Развитие активности и самостоятельности в процессе художественного творчества.
статья по теме

Воронцова Татьяна Михайловна

Жизнь становится все многообразнее и сложнее, и успешность человека во многом определяется его активной жизненной позицией, способностью брать на себя ответственность, действовать самостоятельно. 

Детская активность и самостоятельность все чаще становятся объектом повышенного внимания ученых и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, сколько с необходимостью решать проблемы подготовки подрастающего поколения к жизни в современном обществе.

С выходом ФГОС ДО эта тема приобретает особую актуальность.

Воспитание  любознательного, активного ребенка,   способного задавать вопросы,  самостоятельно действовать, эмоционально реагировать на произведения изобразительного искусства, мир природы становится одним из самых важных аспектов моей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_aktivnosti_i_samostoyatelnosti.docx870.95 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие активности и самостоятельности в процессе художественного творчества.

Жизнь становится все многообразнее и сложнее, и успешность человека во многом определяется его активной жизненной позицией, способностью брать на себя ответственность, действовать самостоятельно.  

Работая воспитателем по художественному творчеству и проводя диагностику изобразительной деятельности О.М. Ельцовой и диагностику самостоятельности О.В. Зимониной, выявила, что 74% детей имели низкий и средний уровень эмоционального реагирования на произведения искусства, не умели действовать по собственной инициативе, затруднялись в переносе известных способов действий в новые условия.

Так определилась цель моей работы: воспитание творческого, импровизирующего, самостоятельного человека,  способного принимать решения.

Задачи:

  1. Воспитывать нравственные качества ребенка.
  2. Развивать умение действовать по собственной инициативе, без помощи взрослого в ситуации заданных требований.
  3.  Осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности.
  4. Формировать систему обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений.

В работе придерживаюсь следующих принципов:

  • ориентация на успех;
  • разумной активности;
  • постепенность в ситуации безусловной успешности;
  • креативности.

Разрабатывая тактику своей педагогической деятельности по реализации поставленных задач, опиралась на идеи Т.Н. Дороновой, С.Г. Якобсон, И.А. Лыковой.

Работу над развитием активности и самостоятельности веду по трем направлениям:

1. Воспитание культуры общения.

2. Обогащение детей впечатлениями.

3. Обучение, ориентированное на развитие самостоятельности и творчества.

Творить можно только в атмосфере взаимопомощи, доверия, доброжелательности, поэтому  воспитанию культуры общения уделяю большое внимание. Использую игры, помогающие ощутить единение с друзьями: «Передай улыбку», «Почувствуй ладонь друга», «Добро по кругу».  Показываю пример заботливого отношения с помощью вопросов: «Все у тебя хорошо?», «Что ты сейчас чувствуешь?». Вместе с детьми обсуждаем  варианты выхода из конфликтных ситуаций: уступить, поделиться, договориться.

Это помогает воспитанию терпимости и уважения, проявлению заботы о других, преодолению равнодушия, а также учат  сотрудничать, самостоятельно взаимодействовать со сверстниками.

Обогащение детей впечатлениями является важным  условием в работе. Чем богаче эмоциональный интеллектуальный опыт, тем разнообразнее по тематике и содержанию детские рисунки, поделки. Во время  экскурсий на выставки, в художественную мастерскую, дети получают представление о специфике произведений искусства, что способствует получению определенного объема  информации, расширению и уточнению знаний о  богатстве и многообразии художественного творчества. Музыкальные произведения используются в качестве фона, а их сюжеты становятся темой рисунков. Впечатления от спектаклей вызывают строй определенных чувств, побуждают к воображению, стимулируют художественную образность в творческих работах детей

Непременное условие становления самостоятельной художественной деятельности – это обучение, ориентированное на развитие самостоятельности и творчества. За время углубленной работы по данной теме мною была разработана  

                     

Базой для развития самостоятельности, являются знания, умения, навыки и отношение к деятельности, иначе ребенок останется на уровне эмоционального побуждения к деятельности, будет ограничен в средствах и способах действий.

Способность к творчеству, самостоятельность и активность формируются у детей постепенно. Использую алгоритм формирования осознанного выбора.
Начальный этап – экспериментирование с материалами, инструментами, техниками. С первых занятий предлагаю одновременно разнообразный материал: пластилин, глину, тесто. Даже самая простая задача - отрывание от большого куска маленьких (покормим птичку), дает детям возможность сравнить фактуру, пластичность материала. На рисовании дети  могут выбрать карандаши, фломастеры, гуашь, акварель, мелки, разного размера кисти.
 Мы проводим эксперименты: какой след оставляет тот или иной инструмент. Это способствует  обогащению чувственного опыта.

Следующая ступень - накопление практического опыта действия в ситуации выбора, в процессе которого происходит формирование познавательных интересов, активности, стремление к самостоятельности.

Начинаем с выбора темы. В младшем возрасте, когда в каракулях  нужно постараться разглядеть какой-то образ и дорисовать его до сходства, использую прием: «Я вижу, что это. А ты?»  

