Семинар - практикум «Разработка групповых проектов на основе проектно- исследовательской деятельности».
материал по теме

Основной целью этого семинара - практикума являетя повышение профессиональной компетенции педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов.

«Разработка групповых проектов на основе проектно- исследовательской деятельности».

Цели:
1. Внедрение в педагогический процесс технологий проектной деятельности;

2.Стимулирование развития интеллектуальной и творческой инициативы воспитателей;

3. Повышение профессиональной компетенции педагога.

               

Предварительная работа:
Знакомство педагогов с литературой по теме семинара-практикума.

Домашнее задание:
1. Подготовка воспитателями фрагмента проектно-исследовательской деятельности, используемой  ими в группах разных возрастов.

2. Анкетирование родителей на тему: «Отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности детей».

Используемая литература:
- «Методическая работа с кадрами» Улан-Удэ, 1994год;
- doshvozrast.ru;
- vospitatel.com.ua.

Повестка дня:

Диагностическая проба «Выбери цвет»
1.
Вводная часть.
2.Проект «Повышение профессиональной компетенции педагогов».
Цель проекта:
- выявить уровень профессиональной подготовленности и общей культуры педагога;
- развить сплоченность, умение работать в коллективе.
Практическая часть проекта:
а) Игра «Передай маску».(проводит педагог – психолог.)
б) Викторина «Вопрос-ответ» по проектной деятельности.
в) Игра «Комплимент».( проводит педагог-психолог.)
г) Тест  «Позиция воспитателя по отношению к детям».

Подведение итогов:
- подведение итогов викторины;
- результаты теста « Позиция воспитателя».

3.Домашнее задание педагогов.

4.Анализ работы педагогов:
- анализ домашнего задания педагогов;
- результаты анкетирования родителей;
- результаты диагностической пробы воспитателей «Выбери цвет».

5. Решение семинара.

Ход семинара.

Диагностическая проба «Выбери цвет».
Цель: Определение своего эмоционального состояния.
Каждый педагог выбирает цвет, соответствующий его настроению в данный момент.
В конце семинара будет результат данной пробы.

1.Вводная часть.

Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной для нашего сада, можно говорить о некоторых результатах.

Дети, участвующие в проектной деятельности:

  • проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
  • самостоятельны  и гибки в принятии решений;
  • сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
  • осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
  • способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;
  • воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.

Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод:

  • проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;
  • обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;
  • осуществляют поисковую педагогическую деятельность;
  • реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).

Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:

  • наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
  • получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
  • смогли реализовать свои творческие способности.


2.Проект «Повышение профессиональной компетенции педагогов».

А) Игра «Передай маску»
Цель: Данная игра в непроизвольной раскрепощающей атмосфере позволит участникам, спонтанно, с юмором, проявить себя и избавиться от непродуктивных настроений, с которыми они пришли на семинар или которые приобрели во время работы. Создаст непринужденную атмосферу. Сконцентрирует внимание участников, поможет им настроиться на работу в группе.
Техника проведения: участники по кругу передают друг другу эмоциональную маску. Сначала они в точности повторяют выражение лица соседа справа , затем придумывают свое собственное выражение лица и «передают» его соседу слева.

Б) Викторина «Вопрос – ответ»

1. По каким признакам классифицируются проекты? (по тематике, по составу участников, по срокам реализации)
2.Назовите основные этапы проекта? (цель, разработка, выполнение, подведение итогов)
3.Назовите виды проектов? (творческие, исследовательские, игровые, информационные, комплексные, межгрупповые, групповые, индивидуальные)
4.Какие проекты могут быть по продолжительности? (долгосрочные, краткосрочные, средней продолжительности)
5.Что может быть результатом проекта? (рисунки, доклады, поделки, концерты, праздники, спектакли, аппликации, альбомы и т.д.)
6. Какие цветные проекты вы знаете? ( зеленый, желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий)
7.Какие проекты бывают по составу участников? (индивидуальные, групповые, фронтальные)
8.Какие проекты используются у вас в группе?
9. На что ориентировано проектирование? ( на совместную деятельность участников образовательного процесса)

В) Игра «Комплимент»
Цель: повысить самооценку педагогов

Техника проведения: Передавая клубок, участник озвучивает положительное качество соседа, тот в свою очередь повторяет сказанное в свой адрес и делает комплимент следующему участнику.
Резюме: В каждом человеке есть положительные качества, но чтобы их заметить, надо внимательно и доброжелательно относиться друг к другу.

