Методическое объединение на тему:" Деятельность специалистов по оказанию помощи в налаживании позитивного взаимоотношения педагогов с детьми"
учебно-методический материал по теме

Исмаилова Дамира Жололиддиновна

 

Конспект методического объединения

Тема: деятельность специалистов (дефектологов, логопедов и психологов) по оказанию помощи в налаживании позитивного взаимоотношения педагогов с детьми.

Цель: обогатить и обобщить опят специалистов в выборе приемов работы по оптимизации взаимоотношений педагогов с детьми.

Задачи:

  1. Показать специалистам необходимость учета профессионального стажа при оказании им помощи.
  2. Познакомить специалистов с приемами работы с особыми детьми.
  3. Обменяться опытом и попрактиковаться в использовании приемов эффективного взаимодействия с детьми.

 Ход заседания методического объединения.

 

Методы и формы групповой работы с педагогами.

Методы:

лекция – беседа,

семинары-практикумы;

психологические тренинги,

проблемно-проектный семинар,

круглый стол и др.

Методы:

лекция – беседа,

семинары-практикумы;

психологические тренинги,

проблемно-проектный семинар,

круглый стол и др.

 

Факторы, влияющие на эффективность общения педагогов с детьми

1.Тип личности педагога.

2. Индивидуальные особенности каждого ребенка.

3.Физическое и эмоциональное состояние педагога и детей.

4. Опыт работы и стаж педагога.

 

Классификация типов отношений педагогов к детям

Тип отношений

Содержательная характеристика

Пассивно – отрицательный 

Внешне проявляет заботу и внимание к детям, внутренне отрицательно   относясь к ним.

 

Активно – отрицательный

Внешне проявляет заботу и внимание к детям, внутренне отрицательно относясь к ним.

     

Неустойчивый 

Поведение педагога ситуативно, но преобладает эмоционально-положительная направленность.

 

Пассивно – положительный

Поведение педагога ситуативно, но преобладает эмоционально-положительная направленность.

 

Активно – положительный

Всегда придет на помощь ребенку, создает положительно-ровный эмоциональный фон, проявляет заинтересованность в ребенке и его действиях, используя улыбку и тактильный контакт.

                        

 

Проблема взаимоотношений педагогов и детей  процесс двусторонний. Требует и осмысления его с двух сторон, но сегодня мы делаем акцент, в большей степени, на педагогов.

И первая наша задача определить, что в отношениях специалистов и педагогов будет важным, что надо учитывать, чтобы быть услышанным педагогами.

Чтобы быть услышанными педагогами, мы организуем взаимодействие с учетом профессионального стажа. Стаж работы педагога от 1 до 10 лет.
В профессиональной деятельности

 педагогов наблюдается:

  •  Преобладание знаний над умениями.
  •  Концентрация на собственных возможностях; склонность к самоизменению;
  •  Открытость новому;
  •  Профессиональный поиск;
  •  Преобладание дисциплинарных мер воздействия на детей;
  • Неустойчивость в оценках поступков детей.
  • Расширение и совершенствование методов обучения и воспитания;
  • Повышение значимости профессии
              Формы взаимодействия психолога с педагогами:
              Эмоциональная поддержка, развитие уверенности в своих силах, акцент на достижениях. Помощь в осознании ограничений,расширение позитивных возможностей

 

Содействие профессиональному становлению молодого специалиста и повышение его профессиональной компетентности через:

1. Наставничество;

2. Оказание помощи в самообразовании через подборку методической литературы, периодических изданий по интересующим вопросам;

3. Стимулирование молодых специалистов к изучению опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ;

4. Усиление организации адресной методической помощи в организации воспитательно-образовательной работы.


  Стаж работы педагога от 11 до 25 лет.

В деятельности педагогов  наблюдается:

  •   Осознание противоречий между

имеющимися возможностями и желанием профессиональных изменений;

  •    Возникновение стереотипов в работе, расширение коммуникативных умений.
  •   Происходит кризис самосознания,
  •    Возможно снижение профессионализма и формирование устойчивых механизмов защиты.
  •    Рост увлеченности работой.
                                Пути взаимодействия:
             Привлечение к экспериментальной деятельности, расширение возможностей к восприятию инноваций;

привлечение к наставнической деятельности, помощь в обобщении опыта и его распространение среди коллег для повышения самооценки педагога.

 

Стаж работы педагога от 11 до 25 лет.

         В деятельности педагогов наблюдается:

  •   Осознание противоречий между

имеющимися возможностями и желанием профессиональных изменений;

  •    Возникновение стереотипов в работе, расширение коммуникативных умений.
  •   Происходит кризис самосознания,
  •    Возможно снижение профессионализма и формирование устойчивых механизмов защиты.
  •    Рост увлеченности работой.
                                Пути взаимодействия:
             Привлечение к экспериментальной деятельности, расширение возможностей к восприятию инноваций;

привлечение к наставнической деятельности, помощь в обобщении опыта и его распространение среди коллег для повышения самооценки педагога.

 

Упражнение «Модальность»

Типичная фраза

 

Рекомендуемая фраза

.«Ты должен хорошо

                          учиться!»

 

.«Я уверен, что ты можешь хорошо учиться!»

 

.«Ты должен думать

                      о будущем!»

 

.«Ты должен думать

                      о будущем!»

 

.«Ты должен успокоиться!»

.«Давай разберемся в проблеме»

 

.«Ты должен слушаться

учителей и воспитателей!»

 

.«Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться!»

 

 

И наша задача познакомить молодых, или, опираясь на теоретические знания молодых педагогов с тем, как решают эти задачи опытные педагоги – научить взаимодействовать с детьми. И в первую очередь с «особыми» детьми, именно с этой категорией детей и возникают наибольшие проблемы во взаимоотношениях.

 В общении с какими детьми педагоги испытывают наибольшие затруднения.

Мы сегодня рассмотрим такие группы детей как: гиперактивные, тревожные, агрессивные.

Предлагаем участникам выбрать фишку для работы в группах.

  1. Портрет «особого» ребенка. (работа в группах)

– зачитывание характеристик «особого» ребенка

- теоретический материал

- из опыта работы примеры приемов эффективного взаимодействия специалистов с детьми (ресурс)

- приемы, не названные участниками

- игровое упражнение с группой по данной особенности детей

Категории детей!

  1. Агрессия- это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, проносящее физический ущерб людям.

 

 

ПОЗИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ АГРЕССИ

1. Полное игнорирование реакций ребенка

 – весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

2. Выражение понимания чувств ребенка;

3.Перключение внимания, предложение какого – либо задания

4.  Позитивное обозначение поведения

Приемы, помогающие снизить агрессию

- Констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);

  • Констатирующий вопрос («ты злишься?»);

- раскрытие мотивов агрессивного поведения («ты хочешь меня обидеть?»)

- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению;

- апелляция к правилам («мы же с тобой договаривались!»)

 

 

Игра «Сороконожка»»

 

Цель: развитие коммуникативных навыков, координации, внимания, наблюдательности, снижение агрессии, снятие напряжение и сплочение коллектива.

Правила: игроки становятся в ряд, друг за другом и каждый держится за пояс игрока, стоящего впереди него. Ведущий дает «сороконожке» различные задания, которые она должна выполнять.

Примеры и дополнительный материал: примеры заданий, которые может давать ведущий «сороконожке»:

- сороконожка поднимает все свои правые (левые) ножки.

- сороконожка прыгает

- сороконожка садится (игроки должны присесть на корточки)

- сороконожка ползет сидя (игроки передвигаются на корточках)

- сороконожка встала и побежала и т.д.

 

  1. Гиперактивный ребенок!

