Главные вкладки

    Выступление "Ранний возраст"
    материал на тему

    Выступление

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл k_prezentatsii.docx22.93 КБ

    Предварительный просмотр:

               Современные подходы к организации работы

                            в группах раннего возраста

    Ранний возраст  справедливо считают временем формирования интеллектуальных и творческих способностей. Именно в первые три года закладывается 80% физического, нравственного и интеллектуального фундамента личности. Поэтому первые три года жизни – чрезвычайно важный и ответственный этап, который во многом определяет дальнейшее развитие личности.

    Наше дошкольное учреждение – единственное в Печенгском районе, которое занимается воспитанием детей раннего возраста, с 2 месяцев до 3 лет. В 2009 году мы получили новый статус – детский сад для детей раннего возраста.

    В этом же году на базе нашего учреждения был открыт Центр игровой поддержки ребенка, цель которого развитие детей раннего возраста на основе современных игровых технологий, оказание психолого-педагогической помощи родителям, содействие успешной адаптации воспитанников к условия дошкольного образовательного учреждения и заключен договор с отделом ранней помощи ГООУ ЦПМСС (государственное областное образовательное учреждение «Центр Психолого-Медико-Социального Сопровождения». Два раза в год (в начале учебного года и в конце учебного года) специалисты проводят обследование детей и составляют на каждого ребенка индивидуальную карту развития.

    Ежегодно примерно 80% детей – вновь поступившие, поэтому особенно важна и актуально проблема адаптации ребенка к ДОУ. В раннем возрасте ребенок особенно уязвим, поскольку именно в этот период детства он менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним.

    В нашем дошкольном учреждении работа проводится в несколько этапов:

    • Подготовительный этап;
    • Этап наблюдений;
    • Этап анализа и выводов

    Решение проблем, связанных с поступление ребенка в детский сад, начинаем с организации и повышения педагогической компетенции родителей(подготовительный этап). Для этого, начиная с мая месяца, в детском саду регулярно проходят встречи с родителями. Администрация, специалисты ДОУ знакомят родителей с организацией жизни малышей в детском саду, режимом дня, питанием и т.д.  

    Со дня поступления ребенка в детский сад (этап наблюдения) воспитателем ведется адаптационный лист, где отмечаются: аппетит, сон, настроение, активность. На основании наблюдения выявляются проблемы, которые решаются при активной работе с родителями. Контакт с семьей – дифференцирован. В случае неблагоприятной адаптации ребенка, работа с семьей носит более глубокий и более объемный характер.

    На последнем этапе (анализа и выводов)анализируем адаптационные листы и, если возникают вопросы, разрабатывается план работы с данным ребенком со всеми специалистами ДОУ (музыкальный руководитель, психолог, старшая медсестра).

    Для того, чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации стараемся создать условия для безболезненного перехода ребенка из семьи в детский сад. Это эмоционально благоприятная атмосфера в группе, положительная установка на детский сад, формирование у детей чувства уверенности в окружающем. Проводим праздники знакомств; организуем игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателями, направленные на освоение окружающей среды; игры, направленные на знакомство с персоналом детского сада, формирование навыков самообслуживания. Педагоги периодически включают музыку (во время кормления, во время игр, во время подготовки ко сну), способствующую снятию эмоционального напряжения или поднятию настроения.

    Анализ уровня адаптации показывает, что процент числа детей с тяжелой адаптацией невысок. Малыши быстро привыкают к посещению детского сада, лучше идут на контакт со взрослыми и сверстниками. Это позволяет нам судить о правильно организованной  работе всего педагогического процесса, связанного с адаптацией детей.

    Одним из определяющих факторов развития  ребенка является предметно-пространственная среда. Организовывая предметную среду в наших группах, мы стремимся создать атмосферу тепла, уюта и комфорта, чтобы малыши с удовольствием приходили в сад. При оформлении групповых помещений стараемся соблюдать следующие принципы создания  предметно-пространственной развивающей  среды:

    • Многофункциональность;
    • Трансформируемость;
    • Вариативность ;
    • Насыщенность ;
    • Доступность ;
    • Безопасность

    Разработка предметно-пространственной развивающей среды осуществляется на основе следующих характеристик детского общества:

    • Возрастного состава малышей;
    • Психологической характеристики группы (темперамента детей, их подвижности, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и пр.);
    • Количественного соотношения мальчиков и девочек;
    • Социальных условий жизни детей в семьях и типов семей.

