Методическая работа в ДОУ. Психологические аспекты работы с педагогами.
учебно-методический материал на тему

Сергеева Анастасия Ивановна

Данная методическая разработка рассчитана на то, чтобы помочь начинающим старшим воспитателям (методистам) дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое пособие для начинающих старших воспитателей (методистов)
 

Методическая работа в ДОУ. Психологические аспекты работы с педагогами.

Автор-составитель

Старший воспитатель ДОУ №128

Сергеева А.И.

г. Хабаровск

                                                                    2010г.

Данная методическая разработка рассчитана на то, чтобы  помочь начинающим старшим воспитателям (методистам) дошкольных образовательных учреждений.

Очень много разной литературы с таким грифом как « В помощь старшему  воспитателю», «Старший воспитатель в ДОУ», «Методическая служба ДОУ» и т.д. только не учтено, то, что молодому (начинающему) специалисту  на просто с ориентироваться в предлагаемом печатном материале и выбрать именно то, что необходимо именно ему. Как же тогда организовать не только  личное  рабочее пространство, но правильно вступить  в  рабочие отношения с педагогами и умело найти контакт.

     Современный мир предъявляет высокие требования не только к личности человека, но и к качеству образования. Изменились взгляды людей к профессии педагог. На современном этапе педагог не только любящий детей человек и знающий необходимые подходы в воспитании, но и владеющий инновационными подходами и новейшими технологиями высоко грамотный специалист, который хорошо ориентируется в современном мире, умеющий раскрыть каждом ребёнке талант и гениальность. XXI век диктует нам свои условия и требования, в которых нет места людям работающим «по старинке», требования высоки, и так как педагог работает на результат и с формирующейся личностью- ребёнком, то и родители соответственно предъявляют требования к воспитанию и образованию, исходя из современных тенденций.

      Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

сочетает  принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание образования дошкольника соответствует основным положениям возрастной   психологии и  дошкольной педагогики);

соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

строиться с учетом  возрастных возможностей и особенностей воспитанников;

основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного   процесса;

        предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

      Построение воспитательно-образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения в современном обществе  осуществляют профессионалы, педагоги  со специальным образованием, грамотные специалисты, знающие своё дело.

Вот именно этому и посвящается данное методическое руководство.

Психологические аспекты взаимоотношений старшего воспитателя и педагогов ДОУ

(Методическая работа в ДОУ. Психологические аспекты работы с педагогами)

Зона взаимоотношений «Старший воспитатель                   Педагоги»

Данная зона, с психологической точки зрения разнообразна, интересна и очень сложна. Старший воспитатель в ДОУ, который отвечает за педагогический процесс, организовывает его, ведёт постоянную работу с педагогами, как в плане повышения их образовательного уровня, так и в методической помощи и  конечно же помощи в работе воспитателя с детьми. Ст. воспитатель не контролирующая единица, контроль осуществляет заведующая ДОУ, он друг и помощник воспитателя, он помогает в организации педагогического процесса, передаёт педагогам свои знания. Если быть точнее по определению известных учёных « Учитель учителей».

Когда в коллектив вливается новый человек, это не всегда просто. Чувствуешь себя скованно (у каждого человека своя степень скованности), не всегда уверенно и спокойно, коллектив «приглядывается» к тебе, проверяет, вот здесь очень важно проявить себя, причём не просто с положительной стороны, а с точки зрения профессионализма и знания своего дела. А когда приходит «новый»  старший воспитатель. Да ещё и моложе некоторых сотрудников коллектива, тут и появляются трудности. Вот здесь и стоит подумать, а как сделать так, чтобы приняли, прониклись доверием, не говоря уже и об уважении, захотели общаться, а самое главное принимали в серьёз и выполняли, всё то, что необходимо для организации педагогического процесса в ДОУ.

    Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении -  это целая система воспитания и образования детей, участниками которого выступают педагоги, дети, родители, направленный на приобретение детьми знаний, умений и навыков, с целью успешной дальнейшей социализации ребёнка в обществе.

Координатором педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении является методическая служба, в частности старший воспитатель (методист) учреждения.

Некоторые рекомендации к личности старшего воспитателя (методиста):

  1. Старший воспитатель в дошкольном  образовательном учреждении  (во всех случаях это женщина) ДОЛЖНА хорошо выглядеть (приятный внешний вид, аккуратность в одежде, иметь стиль в одежде, прическе, ухоженность рук, лица). Внешний вид человека очень важен не только при устройстве на работу, но и  в процессе работы, особенно в первые месяцы.
  2. «Человек, несущий добро, добро и получает». Только положительные эмоции в мимике и в общении с педагогами.
  3. Иметь выдержку, какой бы ни была ситуация (ситуация под контролем).
  4. Иметь хорошие знания в области психологии общения

В процессе общения с людьми необходимо учитывать темперамент человека, знак зодиака, его биоритмы (жаворонок, сова, голубь), его настроение, состояние здоровья, и, конечно же, возраст, стаж работы, его профессионализм, и даже уровень его не компетентности (индивидуальность личностных психических процессов). Также необходимо учитывать время суток при общении с людьми: Утро - только для улыбок и комплиментов. Начните день с приятного!

День- обсуждение всего того, что необходимо обсудить по рабочим моментам.

          Вечер- День прошёл замечательно, но скоро пора ДОМОЙ! Можно что- то напомнить, наказать, предупредить, НО НИКАКОЙ  ИНФОРМАЦИИ, КОТОРАЯ БЫ ПРОВОЦИРОВАЛА ПЕДАГОГА НА ИЗЛИШНЕЕ ВОЛНЕНИЕ И ПЕРЕЖИВАНИЕ!

  1. ВСЕГДА держать дистанцию в общении с педагогами, уважительно, (по имени и отчеству ОБЯЗАТЕЛЬНО) обращаться к педагогам и держать разговор, никакой приватной беседы касающейся других членов коллектива (сплетни разбивают коллектив и порождают враждебную атмосферу).
  2. «ПОСТАВЬ СЕБЯ НА МЕСТО ДРУГОГО», «НЕСИ ТОЛЬКО ДОБРО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ»

  1. Компетентность старшего воспитателя, хорошие знания по процессу методической работы в ДОУ.

  1. Желание самореализовываться, самообразовываться, повышать свой  уровень образования.  
  2. Работа на результат!  Благодаря правильно организованной работе с педагогами достигают положительный результат и повышают свой образовательный уровень.

 В своей работе с педагогами я определила основную истину - дай возможность педагогам раскрыть свой творческий потенциал, направь их, поспособствуй развитию талантов.

В своём методическом пособии я предлагаю Вашему вниманию  прекрасный способ сблизить педагогов со старшим воспитателем, и друг с другом. Создать в коллективе дружелюбную атмосферу и замечательную ауру. На базе дошкольного образовательного учреждения организовать Творческо-интеллектуальный клуб (ТИК) «Соловушка»

     Мы живём на Дальнем Востоке. Замечательный край со своей историей, культурой, достижениями, со своим народом. Не будем  скрывать тот факт, что, проживая много лет в определённом регионе, или являясь постоянными и коренными жителями, мы не знаем истории того места, которое считаем Родиной. Это не наша вина, наверное, но нет в некоторых людях желания и стремления познавать, узнавать что - новое интересное. Или человек просто идёт по степени наименьшего сопротивления - в детском саду не рассказали, в школе не заинтересовали, в университете не до этого было, потом взрослая жизнь закружила - семья, дети! А как хорошо, если кто-нибудь подскажет, заинтересует, вовлечёт в интересный творческий поиск, а ещё лучше в путь. А если всё это происходит на рабочем месте - это вообще замечательно!

ТИК- это совершенно новая форма работы с педагогами.

