Конспект коррекционного занятия по социально-бытовой ориентировке «Космическое путешествие» в средней группе с родителями
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Смирнова Ирина Алексеевна

Закрепить обобщающее понятие  «космос», знания о последовательности частей суток. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги ориентироваться на листе бумаги. Формировать умение составлять простейшую схему из геометрических фигур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmicheskoe_puteshestvie.docx32.01 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад компенсирующего вида №724

Адрес:111401, Москва, ул. Металлургов, д. 16                                                                       тел.: (495) 304 – 08 – 72                                                                                                                                                                                 Заведующая ГБОУ д/с №724                                                                                                      М.В. Кизбабаева    

Конспект

коррекционного занятия

по социально-бытовой ориентировке

 «Космическое путешествие»

 в средней группе с родителями

                                                               Учитель-дефектолог (тифлопедагог)

                                                               Смирнова Ирина Алексеевна

Программное содержание

Обучающие задачи: упражнять в счёте в пределах 5 в прямом и обратном порядке. Закрепить знания о последовательности частей суток. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги ориентироваться на листе бумаги. Формировать умение составлять простейшую схему из геометрических фигур.

Коррекционные задачи: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. Развивать смекалку, зрительную память, воображение. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Развивать мелкую моторику, воспитывать аккуратность. Помочь каждому ребенку добиться желаемого результата.

Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, умение понимать задание и выполнять его самостоятельно. Воспитывать интерес к интеллектуальным заданиям.

Предварительная работа с детьми: знакомство с обобщающими понятиями  «космосом», «планеты», рассматривание иллюстраций, дидактические игры и развивающие игры, отгадывание загадок. Рассматривание картинки о самолетике, чтение стихов о самолете, знакомство со свойствами бумаги.

Материал: Квадрат из белой бумаги 15×15 на каждого ребенка. Самолет игрушка, самолет из оригами.

Методические приёмы:

Игровой - использование сюрпризных моментов.

Наглядный - использование иллюстрации.

Словесный - напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей. Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: ноутбук, экран.

Демонстрационный материал: слайды. 

Раздаточный материал: счетные палочки, геометрические фигуры.

Ход.

Спортивный зал празднично украшен – цветные шары, золотые и серебряные звёзды, рисунки детей с изображением ракет, планет, инопланетян, плакаты.

Родители рассаживаются за столами. Под музыку дети выходят в зал.

Педагог: 

- Здравствуйте дорогие гости – уважаемые мамы, папы, дети! Мы очень рады видеть Вас в нашем зале. Сегодня  мы отмечаем «День космонавтики».  В 1961 году 12 апреля – первый человек, житель нашей страны, первым полетел в космос.

Ребенок читает стихотворение В. Степанова «Юрий Гагарин»:

- В космической ракете

С названием «Восток»

Он первый на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Педагог: 

- Правильно, этого героя звали Юрий Алексеевич Гагарин. Он был первым космонавтом. А хотите увидеть, как это было?

Участникам досуга демонстрируется видеофильм  о первом космическом полете.

Педагог: 

- Героям космоса мы передаем наш пламенный …

Дети хором:

- Привет!

Педагог: 

- Сегодня наш зал превращается в Космодром, ваши родители будут следить за полетом нашей ракеты с командного пункта. А вы, ребята, будете космонавтами. Вы готовы?

Дети отвечают, что да.

Педагог: 

- Тогда мы отправляемся в космос. Там нас ждут разные сюрпризы и неожиданности. Но на чем мы полетим?

Дети: 

- На ракете.

Педагог: 

- Давайте построим космическую ракету.

На Космодроме (зале) есть все необходимое, но нет только схемы-образца, по которому нужно строить. Я предлагаю родителям выложить на магнитной доске их плоских геометрических фигур схему ракеты.

Родители выкладывают ракету на магнитной доске.

Педагог: 

- Ребята, предлагаю вам построить из геометрических тел (мягкие модули) нашу ракету.

 Дети строят ракету.

Педагог: 

- Так на чем мы с вами полетим? Что у нас получилось? Молодцы ребята, у вас получилась замечательная ракета, точно такая, как на образце. Предлагаю проверить пульт управления ракетой.

- Уважаемые родители, вы тоже должны быть внимательными, потому что вам придется проверить, правильно ли выполнили задание дети.  

- Ребята, на пульте у каждого из вас будет 5 кнопок, которые мы сделаем из геометрических фигур.

