационный бюллетень, который смогли прочитать те мамы, папы, бабушки по каким-либо причинам не попавшие на наши чтения.

        В мастер – классе было показано, как  используются в  работе экологические игры, параллельно познакомила с информацией о влиянии игры на интеллектуальное познавательное творческое развитие.  Мощным средством популяризации игры среди родителей явилась видеозапись творческих игр, прогулок, организации экспериментальной деятельности. Опыт работы  показал, что на видео примерах  можно продемонстрировать родителям, как творческая игра помогает ребенку сделать новый шаг в самостоятельном общении с другими людьми и познании нового и неизведанного.

                             

  1. Результативность

              Непременным условием успешной организации практической деятельности является отслеживание ее результатов. Поэтому целью последнего этапа моей работы стало выявление уровня развития детей по экологическому воспитанию с применением игр и игровых ситуаций.  В  результате целенаправленной и последовательной работы прослеживается динамика усвоения детьми программы. Высокий уровень знаний  воспитанников вырос на 6 %, средний на 5 %, низкий уменьшился до 7 %.

(с 18)

РЕЗУЛЬТАТ.                                  

            Дети стали более заинтересованы, у них пробудилось желание активно участвовать в работе по ознакомлению с окружающим миром, они проявляли желание узнать больше того, что они знают. Этот вывод подтверждается и моими наблюдениями за деятельностью  воспитанников в НОД, в ходе экспериментально – исследовательской  работы, в бытовых ситуациях.

             На 15 %  повысилась экологическая культура.

Таким образом, игра, как наиболее естественный и радостный  вид деятельности, способствовала  развитию активной экологической позиции  у детей и взрослых,  повышению уровня усвоения программы, развитию  мыслительных процессов и любознательности.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка На проведение эксперимента по формированию экологической культуры дошкольника в условиях интеграции исследовательской игровой и театрализованной деятельности на основе регионального компонента от 3 до 6 лет.

Цель: создание условий для формирования экологической культуры дошкольников на основе интеграции исследовательской, игровой и театрализованной деятельности, разработка и внедрение в воспитательн...

"Формирование экологической культуры дошкольников через игровую деятельность"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безгра...

Описание опыта работы по теме "Игровая деятельность как средство формирования экологической культуры дошкольников"

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры....

"Использование игровых элементов в формировании экологической культуры дошкольников"

В консультации рассказывается о типах ИОС и методике их использования в работе с дошкольниками....

Педагогический совет: «Экологическое воспитание как фактор формирования экологической культуры дошкольников с использованием игровых упражнений»

Организация проведения педагогического совета в ДОУ на тему: «Экологическое воспитание как фактор формирования экологической культуры дошкольников с использованием игровых упражнений»...

«Формирование экологической культуры дошкольников через исследовательскую деятельность в ведение дошкольников в мир проблемных ситуаций». ( для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет)

Цель: Формировать экологическую культуры дошкольников через исследовательскую деятельность.Задачи: Учить наблюдать, видеть причинно - следственные связи, ставить цель, выдвигать гипотезы, находить реш...