Пояснительная записка На проведение эксперимента по формированию экологической культуры дошкольника в условиях интеграции исследовательской игровой и театрализованной деятельности на основе регионального компонента от 3 до 6 лет.
методическая разработка по теме

Тупичкина Жанна Александровна

 

Цель: создание условий для формирования экологической культуры дошкольников на основе интеграции исследовательской, игровой и театрализованной деятельности, разработка и внедрение в воспитательно - образовательный процесс форм и методов экологического воспитания с учётом регионального компонента.

Задачи:                                                                                                                                                                                                                                                                              1.Осуществить экологизацию предметно-развивающей среды ДОУ.                                                                                                                                                                 2. Сформировать у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через такие виды деятельности как:         А) познавательную;  Б) игровую (игры - драматизация) ;    В) творческую (создание экологических сказок);     Г) коммуникативную;                                              4. Способствовать осознанию детьми местных экологических  проблем и практической реализации, доступных для дошкольников путей их решения (экологическая тропинка, операция « Кормушка»)  5.Создать систему педагогического взаимодействия на основе интеграции экологического воспитания в содержание образования дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

На проведение эксперимента по формированию экологической культуры дошкольника в условиях интеграции исследовательской игровой и театрализованной деятельности на основе регионального компонента от 3 до 6 лет.

Цель: создание условий для формирования экологической культуры дошкольников на основе интеграции исследовательской, игровой и театрализованной деятельности, разработка и внедрение в воспитательно - образовательный процесс форм и методов экологического воспитания с учётом регионального компонента.

Задачи:                                                                                                                                                                                              1.Осуществить экологизацию предметно-развивающей среды ДОУ.                                               2. Сформировать у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через такие виды деятельности как:                                                                               А) познавательную;                                                                                                                                                Б) игровую (игры - драматизация) ;                                                                                                                         В) творческую (создание экологических сказок);                                                                                           Г) коммуникативную;                                                                                                                                                   4. Способствовать осознанию детьми местных экологических  проблем и практической реализации, доступных для дошкольников путей их решения (экологическая тропинка, операция « Кормушка»)                                                                                                                                                                   5.Создать систему педагогического взаимодействия на основе интеграции экологического воспитания в содержание образования дошкольников.

Актуальность проблемы.

Экологическая культура - это экологическое сознание и экологическое поведение, включающее способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические, этические, деятельно-волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности. Экологическая культура берёт начало в дошкольном детстве, её становление происходит при активном участии и под руководством взрослого. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основные нравственно-экологические позиции личности. Эколого - социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей в современных условиях. С одной стороны мы наблюдаем огромную информационную перегруженность ребёнка-дошкольника. Различные инновации в системе воспитания и развития инновации в системе воспитания и развития зачастую привносят в дошкольную среду элементы школьного обучения.

Ожидаемые результаты:

  1. Теоретическая и экспериментальная разработка вопроса создания педагогической технологии экологического воспитания на основе игровой деятельности, с учётом регионального компонента.
  2. Создание и внедрение новых приёмов и методов организации работы по повышению экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.
  3. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов средней, старшей и подготовительной групп для работы на экологической тропинке ДОУ.
  4. Повышение качества подготовки дошкольников к школьному обучению путём формирования начальных исследовательских умений, коммуникативных, речевых навыков, получение дополнительных знаний о природе родного края.

Программа экспериментальной работы МАДОУЦРР-д/с №1 «Берёзка».

Подготовительный этап

(эмпирический) 2009-2010 учебный год

Содержание этапа

результаты

Работа по различным парциальным программам («Юный эколог) С.Н.Николаевой, « Наш дом – природа» Н.Рыжова, « Семицветик» В.И.Ашиков) с целью поиска наиболее рациональных, отвечающих имеющимся условиям и социальному заказу

Наиболее рациональное распределение материала по эко-воспитанию в образовательном процессе. Создание библиотечки методической литературы по экологическому воспитанию.

Организационное обеспечение эксперимента:

  1. Создание творческой группы по данному направлению.
  2. Координация работы воспитателей и специалистов.
  3. Назначение руководителя проекта.
  4. Выбор экспериментальной группы

Создана творческая группа «Эколог». Оформлены диагностические карты и анкеты по выявлению уровня подготовленности педагогического коллектива к работе в условиях эксперимента. Определены вопросы, требующие дополнительного изучения по самообразованию.

Базовое исследование возможностей внедрения экологического проекта:

  1. Образовательные потребности
  2. Ресурсные возможности учреждения, наличие предметной, дидактической базы
  3. Возможности и основные пути сотрудничества с родителями воспитанников, специалистами.

Проведено исследование по вопросу                    « Сформированость основ эко культуры у воспитанников 4-6 лет»

  1. Анкетирование родителей воспитанников по выявлению социального заказа на воспитательные, образовательные услуги
  2. Подготовлен к выходу с сентября 2009г. « Экологический вестник»- газета для родителей.

Экологизацию предметно-развивающей среды ДОУ.

Оформлены экологические уголки в группах, экологическая тропа на территории ДОУ. Завершена работа по благоустройству и озеленению участков групп, разбивке цветников. Проведена ревизия имеющихся дидактических и предметных пособий по эко воспитании.

Второй этап. Практическая реализация проекта 2010-2011гг.

Основные мероприятия:

  1. Развитие предметной, методической базы проекта как условия успешной работы по основным его направлениям.
  2. Подборка и оформление справочных материалов для работы по основным его направлениям.
  3. Проведение обучающих семинаров, практических тренингов, открытых просмотров для всех участников образовательного процесса ДОУ.
  4. Организация презентаций педагогических идей по работе над темой проекта.
  5. Организация кружковой работы с воспитанниками по эко воспитанию.
  6. Открытие Малого экологического театра с участием дошкольников 4-5 лет.
  7. Системный мониторинг качества работы по экологическому воспитанию.
  8. Создание и оборудование экологической комнаты в ДОУ.
  9. Организация экологического просвещения родителей: выпуск газеты « Экологический вестник», проведение тематических собраний, организация работы лектория.
  10. Проведение тематических педсоветов, МО.
  1. Оформление предметно-методической базы проекта в соответствии с программными задачами при условии максимального использования имеющихся ресурсов. Внедрение элементов фитодизайна на территории  ДОУ.
  2. Создание электронного каталога по теме проекта. Подготовка мультимидийной презентации.
  3. Повышение качества работы по экологическому воспитанию, раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника. Более эффективное использование здоровьесберегающих технологий.
  4. Рост профессиональной компетенции педагогов по теме проекта. Совершенствование системы взаимодействия специалистов и воспитателей.
  5. Повышение качества предшкольной подготовки.
  6. Организация обмена опытом как внутри ДОУ, так и на районном уровне. Участие в районном конкурсе инноваций.
  7. Функционирование экологической тропинки, Малого экологического театра, экологической комнаты. Совершенствование системы кружковой работы по экологическому воспитанию.
  8. Оформление Красной книги детского сада.
  9. Создание научно обоснованной системы диагностики результатов работы.
  10. Организация системы экологического просвещения родителей воспитанников.

Третий этап. Аналитический.                    2012-2013учебный год.

  1. Системный анализ результатов по данным мониторинга.
  2. Анализ эффективности деятельности созданных служб, избранных методов и форм работы.
  3. Оценка реальных кадровых и материальных возможностей ЦРР для дальнейшей работы над распространением и внедрением проекта.

Проектирование дальнейшей линии развития в рамках ЦРР с учётом современных программных требований и направлений модернизации всего воспитательного процесса в ДОУ.

  1. Обновление и совершенствование материальной базы проекта.
  2. Более широкий охват кружковой работой по эко воспитанию различных  возрастных групп ДОУ.
  3. Представление регионального компонента в системе экологического воспитания на краевом уровне.