Роль музыкально - дидактических игр в формировании математических представлений.
консультация (старшая группа) на тему

Давыдова Людмила Александровна

Консультация музыкального руководителя для воспитателей детского сада "Роль музыкально - дидактических игр в формировании математических представлений". Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности.  Данные исследований показывают, что музыка помогает изучать математику. Ребятам, которые занимаются музыкой легче справляться с математикой.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыкально - дидактических игр в формировании математических представлений.

Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса.

Альберт Эйнштейн.

Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом.

Казалось бы, искусство - весьма отвлеченная от математики область. Однако связь математики и музыки обусловлена как исторически, так и внутренне, несмотря на то, что математика - самая абстрактная из наук, а музыка - наиболее отвлеченный вид искусства.

Музыкальные и математические операции родственны и содержательно и психологически.

 Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности.

 Данные исследований показывают, что музыка помогает изучать математику. Ребятам, которые занимаются музыкой легче справляться с математикой.

Влияние  музыки  в  развитии  творческой  деятельности  детей  велико. Музыка, как  и  любое  другое   искусство, способно  воздействовать  на всестороннее  развитие  ребенка, побуждать  к  нравственно – эстетическим  переживаниям,  к  активному  мышлению.

В  своей  работе  мы  мало времени  уделяем   дидактическим  пособиям  и  играм.         Работа по музыкально-сенсорному  воспитанию  организовывается  не  всегда  на  должном  уровне. Это  объясняется  недостатком  материальной  базы, отсутствием  в  торговой сети  готовых музыкально-дидактических пособий. Со  временем  пришло понимание  значимости  и  ценности  музыкально-сенсорного  развития и применение  дидактических пособий для развития музыкальных способностей детей.

         В чём же  ценность  дидактических  игр  и  пособий? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому  пониманию, вызывают  интерес и  желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование  у  детей  музыкальных  способностей; в доступной игровой  форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет  основу музыкально-сенсорных способностей. Поэтому мой выбор пал на использование музыкально-дидактический игр в работе с детьми.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых познания окружающего мира и решения разного рода практических задач. Они позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени.

Содержание игры способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира.

В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.

Выполнение дидактических игр вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания.

            Музыкально-дидактические  игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические игры применяются в  основном  на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.

           Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление  с  новой  игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является  инициатором  проведения  игры  в  группе, на прогулке или в другие режимные  процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

            Различение  свойств музыкальных звуков (высота, продолжительность, динамика, тембр) лежит в основе развития музыкально-сенсорных способностей. Некоторые свойства звуков дети различают легко (тембр, динамика), другие – с большим трудом (звуковысотные, ритмические отношения).

           Музыкальные  игры и пособия  можно классифицировать по возможностям в развитии ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. При этом развитие музыкально-сенсорных способностей (прежде всего различение звуков по высоте и длительности) играет важную роль. Осознание этих соотношений с помощью моделирования  свойств  музыкальных  звуков  помогает воспроизведению их  детьми.

Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Это еще одна из целей которой, служат эти игры и пособия.

           Все музыкально-дидактические игры условно делятся на  группы:

            Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш). «Солнышко и тучка», «Подбери музыку»

           Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах. «Узнай сказку», «Подбери картинку»

           Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок?».

           Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

           Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий - формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

            Музыкально-дидактические  игры  и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

            Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

           В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального  восприятия, игровое  действие  помогает ребенку в интересной для  него  форме  услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем  и  действовать  с  ними.

           Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

            В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Еще музыкально-дидактические игры позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени.

Содержание игры способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира.

В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.

Выполнение дидактических игр вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания.

Игры, развивающие восприятие формы. Восприятие формы предметов является сенсорной основой любой практической деятельности. Ребенка нужно учить восприятию и выделению формы, начиная с младшей группы детского сада. Играя, малыш осваивает рациональные приемы обследования формы руками и глазами. В процессе этих игр дошкольники осваивают геометрические фигуры.

