«Система трудового воспитания с дошкольниками»
учебно-методический материал по теме

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Система трудового воспитания с дошкольниками»

Воспитатель: Тимошенкова Е.В.

Слайд 1«Система трудового воспитания с дошкольниками»

 

 

 Слайд 2 «Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания». Антон  Семенович Макаренко 
            Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, великие педагоги К. Д. Ушинский, А.C. Макаренко, В. A. Сухомлинский и др. в своих работах часто затрагивали данную тему.

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

Трудолюбие и способность к труду воспитываются с самого раннего детства. Трудовое воспитание - это «совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие  общетрудовых умений и способностей. 

Слайд 3 Трудовое воспитание в ДОУ - важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.

Слайд 4Цель – формирование положительного отношения ребенка к труду.

Слайд 5 Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей:

-ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему;

-обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;

-воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;

-воспитание общественно - направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.

Слайд 6   Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд. 

Слайд 7 Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Слайд 8Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся  замечать любое нарушение  порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Слайд 9Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Слайд 10Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

Слайд 11Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость.

Слайд 12 Педагогический процесс требует напряжения сил, собранности, целеустремленности. Большую помощь в этом оказывает конкретный план деятельности на каждый день по организации труда дошкольников.

При планировании важно отметить следующие моменты:

1. указать цель труда (что должен делать и сделать ребенок);

2. определить задачи, которые будут решаться взрослым (обучение действиям, закрепление у детей ряда последовательных действий, упражнение, воспитание положительных взаимоотношений, интереса к труду, умения делать работу самостоятельно и пр.);

3. продумать форму организации труда ребенка (повседневный труд по самообслуживанию, совместный труд со взрослым, поручение, дежурство и т.д.);

4. наметить основные методические приемы, которые позволят решить образовательную или воспитательную задачу (положительный пример взрослого, ребенка; показ действий; положительная оценка; привлечение ребенка для помощи другому и пр.);

5. указать оборудование, которое понадобится ребенку в процессе работы;

6. наметить виды индивидуальной работы по трудовому воспитанию, указать, с кем из детей он будет проводить ее конкретно.

Слайд 13 МЕТОДИЧЕСКИЕ  ПРИЕМЫ  ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТРУДА

-Основной прием формирования навыков ― показ  
и объяснение выполнения каждого действия в процессе совместного труда детей и взрослых; положительный пример взрослого.

-Многократное повторение детьми одних и тех же действий в определенной последовательности.

-Непосредственная помощь взрослого детям
при выполнении действий.

-Объективная оценка результатов трудовой деятельности.

-Привлечение детей для помощи другому.

Слайд 14 Способы объединения детей в труде

Труд рядом используется, начиная с младшей группы; в работе каждый независим, это даёт возможность ребёнку действовать в индивидуальном темпе, а воспитателю-учесть его возможности, установить контакт с каждым ребёнком; успешно решаются задачи формирования необходимых навыков, устойчивого внимания к делу, умение доводить его до конца.

Общий труд- один из видов собственно коллективного труда, в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участников.

Совместный труд, его особенностями являются:

А) наличие ряда последовательных этапов (каждый ребёнок выполняет не всё задание целиком, в какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передаёт результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети оказываются в зависимости друг от друга;

Б) неодновременное включение детей в процесс деятельности;

В) каждая из предложенных операций имеет некоторую значимость; представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Правильно организовывать материальную среду и трудовое оборудование. Важно учитывать нагрузку, избегая перегрузки детей. Обязательно учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.

В детском саду должны соблюдаться системность и последовательность трудового воспитания, поэтому в дошкольном образовательном учреждении должны проводиться специально организованные формы работа с родителями по данному вопросу: такие как благоустройство участка, субботник, совместное творчество, привлечение к изготовлению поделок и т. д.

Слайд 15  «Важность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач».

К.Д. Ушинский.

А в помощь вам  памятки «Алгоритм навыков самообслуживания и ознакомления с хозяйственно- бытовым трудом» по группам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-трудовое воспитание старших дошкольников

      Вопросы по нравственно-трудовому воспитанию детей стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить.Это единственна...

Cодержание и методы трудового воспитания старших дошкольников

Труд - это то, что развивает маленького человека, поддеривает его, помогает самоутвердится.Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной....

Трудовое воспитание городских дошкольников.

Трудовое воспитание дошкольников городских детских садов значительно отличается от трудового воспитания детей села и деревень.И отличительной особенностью является то, что дети города не совсем приуче...

Беседа с родителями на тему "Методы трудового воспитания старших дошкольников в семье"

В старшем дошкольном возрасте при условии систематического выполнения трудовых обязанностей происходит формирование таких  качеств, как ответственность, привычка к усилию, что необходимо для подг...

Задачи, виды и содержание трудового воспитания младших дошкольников

Задачи, виды и содержание трудового воспитания младших    дошкольников   По мнению Светланы Акимовны Козловой и Татьяны Абросимовны  Куликовой, самообслуживание-это труд ...

Сообщение из опыта работы «Система трудового воспитания детей среднего возраста с использованием схем и алгоритмов»

Цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых....