Проектная деятельность в ДОУ
проект по теме

Носкова Наталья Михайловна

Теоретические основы проектной деятельности. В помощь педегогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_teoriya.docx51.15 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный проект

«Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология».

Одним из эффективных методов работы с детьми старшего возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Обычно под личностью понимается человек с присущими ему индивидуальными особенностями.

В ХХI веке образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с  этим возросли требования к технологичности воспитательно-образовательного процесса, возникла острая потребность в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современной цели педагогического процесса - развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни - требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий. Проблема овладения современными технологиями организации педагогического процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного дошкольного образования. Для того чтобы подготовить внедрение любой инновации, необходимо иметь четкое представление о сущности этого вида деятельности, его особенностях  и области применения.

Для того чтобы понять степень адаптивности метода к специфике дошкольного образования, рассмотрим методологические основы технологии.

А. М. Новиков в своем исследовании утверждает, что человеческая деятельность делится на репродуктивную (заранее организованную) и продуктивную, инновационную, требующую непосредственного применения методологии.

Автор рассматривает понятие организации неоднозначно:

  • организация как внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных частей целого, обусловленная его строением (результат процесса);
  • организация как совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого (процесс).

Проектно-технологический тип организации деятельности, по мнению А. М. Новикова, состоит в том, что продуктивная деятельность человека (ДОУ) разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами.

На сегодняшний день существует два определения проекта:

  • проект как нормативная модель некоторой системы;
  • проект как целенаправленное изменение некоторой системы, ограниченное во времени, ресурсах и имеющее специфическую форму организации.

Е. Полат (1999) характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью.

Ориентируясь на эти признаки, автор предлагает свой вариант типологии проектов, актуальных для дошкольного образования.

  1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
  2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.
  3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
  4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
  5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
  6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Этапы развития проектной деятельности

Первый этап 

Известный ученый А. Эйнштейн в беседе с Н.И. Сац сказал: «Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя клумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Может быть, самое трудное — научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».

Свободу и возможность познать себя, на наш взгляд, предоставляет технология проектирования, позволяющая ребенку не ощущать «давления» взрослых.

Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно. До 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяют без труда определить проблему, «заказываемую» детьми. Как показывает практика, дети с удовольствием выполняют задания, предлагаемые воспитателем. Интерес к содержанию проекта зависит от удовлетворения разнообразных интересов ребенка; реализации его потребностей в активной деятельности, самовыражении; увлеченности совместной деятельностью со взрослым.

Алгоритм действий

1-й шаг — интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение взрослым проблемы.

2-й шаг — определение взрослым цели проекта, его мотивация.

3-й шаг — привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.

4-й шаг — совместное движение взрослых и детей к результату. 5-й шаг — совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!»; «Хорошо, что ты вовремя пришел на помощь!» Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, где допускает ошибки. (Приложение 2)

Второй этап 

К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать педагога и сверстников. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют совместную деятельность со сверстниками, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно адекватно оценить поступки, как собственные, так и сверстников. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата (Приложение 3).

Алгоритм действий

1-й шаг — выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

2-й шаг — совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

3-й шаг — планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.

4-й шаг — выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых.

5-й шаг — обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

6-й шаг — совместно с детьми определение перспектив проектирования.

Можно видеть, что на втором этапе активность педагога несколько снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации идей воспитанников. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить цели и задачи. (Приложение 4)

Дошкольники не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и подсказывают проблемы и темы возможных исследовательских, приключенческих и других проектов. Рассмотрим это на примере.

После концертного номера выступают гости, желательно найти среди бабушек и дедушек тех, кто видел войну своими глазами, пережил ее. Хорошо, если среди гостей кто-то умеет играть на гармони.

Вечер заканчивается совместным исполнением песен детьми и гостями.

Третий этап 

Алгоритм действий

1-й шаг — выделение проблемы (детьми, либо взрослыми), отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

2-й шаг — самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

3-й шаг — планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера), определение средств реализации проекта.

4-й шаг — выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, помощь детей друг другу.

5-й шаг — обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

6-й шаг — определение перспективы развития проектирования.

На третьем творческом этапе развития проектной деятельности у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием (Приложение 5).

Принимая решение использовать технологию проектирования в ДОУ, воспитатели должны ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития своих воспитанников. Проектирование — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение воспитанника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде.

Механизм проектирования

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультанг, эксперт. Он — основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, самостоятельности, ответственности ребенка перед сверстниками и взрослыми. Ребенок знакомится с различными точками зрения участников совместной деятельности, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.

Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-познавательного пространства группы. В пространстве групповой комнаты воспитатели сосредоточивают документы на различных носителях: книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно осваивать разные способы познания окружающего мира.

В ДОУ можно оборудовать и детскую медиатеку включающую абонемент и читальный зал для дошкольников, аудио- и видеоцентры. Здесь дети с помощью взрослого находят необходимые справочники, доступные для их понимания энциклопедии. Воспитатели заботятся о том, чтобы воспитанники могли воспользоваться видеомагнитофоном и посмотреть художественные, учебные фильмы и мультфильмы, получить навыки работы с компьютером, освоить электронные развивающие игры. Если информационного поля ДОУ оказывается недостаточно, возможен выход за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность взрослых и детей в детской районной (городской) библиотеке, музеях и других культурных центрах.

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель — дети; ребенок — ребенок; дети — родители. Возможны совместно-индивидуальная, совместно-взаимодействующая, совместно-последовательная формы деятельности. От совместно-индивидуальной и совместно-взаимодействующей деятельности (в паре и небольшой подгруппе) в среднем дошкольном возрасте переходят к совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей (в группе) деятельности в старшем возрасте. Дети учатся помогать друг другу. Это тормозит развитие эгоистических тенденций в поведении, способствует коммуникабельности и толерантности.

Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты усилий сначала группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что и другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от сверстников.

Контроль со стороны взрослых (внешний) уступает место оценке результатов работы. Дети постоянно информированы о промежуточных результатах, совместно с воспитателем или самостоятельно корректируют и регулируют выполнение работы, проекта в целом.

Частным, конкретным результатом работы для дошкольников могут быть рисунок, поделка, аппликация, альбом, книга, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, урожай овощей.

Дошкольник учится самостоятельно выдвигать темы проектов; у него развиваются логика, понимание, что на сложный вопрос нет простых ответов, и каждое явление необходимо исследовать с разных сторон. У него формируются подлинная активность и самостоятельность. В ходе совместной с детьми работы над проектом воспитатели помогают им стать добрыми, смелыми, решительными, внимательными, ответственными. Улучшается микроклимат в детском саду.

Присматриваясь к каждому дошкольнику, пытаясь понять его, общаясь с ним, воспитатель создает своеобразное культурное поле в самой его личности, открывает индивидуальные особенности, помогает в самопознании и самоопределении. Внимательное - и доброжелательное отношение к ребенку успешно формирует у него чувство доверия к миру взрослых.

Участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.

Развитие у детей проектных умений

Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

Проектировочные способности, по мнению К.Я. Вазиной (1997), проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией (человек, коллектив, деятельность).

Основная функция проектирования — наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Любая человеческая деятельность, в том числе управление психологическим и культурным развитием дошкольника, начинается с изучения реальной обстановки. Если взрослые не научатся наблюдать, то они не заметят перемен, происходящих с их воспитанниками; если они не научатся слушать, что говорят дети, то могут пропустить нечто важное, оставить без внимания достижения дошкольника. Внимание воспитателей к тому, что интересует группу в целом и каждого ребенка в отдельности, чему он хочет научиться и что понять для себя, позволяет своевременно выявить детские проблемы. Осознание информации, собранной из бесед, ежедневных наблюдений за детьми, выявление зон особого внимания — важное условие проектирования.

Реализация технологии проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработка проектов, их реализация, анализ результатов Условием освоения каждого этапа является коллективная мыследеятельность воспитателей, что позволяет:

—ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;

—освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;

—уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;

—объединять усилия всех субъектов педагогического процесса, в том числе родителей.

Консультант (эту роль может выполнять методист или психолог детского сада) поддерживает у воспитателей чувство уверенности.

Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений; дни творчества разной тематики и образовательной направленности; творческие недели (театральная, литературная, здоровья); проведение каникул.

Творческие группы специалистов способны разрабатывать системные и системно-транслируемые проекты (образовательные программы, концепции развития личности дошкольника). При участии воспитателей и педагогов дополнительного образования ДОУ, психологической и научно-методической служб определяются критерии выполнения и защиты проекта.

В число таких критериев входят.

1.Актуальность проекта, реальность предлагаемых решений, практическая направленность на развитие ребенка.