На следующей ступени тема задается, но в процессе работы над образом нужно проявить инициативу и самостоятельность. (Маленькой принцессе  на день рождения все гости подарили короны. Что ей с ними делать? Дети находят решение и оформляют короны для всех случаев жизни).

В старшем дошкольном  возрасте дается более сложное задание. Тема – сказка «Спящая красавица».  Дети выбирают вид творчества:  лепка, рисование, аппликация, а также героев и сюжет рисунка.

И, наконец, тема «Сказки». Дети делятся на подгруппы, по секрету выбирают сказку, сюжет и воплощают замысел в жизнь. Так я постепенно подвожу детей к  самостоятельному выбору темы. Рамки выбора расширяются по мере овладения ребенком различными видами художественного творчества.

Развитие самостоятельности зависит от уровня сформированности эмоциональной сферы,  интеллекта и воли.

Волевой компонент связан с целеполаганием, планированием, контролем и получением результата.  Если  ставить перед ребенком цели, которые он понял, принял, сделав своими, тогда появляется желание в их достижении. В процессе продуктивной деятельности учу детей планировать свои действия и доводить их до логического результата, постепенно развивая способность действовать без посторонней помощи.        Для этого использую технологические карты: рисунок, схема, фотографии – это пошаговый показ создания конкретного художественного образа и вариантов его творческого воплощения. Ребенок может пользоваться ими самостоятельно, и тогда он оказывается на полпути к тому, чтобы справиться с делом самому.

        Важен и  эмоциональный компонент модели, т.к. при определенных условиях эмоции могут существенно повысить качество деятельности. В дошкольном возрасте ребёнку нужна внешняя опора для регуляции своего поведения. Такой опорой является мотивация: игровая, поисково-познавательная, соревновательная, нравственная.

Использование нравственной мотивации (плакаты для акций «Покормите птиц», «Не ломайте деревьев», участие в выставке «Вторая жизнь мусора») способствует воспитанию эмоционально отзывчивого ребенка. Применяя соревновательный мотив, не забываю правило: в течение года работа каждого ребенка должна побывать на выставке. Стараюсь найти изюминку, не сравнивая детей друг с другом, а фиксируя творческий рост каждого. Мотивация  является сильным эмоциональным фактором, стимулирующим ребенка к самостоятельному действию. 

        Основным составляющим интеллектуального компонента является мышление. Дети успешнее, чем многие взрослые, справляются с творческими заданиями, у них есть желание играть, экспериментировать. Я делаю это через игру и  игровые образы. В игре «Пушистик» мы ищем техники для выразительности образа:  кошки, цыпленка, вербы, что дает возможность применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач.

         Таким образом, принцип единства базового, интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов способствует формированию                                                                                                                                                                                               самостоятельности, умения ставить цель, планировать деятельность, проявлять творчество и добиваться результата.

        Своеобразной проверкой сформированности активности, самостоятельности у старших дошкольников являются рейды добра. Старшие дошкольники,  приходя к малышам, устраивают сюрпризы, дарят подарки,  учат делать что-то своими руками, а умения, полученные в процессе обучения, развиваются в деятельности со сверстниками и становятся основой самостоятельности.  

Диагностика показала, что дети умеют действовать по собственной инициативе, применяют известные способы действий в новых условиях, владеют техникой работы с изобразительными материалами, инструментами, проявляют оригинальность в изобразительной деятельности, реже обращаются за  помощью к взрослому.

Представленная система работы способствуют развитию ребенка как человека, умеющего выбирать и нести ответственность за свой выбор, заполнять свое  свободное время полезной и интересной деятельностью.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Экспериментирование с фольгой в процессе художественного творчества"

Презентация содержит материал нетрадиционной формы работы с фольгой в процессе художественного творчества...

Опыт работы по теме "Экспериментирование с фольгой в процессе художественного творчества"

Для решения задач по развитию мелкой моторики детей, повышению интереса детей к художественному творчеству, развитию исследовательской деятельности я предлагаю необычную, нетрадиционную форму работы, ...

Формирование эстетического восприятия детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в процессе художественного творчества

Презентация по формированию эстетического восприятия детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в процессе художественного творчества...

Эссе по самообразованию: «Развитие творческих способностей детей в НОД в процессе художественного творчества».

Развитие творческих способностей детей в НОД в процессе художественного творчества....

Моделирование педагогического процесса. Художественное творчество.

Картотека авторских игр по художественному творчеству...

Технология «Час творчества» как средство развития активности и самостоятельности дошкольников»

Одно из приоритетных  направлений дошкольного образования является внедрение в педагогическую практику эффективных форм работы способствующих созданию условий для развития у воспитанников инициат...

«Моделирование педагогического процесса. Художественное творчество»

Возрастная группа: Первая младшая группа (2-3 года).Комплексная образовательная программа: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ...