Формирование интереса к познанию окружающего мира через искусство.
учебно-методическое пособие на тему

Портнова Надежда Ивановна

Природа, детская игрушка, книги, картины, народное творчество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ПОЗНАНИЮ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ЧЕРЕЗ ИСКУССТВО.

ПОРТНОВА Н. И.

Искусство - отражает жизнь и, отражая, воздействует на жизнь, преобразуя и совершенствуя её. Предметы искусства окружают нас каждый день, облагораживая среду обитания, оказывают влияние на самого ребёнка, вызывают у него стремление создать такую же красоту самостоятельно или с помощью взрослых. Дети видят игрушки, книги, посуду, росписи, ткани, обои, платки, картины, скульптуру, архитектуру и т. д. И когда они видят что-то красивое - душа в этот момент совершает открытие той красоты, че го они не замечали раньше. Но чаще всего дети замечают эту красоту с по мощью взрослых. Что я и делала. Я старалась направлять внимание детей на красоту народно - прикладного искусства на их своеобразие форм, на кра сивый орнамент предмета, узор, с любовью нарисованную картину, на на циональный костюм и т. д. После этого дети смотрели на вещи совершенно другими глазами. В их взгляде был восторг, наслаждение, бережное осто рожное отношение, удивление и желание самим попробовать сделать что-то своими руками.

Выходя на улицу, обращала внимание детей на красоту природы. При рода не только вдохновляет ребёнка богатством и разнообразием своих форм и цветосочетаний, но и является прообразом его творений. Самое благодат ное время для детей это конечно лето. Цветы, травы, насекомые - всё прив лекает детей. Я постепенно обращала их внимание на всё это, направляла взгляд ребёнка на красоту, помогала увидеть её, услышать необыкновенную палитру красок, оттенков, разнообразие форм, линий, их сочетание и взаи модействие, разнообразие запахов; старалась развивать в ребёнке чувство красоты в природе не только глазами, но и сердцем. Восхищение красотой делает ребёнка лучше, добрее. Так через природу воспитывала в детях чувство красоты, желание к творчеству.

Большое значение для детей имеет игрушка. Игрушки - это самое до рогое, что есть у детей. Это их самые верные друзья. Дети через игрушки познают окружающий мир, живут с ними в прекрасном, удивительном, образном мире, доверяют им свои самые сокровенные мысли. Дети очень любят играть с изделиями народных промыслов: матрёшками, богородской игрушкой, филимоновской. Они привлекают их своей занимательностью: куры клюют, забавно стуча носами, зайцы бойко барабанят, медведь и му жик стучат молоточками, свистят. Самое главное то, что воспитатель дол жен сам удивляться и радоваться, так как эмоциональный отклик взрослого " Как красиво! " выводит сознание ребёнка за пределы обыденного и вклю чает в эстетическое отношение ( игрушку жалели, брали на прогулку). Ре бёнок радовался и воспринимал её уже по-другому. Объединяя богатый и разнообразный мир игры с обучением мы приобретаем возможность сде лать осмысленным и интересным выполнение любых бесполезных, с точки зрения ребёнка, учебных заданий. Игрушки народно - прикладного искусст ва: гжель, хохлома, жёстово, дымка, городец доставляли детям огромную радость. Я обращала внимание детей на красоту декоративных росписей, на

сине-голубой благородный цвет гжели, на гармонию цветосочетаний хохло- мы, так как цвет у неё яркий, огненный, солнечный. Какое чудо! Большую радость детям доставляли игрушки сделанные из дерева, глины, которые расписаны бесхитростным народным орнаментом. Эти игрушки делали лю ди у которых светлая добрая душа. Дети сравнивали мастеров с добрыми волшебниками, со сказкой, с праздником.

Особую роль в развитии восприятия у детей играет знакомство с книж кой - иллюстрацией, так как картинки в книгах являются первыми произве дениями, которые изображают искусство. Я старалась выбрать иллюстра цию, содержание которой было бы понятно и интересно детям ( не брала иллюстрации с уродливыми формами, аляповатыми красками ). Определяла с детьми настроение героев: весёлый, грустный, добрый, злой, удивлённый. Если в книге нет иллюстраций, то я предлагала детям нарисовать их. И дети с удовольствием выполняли эту работу.

