Планирование работы кружка "Отчего и почему"
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме

Залуцкая Светлана Михайловна

Для тех, кто работает по теме "Экологическое образование дошкольников" календарно-тематическое планирование кружка "Отчего и почему".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад № 97

г. Иркутск

Кружок

 «Отчего и почему»

Перспективный план работы

 2013-2014

                                                                           

                                                                             Руководитель:  Залуцкая С.М.

Пояснительная записка

      Дошкольники – прирожденные исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

     Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. План кружка составлен   в соответствии  с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста, уровнем экологических знаний детей данной группы.

     

  Цель:

развитие познавательного интереса к миру природы: формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве (особенности жизни, роста и развития отдельных живых существ, особенности приспособления живых организмов в зависимости от факторов внешней среды).

    Задачи:

  • Систематизировать знания детей о строении, жизни, развитии и многообразии, о значении растений в природе и жизни человека;
  •  Учить детей трудовым навыкам по уходу за растениями, ставить перед собой цели, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой.
  •  Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.
  •  Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
  •  Развивать познавательный интерес к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле, развивать представления о средах обитания, об условиях, необходимых для роста растений.
  •  Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
  •  Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.

Формы работы кружка:

  • Беседы с применением наглядных пособий
  • Экскурсии в природу
  • Практическая работа
  • Опытно-исследовательская работа
  • Мини-занятия (дидактические игры, рассматривание иллюстраций, чтение литературы и т. д.)
  • Развлечения

Возраст детей – 6 – 7 лет

Сроки реализации: программа рассчитана на 1  год обучения детей, 34часа

Режим занятий: 1 раз в неделю по 25 минут (вторник, 16 часов)

Дата

Тема недели

Программное  содержание

Деятельность с детьми

Сентябрь

1 неделя

Вводное занятие

 Ознакомление с планом кружка, с оборудованием, с мероприятиями, в которых будут участвовать дети.

Анкетирование родителей с целью определения  отношения к данной теме

Сентябрь

2 неделя

Невидимка -воздух

Формировать представления детей о воздухе и его свойствах, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса; развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность; воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

Беседа, эксперименталь-ная деятельность, загадывание загадок

Сентябрь

3-4 недели

Вода вокруг нас

Показать значение воды для всего живого, уточнить свойства воды, познакомить детей с растительным и животным миром озер, рек, морей и океанов, воспитывать бережное отношение к воде.

Беседа, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, экспериментальная деятельность

Октябрь

1-2 недели

Какой бывает вода?

Показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде, активизировать словарный запас, воспитывать бережное отношение к запасам воды.

Практическая работа

Октябрь

3-4 недели

Превраще-ние

Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действия превращения на основе употребления пар слов: «был-будет», «был-стал (станет)». Формирование действий с пластилином, резиной.

Рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассматривание картин.

Ноябрь

1-2 недели

Письмо к дракону

Формировать представления о теплопередачи. Развитие способностей к преобразованию.

Беседа с детьми, экспериментирование.

Ноябрь

3-4 недели

Незнайка и мороженое

Закрепление знаний о тепловых явлениях и теплопередачи. Закрепление знаний о сезонных изменениях. Развитие способностей к преобразованию

Беседа с детьми, эксперимент.

Декабрь 1-2 недели

Как мы помогаем Айболиту лечить комнатные растения

Способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); появлению стремления пожалеть растение, действенно ему помочь развитию умению поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями.

Беседа, рассказ, практическая работа.

Декабрь 3-4 недели

Лекарственные комнатные растения

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных комнатных растениях.  Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.                                                                                                  

Беседа, рассказ воспитателя, заучивание стихотворений.

Январь

3-4 недели  

Твёрдое - жидкое

Формировать представления о твердых веществах и жидких. Развитие умения наблюдать, сравнивать различные вещества.

Беседа, опыты.

Февраль

1-2 недели

Жидкое- твёрдое

Формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Развитие

способностей к преобразованию. Формирование действия превращения.

Беседа, опыты.

Февраль

3-4 недели

Посадка овощных (пряных) культур

Развивать знания детей об овощных пряных культурах,  условиях, необходимых для роста растения, развивать  трудовые навыки детей, умение ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой; воспитывать желание добиваться результатов, участвовать в общем деле, внося свой вклад, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Сбор материала о пряных культурах, оформление альбома «Пряные культуры» практическая деятельность, загадывание загадок

Март

1-2 недели

Строение веществ

Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.

Практическая деятельность

Март

3-4 недели

Термометр

Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче,

нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию. Воспитывать интерес к познанию.

Рассказывание сказки, опыты.

Апрель

1-2 недели

Наблюдения за посаженными растениями

Посмотреть, как изменились растения, в дневнике наблюдения сделать зарисовки посаженных растений и их роста.

Оформление дневников наблюдения, рисование «Огород на окне»

Апрель

3-4 недели

Роль почвы в жизни растений Посадка цветочных семян

Опытным путём познакомить детей с ролью почвы для растений, развивать умение логически мыслить, делать простейшие умозаключения.

Трудовая и практическая деятельность

Май

2-3 недели

Экскурсия  в природу

Обогащать знания детей, развивать наблюдательность, внимание, воспитывать бережное отношение  к природе.

Наблюдения, игры с детьми, чтение стихотворений, составление коротких описательных рассказов.

Май

3-4

недели

Экологический КВН

Закрепить знания детей о лекарственных разнообразных видах растений, воспитывать у детей гуманное отношение к растениям и животным и осознание того, что они части живой природы

Викторина, загадывание загадок, решение кроссворда, рассказывание стихотворений

Список литературы

  • Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5 -6 лет
  • Галимов О. Р.  Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
  • Иванова А. И.  Мир растений
  • Рыжова Н. А.  Волшебница вода, Москва 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы кружка "Английский для дошкольников"

Данный план был составлен мной для детей старшей группы, второй год посещающих кружок. Используется в работе в 2011 - 2012 году....

Планирование работы кружка "Умники и умницы"

календарно-тематическое планирование работы кружка по развитию логического мышления дошкольников...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА «ВЕСЕЛЫЕ ШАШКИ» в старшей группе

Цели: научить детей обращаться  с шахматной доской, фигурами;  научить играм в  «Шашки», «Уголки»,  «Поддавки»; учить детей пользоваться терминами при игре; воспитывать усидчивость...

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА :"ЗАТЕЙНИКИ.МАСТЕРИЛКА".

В ЭТОМ МАТЕРИАЛЕ  РАСКРЫТО ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА НА ГОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ РАЗНОГО МАТЕРИАЛА....

Перспективное планирование работы кружка разноцветный мир

Перспективное планирование работы кружка "Разноцветный мир" во второй младшей группе детского сада по программе И.А.Лыковой "Цветные ладошки"...