Игры, развивающие восприятие качеств величины. У детей необходимо развивать умение воспринимать величину предметов путем сравнения по длине, ширине, высоте. Знакомство осуществляется на занятиях с использованием распространенных игровых приемов. В дополнение к этим приемам можно использовать игры на развитие восприятия величины и ее признаков при помощи игрушек, трафаретов, различных карточек. В играх ребенок осваивает рациональные приемы сравнительной оценки величины (накладывание и прикладывание предметов).

Игры, формирующие целенаправленное внимание. Необходимое условие любой игровой, учебной, познавательной деятельности является внимание. Без устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребенка, ни выполнение им заданий воспитателя, поэтому детям необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием.

Игры, развивающие речь и мышление. Речь и мышление - два психических процесса, неразрывно связанные друг с другом. Усвоение значения основных предлогов и наречий, обозначающих пространственные отношения предметов, происходит при помощи увлекательных игр. Дети сравнивают предметы по совокупности признаков. Игра учит рассуждать и делать выводы.

Игры, развивающие память. Дети не рождаются с готовой памятью, она развивается постепенно с развитием ребенка, и если у детей слабая память, то это означает, что взрослые не уделяли ребенку должного внимания. Основным условием развития памяти является запоминание, а затем припоминание чего-либо ребенком. При помощи игр у детей возникает необходимость в преднамеренном запоминании и передаются рациональные приемы осмысленного запоминания и припоминания средства овладения своей памятью.

В играх для детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты:  разбирать и собирать матрешки,  отгадывать по голосу, кто позвал «мишку»; доставать предметы из «чудесного мешочка» и т. д. Ребенка младшего возраста еще не интересует результат игры, его пока увлекает само игровое действие с предметами: катать, собирать, складывать. Для  развития устойчивости внимания у малышей  при воспроизведении ритмических рисунков я использую игру «Раз-два». Эта игра проводится под музыку танцевального характера, например – «Летки-енки» Р.Лихтенене. На первую и третью четверти нечетных тактов дети выполняют пружинки, считая вслух «Раз-два!». На четные такты – действия по тексту.

1т. – Раз, два!                          5т. – Раз, два!

 2т. – Хлоп-хлоп-хлоп.            6т. – Шлеп-шлеп-шлеп.

 3т. – Раз, два!                          7т. – Раз, два!

 4т. – Топ-топ-топ.                   8т. – По-во-рот!

Первый раз дети выполняют игру, стоя лицом в круг, на повторении – разворачиваются спиной в круг. [1]

Самый простой игровой прием по развитию навыков счета можно использовать в работе с малышами начиная с двухлетнего возраста. Например, попевку «Бубенчики» можно использовать не только для закрепления знаний о звуках разной высоты, но и для развития навыков счета до3х. Раздают карточки, на которых изображены три колокольчика, (Спрашивают, сколько здесь колокольчиков) Какие они  по цвету? (закрепление знаний об основных цветах красный, желтый, зеленый).

Игра «Угадай инструмент» Воспитатель открывает коробку, сообщает про инструменты и просит отгадать их по звучанию.

  1. - На какую фигуру похож барабан? (круг) Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, треугольник, а также музыкальные инструменты данной формы.

- Как можно играть на барабане? (Громко и тихо)

Просит, чтобы кто-то из детей сыграл громко и тихо.

- А сейчас на чем играю? (На бубне)

- Бубен какой формы (Круглой)

- Что можно делать под звучание бубна? (Маршировать, делать гимнастику) Сколько бубнов вы видите? (Один, порядковый счет)

- Назовите еще предметы круглой формы (ответы детей)

Воспитатель достает треугольник.

- А этот инструмент на какую фигуру похож? Он так и называется – треугольник. Послушайте, как он звучит. На что похоже звучание? (На капель, на дождик).

Предложить детям поиграть на треугольнике.

Игра с матрешками .Дети садятся за столы.

- Посмотрите, кого вы видите на дорожке? (Матрешек)

- Давайте их сосчитаем. Сколько всего матрешек?(4) Развивать  навыки счета предметов от 1 до 5.

- Матрешки решили танцевать. Всем матрешкам хватит платочков?

- Кого больше? Чего меньше? Что надо сделать, чтобы стало поровну?

Большая матрешка приглашает маленьких потанцевать.