Часто рассматривали картины И. И. Шишкина и В. М. Васнецова. На досуге читали сказки о них, рассматривали и обсуждали героев, уточняли их настроение, охарактеризовывали пейзажи, композицию рисунка. Дети рассуждали, вели оживлённые беседы. Музыкальный руководитель проиг рывал нам музыкальные произведения ( снегурочка- Н. А. Римский - Кор саков ). Дети внимательно слушали и это очень радовало меня, что через иллюстрации В. М. Васнецова прививалась любовь к музыке, искусству. Каждая из картин - это окно в огромный мир, это душа художника - отзыв чивое, трепетное, чувствительное. Перед ребятами открывается ещё одна прекрасная страница в огромном мире искусств. Я формировала в детях такое качество, как умение всматриваться в окружающий мир, понимать замысел художника. Музыкальные же произведения всегда выражают определённые мысли и чувства, рассказывают о многих событиях, явле ниях. Яркость и впечатляющая сила музыкального звучания хорошо углуб ляют, усиливают то конкретное содержание, которое передано в литера турном тексте песни.

Знакомила детей с историей народного костюма и его элементами. Детям было очень интересно, когда они видели в мазке каплю дождя, трав ку; в круге - солнышко; в волнистых линиях - волны; в дуге - прорастающие почки, зёрна; в квадрате с решёткой и точками - засеянное поле. При рассматривании костюмов знакомились с названиями отдельных частей: зипун, понева, душегрея, сарафан, рубаха, картуз, кокошник. Мастера сами шили наряды, а затем украшали бисером, бусами, блёстками, тесьмой, пу говицами. На эту тему провела занятия  "Русские красавицы"

Много говорила с детьми о прялках, о том почему их так называют. Рисовали узоры на вырезанных из картона прялках. По ходу занятия объясняла детям какое место они занимали в жизни женщин. Встреча с красочной птицей, изображённой на прялке может явиться для детей бла годатным материалом, развивающим фантазию и воображение.

Далее знакомила детей с древнерусской архитектурой. Вместе с деть ми рассматривали иллюстрации городских и деревенских построек, двор цов и храмов, беседок и фонтанов. Объясняла детям, что такую работу сде лали настоящие русские мастера нашей Руси, что это творения русского народа. Объясняла детям что мы должны сохранить их, как памятники на шей родины. Рассматривали с детьми здания, отмечали красоту куполов в храме, слушали звон колоколов, восхищались их звучанием.

Многое для ребят может остаться так и не замеченным, не увиден ным, не раскрытым, если с детства не подвести их к пониманию красоты предметного мира, существующего рядом, пониманию того, что жизнь и искусство неотделимы друг от друга, что творения художников имеют право на существование не только в музеях и выставочных залах, но и в доме где живёт человек. И если предметный мир сотворён добрыми рука ми и мастеров во благо человека, то он заслуживает к себе особого отно шения: более внимательного взгляда, любования, наслаждения красотой. Это отношение необходимо формировать целенаправленно и терпеливо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический совет в ДОУ «Организация работы по формированию интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математики»

Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом.В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко.Математика… Опять математика! Ча...

«Познание окружающего мира через художественно-творческую деятельность»

Перспективное планирование работы по самообразованию с детьми подготовительной группы...

Проект «К познанию окружающего мира через органы чувств»

Сенсорное воспитание дошкольников не может быть оторвано от той развивающей среды, в которой оно должно воплощаться. В проекте описана модель построения информативной, удовлетворяющей потребность реб...

Познание окружающего мира через сюжетно—ролевые игры.

Познание окружающего мира через сюжетно—ролевые игры....

Формирование интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математики

Уважаемые коллеги, ниже  представленны материалы семинара по опыту работы на тему  "Формирование у дошкольников интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математики...

Опыт «Дождь в банке» наглядно демонстрирует физические природные явления, вызывает интерес к познанию окружающего мира.

Опыт «Дождь в банке» наглядно демонстрирует физические природные явления, вызывает интерес к познанию окружающего мира.   Для проведения эксперимента потребуются: Прозрачн...

Опыт работы на тему "Формирование интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математики"

Интерес не только способствует развитию интеллекта,но и является одной из движущих сил развития личности в целом.В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко. Каждый дошкольник – м...