- Возьмите лист бумаги, положите его перед собой на столе, возьмите геометрические фигуры и слушайте внимательно:

  • в правом верхнем углу положите треугольник;
  • в левом нижнем углу положите: квадрат;
  • в правом нижнем углу положите: овал;
  • в левом верхнем углу положите: прямоугольник;
  • в середине пульта красный круг.

- Посчитайте, сколько всего получилось кнопок?

Дети:

- Получилось пять кнопок.

Педагог: 

- Передайте свои пульты родителям. Пусть они проверят, ведь теперь только с помощью этих кнопок мы сможем поддерживать связь с космодромом. Попрощайтесь! Космонавты могут занять места в ракете.

Дети передают пульты управления своим родителям, прощаются и садятся в ракету.

Педагог: 

- Космонавты, заняли свои места. Начинаем обратный отсчет (от 5 до 0).

Летим!

Ребенок читает стихотворение:

- Звездочки ясные,

Звездочки частые

В небе высоком горят.

Словно поют они песни прекрасные –

С нами они говорят!

Небо огромное,

Небо бездонное,

Звезд, как песчинок, не счесть.

Все же, поверьте,

Звезда путеводная

В жизни у каждого есть!

Педагог: 

- Наша ракета прошла плотные слои атмосферы, и сейчас летит в открытом космосе. Я вижу, что вам трудно усидеть на местах, так как появилась невесомость. Предлагаю немного подвигаться и провести физминутку.

- Внимание, родители, как нас слышите? Прием! Вам необходимо в кротчайшее время нарисовать и переслать ребятам портреты инопланетян, которые могут им встретиться в космосе.

Дети выполняют ритмическую композицию «Невесомость».  

Родители рисуют портреты инопланетян и передают их воспитателю.

Педагог: 

- Ребята, мы и не заметили, как быстро долетели первой планеты. Посмотрите, как могут выглядеть инопланетяне, населяющие эту планету.

Педагог с детьми развешивают и рассматривают портреты инопланетян, которые переслали им родители.

Педагог: 

- Вы готовы встретиться с инопланетянами?

Дети отвечают, что готовы.

В зал под песню «Женский экипаж» в ступе влетает Баба Яга.

Баба Яга: 

- Здравствуйте, космонавты! Что не ожидали меня здесь увидеть? Эта планета называется планетой Сказок, поэтому здесь можно встретить любых сказочных персонажей. Вот и я здесь живу. Раз уж прилетели ко мне без приглашения, я вас просто так не отпущу, пока вы все мои загадки не отгадаете. Сможете?

Дети: 

- Сможем!  

Баба Яга загадывает детям космические загадки:

- Эта планета нам всем дорога,

Нам жизнь подарила планета … (Земля)

- До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая … (Ракета)

- У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски … (Космонавт)

- Свет быстрее всех летает,

Километры не считает.

Дарит Солнце жизнь планетам,

Нам – тепло, хвосты –  … (Кометам)

- Астроном – он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна,

В небе полная … (Луна)

Баба Яга:

- Правильно вы отгадали мои загадки А теперь вы должны загадать загадки. Да не мне, я их все знаю! А вашим родителям. Что сможете?

Дети: 

- Сможем!  

Космические загадки для родителей.

Ребенок:

- Поле не меряно,

Овцы не считаны,

Пастух рогат.

Что это?

(Небо, звезды, месяц)

Ребенок:

- На этой планете такая жара,

Что там оказаться опасно друзья.

(Меркурий)

Ребенок:

- Эту планету – холод страшный сковал,

Теплом её солнечный луч не достал.

(Плутон)

 Ребенок:

- А эта планета гордится собой,

Поскольку считается самой большой.

(Юпитер)

Ребенок:

- Кольцами себя окружила

И этим себя от других отличила. (Сатурн)

Ребенок:

- Эта планета зелёного цвета. (Уран)

Ребенок:

- Морской царь названье ей дал,

Именем своим планету назвал. (Нептун)

Педагог: 

- Вот видишь, Баба Яга, у нас и космонавты, и их родители все загадки отгадали, разреши нам продолжить наш полет?

Баба Яга: 

- Отпущу, но только оставьте на память о себе какой-нибудь сувенир.

Педагог: 

- Ребята давайте сделаем Бабе Яге разноцветные самолеты из бумаги. А родители нам помогут, расскажут по громкой связи, как нужно сделать самолет. Согласны?