 

Приемы

модификации (изменения) поведения гиперактивного ребенка

  1.  Работать  с  ребёнком  в  начале  дня, а  не  вечером.
  2.  Уменьшить рабочую  нагрузку  ребёнка.
  3.  Делить  работу  на  более  короткие, но  более  частые  периоды.           Использовать  физкультминутки.
  4.   Быть  драматичным, экспрессивным  педагогом.
  5.   Снизить  требования  к  аккуратности  в  начале  работы, чтобы  сформировать  чувство  успеха.
  6.   Посадить  ребёнка  во  время  занятия  рядом  с  взрослым.
  7.   Использовать  тактильный  контакт  (элементы  массажа, прикосновения, поглаживания).
  8.   Договариваться  с  ребёнком  о тех  или  иных  действиях  заранее.
  9.   Давать  короткие, чёткие  и  конкретные  инструкции.
  10.  Использовать  гибкую  систему  поощрений  и  наказаний.
  11.   Поощрять  ребёнка  сразу  же, не  откладывая  на  будущее.
  12.   Предоставлять  ребёнку  возможность  выбора.
  13.  Оставаться  спокойным. Нет  хладнокровия – нет  преимущества!

 

упражнение

«СОЛДАТ И ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА»

Цель: создать благоприятную обстановку в коллективе, снятие мышечного напряжения, научить детей уметь расслабляться.

Правила: предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять на плацу, -вытянувшись в струнку и замерев. Пусть игроки изобразят такого военного, как только вы скажете слово « солдат». После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду – «тряпичная кукла». Выполняя ее, дети должны максимально расслабиться, слегка наклониться вперед   так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите им представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен стать солдатом и т.д.

Примечание. Заканчивать такие игры следует на стадии расслабления, когда вы почувствуете, что ребенок достаточно отдохнул                       

 Упражнение « тихо, громко, тихо»

Цель: снизить активность ребенка, снятие напряжения, учить расслабляться.

Правила: все игроки по команде ведущего начинает озвучивать любое стихотворение. По его команде «тихо», игроки должны как можно тише рассказывать стихотворение, по команде «громко» участники должны увеличить высоту голоса и т.д.

Заканчивать эту игру тоже необходимо на команде «тихо».

 

  1. Тревожный ребенок!

Правила взаимодействия с тревожнымидетьми:


1.не сравнивайте ребенка с окружающими
2. чаще используйте телесный контакт
3. способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его
4.чаще обращайтесь к ребенку по имени
5. не предъявляйте завышенных требований
6. старайтесь делать как можно меньше замечаний
7. учите управлять своим поведением
8. используйте упражнения на релаксацию, для снятия мышечного напряжения

 

СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ

·         Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта. Задача взрослого – поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился».

·         Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной . Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и др. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один».

·         Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» - лучше всего, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно и у тебя все получится».

 

ИГРА «ЛАСКОВЫЙ МЕЛОК»

Цель: развитие навыков общения, снятие агрессивности.

Материал: не требуется

Проведение: участники делятся на пары. Один поворачивается спиной к другому, другой – пальчиком на его спине рисует солнышко, цифру, дождик, букву. Первый должен догадаться, что нарисовано. После окончания рисования – нежным жестом   руки «стереть» все нарисованное.

 Заключительная часть.

Участникам предлагается написать коллективное письмо от имени детей педагогам, с учетом особенностей детей.

 

Итог: какие новые приемы взаимодействия с «особыми» детьми вы узнали.

Решение: 1. Планировать работу на 2013-2014 учебный год в соответствии со следующими направлениями: просвещение, консультирование, диагностику, коррекцию и профилактику. Срок исполнения сентябрь 2013 год.

  1. Определить специалистов, которые в 2013-2014 учебным году покажут открытые мероприятия, по оказанию помощи педагогам в налаживании позитивного взаимоотношения с детьми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»

Игра - один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучение их различным действиям и средствам общения....

Теоретический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»

Игра один из тех видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное жизненное явление, она привлекает внимание богатой политрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью. Пр...

Районное методическое объединение. Выступление по теме: «Использование средств ИКТ в непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП с детьми 4-5 лет».

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Экспериментально доказано, что при устном предоставлении ребенку материала, за минут...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГОРОДСКОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ: "Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя с детьми, имеющими ТНР""

Использование театральной деятельности в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию новог...

"Взаимоотношения педагога с детьми" Семинар-практикум для воспитателей

Теория и практика на тему "Общение педагога и ребёнка"...