Конспект коррекционного занятия по социально-бытовой ориентировке "Глаза людские душу отражают..." в старшей группе.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Смирнова Ирина Алексеевна

Продолжать формировать у детей представление о строении органа зрения и его необходимости в жизни человека. Дать детям знания об их индивидуальных зрительных возможностях. Продолжать учить правилам обращения с оптическими средствами коррекции. Развивать зрительное и осязательное восприятие предметов окружающей действительности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zan._sbo_glaza_lyudskuyu_dushu.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

Методический материал для педагогов представлен на персональном сайте:  http://nsportal.ru/smirnova-irina-alexeevna

в социальной сети работников образования: nsportal.ru

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

детский сад компенсирующего вида №724

111401, Москва, ул. Металлургов, д.16                                    тел.(495)304-08-72

e-mail: gou724@newmail.ru                                                             (495)304-03-00

Конспект

коррекционного занятия

по

социально-бытовой ориентировке

 «Глаза людские душу отражают…»

в старшей группе

                                                                        Составила и провела

                                                                         учитель-дефектолог

                                                                         Смирнова И. А.          

Москва, 2013 год

Тип коррекционного занятия: развитие социально-бытовой ориентировки.

Форма проведения: подгрупповая (3 чел.)

Программное содержание:

Продолжать формировать у детей представление о строении органа зрения и его необходимости в жизни человека. Дать детям знания об их индивидуальных зрительных возможностях. Продолжать учить правилам обращения с оптическими средствами коррекции. Развивать зрительное и осязательное восприятие предметов окружающей действительности.

Развивать внимание, логическое мышление и мелкую моторику пальцев рук. Активизировать связную речь: упражнять в описании своих зрительных впечатлений. Закреплять правила ухода за глазами и очками. 

Средства коррекции:

Демонстрационный материал: видеофильм «Какие бывают глаза?», схема «Строение глаза»,  индивидуальные зеркала, стол для экспериментирования, разнообразные книги с различными форматами текстов, средства оптической коррекции: лупы, бинокль, очки и др.

Раздаточный материал: книги детские и взрослые, салфетки, ноутбуки на каждого ребенка, индивидуальные повязки на глаза.  

Сюрпризный: сказочный персонаж, развивающая книга для каждого ребенка.

Продолжительность: 25 минут.

Ход занятия


В помещение групповой комнаты установлен экран и мультимедийный проектор. На столе находятся разные книги с мелким и крупным шрифтом.

Педагог встречает детей (три человека) и активизирует их внимание.  Проводит комплекс упражнений для активизации работы глазных мышц. В такт стихотворным строчкам дети выполняют глазную гимнастику в сочетании с движениями рук:

«Серые глаза – рассвет,
Пароходная сирена,
Дождь, разлука, серый след
За винтом бегущей пены.
Чёрные глаза – жара,
В море сонных волн скольженье,
И у борта до утра
звезд немое отраженье.
Синие глаза – весна,
Вальса кроткое молчанье,
Пробудившись ото сна
Птиц небесных щебетанье.
Карие глаза – песок,
Осень, волчья степь, охота,
Скачка, всё на волосок,
От паденья и до взлета.
Как четыре стороны,
Все четыре этих цвета.
Разные – в том нет вины

Создавая им секреты».

Педагог предлагает детям подойти к столу для экспериментирования, все рассаживаются вокруг стола так, чтобы всем было видно и удобно.

Работа с индивидуальными зеркалами. Беседа о строении глаза с демонстрацией видеофильма «Какие бывают глаза?», с опорой на схему «Строение глаза».

Педагог:

– Ребята, сегодня мы продолжим разговор о наших глазах. Рассмотрите свои глаза в зеркале. Снимите очки, закройте глаза и осторожно потрогайте их. Вспомните, что мы знаем о глазах.

Педагог, ориентируясь по  ответам детей, делает обобщение: если потрогать закрытые глаза, то можно почувствовать, что они имеют форму шара. У глаз есть веки, они защищают глаза. Есть ресницы. Они тоже предназначены для защиты глаз от пыли и соринок. Наш глаз похож на маленькое яблоко. Мы его не видим целиком, так как это яблоко надежно спрятано в глубокую норку - глазницу, а наружу выглядывает лишь любопытный зрачок. Ребята, посмотрите внимательно. В   центре глаза находится цветной кружок. Это радужка. Похоже на слово «радуга». Радужка бывает разного цвета. По цвету радужки говорят о цвете глаз.

-  Посмотрите друг другу в глаза и скажите, какого цвета глаза у вашего товарища.