2.Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность

Заключение 

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, развиваются общие способности детей — познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т. д. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки — они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей — она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием. (Приложение 1)

Список используемой литературы

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  2. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитатлей/ Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айриспресс, 2008.
  3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006
  4. Пример постановки перед детьми проблемы в проекте.
  5. Как сохранить свое здоровье?
  6. ОБОРУДОВАНИЕ  Игрушечный Айболит, корзина с овощами и фруктами, зеркало.
  7. Воспитатель вносит в группу куклу Айболита, поясняет, что в гости к ребятам пришел Айболит с предложением открыть в группе клуб «Румяные щечки». Айболит проводит осмотр; выясняет, здоровы ли дети; знают ли они, что болеть плохо, что надо беречь здоровье, укреплять его. Воспитатель с куклой и зеркалом обходит детей. Айболит каждого просит посмотреть на себя в зеркало — на румяные щечки, веселые глаза, улыбку. Гладит детей по голове, хвалит за то, что они здоровы. Объясняет, что всех ребят, которые не хотят болеть, может принять в клуб «Румяные щечки»; рассказывает об этом клубе. Дети и взрослые, члены клуба, стремятся больше знать о том, что помогает и вредит здоровью, как правильно относиться к себе и другим.
  8. Айболит спрашивает, для чего нужны витамины и где их больше, сообщает, что привез овощи и фрукты, ставит корзину на стол. Воспитатель предлагает детям назвать, что привез Айболит; достает из корзины по одному плоду, показывает детям и спрашивает:
  9. —Что это? Как вы узнали, что это?
  10. —Какого цвета?
  11. —А что полезного есть в овоще или фрукте?
  12. Айболит хвалит ребят за то, что они так много знают о витаминах. Затем просит поиграть детей в игру «Веселый — грустный» (с мячом): веселый, когда я ... (здоровый, получаю много витаминов, занимаюсь спортом); грустный, когда я ... (болею, у меня температура, не получаю витаминов).
  13. Воспитатель спрашивает: «Ребята, как вы думаете, в клубе "Румяные щечки" дети дружные, веселые? Давайте Айболиту покажем, как дружат наши дети». Проводится гимнастика для пальцев.
  14. Айболит благодарит детей за игры, интересные ответы на сложные вопросы. Предлагает к следующему заседанию клуба «Румяные щечки» узнать у взрослых, старших друзей о  (проблема выбирается в соответствии с возможностями детей).
  15. Участие в проекте «на вторых ролях», действие по прямому предложению или в подражание взрослому не противоречат природе маленького ребенка, так как в этом возрасте еще сильна потребность сохранить положительное отношение к взрослому, развита подражательность.
  16. Приложение 3.
  17. К старшим детям обратилась воспитательница младшей группы и попросила помочь ей подготовиться к занятию: «Ребята, я очень хочу научить малышей рисовать листочки на деревьях. Для этого нужно изобразить на листах бумаги дерево, которое затем украсят малыши. Но одной мне не справиться».
  18. В этой ситуации дошкольники были поставлены перед выбором: проигнорировать просьбу и продолжать свою игру или отозваться на предложение и помочь. Большая часть детей откликнулась на просьбу сразу, другие сначала наблюдали со стороны, затем также включились в работу. Дети спрашивали, как и чем лучше нарисовать дерево — красками или карандашами, на какой по цвету бумаге. Они очень старались, рисовали аккуратно.
  19. Приложение 4.
  20. Лето подошло к концу. Дети возвращались после долгого отсутствия в детский сад: Танюша вернулась из деревни, Максим с родителями путешествовал на теплоходе по Волге. С удовольствием делились они впечатлениями со сверстниками и взрослыми, рассматривали фотографии, показывали свои сокровища -ракушки, камушки, шишки, стеклышки. Воспитатели не остались безучастными к этим рассказам. Было решено составить альбом «Наше лето». В проекте принимали участие и дети и взрослые.
  21. Неделю продолжалась работа над альбомом. События лета уточнялись, появлялись новые детали, а иногда и целые страницы.
  22. Максим. Здесь, над теплоходом, обязательно нужно нарисовать чаек. Они такие красивые. Когда мы плыли с папой и мамой по Волге, бросали им хлеб в воду. Я вчера об этом вспомнил.
  23. Сережа. Это ты хорошо придумал. А еще нужно название дать кораблю. Я, когда был на набережной с папой, видел много кораблей, и на всех написано имя.
  24. Создание подобных альбомов, рассказывающих об интересных событиях («Зимние забавы», «Широкая Масленица», «Именины»), вскоре стало хорошей традицией группы.
  25.  
  26. Приложение 5.
  27. Алгоритм действий при выполнении проекта «Новогодний праздник».
  28. В беседе с дошкольниками о предстоящем празднике воспитатель рассказывает, как взрослые планируют украсить детский сад, предлагает детям принять участие в оформлении музыкального зала, групповой комнаты.
  29. Вместе с воспитателем дети определяют содержание оформительской работы в группе, затем идут в музыкальный зал, где осматривают пространство и намечают план действий. Они самостоятельно формулируют цель, мотивируют свою деятельность, обдумывают содержание панно. Подбираются исходные материалы (открытки, иллюстрации), обсуждаются будущие эскизы. Затем намечается план работы, выбираются исполнители и начинается сама работа.
  30.  

