Конспекты непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Исходя из опыты работы я использую тематический принцип организации учебного материала. Дети учатся применять полученные речевые навыки в различных ситуациях, и различных видах деятельности в течение всего времени обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД по развитию речи.70.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты непосредственно образовательной деятельности на тему:

« НАСЕКОМЫЕ».

http://content.foto.mail.ru/list/okksanna/_answers/i-198.jpg

Конспект непосредственно образовательной деятельности

На тему: «НАСЕКОМЫЕ»

Задачи:

Образовательные:

  • ввести в экспрессивную речь обобщающее понятие «насекомые»;
  •  продолжать учить отгадывать загадки;
  • учить определять количество слов в предложении;
  •  учить прыгать попеременно на левой и правой ноге;
  • учить согласовывать количественное числительное с существительным.
  • учить с опорой на наводящие вопросы составлять небольшой описательный рассказ, состоящий из четыре - пяти предложений;

Развивающие: 

  • закреплять понятие «слово»;
  •  закреплять знание о том, что из слов можно строить предложения;
  •  закреплять умение делить слова на слоги;
  •  развивать мышечную силу пальцев;

Воспитательные:

  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
  • воспитание любви и бережного отношения к природе.
  • активизировать лексический запас по теме;

Оборудование:

Игрушки из набора «Насекомые»; квадраты, вырезанные из цветного картона.; предметные картинки с изображением насекомых; мяч; плоскостное изображение насекомых; разноцветные прищепки.

Ход занятия.

Упражнение «Угадай, кто это?»

 Не  жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь

(Жук)

Тонко кружево плету -

Не заметишь на лету
Кто в мою попался сеть,
В ней останется висеть.

(Паук)

С ветки на тропинку,

С травки на былинку
Прыгает пружинка -
Зеленая спинка.

(Кузнечик)

Мы лесные жители -

Мудрые строители.
Строим всей артелью
дом себе под елью.

(Муравьи)

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.

(Пчела)

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.


(Бабочка)

По мере того, как дети отгадывают загадки воспитатель выставляет на ковре игрушки из серии «Насекомые».

Воспитатель просит детей по очереди описать насекомых с опорой на наводящие вопросы:

- Кто это?

- Какой он?

- Что у него есть на теле?

- Что умеет делать?

- Где живет?

- Что он ест?

1. Это бабочка. Она красивая, яркая и пестрая. У бабочки есть усики, лапки, крылышки, хоботок. Бабочка умеет летать, порхать. Она очень любит пить цветочный нектар.

2. Это муравей. Он маленький, быстрый, подвижный. У муравья естъ туловище, голова, лапки, усики. Муравей умеет передвигаться, карабкаться вверх. Муравей живет в муравейнике. Муравей ест траву, мух, жуков, гусениц.

3. Это пчела. Она небольшая, полосатая. У пчелы есть крылья, усики, мохнатые лапки и брюшко, жало, хоботок. Пчела умеет быстро летать, обирать цветочный нектар. Пчела живет в улье. Пчела делает мед.

4. Это жук. Он большой, блестящий, черный. У жука есть туловище, голова, лапки, рога. Жук умеет ползти, летать. Жук ест травку, листьядеревьев.

5. Это паук. Он большой, мохнатый, коричневый, быстрый. У паука есть восемь лапок. усики, туловище. Паук умеет плести паутину, ползать, Паук ест бабочек, жуков, мошек.

6. Это кузнечик. Он длинный, зеленый, быстрый. У кузнечика длинные усы, есть крылья, длинные задние ноги. Кузнечик умеет высоко прыгать, стрекотать.

Воспитатель обобщает: бабочка, муравей, пчела, кузнечик, жук и паук - это насекомые.

Далее воспитатель раздает детям игрушки и спрашивает: «Саша, скажи, какой кузнечик? Зеленый, быстрый. - Дети, из этих слов можно составить предложение. Послушайте, какое у меня получилось предложение: «Кузнечик зеленый, быстрый». Давайте попробуем сосчитать на пальцах, сколько слов в этом предложении. (Воспитатель еще раз произносит предложение и на каждое слово загибает пальцы.; Итак, в этом предложении три слова. Саша, выложи на ковре три квадрата».