Педагог берет в руки свое зеркало и показывает детям, как необходимо его держать во время наблюдения за собой. Предлагает детям сделать тоже. Дети рассматривают свои глаза в зеркале. Педагог спрашивает у детей, что защищает глаза от ветра, дождя, соринок и других неприятностей. Выслушав мнение детей, педагог обобщает и уточняет их своим рассказом о значении век, ресниц, бровей: веки — защищают глаза от ветра, снега, дождя; когда глаза устают, веки их закрывают, чтобы они отдохнули; ресницы защищают глаза от пыли, соринок; брови — задерживают воду, мыльную пену, капли пота, которые стекают со лба.

Во время рассказа педагога дети рассматривают свои глаза в индивидуальные зеркала.

-  Рассмотрите еще раз внимательно свои глаза в зеркале. Посередине радужки находится черный кружок. Это зрачок.

- Вот как много мы знаем о строении наших глаз! Давайте поиграем и узнаем, о чем могут рассказать нам глаза.

Игра-соревнование «Самые внимательные и быстрые глаза». Дети выстраиваются в круг, в центре которого на столе лежат перевернутые карточки с изображением предметов. Педагог называет по имени детей, они подбегают к столу, поднимают любую карточку и называют изображенный на ней предмет. Кто быстрее выполнит задание, тот самый внимательный и быстрый.

Педагог:

- Глаза говорят нам о многом. Скажите, как помогли вам глаза в этой игре?

Педагог дает возможность сделать вывод самим детям -  предмет, который изображен на картинке, можно узнать только с помощью глаз.

- Молодцы! Вы правильно определили значение глаз:  «Глаза помогают нам  узнать, что нарисовано на картинке, определить цвет, форму и величину, и понять, какой предмет или объект изображен на картинке».

Педагог: - Для того, чтобы узнать, в чём еще нам помогают глаза, мы играем дальше.

Дидактическая игра: «С какого расстояния я вижу».

Перед детьми выставляют игрушку небольшой величины и предлагают отойти как можно дальше, но чтобы игрушка была четко видна. Педагог помогает каждому ребенку определить свое расстояние, с которого видна игрушка, делают вывод о том, кто из ребят должен сидеть во время занятия за первым столом, а кто немного дальше.

-  Глаза отдыхают, спят вместе с вами. Снимите очки. Закройте глаза. Скажите, вы видите что-нибудь? Правильно. Стало темно, и ничего не видно.

         Педагог проводит с детьми упражнение на снятие зрительного утомления.   Проводится «пальминг» - сидя, положив локти на стол и максимально расслабив руки. Следует энергично потереть ладошки друг о друга, сделать их «горячими». Поставить локти на стол и мягко закрыть глаза. Прикрыть глаза ладонями рук крест-накрест так, чтобы пальцы одной руки легли на пальцы другой, а ладони, сложенные чашечкой, закрыли глаза.

В группу приходит Магистр волшебных наук (переодетый взрослый) и загадывает детям загадку:

На носу они сидят,
В два стекла на всех глядят,
Дужки спрятались за уши,
Знаю, в них мы видим  лучше.
А за стёклами зрачки,
На носу сидят...
(Очки.)

Он проводит работа с очками.  Магистр собирает все очки на поднос и

предлагает детям без очков рассмотреть карточки с мелким текстом. Внимание детей обращается на то, что без очков буквы  плохо видны, можно не узнать их, если не взять их в руки и не поднести близко к глазам.

Педагог:

- Дети, если глаза плохо видят, то трудно рассматривать то, что написано, узнавать людей. Что может нам помочь? Правильно, очки. Давайте рассмотрим наши очки.

Педагог показывает очки, обращает внимание детей на их строение: «В очках есть два стекла. Стекла прозрачные, через них хорошо видно. Стекла крепятся в ободки, вот они. Ободки соединяются между собой. От ободков идут палочки - дужки. На концах они загибаются вниз. Как вы думает, для чего? Правильно, так очки держатся за уши и не падают.

Педагог сопровождает указательными жестами все, что называет.

Магистр:

- Дети, с очками надо обращаться очень осторожно, чтобы не
разбить стекла, не сломать дужки. А вы умеете ухаживать за своими
очками? Расскажите, как надо это делать.

Магистр выслушивает ответы детей, а педагог обобщает.

        Физкультурная пауза «Физкульт – ура!».

Педагог показывает карточки со схематичным изображением человечков в различных позах. Дети выполняют соответствующие движения.

Магистр:

В руку палочку беру,

Через стеклышко смотрю.

Муравьишку на ладошке,
Видно через то окошко. (Лупа)
            Педагог:

 - Магистр, ребята, принес вам рисунки. Вот они. Что вы видите на рисунках?

Дети получают маленькие карточки  с очень мелким рисунком, который трудно разглядеть.

