Применение здоровьесберегающих технологий для сохранения психического и физического здоровья детей в детском саду.
статья по теме

Применение здоровьесберегающих технологий для сохранения психического и физического здоровья детей в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий для сохранения психического и физического здоровья детей в детском саду.

В действующем Законе “Об образовании” первоочередной задачей является “ здоровье человека и свободное развитие личности”. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.                                                Зачем необходимо применять здоровьесберегающие технологии в современной образовательной среде?

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Вот почему применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий может повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении должны быть созданы определенные условия:  спортивный зал для физкультурных занятий, оборудование которое обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия;  способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной  активности  и  координации движений;  повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр; положительно влияет на психоэмоциональную сферу.                                                                             Воспитательно-образовательный процесс должен строится с учётом использования различных здоровьесберегающих технологий и  должны обязательно соблюдаться принцыпы                                                                                                  Принципы здоровьесберегающих технологий:

  • “Не навреди!”
  • Принцип сознательности и активности.
  • Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.
  • Принцип всестороннего и гармонического развития личности.
  • Принцип доступности и индивидуальности.
  • Принцип систематичности и последовательности.
  • Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
  • Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.

Под руководством взрослых ежедневно должны проводиться мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности. Организованной двигательной деятельности детей ежедневно отводится не менее 2 - 2,5 часов, из них особое  внимание  – 30 - 40 минут  коррекционной  работе                                                        Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день, одно из средств физического оздоровления детей. Разнообразие форм проведения утренней  гимнастики  способствует формированию  интереса  детей  к  ней:

  1. Ритмическая гимнастика
  2. Гимнастика состоящая из хороводов
  3. Сюжетные танцы
  4. Обыгрывание сюжетного стихотворения
  5. Подвижные игры
  6. Оздоровительный бег
  7. Гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;
  8. Оздоровительная  аэробика  и упражнения йоги;
  9. Гимнастика по интересам  и игры по желанию детей.                                                  Утренняя гимнастика проводится ежедневно во всех возрастных группах в спортивном и музыкальном залах. Продолжительность утренней гимнастики в младшей группе – 6 мин, в средней – 7 мин, в старшей – 8-9 мин, в подготовительной – 10 мин.

Физкультурные занятия

 Особое значение в воспитании здорового ребенка  развитию движений и физической культуры детей уделяется на физкультурных занятиях.  Форма организации занятий гибка и разнообразна: фронтальные,  подгрупповые, индивидуальные, в спортзале, в группе, на воздух. Физкультурные занятия проводятся  2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст в групповой комнате -10 мин.  Младший возраст-15 мин., средний возраст – 20 мин., старший возраст – 25-30 мин. Физкультурные занятия имеют разную форму организации в зависимости от направленности обучения:

  1. Традиционные
  2. Игровые
  3. Тренировочного типа
  4. Тематические
  5. Интегрированные-оздоровительные
  6. Занятия ритмической гимнастикой
  7. Занятия по интересам
  8. Занятия с использованием тренажёров и спортивных комплексов
  9. Занятия – соревнования
  10. Сюжетно-игровые                                                                                

                     И  включают в себя следующие элементы:                                                       Стретчинг – комплекс  упражнений основаный на статических растяжках мышц тела, суставно-связочного аппарата и позвоночника ребёнка. Эти упражнения способствуют предотвращению нарушений осанки, оказывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения выполняются под музыку в форме сюжетно-ролевой игры в виде сказочного путешествия. Сюжет строится так чтобы нагрузка была равномерной для разных групп мышц. Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении.                                                                                         Ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц и даёт возможность перевоплощаться.                                                                 Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста.                                                                Корригирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий: занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна.     Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Упражнения должны носить игровой, сюжетный характер, способствовать укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса – «мышечного корсета».                                                                                                              В качестве профилактики плоскостопия и болезней опорного свода стопы в различных формах физкультурно-оздоровительной работы   можно использовать ортопедическую гимнастику.                                                                                   Дыхательная гимнастика неотъемлемая часть физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний.                                                      Гимнастика для глаз проводится   ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.                    Самомассаж – способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.                                                                                                                    Точечный самомассаж                                                                                                                  Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное  время со старшего возраста. Проводится строго по специальной методике. Показан детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал.                                                                        Для развития мелкой моторики,  ловкости, подвижности и улучшения работы мозга  используется пальчиковая гимнастика.  С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно.   Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) Подвижные и спортивные игры.  Проводятся   как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры  подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В  ДОУ  используем лишь элементы спортивных игр.   При организации подвижных игр в течении дня учитывается равномерное распределение дневной нагрузки на разные группы мышц.                      Релаксация – является необходимым компонентом физкультурного занятия.  В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии                        Технологии музыкального воздействия.                                                Используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей.                Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.                                Для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации движений используется психогимнастика. Упражнения сопровождаются текстом, помогая детям лучше представить тот или иной образ и войти в него. Эти упражнения помогают создать на занятии положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.   Занятия проводятся по специальным методикам.                                                     Для воздействия на межполушарное взаимодействие и для укрепления здоровья детей используется кинезиологическая гимнастика, которая позволяет комплексно воздействовать на укрепление и сохранения здоровья   ребёнка. Проводится со старшей группы.