Дети: 

- Согласны!

Педагог: 

- Родители, как слышите нас? Прием! Предлагаю одному из вас научить ребят делать самолетики из бумаги. И еще одна просьба, так как детям придется подарить свои самолетики Бабе яге, то вам необходимо сделать самолетики для них. Согласны?

- А для того чтобы пальчики ребят смогли ловко мастерить необходимо сделать пальчиковую гимнастику. А вас родители присоединиться к ее выполнению. 

Дети, родители и все взрослые выполняют движения пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика:

Слова:                                                                   Движения пальцами рук:

- По порядку все планеты           Сжимаем и разжимаем кулаки,

Назовет любой из нас:                 пальцы расставлены в стороны.

Раз – Меркурий,                           Кулаки, отжимаем большой палец на правой руке,  

Два – Венера,                                отжимаем указательный палец,

Три – Земля,                                  отжимаем средний палец,

Четыре – Марс.                             отжимаем безымянный палец,

Пять – Юпитер,                             отжимаем мизинец.

Шесть – Сатурн,                            Отжимаем большой палец на левой руке.

Семь – Уран,                                  отжимаем указательный палец,

За ним – Нептун.                           отжимаем средний палец,

Он восьмой идет по счету,          

А за ним уже, потом,

И девятая планета                         отжимаем безымянный палец,

Под названием Плутон.                Соединяем ладони, будто держим шар.

Солнце – десять!                           Отжимаем мизинец правой руки.  

И оно, нам на радость                   Сжимаем и разжимаем кулаки,

Всем дано!                                      пальцы расставлены в стороны.

Один из родителей объясняет ребятам, как нужно сделать самолет, педагог помогает детям следовать за инструкцией.

Инструкция выполнения самолета из бумаги:

- Посмотрите, у вас у всех на столе лежит квадрат белой бумаги, давайте согнем его пополам по диагонали, затем развернем его и две прилегающие одна к другой стороны квадрата согнем к диагонали, еще раз согнем к диагонали, затем отгибаем крылья самолета.

Дети выполняют задание.

Баба Яга:

- Да красивые самолеты у вас получились, а я тоже не сидела без дела и научилась делать самолет. Теперь я могу сделать их, сколько хочешь! А ваши самолетики я хочу оставить вам, и предлагаю поиграть в игру «Чей самолет дальше пролетит?». Молодцы как хорошо все справились с заданием. Вернувшись на землю, вы сможете поиграть в эту игру со своими родителями.

Педагог: 

- Ребята, мы совсем забыли о времени. Прощай Баба Яга! Нам пора возвращаться на Землю.

Ребенок читает стихотворение:

- Ждут нас новые  ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим:

Есть один всего секрет:

Опоздавшим места нет!

Педагог: 

- Внимание! Ведем обратный счет от 5 до 0. Взлетели, ускоряемся! Ребята, чтобы было веселей лететь к Земле, напомните, какие дни недели вы знаете.

Педагог с детьми проводит двигательную разминку: 

- В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал (изображаем рисование)

В среду долго умывался, («умываемся»)

А в четверг в футбол играл (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал (дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают).

Педагог проводит с детьми глазную гимнастику:

  1. Глаза крепко зажмурить на 3-5 сек. Повторить 5-6 раз. 
  2. Быстро моргать в течение 15 сек. Повторить 3-4 раза. 
  3. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальцев в течение 30 секунд.

Педагог: 

- Есть касание! Мы снова на Земле. Ребята, родители ждут вас и приготовили для вас сюрприз. Космонавты обнимите своих родных после долгой дороги!

Звучит музыка, дети садятся рядом с родителями. Родители вручают детям подарки (самолеты и киндер-сюрпризы).

Педагог выходит на середину зала:

- Наш досуг хочется закончить такими словами (О. Высотская):

Пусть это все только игра,

Но ею сказать мы хотели:

Великое чудо – семья,

Храните ее, берегите её,

Нет в жизни важнее цели!

Берегите друг друга,

Добротой согревайте!

Берегите друг друга,

Обижать не давайте!

Берегите друг друга,

Суету позабудьте,

И в минуту досуга

Рядом вместе побудьте!

- Спасибо Вам! Приглашаем всех в нашу кают-компанию (групповую комнату) на чаепитие.