Концепция клуба проста и ясна каждому педагогу: Создание эмоционально- благоприятного климата в коллективе (где ты не только работаешь, но и проводишь большее количество времени). Расширение границ познания, обмен педагогическим опытом, творческими находками, достижениями с педагогами. Положительный эмоциональный настрой и желание работать в данном коллективе.

«Хорошее настроение и уверенность в себе и своих силах - залог успеха в работе и в жизни!»

«Творчество заложено в каждом, просто степень разная, главное суметь вовремя разглядеть, подхватить и развить»

«Желание и стремление- это главное в развитии  творческого и интеллектуального потенциала человека»

 

  Творческо-интеллектуальный клуб «Соловушка»  даёт возможность педагогам раскрепоститься, расслабиться, отвлечься от насущного и проявлять себя в творчестве, в желании находить и узнавать что-то новое интересное, на основе этого создавать что-то свое и делиться индивидуальными находками с коллегами.

    В нашем детском саду одно из приоритетных направлений экология (образовательная область- познание, основное направление познавательно- речевое развитие). Работа клуба ведётся по экологическому направлению - региональный компонент, малые народности Дальнего Востока, природа Хабаровского края.

    Работа экологической направленности очень актуальна сегодня, особенно, если это касается её защиты, организации мероприятий по оказанию помощи природным и водным ресурсам, по природосберегающим технологиям. Педагогическому коллективу важно осознавать значимость угрозы природе и пытаться принять активное участие по решению данной проблемы, через работу с детьми, с родителями и даже через общение друг с другом.

   Представляю Вашему вниманию проект работы творческо-интеллектуального клуба «Соловушка».

ПРОЕКТ РАБОТЫ
Творческо-интеллектуального клуба «Соловушка»

Стратегическая цель:

Систематизация и формирование у педагогов основ эко культуры, знаний регионального компонента.

Задачи:

  1. Знакомство с разнообразием природы и проживающим населением Дальнего Востока
  2. Знакомство с природой Хабаровского края.
  3. Знакомство с  кладовой природы (полезные, лекарственные растения), флора и фауна.
  4. Знакомство с коренными народностями Дальнего Востока.
  5. Приобщение педагогов к культурным ценностям народов Амура.
  6. Знакомство с проблемами природы и коренных народов Амура.
  7. Развитие желания у педагогов эмоционально реагировать на изучаемый материал, вносить предложения по разнообразию тем.

Содержание работы направлено на:

  1. Понимание значимости предложенного проекта
  2. Понимание того, что педагогу необходимо пополнять свои знания и очень хорошо знать историю и ориентироваться в многообразии предложенной информации для того, чтобы успешно вести педагогическую деятельность в данном направлении - региональный компонент, быть коммуникативными, уметь общаться друг с другом и успешно взаимодействовать.
  3. Умение эмоционального отклика.

Направления:

1.Экологизация деятельности.

2. Работа с педагогами. Создать условия для проведения работы с детьми по региональному компоненту.

3. Подбор необходимой литературы, наглядный материал.

4. Работа с родителями (консультации, беседы, участие в различных мероприятиях).

5. Проведение мониторинга и диагностического обследования.

Формы методической работы:

1. Постоянный поиск и обмен необходимой информацией

(педагог- педагог, педагог- родитель).

2.  Экскурсии в музей, выход на концерты, на различные встречи, поход в библиотеку, в Интернет- кафе, выезд на природу

(педагог - дети- родители).

3.Консультации, беседы, семинары, брифинг, мозговой штурм, занятия в музее

(«педагог- педагог»,  «педагог-дети-родители»).

4.Проведение конкурсов, выставок, праздников, открытых мероприятий

(«педагог- педагог»,  «педагог-дети-родители»).

5. Пополнение музея природы различными пособиями, наглядным материалом

(педагог - дети- родители).

