Статья на тему "Стресс"
статья (старшая группа) на тему

Смирнова Надежда Анатольевна

В статье описаны физиологические и психологичесские стрессоры, причины возникновения стресса, признаки стрессового состояния ребенка, первая помощь при стрессовом состоянии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stress-1.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Стресс

  Стресс  - это физиологическая реакция организма, выражающаяся в состоянии напряжения, подавленности, спада.

Стресс возникает под влиянием экстремальных  воздействий. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самодисциплину, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических и физиологических свойств – улучшение внимания  (объема и устойчивости), повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной окраске процесса работы.

        Различают физиологические и психологические стрессоры:

          К физиологическим относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальные температуры (жара, холод) и т.д.

        К психологическим – необходимость принятия решения, ответственность за что-то, обида, переживания, конфликт, сигналы опасности и т.д.

        Наиболее разрушительны для организма психологические стрессы, которые подразделяются на:

 - информационные – возникают в условиях информационных перегрузок,

 - эмоциональные – проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах.

        Выделяют три фазы (стадии) стресса:

    Первая – стадия тревоги. Эта фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек. У большинства людей к концу первой фазы отличается повышение работоспособности.

      Вторая фаза – стадия стабилизации, сопротивления. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается.

        Однако, если стресс продолжается долго, то в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья фаза – истощения. На второй и третьей стадиях организма, исчерпав свои функциональные резервы, включает механизмы структурной перестройки. Когда их уже не хватает, появляется истощение.

        Стресс является составной частью жизни каждого человека, его нельзя избежать. Для одних людей более характерна активная реакция на стресс, для других – тормозная.

     У активной – при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела («стресс льва»). Мыслительные процессы могут измениться в сторону схематизации, обобщения ситуации с выделением главных аспектов приложения усилий.

      Сверхактивная, импульсивная реакция, порождая суетливости неоправданную спешку, приводит к увеличению количества ошибок при сохранении или даже возрастании темпа деятельности.

      У тормозной – реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу («стресс кролика»). Ведет к замедленному выполнению мыслительных операций, повышению инерционности при выработке новых навыков или при переучивании.

         Стресс подразделяется на:

      Информационный – проявляется в ситуациях, когда человек не справляется с обрушивающимися на него потоками информации.

       Эмоциональный – возникает в ситуациях житейских или производственных неурядиц,  угрозы, опасности, обиды, тревоги.

        Разные люди по разному переносят стрессовые факторы: одни проявляют реакцию соперничества и охотно включаются в борьбу со стрессом,  другие – пасуют перед ним.

Почему возникает вредный стресс?

        Играют роль, как внешние, так и внутренние причины. Из внешних причин наиболее частая – усложнение производственной ситуации.

Другим фактором может быть монотонная, разнообразная работа.  Чтобы противостоять длительному стрессу, работающий должен иметь высокое чувство удовлетворения от труда. Этому способствует достаточно высокая оплата труда, уважение в коллективе, возможность профессионального роста, благожелательная атмосфера, компетентное руководство.

        К сожалению, не всегда жизненные обстоятельства позволяют человеку найти дело по душе. Для многих работающих мотивы труда выражены не ярко, отсюда и их более слабо развитая способность преодолевать стрессовые состояния. Общие мероприятия, улучшение условий труда и быта, в подобных случаях не всегда эффективны. Ведь они не устраняют полностью физических и эмоциональных стрессов. Значит, необходимо самому учиться активно преодолевать их. Каждый на своем рабочем месте должен бороться за совершенствование культуры труда, общее повышение культуры личности.

Признаки стрессового состояния ребенка:

  1. Трудности засыпания.

  1. Усталость после нагрузки, которая совсем недавно не утомляла его.

  1. Беспричинная обидчивость, плаксивость или наоборот, повышенная агрессивность.

  1. Рассеянность, невнимательность.

  1. Беспокойство, непоседливость.

  1. Отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним.

  1. Проявление упрямства.

  1. Постоянное сосание соски, пальца. Слишком жадно ест без разбора, или, наоборот стойко нарушение аппетита.

  1. Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников.

  1. Игра с половыми органами.

  1. Подергивание плеч, качание головой, дрожание рук.

  1. Снижение массы тела, или, напротив, начинающие проявляться симптомы ожирения.

  1. Повышенная тревожность

  1. Дневное и ночное недержание мочи.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии  психо - эмоционального напряжения в том случае, если они не наблюдались ранее.

Не все признаки стрессового состояния могут быть выражены явно. Беспокоиться следует даже в том случае, если проявились некоторые из них.

Первая помощь в острой стрессовой ситуации.

  1. В острой стрессовой ситуации не следует принимать (пытаться принять) никаких решений. Исключения составляют стихийные бедствия, когда речь идет о спасении самой жизни.

  1. Сосчитайте до десяти.

  1. Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните носом воздух и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте крайне постепенно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием.

А: Стрессовая ситуация застигла вас в помещении:

  1. Встаньте, если это нужно и, извинившись, выйдите из помещения

  1. Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.

  1. Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, медленно описывайте их внешний вид.

  1. Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы вот так в последний раз смотрели на небо?

  1. набрав воды в стакан, медленно, как бы сосредоточенно, выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.

  1. Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте это делать в течение 1-2 минут. Затем медленно выпрямитесь, действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова.

       В: Стрессовая ситуация застигла вас где-либо вне помещения:

  1. Осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, мысленно называйте все что видите.

  1. Детально рассмотрите небо, называя все, что видите про себя

  1. Найдите какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, камень) и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте предметы не менее 4 минут, знакомясь с его формой, цветом, структурой таким образом, чтобы суметь четко представить его с закрытыми глазами.

  1. Если есть возможность выпить воды, воспользуйтесь ею– пейте медленно, сосредоточившись на том, как жидкость течет по вашему горлу.

  1. Ёще раз проследите за своим дыхание. Дышите медленно, через нос; сделайте вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем также медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи.

В качестве первой помощи этого вполне достаточно. В этот день не принимайте никаких решений. Попробуйте заняться каким-либо простым видом деятельности. Не повредят умеренные занятия спортом или прогулка.

Список литературы:

  1. А.В. Аграшенков «Психология в таможенном деле», «Пик», Санкт-Петербург, 1995
  2. В.А. Иванченко Секреты вашей бодрости, «Знание», Москва, 1990
  3. Г.И. Мишин Три причины стресса, Лениздат,  1990

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...