Приложение 1.

Путешествие по Волге

(Исследовательский проект)

ЦЕЛИ

В сопровождении педагогов и родителей дети совершают путешествие по Волге, знакомясь с названием объектов, встречающихся на пути; постигают смысл слов «путешествие», путешественник»; эмоционально откликаются на новое; отражают впечатления от услышанного и увиденного в рисунках и рассказах.

День первый

1.    Беседа в группе на тему «Путешественники».

Вопросы

  • · Кого можно назвать путешественником?
  • • Куда можно отправиться в путешествие?
  • • Как (на каком транспорте) можно путешествовать?
  • • Какими качествами должны обладать путешественники?
  • • Как путешественники готовятся в дорогу?
  • • Что бы вы хотели узнать о путешественниках?

2.    Совместно с детьми определяется маршрут, привлекаются родители, организуется подготовка.

День второй

1.      Встреча на речном вокзале. Покупка билетов. Наблюдение Волги с берега.

2.    Беседа воспитателя с детьми перед посадкой на теплоход.

Вопросы

 

 

·     Как называется здание, в котором мы находимся?

•    Как называется район, в котором расположены речной порт и вокзал?

Возможна проблемная ситуация: дети не могут ответить на последний вопрос.

Воспитатель. Как узнать ответ на этот вопрос?

Дети. Спросить у папы и мамы, в библиотеке, в музее.

Воспитатель. С родителями вы увидитесь только вечером, библиотеку и музей мы сможем посетить, когда вернемся из путешествия, а ответить на вопрос нужно сейчас. Что же делать?

Дети. Спросить у кого-нибудь.

3.    Путешествие на теплоходе по Волге.

Воспитатель. Ребята, давайте полюбуемся красотой Волгограда. Расскажите, что вы видите на берегу.

Дети. Набережную, музыкальный театр, музей-панораму «Сталинградская битва», скульптуру «Родина-мать».

Воспитатель. Но мы так и не выяснили, как называется район, где расположены речной порт и вокзал.

Несколько детей направляются к дежурной по вокзалу и останавливаются, не решаясь обратиться с вопросом.

Дежурная. Ребята, вы что-то хотели спросить? Дети. Какой это район города? Дежурная. Это центральный район.

Воспитатель. И речной порт, и Мамаев Курган, и панорама, и Центральная набережная имени 62-й Армии, и музыкальный театр, и здание нашего детского сада находятся на территории Центрального района Волгограда. У каждой реки есть направление течения. В какую сторону течет вода в Волге? Как вы думаете? Как это можно узнать?

Воспитатель с детьми обсуждает способы ответа на поставленный вопрос.

4.    Отдых на берегу. Возвращение.

Во время отдыха на левом берегу Волги дети определяли направление течения, температуру воды, а также искали ракушки, камушки

Дети. Ой, а где же наши куклы? Куда они могли подеваться? Давайте их поищем.

Везде ищут кукол, но не находят.

Воспитатель. Ребята, а может быть, куклы оставили нам какую-нибудь записку? Пойдемте, поищем.

Дети (находят в зале сказок записку, читают) Было скучно в темном чемодане, Мы за новой сказкой убежали. Встретить хотим мы новых друзей, Вместе с друзьями жить веселей! Воспитатель. Куда же могли отправиться куклы? Где могут жить их друзья? (Напоминает детям о том, что их пригласили в гости к куклам театра «Арлекин».)

В назначенный день дети вместе со взрослыми отправляются в театр «Арлекин». Там знакомятся с историей создания театра, ищут своих кукол, но находят не всех, обнаруживают еще одну записку.

Дети (читают)

Новую сказку мы не нашли, К куклам другим в гости ушли, Во Дворец творчества если придете, Нас без труда непременно найдете!

Приехав в детский сад, дети вместе с воспитателем находят на карте города месторасположение Дворца творчества; звонят туда по телефону, договариваются о встрече.

В назначенный день дети посещают театр кукол «Скоморошина». Там они знакомятся с видами кукол (перчаточная, тростевая, паркетная), пробуют себя в роли кукловодов, сочиняют свою сказку. Здесь они находят остальных кукол и возвращаются в детский сад.

 

 

Метод проектов в ДОУ как инновационная деятельность

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях.

Зарождение этого метода произошло во второй половине 19 века. Разработал этот новый дидактический метод американский педагог Джон Дьюи. По мнению американского педагога  данный метод  не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать ее в настоящем.

Метод проектов также нашел отражение и в идеях отечественных ученых (Н.К.Крупской, С.Т. Шатского, М.В. Крупениной и др), которые считали, что он сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. Впоследствии проекты широко вошли в педагогическую практику, часто ими полностью подменялась программа обучения, поэтому в 30-х гг. данный метод был запрещен в России.

         В настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру. В современном понимании метод проектов ни в коем случае не заменяет существующую программу воспитания и обучения, а лишь дополняет ее.

       Педагогическое проектирование – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

         Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

В настоящее время проекты, используемые в ДОУ классифицируют по следующим признакам:

По тематике: творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.

По составу участников:индивидуальные, групповые и фронтальные.

По срокам реализации: краткосрочный, проект средней продолжительности, долгосрочный.

Цели и задачи

 Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

-развитие познавательных способностей;

-развитие творческого воображения;

-развитие творческого мышления;

-развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте это:

-вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

-формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте это:

-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, то есть воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

План работы воспитателя по подготовке проекта

1.Постановка цели проекта.

2.Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).

3.Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4.Составление плана-схемы проекта.

5.Сбор, накопление материала.

6.Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7.Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

8.Презентация проекта, открытое занятие, выставка, и т.п.

9.Подведение итогов.

Этапы деятельности над проектом

Работа над проектом включает совместную деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы

проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I

1.Формулирует проблему (цель)

(При постановке цели определяется и продукт проекта)

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию

3.Формулирует задачу (не жестко)

1.Вхождение в проблему.

2.Вживание в игровую ситуацию

3.Принятие задачи

4.Дополнение задач проекта

II

1.Помогает в решении задачи

2.Помогает спланировать деятельность

3.Организует деятельность

1.Объединение детей в рабочие группы

2.Распределение амплуа

III

1.Оказывает практическую помощь (по необходимости)

2.Направляет и контролирует осуществление проекта

1.Формирование специфических знаний, умений, навыков

IV

1.Подготавливает презентацию 2.Проводит презентацию

1 Готовят продукт деятельности  к презентации

2.Представляют зрителям или экспертам продукт деятельности

Завершается проект подведением итогов.

В практике дошкольных учреждений используют различные типы  проектов.

Типы проектов в ДОУ

(по Л.В.Киселевой)

Тип проекта

Содержание

Возраст детей

1

Исследовательский

Дети экспериментируют, проводят опыты а затем оформляют результаты в виде газет,  книг, альбомов, выставок.

Старший дошкольный возраст

2

Игровой

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Со второй младшей группе

3

Информационный

Дети собирают информацию и реализуют ее. Ориентируясь на собственные  социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков, дизайн группы, витражи и др)

Со средней группы

4

Творческий

Оформление результата работы в виде детского проздника, детского дизайна и т.п.

Со второй младшей группы

        Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, - между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве).

Смешанные проекты в предметно-содержательной области являются межпредметными.

Значимы и другие виды проектов, в том числе: межгрупповые, комплексные.

    Следует заметить, проектная деятельность  создает условия для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Педагог стимулирует самостоятельную активность детей, их сообразительность и изобретательность. В основе метода проектов лежит развитие исследовательских навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Проект – актуален для детей, в нем обязательно присутствует интересная для дошкольников, новая проблема, с опорой на поисковое поведение. В процессе проектирования дети выступают как заказчики, исполнители и непосредственные участники от зарождения идеи, до получения результата.

 Метод проектов  позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний, так как основывается на интересах детей, активной самостоятельной деятельности.Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей,  помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.

         Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Метод проектирования является одним из методов развивающего обучения, он  позволяет изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении способствует:

- повышению профессионального уровня педагога или творческой группы, которые участвуют в разработке проекта;

- формированию у воспитанников ряда значимых компетенций, наращиванию универсальных умений детей (формулировка замысла действия, прогнозирование, определение условий реализации замысла, оценивание результатов работы, позиционное видение мира) - способности дошкольников к элементарной научной деятельности;

-  развитию креативности;

- развитию психических процесcов (воображение, мышление, речь), познавательные способности дошкольников; социализации; развитию коммуникативных качеств;

-  повышению качества образовательного процесса;

- формированию  сообществ «дети - родители» через преемственность работы ДОУ и семьи.

Литература:

1.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

2.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

3.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

4.Сыпченко Е.А.: Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.                            -  СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 97с.

5.Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4. 

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.

Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

В Новое время этот термин связывается с понятием «проблема». Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы? А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.

Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг– это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом.

Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.

I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей.

Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий.

Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему.

После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет. Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Литература:

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.

Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...