профессии
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

психологический  конспект о профессиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhologicheskaya_praktika_pro_professii.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ»

Найти свою дорогу, узнать свое место —
в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой.
В.Г. Белинский

Цель: активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

Задачи: формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.

Целевые группы: учащиеся 7-9-х классов.

Продолжительность занятия: 40–60 минут в зависимости от сложности предполагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.

Оборудование: класс или любое другое просторное помещение; стулья; магнитная доска; магниты; ручки; бумага для записей; магнитофон; аудиокассеты с релаксационной музыкой.

Материалы: карточки с памятками и условиями выполнения упражнений; цветы из цветной бумаги; листы с названиями типов профессий (3–4 набора); набор квадратов желтого, зеленого, красного цветов для каждого участника; листья, цветы, плоды яблок; дерево или дерево, нарисованное на доске или ватмане; скотч.

1. Упражнение «Сигнал»

Ведущий. Сегодня мы с вами совершаем виртуальное путешествие в Мир профессий. Для перемещения воспользуемся необычным механизмом. Сядьте поудобнее, положите руки на колени. Готовы? Запускаем механизм: передаем хлопок по кругу соседу слева.

2. Упражнение «Знакомство»

Ведущий. Вот мы и в Мире профессий, который встречает нас красочными весенними цветами. Возьмите любой цветок и напишите на нем свое имя. А теперь прикрепите к одежде этот символ — пропуск в Мир профессий и снова займите свои места. Вашим проводником сегодня буду я. Еще нам потребуются ключи от профессий. Мы станем их обладателями, как только назовем свои имена и профессию, начинающуюся с первой буквы вашего имени (например, Алёна – архитектор).

3. Упражнение «Кто больше назовет профессий»

Ведущий. Ключей мы получили достаточно, чтобы открыть двери многих профессий. Их в мире насчитывается огромное количество, одни возникают, другие устаревают. На прошлом занятии мы рассмотрели классификацию профессий. Давайте вспомним, на какие типы можно разделить все профессии? (Участники отвечают) 

Правильно! Первый тип это: человек–человек (К этой группе относятся профессии, связанные преимущественно с общением между людьми, с их влиянием друг на друга), (  человек–техника (Профессии этой группы связаны с созданием, обслуживанием или эксплуатацией технических устройств),   человек–природа (К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой),    человек — знаковая система (В профессиях этого типа преобладает работа с текстами, документами, различными базами данных, математическими выкладками),    человек — художественный образ (К этой группе относятся профессии, направленные на создание, совершенствование, реставрацию художественных образов, создаваемых с помощью разных изобразительных средств). (Участники получают таблички с одним из перечисленных типов профессий.) Вы должны в течение трех минут подумать и назвать как можно больше профессий того типа, который я вам дала. Время пошло.    

— Какие трудности возникли при ответах на вопросы?

Сейчас вы назвали много профессий, но в ваши ответы закралась одна ошибка. Вы в своих ответах перемешали профессии и должности. Ребята, а что же обозначает слово «профессия»? (ответы детей)

Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией.  

Профессия — это:

деятельность, направленная на пользу обществу,

деятельность, требующая профессионального обучения,

деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).

Что же такое должность?    Должность – служебное положение, место в каком-либо учреждении, и связанные с ним служебные обязанности. Теперь вы сможете отличить эти понятия. Например, в нашей школе работают учителя. Это профессия. Но в школе есть и директор, и завуч – это должности, которые они занимают, оставаясь по профессии так же учителями.

4. “Профессия или должность?”  

Для участия в конкурсе приглашаются трое учащихся, по одному с каждой команды. На листочках бумаги напечатаны различные профессии и должности. Каждому игроку даётся одинаковый набор листочков с надписями. Необходимо как можно быстрее разместить их по двум столбикам: “профессия” и “должность”.

Предлагаются примерно такие варианты: врач, педагог, директор, строитель, завуч, повар, заведующая, продавец, бригадир, металлург и т. д. (Победитель получает жетон).

Проверка выполнения   

    С этим заданием вы справились.
А теперь обратите внимание
На следующее задание…
Разберёмся мы в загадке,
Всё окажется в порядке.

5. Загадки (за правильный ответ – жетон):

1. Топором, рубанком
Выстругал он планки,
Сделал подоконники
Без сучка – задоринки.
(Плотник).

2. Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки.
И набойки на каблук –
Тоже дело этих рук.
(Сапожник).

3. Кладёт кирпич за кирпичом,
Растёт этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днём,
Всё выше, выше новый дом.
(Каменщик).

4.  На работе день-деньской
Управляет он рукой.
Поднимает та рука
Сто пудов под облака.
(Крановщик)

5. Кто по рельсам – по путям
Поезда приводит к нам?
(Машинист).