                                  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ                                                                      ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЖИМЕ   ДНЯ

Утренняя гимнастика:                                                                                           - дыхательная гимнастика А. Стрельниковой;                                                                                             - пальчиковая гимнастика;                                                                                                                             - общеразвивающие упражнения;                                                                                                             - танцевальные упражнения;                                                                                                                       - использование элементов упражнений из различных оздоровительных систем: аэробика, шейпинг и др.                                                                                                                                                  Перед занятиями:                                                                                                                                        - точечный массаж, антистрессовый массаж, интеллектуальный массаж.           Физкультминутки на занятиях:                                                                                                             - дыхательные упражнения;                                                                                                                         - пальчиковая гимнастика.                                                                                                             Утренняя прогулка:                                                                                                                                   - дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения;                                                          - оздоровительная ходьба, бег.                                                                                                               Перед сном:                                                                                                                                                  - релаксация, саморегуляция.                                                                                                               После сна:                                                                                                                                                 - гимнастика пробуждения;                                                                                                                             - дыхательная гимнастика;                                                                                                                                        - пальчиковая гимнастика;                                                                                                                                   - ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, исправление (профилактика) осанки, сколиоза).                       Перед ужином:                                                                                                                                              - массаж на профилактику простудных заболеваний;                                                                                  - физкультурные занятия – 2 раза в неделю;                                                                                         - ритмическая гимнастика – 1 раз в неделю.

ИГРОВОЙ МАССАЖ

Включает несколько видов массажа.

Закаливающее дыхание. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.                                                                                                                Массаж рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.                                                                                                                                       Массаж ушей. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ЗАКАЛИВАНИЯ                                                                                            1. Ежедневно проводить воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями.                    2. Полоскать рот кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи.        3. Широко использовать для закаливания и оздоровления нетрадиционное физкультурное оборудование.                                                                                                                                                4. Ежедневно в утренней гимнастике использовать ритмические движения.                                                                                                             5. Использовать в своей работе динамические, статические дыхательные упражнения.                    6. После сна выполнять движения для пробуждения.                                                                               7. Применять точечный массаж                                                                                                                      8. В весеннее – зимний период вводить витаминизацию и фитотерапию.

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ                                                                                                   Первым требованием для проветривания при проведении закаливания детей в детских учреждениях является сочетание гигиенических условий жизни детей. Это прежде всего обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры окружающего воздуха и одежды детей.                                                                                                           Температура на уровне ребенка от 2 до 3 лет + 19 - + 20. при такой температуре напряжение процессов терморегуляции у ребенка минимально. Дети должны находится в 2-слойной одежде:                                                                                                                                           - у мальчиков: шорты, майка, рубашка;                                                                                                        - у девочек: майка, хлопчатобумажное платье, гольфы, босоножки.                                            Хождение босиком после сна до 5 минут.                                                                               Проводится сквозное проветривание (5-7 мин.) в отсутствии детей, температура не должна снижаться ниже + 18 градусов.                                                                                                                

Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо:

1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.

  • Оздоровительная гимнастика.
  • Игры – релаксации.
  • Разные виды массажа.
  • Элементы упражнений йоги.
  • Привитие детям гигиенических навыков.
  • Простейшие навыки оказания первой помощи.
  • Физкультминутки во время занятий.
  • Функциональная музыка.
  • Специально организованные занятия оздоровительной физкультуры.
  • Массовые оздоровительные мероприятия.
  • Упражнения для глаз.

2. Работа с семьей.

  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • Консультации.
  • Индивидуальные беседы.
  • Выступления на родительских собраниях.
  • Распространение буклетов.
  • Выставки.

Проведение совместных мероприятий

3. Работа с педагогическим коллективом.

  • Проведение семинаров – практикумов, выставок, консультаций.
  • Проведение и посещение занятий направленных на здоровьесбережение.
  • Посещение научно-практических конференций.

4. Создание условий и развивающей среды.

  • Приобретение массажёров, тренажёров, спортивных снарядов и модулей.
  • Изготовление материала для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
  • Подбор картотек.
  • Разработка отдельных оздоровительных комплексов.
  • Ведение кружков.      

                  Существует десять золотых правил здоровьесбережения:

  • Соблюдайте режим дня!
  • Обращайте больше внимания на питание!
  • Больше двигайтесь!
  • Спите в прохладной комнате!
  • Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  • Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  • Гоните прочь уныние и хандру!
  • Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  • Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  • Желайте себе и окружающим только добра!                                                                         

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие педагогов и специалистов в сохранении психического и физического здоровья детей»

В презентации рассказывается о здоровьесберегающих технологиях....

Анализ деятельности МБДОУ Стеклозаводский детский сад №8 «Солнышко» по проблеме сохранения психического и физического здоровья детей.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских сад...

Роль образовательной организации в сохранении психического и физического здоровья детей.

Все родители мечтают, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят, чтобы их ребенок был гармонично развитым и здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У нег...

Педагогический совет «Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей»

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников....

Педсовет на тему: «Использование нетрадиционных методов, технологий для сохранения психического и физического здоровья детей в ДОУ»

В настоящее время в педагогике возникло особое направление: «педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически. Цел...