Проект «К познанию окружающего мира через органы чувств»
проект по теме

Яковлева Елена Юрьевна
Сенсорное воспитание дошкольников не может быть оторвано от той развивающей среды, в которой оно должно воплощаться. В проекте описана модель построения информативной, удовлетворяющей потребность ребенка в новизне преобразований и экспериментирования сенсорной среды. В проекте раскрываются принципы создания предметно-развивающей среды по сенсорному воспитанию; алгоритм создания сенсорной среды в ДОУ; модель сенсорного центра в группе и даны методические рекомендации по их использованию. Проект будет реализовываться через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создание предметно-пространственной среды для сенсорного развития дошкольников в соответствии с требованиями метода проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mdou_50_proekt_po_predmetno-razvivayushchey_srede.docx45.27 КБ

Предварительный просмотр:

           Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира.

                                                                                                                                                                   Е.И.Тихеева

        Среда развития ребенка в детском саду – это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит заданный педагогом учебный процесс подготовки детей к обучению в школе. Прежде всего, это «среда обитания», «среда развития» ребенка-дошкольника, в которой он находится значительную часть времени, и где может реализовать собственные потребности и интересы. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок. Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду, обогащать предметно-развивающую среду.

         Анализ предметно-развивающей среды МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» показал, что на территории дошкольного учреждения при создании предметно-пространственной среды  для сенсорного  развития воспитанников  были грамотно подобраны зрительные элементы - растения с интересной зрительной текстурой (это растения с гладкими, грубыми, ворсистыми поверхностями) с учетом общей конфигурации растений (например, тонкие нежные растения имеют редкие маленькие листочки и для сравнения крепкие растения с большими густо расположенными листьями), направления и формы роста (прямо вверх, произвольно, в плакучей форме, каскадом или колоннообразно). Для наблюдения за движением  используются растения колышущиеся во время ветра, склоняющиеся к воде. Звуковые элементы – двухкаскадный водопад, так как мир звуков усиливает впечатления и способствует расширению восприятия. Для привлечения птиц (слушания их пения) посажены привлекательные для птиц растения, сооружены кормушки и скворечники. Обоняние –  на территории дошкольного учреждения объединены ароматы нежного цветения настурции, опьяняющего благоухания гардении, ароматы трав и пряных растений. Осязание – растения подобраны таким образом, чтобы они могли в течение продолжительного времени выдержать частое поглаживание и касание. Удовлетворения от тактильных ощущений можно получить при касании нежных цветков, кружевных листьев, грубой коры. Даже липкие плоды и клейкий сок растений могут стимулировать ощущения и возбудить у детей интерес к познаванию. На одном растении можно испытать ощущения от разного вида поверхностей. Отличным дополнением для  тактильных ощущений является газон, на котором дети могут полежать.

        Для решения задач сенсорного воспитания созданы сенсорные центры во всех группах дошкольного учреждения, в них в соответствии с возрастом детей имеются: для развития зрительных способностей: конструкторы, мозаики,  игры, способствующие различению и называнию цветов спектра, размеров, форм; объемные вкладыши, наборы объемных геометрических фигур, «чудесные мешочки»; для развития слуха:  игрушки, издающие различные звуки,  музыкальные шкатулки, шумовые коробочки, музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры, кассеты и диски со звуками и музыкой; для развития обоняния – игры «Узнай по запаху»; «Ароматы цветов»; «Что как пахнет»; «Благовоние»; для осязания: материалы с разнообразной фактурой; предметы и игрушки  различающиеся размером, весом, текстурой, запахом;  природный материал; бросовый материал; строительный материал; выпуклые буквы, цифры.   Вместе с тем, необходимо отметить, что наблюдается некоторая стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании), что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, дидактических игр – коллекций, составленных за время работы).

    Проблема:

  •  Какой должна быть развивающая предметная среда современного детского сада?
  •  Какие именно игровые пособия помогут в тренировке сенсомоторных координаций детей и формировании у них адекватных сенсорных эталонов, в увлекательной форме познакомят ребенка с удивительными особенностями и свойствами предметов, разовьют чувства, сообразительность и помогут разобраться в мире, который его окружает, а при этом еще и предоставят широкие возможности для сюжетных игр.

     Пути решения проблемы:

  • Задействовать все сенсорные компоненты на территории детского сада.
  • Оборудовать сенсорные центры в групповых комнатах для развития всех видов восприятия, создания условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально-положительного отношения к предметам и действиям с ними.

         Цель: 

    Создание комфортной, здоровьесберегающей, эстетичной, развивающей, разнообразной сенсомоторной среды, соответствующей уровню  технологического развития общества и  потребностям современных детей в условиях ДОУ.