Аналогичная работа проводится с оставшимися игрушками. Воспитатель подчеркивает, что из слов можно составить предложение.

Упражнение «Кто в каком домике будет жить?»

Педагог на доске чертит квадраты следующим образом:

Сообщает, что каждый квадрат обозначает количество слогов в слове и раздает детям картинки с изображением насекомых. В этих домиках- квадратах будут жить насекомые: в первом домике те, названия которых имеют только один слог. Во втором лишь те, в названиях которых есть два слога, а в третьем - насекомые с названием из трех слогов.

Дети отхлопывают слова, определяют количество слогов и «расселяют» насекомых в домики.

Игра «Назови слова»

Воспитатель вспоминает вместе с детьми звуки, которые издают на-секомые: жук жужжит (<<Ж-ж-ж»), сверчок трещит (<<Щ-щ-щ»), кузнечик стрекочит (<<Ч-ч-ч»), комар звенит (<<3-з-з»).

Далее воспитатель бросает мяч и предлагает детям назвать слова, начинающиеся на звуки [ж], [щ], [ч], [з].

Примерный набор слов

со звуком   [ж] со звуком [щ]

жаба, жук, железо, Женя, желтый щетка, щенок, щеки, щука,

со звуком [ч] со звуком [з]

часы, чистить, черный, чай, чеснок звонок, замок, заяц, запор,

Физкультурная пауза «Кузнечики»

Педагог вместе с детьми прыгает попеременно то на левой, то на правой  ноге.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

Упражнение «Разные ножки»

Воспитатель говорит, что у насекомых разное количество ног. Так, у паука восемь ног; у жука, пчелы, комара, муравья и кузнечика шесть ног. Раздает детям изображения насекомых и предлагает с помощью прищепок «приделать» ножки насекомым.

В конце упражнения дети считают ножки: одна нога, две ноги, три ноги, четыре ноги, пять ног, шесть ног.


Конспект непосредственно образовательной деятельности

На тему: «НАСЕКОМЫЕ»

Задачи:

Образовательные:

  • учить плавно и длительно пропевать слоги ЖА, ЖО, ЖУ; 3А, ЗО,
  • учить изменять силу голоса;
  • продолжать учить строить четырехсловное предложение, согласуя слова в роде, числе и падеже;
  • совершенствовать слуховое внимание;
  • учить поочередно загибать пальчики в кулачок, начиная с большого;
  •  учить скатывать небольшие шарики из ваты.

Развивающие:

  •  закреплять произношение согласных звуков [ж], [з], [щJ;
  • закреплять умение читать слоги;
  • закреплять слова, обозначающие пространственные отношения (между, справа, слева);
  • закреплять знание порядковых числительных (первый, второй, третий,
  •  закреплять названия оттенков основных цветов (голубой, коричневый, оранжевый, розовый, серый);
  • четвертый, пятый, последний);
  • закреплять умение образовывать существительные во мн. и ед. ч.
  • Р.п. и И. п:

Воспитательные:

  • Формирование навыков сотрудничества, приобретение детьми опыта коллективной деятельности, умения работать в группе.

Оборудование:

Предметные картинки с изображениями насекомых (жук, комар, кузнечик, муха, пчела);домики, вырезанные из цветной бумаги; клей, ножницы, цветная бумага и картон; мяч; кружки вырезанные из красного и синего картона; трафарет божьей коровки; акварельные краски, кисточка, банка с водой, вата.

Ход занятия.

Упражнение «Помоги насекомым»

Воспитатель рисует на доске справа слоги, а слева располагает картинки с изображением насекомых.

ЖА - ЖО - ЖУ - изображение жука.

3А - 30 - 3У - изображение комара.

ЩА - ЩО - ЩУ - изображение кузнечика.

Далее вместе с детьми вспоминает звуки, которые издают насекомые

(жук жужжит - «Ж-ж-ж», комар звенит - «З з-з», кузнечик стрекочет - «Щ-щ-щ»). Далее говорит, что насекомые решили пойти в школу и предлагает детям помочь им  научиться читать. Дети делают вдох носом и протяжно произносят слоги, изменяя силу голоса (тихо-громко-тихо).