Г) Тест «Позиция воспитателя по отношению к детям»
Ответы  - нет, да, не знаю, не всегда.

1.Есть ли у вас внутренняя расположенность . горячая любовь к детям?
2. Обладаете ли вы дидактической способностью делать свою мысль понятно для другого, доходчивой до ребенка, вызвать интерес?
3.Обладаете ли вы организаторскими способностями?
4. Владеете ли вы яркой образной грамматической правильной речью?
5.Присущи ли вам качества педагогической наблюдательности, способностью понять личность ребенка?
6.Обладаете ли вы способностью непосредственного эмоционального, волевого влияния на ребенка (внушения)?
7. Помогают ли вам установить правильные взаимоотношения с каждым ребенком коммуникативные способности?
8.Присущи ли вам выдержка, самообладание, чувство настроения как личные качества?
9.Присуще ли вам педагогическое воображение, т.е. способность предвидеть последствия своей деятельности?
10. Сформировано ли у вас умение распределять свое время?
(за ответы «да»-3 очка, «нет»-0 очков, «не всегда»-2 очка, «не знаю»-0 очков)

Подведение итогов викторины.

Результаты теста «Позиция воспитателя по отношению к детям»
30 очков – Мери Поппинс;
30-25 очков – Мальвина;
25-20 очков – Наседка;
20-15 очков –Спящая Красавица;
15-10 очков – Карабас – Барабас.

ПОЗИЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

Существует несколько позиций воспитательского отношения к детям, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций..
Карабас-Барабас. Ему нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Не обучает, а дрессирует.Позиция воспитателя - Карабаса-Барабаса приводит, во-первых, к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем знаний, умений, навыков. Во-вторых, у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе, дети парализованы страхом перед ним), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.

Мальвина - благовоспитанная девочка. Обучает тем нормам, которые считает истинными, но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных способов поведения. Поэтому в экстремальной ситуации оказывается беспомощной, не способной проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения.Позиция воспитателя - Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания, тем самым отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, ограничивая развитие способностей.

Спящая красавица спит. Окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам (грезам наяву).Воспитатель, занимающий такую позицию, предоставляет детей самим себе. Проводя ежедневно по 8-9 часов с безразличным воспитателем, дети становятся неорганизованными, разболтанными: занялся одним, не закончил, начал делать другое, схватился за третье.Воспитатель - Спящая красавица приводит детей к деструктивному поведению, которое, в свою очередь, тормозит психическое развитие.

Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, ухаживает. Она постоянно тревожится о своем потомстве, скликая цыплят под свое крыло.Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности.

Мери Поппинс весьма образованная особа, хорошо воспитанная и точно пред-ставляющая, как следует себя вести в разных ситуациях. С другой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, т.е. она знает детей как бы «изнутри».Воспитатель - Мери Поппинс совмещает в себе обе  эти стороны,  преследуя одну-единственную цель - развитие ребенка. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов.

Самая адекватная позиция Мэри Поппинс и надо к ней стремится.