     Задачи:

  • Организовать  развивающую  среду, способствующую  сенсомоторному развитию, с учетом потребностей и интересов детей.
  • Создать  условия для обеспечения разных направлений развития детей: игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, художественной деятельности.
  • Способствовать реализации идей развивающего обучения.
  • Соблюдать правила эргономичного проектирования.
  • Приобщить детей к активной предметно – преобразовательной деятельности в интерьере.
  • Создать новые, научно обоснованные средства для сенсомоторного  развития детей.

   Принципы:

  • Принцип дистанции (разновысокая мебель, высота которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач, так называемая «растущая мебель»);
  • Принцип активности, самостоятельности, творчества (крупномасштабные игровые и дидактические пособия — легкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства, центры песка и воды, разнообразное освещение для преобразования детьми светоцветового дизайна, мастерская). Принцип активности - это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды.
  • Принцип стабильности – динамичности (легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора);
  • Принцип эмоциогенности среды (наличие разновеликих зеркал, подвижных зеркал разной кривизны; эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ);
  • Принцип эстетической организации среды (красота звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумная трактовка образа лаконичными графическими средствами);
  • Принцип открытости – закрытости (такое построение среды, которое способствует единству ребенка и природы; открытости «Я» ребенка);
  •  Принцип «половых и возрастных различий» (предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности).

  Сроки выполнения проекта: март  – август 2011г.

    Участники проекта: дети, педагоги, родители.

    Стратегия достижения поставленных целей: 

  Целостная модель построения сенсорной среды ДОУ включает архитектурную среду, дизайн-среду и интерьер, предметно-развивающую среду.  Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного центра. Работа в Сенсорном центре направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Время игр в сенсорном центре не регламентируется.

    Первый шаг в проектировании сенсорной среды – определение расположения в группах детского сада с опорой на следующие линии:

  • обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течение года;
  • с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного;
  • по мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности.

       При организации сенсорного центра в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детей. Особое внимание следует уделить подбору сенсомоторных объектов для центра, влияющих на развитие зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребенка. Центр должен содержать постоянные дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия. Сенсорный центр можно использовать в воспитательно-образовательном процессе, как на организованных занятиях воспитателей, так и в самостоятельной игровой, экспериментальной деятельности детей.

   К наполнению развивающей среды (предметному содержанию) относятся:

  • Игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование.
  • Пространственная организация (легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся).
  • Изменение во времени (развивающая среда не может быть построена окончательно, через какое-то время она уже перестанет стимулировать развитие, а затем  станет тормозить его, поэтому ее необходимо насыщать и реорганизовывать. Примерно один раз в два месяца часть материалов и игрушек необходимо заменять, оборудование переставлять).

Сенсорный центр в условиях группового помещения детского сада – это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования. Он выполняет ряд определенных функций:

  • стимуляция сенсорных функций;
  • повышение работоспособности детей;
  • активизация когнитивных процессов;
  • повышение самостоятельности и формирование экспериментальной деятельности дошкольников.

Все пространство сенсорного центра можно условно разделить на следующие составляющие:

  • Мягкая среда:  обеспечивает уют, комфорт и безопасность.
  • Тактильная среда:  позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.
  • Воздушная среда: воздействуя на организм ребенка (аромолампа с маслом ромашки, мелиссы, розы, шалфея) обладает ярко выраженными бактерицидными, антисептическими, антивирусными и противовоспалительными свойствами, положительно действует на нервную систему, психоэмоциональное состояние, стимулирует процессы саморегуляции и иммунитета, улучшает работу всех систем организма.
  • Зрительная и звуковая среда: в зависимости от сочетания зрительных и светооптических эффектов действует то успокаивающе и расслабляюще, то привлекает и поддерживает внимание (зрительное, слуховое), стимулирует двигательную активность и исследовательский интерес. Примеры воздействия на организм  ребенка некоторых цветов: красный - активизирует, стимулирует; оранжевый - восстанавливает, согревает, стимулирует; желтый - укрепляет, тонизирует; зеленый - компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает; синий - успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции; фиолетовый - вдохновляет, успокаивает, снимает напряжение.