Ж-Ж-А-Ж-Ж-О-Ж-Ж-У

З-З-А-З-З-О-З-З-У

Щ-Щ-А-Щ-Щ-О-Щ-Щ-У

Упражнение «Угадай соседей»

Предварительная работа: в альбоме наклеиваются в ряд разноцветные домики (голубой, коричневый, оранжевый, розовый, серый).

Описание: педагог предлагает детям поселить насекомых в домики : «Помести жука в первый, голубой домик, кузнечика - во второй, коричневый, муху - в третий, оранжевый домик, комара - в четвертый, розой, пчелу - в последний, пятый, серый домик.

Сосчитайте, сколько всего домиков (первый домик, второй домик, третий домик и т.д.) Какого цвета первый и последний домик? Какой по счету коричневый и розовый домик? Кто живет во втором домике? В каком домике живет пчела? Кто живет справа и слева от мухи? КТО СОСС)(" комара? Кто живет между пчелой и мухой? Сколько всего домиков? Как сказать одним словом, в каких домиках живут насекомые? (В разноцветных)».

Педагог следит за правильным построением предложений: «Первый домик голубого цвета. Коричневый домик второй по счету. Во втором ломике живет кузнечик. МСЖДУ пчелой и мухой живет комар».

Игра «Один-много»

Воспитатель бросает ребенку мяч и просит продолжить предложение:

«Один кузнечик - много ... кузнечиков.

Одна муха - много ... мух.

Один жук - много '" жуков.

Один паук - много ... nауков.

Один комар - много ... комаров.

Одна гусеница - много гусениц.

Одна стрекоза - много стрекоз.

Одно насекомое - много ... насекомых».

Далее воспитатель раздает детям кружки синего и красного цвета и предлагает поднять синий кружок, если они услышат название насекомого в единственном числе, и красный - если во множественном.

Кузнечик - кузнечики Комар - комары

Муха - мухи Гусеница - гусеницы

Жук - жуки Стрекоза - стрекозы

Паук - nауки

Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

.

Педагог вместе с детьми двигает пальчиками под текст стихотворения.

Дружно пальчики считаем - Сжимать и разжимать пальцы.

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха, Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого

Это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит! Вращать мизинцем. Спрятать руки за спину.

Прячьтесь!

Упражнение «Божья коровка»

Предварительная работа: воспитатель рисует в альбоме контур божьей коровки. Воспитатель зачитывает детям стихотворение.

Божья коровка

Точка, точка, два крючочка –

Это лапки у жука.

Два блестящих лепесточка

Раздвигаются слегка.

Справа - точка, слева - точка,

В черных крапинках бока.

Я подую на жука -

Улетай за облака!

Словно красный вертолет,

Прямо в небо он уйдет.

Ф. Грубин

Далее предлагает скатать из ваты четыре шарика и наклеить их на спинку божьей коровки. Каждый шарик раскрашивается с помощью кисточки и красок в чёрный цвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему «Портрет месяца марта»

Программное содержание:·                       Продолжать учить детей составлять рас...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему « Дядя Стёпа на все времена" (путешествие по стихам С. В. Михалкова)

Цель: заинтересовать детей творчеством С. В. Михалкова ( воспитательное значение); уточнить знания детей о творчестве С. В. Михалкова; учить осмысливать и оценить характеры персонажей его стихов, пони...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Тема «Осень»

Цель:    Закреплять и систематизировать знания об осени (Познание, Коммуникация,  Художественное творчество, Социализация)Задачи:1....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему :"Звуковая культура речи".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему "Звуковая культура речи"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе "Незнайка в гостях у ребят"

Цель:  Продолжать учить отгадывать загадки, развивать навык звукобуквенного анализа, учить называть слова с заданным звуком, закрепить знания о согласных и гласных звуках, развивать умение подбир...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему «Слово». Цель данного конспекта состоит в развитии речи и обучении грамоте....