- Ребята, я не пойму, что здесь нарисовано, потому что плохо вижу.
Очень маленький рисунок. А вы смогли увидеть что-нибудь на
своих карточках? Тоже нет? Что же нам делать?

Магистр подает педагогу лупу. Магистр:

-  Для этого вам понадобится лупа. Вот она. Посмотрите через нее на картинку, и вы все сразу увидите, потому что в лупу вставлено специальное стекло - линза. Лупу надо держать вот так.

Дети рассматривают карточки с помощью лупы. Внимание детей обращается на увеличение изображения при использовании лупы. Теперь они могут рассмотреть изображение на карточке. Педагог напоминает правила пользования лупой: держать лупу за ручку, не браться руками за линзу, не бросать лупу, так как она может разбиться. Игровое упражнение: «Рассмотри мелкое изображение предмета, с лупой и без неё». Педагог: - Когда было лучше видно предмет?

Взрослые обобщают ответы детей.

Магистр:

Две железные бутылки -
Интересного копилки.
Дальнее делает ближним:
Чётким, понятным, подвижным.  (Бинокль)

Педагог:

-  Ребята, посмотрите, что еще принес нам Магистр! Вы знаете, что
это за предмет? (Показывает детям бинокль).

-  Правильно, это бинокль. Зачем нужен бинокль человеку?

Педагог дает детям возможность хорошо рассмотреть бинокль, потрогать его, посмотреть в него. Магистр объясняет его устройство, обсуждают ситуации, когда нужен бинокль: «Бинокль позволяет увидеть предметы, которые находятся очень далеко. В бинокле такие же линзы, как в лупе, только сильнее. Эти линзы могут приближать предмет, а могут и удалять его. Посмотрите в бинокль с одной стороны, а теперь с другой». Педагог предлагает детям понаблюдать в бинокль за близко и далеко расположенными предметами.

Педагог - Дети, давайте скажем Магистру «Спасибо!». Сегодня
мы узнали много нового, ты  принес нам такие интересные приборы: лупу, бинокль. Теперь нам не трудно будет проводить наблюдение на участке, мы сможем увидеть даже муравья.

        Магистр проводит с детьми игру «Можно или нельзя». Рассматривание карточек-рецептов с изображением того, что полезно и вредно для глаз, правилами ухода за очками.

В конце занятия педагог проводит с детьми релаксационную гимнастику. Глазная гимнастика на снятие зрительного напряжения «Спрячем глазки».

Упражнения (по методике Г.Г. Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян):

  1. Использование элементов аутотренинга (общее расслабление). Продолжительность – от 30 сек.
  2. Использование элементов бесконтактного массажа (тепловое нагревание). Продолжительность – 30 сек.

Педагог обобщает ответы детей:

- Наши глаза - незаменимые помощники.  С их помощью мы видим окружающий мир, наш прекрасный цветной мир и  любуемся им. Поэтому берегите и охраняйте глаза. По глазам можно определить какое у человека настроение, ведь недаром говорят: «Глаза людские душу отражают».

Вот сейчас я вижу, что у вас хорошее настроение и на душе спокойно и радостно. Принимайте подарки и будьте здоровы!

Магистр вручает детям развивающие книги. Прощается и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия по социально-бытовой ориентировке «Книги каждому нужны».

Проведение коррекционного занятия по социально-бытовой ориентировке «Книги каждому нужны» с подгруппой детей старшего возраста....

Конспект коррекционного занятия по социально-бытовой ориентировке «Космическое путешествие» в средней группе с родителями

Закрепить обобщающее понятие  «космос», знания о последовательности частей суток. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги ориентироваться на листе бумаги. Формировать умение составлять ...

Конспект коррекционного занятия по социально-бытовой ориентировке «Путешествие в Грецию»

Расширять представления детей о природе и обществе людей.  Уточнять и расширять знания детей об Олимпиаде и спорте. Продолжать знакомить детей с глобусом, формировать понятие «страна». Продолжать...

Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке на тему: « Путешествие в Город радости».

Программное содержание: Учить детей понимать мимику, жесты, учить оценивать эмоциональное состояние другого человека и показывать свое с помощью жестов и мимики.Упражняться в мимических и жестов...

Конспект открытого коррекционного занятия по социально-бытовой ориентировке в средней группе

КОНСПЕКТ №1  ГБОУ СОШ №1460Конспект открытого коррекционного занятия по социально-бытовой ориентировке в средней  группе.Конспект занятия. Коррекционно-образовательные з...

Перспективное планирование коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения подготовительной группы...

Конспект занятия по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста на тему: "Перелётные птицы"

Занятия  по  социально-бытовой ориентировки направлены на оказание коррекционно-развивающей помощи детям с нарушением зрения. Дети данной категории не способны четко видеть и  ра...