    Создание условий для реализации одной из основных потребностей ребенка – потребности в движении является важной задачей при организации развивающей среды. Две группы, которые посещают дети до года и до 2 лет построены по принципу безмебельного пространства. Во всех группах организованы уголки для развития движений, где есть необходимое оборудования: модульное оборудование, мячи, ленточки, султанчики, каталки, велосипеды и многое другое. Все это дает детям возможность активно двигаться.

    Так же используем при оформлении предметно-игрового пространства принцип логически выстроенных комплексов. Локальные игровые пространства (зоны) сочетаются по направленности детской деятельности. Например, книжный уголок сочетается с уголком отдыха (релаксации); уголок экологического воспитания с исследовательским центром (вода-песок) и т.д.

    Для комфортного пребывания ребенка в детском саду у нас созданы все условия: - красиво оформленные приемные,  спальные комнаты, столовые, музыкальный и физкультурный залы, комнаты для гигиенических процедур.

    В группах есть необходимое количество игр и игрушек, направленных на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, развитие речи. Оформлены кукольные уголки, где дети получают сведения об окружающих предметах и явлениях, овладевают навыками действия с ними.

     Организация игровой среды направлена на социально-личностное развитие ребенка, поэтому в группах есть различные уголки для мальчиков и для девочек.

    Приобщая ребенка с раннего детства к музыке, мы развиваем не только непосредственно музыкальные способности, но и эмоциональную восприимчивость, стремление к прекрасному. В каждой группе есть магнитофон с набором аудио кассет с музыкой для детей (классическая музыка, песенки из мультфильмов, плясовая музыка, колыбельные), детские музыкальные инструменты.

    Материалы и пособия имеют свое постоянное место, так как дети раннего возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки.

    Очевидно, что предметная среда, даже организованная наилучшим образом, не может эффективно воздействовать на ребенка без участия взрослого. Поэтому наши педагоги стараются «открыть» ее для ребенка, «подарить» ее ребенку в процессе развивающего общения, которое помогает ребенку познавать и систематизировать окружающий мир.

    Сохранение и укрепление здоровья детей – главная задача нашего дошкольного учреждения. В ДОУ разработана программа «Расти здоровым, малыш!», которая направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

    Проблема оздоровления детей – действие не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематическая и спланированная работа всего педагогического коллектива, специалистов и медицинских работников ДОУ.

    Так на музыкальных занятиях музыкальный руководитель использует песенки - распевки, дающие детям позитивный настрой на весь день; использует элементы дыхательной гимнастики. Педагог-психолог совместно с воспитателями групп разрабатывает и проводит адаптационные мероприятия. Медицинские работники готовят консультации и рекомендации по оздоровительным и закаливающим мероприятиям.

    Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей обеспечиваем на основе совместной деятельности в течении всего дня. Используем нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики (на основе сюжетов сказок, с использованием потешек), ритмическую гимнастику, миогимнастику, элементы дыхательной гимнастики, элементы ритмопластики, гимнастику для глаз, пальчиковые игры, динамические паузы.

    Развитие и обучение малышей проходит как в совместной деятельности со взрослым, в режимных моментах, так и на специально организованных играх-занятиях. Методика образовательной деятельности с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Она связана с особенностями развития и поведения малышей. Образовательную деятельность проводим в игровой форме, с учетом решающего значения эмоционального фактора ребенка.

    В 2012г. наш детский сад принял участие в конкурсе социальных проектов, который был организован ООО «Кольская ГМК». Мы разработали и представили проект «Первые шаги» и выиграли этот конкурс. В результате  на участке ДОУ был поставлен  детский городок, который отвечает всем современным требованиям – безопасный, многофункциональный, яркий, красочный, и что немаловажно – комплекс отвечает  возрастным особенностям детей раннего возраста (невысокие горки, пологие спуски, безопасные лесенки).

    Погодные условия не всегда благоприятны, поэтому на каждой возрастной группе разработан план прогулок в помещении (в хорошо проветренном зале, группе) на случай плохой погоды.

    Таким образом, четкая, профессиональная, слаженная работа администрации, педагогов, специалистов, медицинских работников, участие родителей дает положительные результаты в воспитании и обучении детей раннего возраста.

     

    Литература

    1. В.Г.Алямовская «Ясли – это серьезно»
    2. Галанов А.С. «Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет»
    3. А.В. Найбауэр «Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду»
    4. Л.Павлова «Раннее детство в системе вариативного дошкольного образования»

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приобщение детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

    Россия, РоссияРоссия      -      Родина моя       1. Матрешкины забавы2. "Колядки"...

    Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

    Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

    Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

    Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

    Практическое занятие с педагогами групп детей раннего возраста «Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»

    практическое занятие с воспитателями младшей группы, с целью обучить педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период...

    Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

    Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

    Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

    С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...