 3.Домашнее задание педагогов «Фрагмент проектно – исследовательской деятельности»

4.Анализ работы педагогов:
Анализ домашнего задания педагогов.
Результаты анкетирования родителей
.Цель: выявить отношение родителей к поисково—исследовательской деятельности детей.
Результаты диагностической пробы «Выбери цвет»

Цель: Определение своего эмоционального состояния

Техника проведения: Педагогам предлагается выбрать, на какой цвет похоже их настроение в конце нашей встречи. Отрефлексировать свое состояние согласно характеристике цветов. Какой цвет выбирали вначале нашего общения, изменилось ли предпочтение.
Красный – активные, энергичные, деятельные, оптимистичные. Символизирует возбуждение, агрессию, активность, энергию и силу..
Оранжевый – активность, свобода, оптимизм, открытость, общительность. Активизирует замкнутых и недоверчивых людей.
Желтый – мечтательные, полные надежд, не готовые активно действовать, занявшие выжидательную позицию. Символизирует организованность, гармоничность, умственные способности, концентрацию внимания, самоконтроль. Активизирует общение, повышает самооценку. Может означать склонность к критике и нетерпимость к чужому мнению.
Зеленый – изменение и обновление, равновесие и гармония. Рассеивает отрицательные эмоции, способствует стабилизации сердечно – сосудистой и нервной систем, нормализует давление, головные боли, зрение.
Голубой – Символизирует интуицию, эмоциональность, духовность, гармонию. Пассивного человека приводит к печали и унынию.
Синий – чувствительные, впечатлительные, но спокойные и уравновешенные. Символизирует покой, вдохновение, творчество, самоанализ, разум.
Фиолетовый – (соединяет в себе синий и красный). Впечатлительные, деятельные. Символизирует творчество, интуицию, интеллект, духовный рост. Злоупотребление может вызвать тоску и депрессию.
Розовый – (соединяет в себе красный и белый). Романтичность, эмоциональность, нежность, примирение, чувствительность, изменение точки зрения. Избыток – потребность в защите, уход в мир грез. 
Коричневый –консервативные, сдержанные или тревожные. Символизирует надежность, защиту, прочность. 
Негативные чувства разочарование, недовольство, депрессия. 
Белый – (соединяет все цвета). Открытые к общению. Символизирует очищение, божественность, удачу, готовность освободиться от стереотипов, повышает самооценку.  Может создать состояние превосходства над другими.
Черный – неприятие, конфронтация, депрессия. Символизирует таинственное, неизведанное, задерживает движение вперед, ориентирован на бессознательное. 
Серый – (соединяет белый и черный). Безразличные, инертные, равнодушные или здравомыслящие. Символизирует покой, гармонию, равновесие. 
Негативные чувства печаль, депрессия, болезнь, усталость, склонность к критике.
Серебряный – женственные, спокойные. Развивает воображение, фантазию, терпимость к мнению окружающих. Помогает увидеть собственные ошибки, устранить споры.
Золотой – целеустремленные, активные, энергичные. Символизирует власть, чистоту, славу, любовь, мудрость. Для безвольных не подходит, могут, не справится с энергией. 
Негативные чувства боязнь успеха, страх перед поражением, нежелание в чем-то участвовать.

5. Решение семинара – практикума:

- продолжать работу по проектно- исследовательской деятельности,
- повышать уровень профессионально педагогических умений и навыков педагогов.

Анкета для родителей

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста , на вопросы, которые помогут

выявить  ваше отношение   к поисково – исследовательской деятельности ребенка.

1. В чем проявляется исследовательская активность вашего ребенка?

2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать ваш ребенок?

3. Бывает ли так, что начатое в детском саду исследование ребенок продолжает дома?

Если да, то, как часто? (Часто, редко, всегда, никогда).

4. Какое участие вы принимаете в исследовательской деятельности ребенка?

5. Делится ли ребенок с вами результатами исследований (своими открытиями)

СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»Цель: освоение организации  поисково – исследоват...

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Экспериментирование – это самостоятельная деятельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся на протяжении всего дошкольного детства. Это деятельность, которая п...

КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ О НЕОБХОДИМОСТИ ВОСПИТАНИЯ  В ДОШКОЛЬНИКАХ ПТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, МЕТОДАХ РАБОТЫ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ....

Семинар – практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»

Семинар – практикум для педагогов«Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников» Цель: Освоение педагогами организацией...

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»...

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»...