        Этапы работы по проекту:

  1. Организация архитектурной среды (ландшафтные компоненты, «уличное» оборудование).
  1. Активное использование уже имеющихся сенсорных уголков, расположенных на территории дошкольного учреждения:
  • Уголок луга, поля, леса, фитоклумбы (обоняние);
  • Двухкаскадный водопад (слух);
  •  Оборудование на игровых площадках (зрение, тактильные ощущения);
  • Метеостудия, огород (осязание);
  • Детское кафе (вкус).
  1. Обновление уже имеющихся объектов и создание новых на территории дошкольного учреждения:
  • Переоборудование автогородка на территории ДОУ (разметка, дорожные знаки, цветовое оформление клумб);
  • Создание мастерской под открытым небом «Нескучный сад» (опытно-экспериментальная, исследовательская, проектная деятельность).
  1. Создание современной, разнообразной сенсомоторной предметно-развивающей среды в группах.
  1. Использование игровых стен для организации игровых зон.
  2. Внесение  нового материала и оборудования в сенсорные центры:
  • В тактильную среду -  игровые тренажеры: панель-лабиринт «Рисуем ногами», кукла-марионетка; развивающие наборы с комплектом интерактивных элементов; тактильные  ящики, дорожки и доски; «сухой душ»; «сухой бассейн»;  прозрачные мольберты; мягкие модули, конструкторы, лабиринты.
  • В зрительную и слуховую среду -  визуальные и слуховые панели, зеркальные уголки и зеркальные домики, перископ, мобайлы.
  • В воздушную среду -  аромалампы, мешочки с ароманаполнителями.
  1. Обогащение сенсорных центров нетрадиционным физкультурным оборудованием: сенсорными и массажными  мячами, сенсорными дорожками, хопами и фитболами  – это приведет  к совместной работе двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов. А с помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние детей.

  Сенсорное воспитание детей  будет осуществляться через разные формы работы: непосредственно организованная деятельность  в сенсорном центре и  в мастерской под открытым небом; проектная деятельность; игры-экспериментирования, опыты  на развитие всех видов восприятия; выставки; коллекционирование;  мини-музеи; развлечения. По восприятию окружающего мира мы условно можем быть отнесены к трем типам: видеолистам, аудиолистам и кинестетикам. При организации работы с детьми необходимо учитывать способ  восприятия информации ребенком:  так ребенка визуала (зрителя) необходимо обучать с помощью большого количества наглядного материала; ребенка аудиала (слушателя)  -  с помощью подробных словесных инструкций и устного поощрения; с ребенком кинестетиком (деятелем)  надо чаще входить в телесный контакт: обнимать, гладить. Для закрепления знаний детей, начиная со старшей группы, мы используем различные компьютерные игры во время работы в компьютерно-игровом центре.

      Работа с детьми состоит из нескольких этапов:

  1. Диагностический  этап:
  • выяснение исходного уровня развития восприятия с помощью разнообразных диагностических заданий;
  • подбор индивидуальных заданий с опорой на ближайшую зону развития ребенка.
  1. Обучающий этап:
  • проведение непосредственно организованной деятельности с детьми, направленной на приобретение сведений об органах чувств и овладение способами  практического ухода за ними.
  1. Формирующий этап:
  • Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность с разными предметами; проектная деятельность.
  1. Заключительный этап:
  •  Организация выставок (рисунков, коллекций, альбомов, книг, игрушек), оформление и показ презентаций,  создание мини-музеев, проведение экскурсий (дети – экскурсоводы).
  • Диагностика уровня сенсорного развития детей

       Работа с педагогами включает: изучение уровня профессиональной компетентности педагогов по данному вопросу с помощью опросника-анкеты; разработка методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса,  выработка рекомендаций по организации сенсомоторной предметно-развивающей среды.

        Работа с родителями включает: проведение анкетирования с целью выявления  интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста; разработку  плана работы с родителями  по теме «Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома».

      Мониторинг проекта включает в себя:

  • оценку эффективности методов и приемов, применяемых педагогами при развитии разных видов восприятия у детей;
  • определение соответствия предметно-развивающей среды задачам сенсорного воспитания детей;
  • определение перспективы работы коллектива по сенсорному воспитанию и развитию дошкольников.

    Конечный результат:

Преобразование сенсорной предметно-развивающей среды  привнесет следующие изменения:

  • Использование природно-ландшафтных зон, экосистем в сенсорном воспитании детей позволит расширить возможности образовательного процесса по ознакомлению детей с миром природы, получении элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей действительности, формированию экоцентрического сознания.
  •  Использование сенсорных центров будет способствовать стимуляции сенсорных функций, повышению работоспособности детей, активизации когнитивных процессов, повышению самостоятельности и формированию экспериментальной деятельности дошкольников.
  • Преобразование предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения позволит повысить степень активности родителей, социальных партнеров.

     Перспективы:

  Успешная реализация проекта может стать основой для создания сенсорной комнаты в дошкольном учреждении.