Музыкально-дидактическая игра «Учитесь танцевать». (Простучать заданный ритм)

Подвижная игра «Найди свой домик». Платочки какой формы?(Квадрат)

Дети с цветными платочками в руках бегают по залу, выполняют танцевальные движения  под р.н.м. «Ах вы, сени». С окончанием музыки быстро находят свой домик по цвету. Закреплять знания об основных цветах: красный, зеленый, желтый.

 Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.

    Дети старшего дошкольного возраста в игре «Музыкальное лото» получают карточки, на которых изображены пять линеек-нотный стан - (закрепление счета от1 до 5)Дети должны выложить ноты-кружочки (развитие восприятия формы круга),от первой линейки до пятой, в зависимости от звучащей мелодии вверх или вниз. Игры, развивающие восприятие качеств величины, путем сравнения предметов по величине, вышине: «Узнай и сложи попевку» ( в ней используются прямоугольники разной длины. Длинные соответствуют долгим звукам, короткие-коротким. Разучивая с педагогом попевку, дети с помощью пособия выкладывают ее ритмический рисунок.

Игры на логическое мышление. С целью развития у  детей  мышления,  я  использую  различные  игры  и упражнения.      Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды  фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начала  с  элементарных

заданий  на  логическое  мышление  –  цепочки   закономерностей.   В   таких упражнениях идет  чередование  предметов (игра «Музыкальные инструменты» угадать какой инструмент  звучит ) или  геометрических  фигур(пособие «Музыкальный домик»(Из каких фигур состоит домик? Сколько окошек?(6)Кокой формы бубен? Металлофон?Тарелки? бубен?Барабан?.  Детям

предлагала продолжить ряд  или  найти  пропущенный  элемент.  

      Кроме  того  давала  задания  такого  характера:  продолжить  цепочку,

чередуя в определенной  последовательности  квадраты,  большие  и  маленькие

круги желтого и красного цвета: игра «Разноцветные кубики» четыре стороны кубика окрашены в разные цвета. На две стороны наносят значки (прямоугольник и кружок), условно обозначающие вступление и заключение музыкального произведения. Дети, слушая музыку, должны определить есть ли вступление (прямоугольник) и заключение (кружок).

 После того,  как  дети  научились  выполнять такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить  задания,  в котором  необходимо  чередовать  предметы,  учитывать  одновременно  цвет  и величину.

В уголке для родителей выставляются  папки  с  дидактическими  играми, объясняющими  цель и ход игры.

      Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я  убедилась

в том, что играя,  дети  лучше  усваивают  программный  материал,  правильно

выполняют сложные задания.  

 В некоторых играх игровое действие складывается из загадывания и отгадывания. Один играющий ребенок выходит, а в это время дети загадывают какой-либо предмет или изменяют расположение вещей. Возвратившись, ребенок отгадывает предмет по описанию, определяет, какая перестановка сделана с предметами на столе или в обстановке комнаты куклы, называет имя товарища по описываемой одежде и т. п.

А закончить я хочу словами великого математика Лейбница: «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая».

МБДОУ «ЦРР-ДЕТСКИЙ САД №134 «ЖЕМЧУЖИНКА» г.ЧЕБОКСАРЫ

Подготовила: музыкальный руководитель

Давыдова Л.А.

Март, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль дидактической игры в формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возроста

как дидактическая игра способствует формированию математических представлений...

памятка для родителей:" Роль дидактических игр для формирования математических представлений".

Роль дидактических игр для формирования математических представлений....

опыт работы по теме "Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей младшего дошкольного возраста"

«Роль дидактических игр в формировании математических представлений у младших дошкольников» ...

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольнико...

консультация для педагогов "Роль дидактической игры в формировании математических представлений дошкольников"

консультация для педагогов "Роль дидактической игры в формировании математических представлений дошкольников"...

Мастер-класс на тему: «Роль дидактических игр в формировании математических представлений дошкольников. Изготовление дидактической игры «Цветовой код»

Мастер-класс на тему: «Роль дидактических игр в формировании математических представлений дошкольников. Изготовление дидактической игры «Цветовой код»...