6.Любит он цветы сажать,
Их растить и поливать.
(Цветовод).

6. “Угадай профессию”.

А теперь давайте отдохнем и поиграем в “Угадай профессию” . Желающим я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки одноклассникам нельзя.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют.

Прилагаемый список профессий:  Кондитер, пилот, доярка.

    7. “Художественный салон”. Троим ребятам предлагается взять конверты с вложенными в них названиями профессий. Необходимо прочитать задание и на листке бумаги нарисовать предмет, характеризующий ту или иную профессию. Если зрители сразу отгадывают, то “художник” получает жетон.

Профессии: певец, массажист, горничная.

8. «Самые востребованные и новые профессии в Астрахани»

В то время, когда участники конкурса рисуют, ведущий рассказывает о самых востребованных профессиях в Астраханской области.

 По данным «Приволжской газеты» и «Астраханские ведомости» на сегодняшний день многим предприятиям Астраханской области не хватает не просто рабочих, а именно квалифицированных рабочих. Но вся проблема заключается не в недостатке людей, а в отсутствии на рынке труда работников с необходимыми профессиями и должными квалификациями.

Такие рабочие профессии как электрогазосварщик, стропальщик, плотник маляр, штукатур, арматурщик, каменщик, облицовщик-плиточник, машинист грузовых кранов, оператор котельных установок, водитель автотранспорта категории В, С, Д, Е, автослесарь в настоящее время наиболее востребованы на рынке труда.

В сфере торговли и общественного питания пользуются спросом такие профессии, как продавец продовольственных и непродовольственных товаров, большой спрос на поваров, кондитеров, официантов, барменов и др. Более 70% банка вакансий именно такого направления.

(Как оказалось, инженерные специальности сегодня снова в почете, поскольку экономическая ситуация в стране изменилась в лучшую сторону.

Также вновь востребованы выпускники физических и химических факультетов.
Но особый спрос на новые
специальности - в области IT ("высоких технологий") и телекоммуникаций.

А какие же профессии появились за последние годы в Астрахани?

 Логистик – специалист, который координирует движение товаров на пути от производства до точек реализации.

 PR-менеджер – специалист по связям с общественностью. Основная задача этих специалистов – создать положительный имидж клиента или компании, их благоприятный образ в глазах зрителей, избирателей, партнеров по бизнесу и т.д.

 Маркетолог – специалист по изучению спроса и предложения на товары и услуги, а также планированию на основе полученной информации мероприятий, помогающих повысить доходность бизнеса.

 Мерчандайзер – специалист по размещению товаров в торговом пространстве. Товары должны быть аккуратно разложены таким образом, чтобы оказаться на виду и чтобы покупатель мог без труда найти именно то, что ему нужно.

9. Продолжение «Художественного салона”.

11. Упражнение «Дерево профессий»

Ведущий. Наше путешествие по Миру профессий подходит к завершению, но уходим мы с багажом знаний. Есть такая примета: если бросить в воду монетку, то обязательно вернешься. Чтобы Мир профессий нас снова принял через некоторое время, мы оставим свои имена и название привлекательной профессии на предлагаемых листьях, цветках, плодах. 

Условия

взять лист — если с профессией не определились.

взять цветок — если в выборе профессии сомневаетесь.

взять плод — если с выбором профессии определились.

Цветы, листья, плоды повесить на дерево (или прикрепить скотчем к нарисованному дереву на доске).

13. Упражнение «Сигнал»

Ведущий. Мы возвращаемся из путешествия. Займите места на стульях в кругу и передайте хлопок соседу справа по кругу.

14. Рефлексия

Ведущий. Мы вернулись из путешествия. Поделитесь своими впечатлениями.

— Что было важным на сегодняшнем занятии?

— Что запомнилось?

— Какие мысли, чувства вас посетили?

— Какие выводы из занятия можно сделать для себя?

— В чем испытывали трудности?

— Что возьмете для себя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ознакомлению старших дошкольников с профессиями взрослых "Все профессии нужны, все профессии важны"

Цель проекта:Познакомить  детей с различными профессиями взрослых.Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.Обеспечить  начальную профориентацию детей дидактическими и методич...

«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)

Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...

Конспект (НОД) в старшей разновозрастной группе на тему: «Увлекательные профессии взрослых» с использованием мультимедийного пособия "Все профессии важны, все профессии нужны"

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД)в средней группе на тему: «Профессии»(образовательная область «Познавательное развитие»).Цель: Обобщить знания по теме «Профессии».Задачи:Обр...

Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа).

Краткосрочный  проект  с целью: Дать представление детям о профессии "Повар" через сюжетно-ролевых игры....

Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»

В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...

Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"

Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...