Организационная структура взаимодействия педагогов в Творческо-интеллектуальном клубе «Соловушка»

                                                                                       

                               

     

План работы клуба

Цель: Создание благоприятных условий для интеллектуального обогащения и взаимодействия педагогов в дошкольном образовательном учреждении. Способствовать повышению авторитета педагога.

Задачи:

  1. Обеспечить  педагогов необходимой информацией об инновационной деятельности и об информационно коммуникационных технологиях (ИКТ).
  2. Дать возможность педагогам раскрыть свой потенциал различными способами (поиск, создание проблемных ситуаций, решение проблемы и внедрение в практику работы авторских наработок, находок и т.д.)
  3. Мотивировать у педагогов желание к активной и творческой работе, оказанию  помощи друг другу в поиске нового, интересного.

 

Основные направления работы клуба:

-Организационные

-Учебно-методические

-Научно- практические

-Познавательно- практические

Основные критерии оценки работы клуба:

1. Интерес педагогов, их активность,  заинтересованность в работе.

2.Знания педагогов, включение педагогов в активную работу клуба и в педагогическую деятельность.

3.Знания детей.

4. Результат и удовлетворённость качеством работы (работа на результат).

Стратегические результаты работы:

1.Осознание педагогами и детьми важности работы по Региональному компоненту и эко проблемы.

2.Повышение уровня знаний педагогов по экологии.

3. Овладение педагогами инновационными технологиями и ИКТ.

4. Повышение квалификационных категорий и личностного роста педагогов.

5. Эмоционально- личностная удовлетворённость,

положительный устойчивый микроклимат в коллективе.

Модель организации работы

Реализация основных направлений:

  1. Организационная работа

     -определение уровня знаний педагогов

     - анкетирование

      -анализ работы педагогов

       -формирование группы творческого клуба

      -организация работы музея природы и клуба «Соловушка»

  1. Учебно-методическая работа

      -подбор, оформление материала

     - проведение занятий

     - консультации для педагогов

  1. Научно- практическая работа

      -  внедрение и применение опыта данной работы

      - обмен опытом

      -повышение квалификации педагогов

       -сотрудничество с музеем

  1. Организация работы

-отслеживание проведённой работы в группах с детьми и работу с педагогами

5. Подведение итогов

    -результативность работы

Обеспечение реализации основных направлений

Внедрение и реализация инновационных технологий в дошкольном учреждении осуществляется по принципам:

  1. Принцип научности
  2. Активности и сознательности
  3. Компетентности
  4. Интеграция  технологий в образовательном процессе
  5.  Непрерывности
  6. Адресованности и преемственности
  7. Результативность и гарантированность

                                                                 

Организационно- методическое и материальное обеспечение работы творческо-интеллектуального клуба

«Соловушка»

Формы и методы работы

Результативность работы

   Творческо-интеллектуальный клуб «Соловушка» привлёк педагогов, сплотил их в единый коллектив. Посещая клуб, педагоги заметно повысили свой интеллектуальный уровень, вследствие чего и профессионализм (повышение квалификационных категорий), активно участвуют в городских, районных мероприятиях, с большим интересом читают научно- публицистическую литературу, касаясь экологического направления, просматривают новости в Интернете. С большим интересом участвуют в разработке проектов по региональному компоненту. Педагоги тесно взаимодействуют с методической службой учреждения (консультации, беседы, обмен опытом, мониторинг).

    Год планомерной работы клуба показал следующие результаты:

1-й год работы Творческо-интеллектуального клуба «Соловушка»

2009- 2010г. показал лишь 30% умственного потенциала педагогов и желание повысить профессиональный и интеллектуальный уровень.

2-ой год работы Творческо-интеллектуального клуба «Соловушка»

2010-2011г.г. в начале года показывает уже 54% умственного потенциала педагогов и желание повысить профессиональный и интеллектуальный уровень.

2- ой год работы превышает уровень педагогов на 24%.

     Таким образом,  работа Творческо-интеллектуального клуба «Соловушка» на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 128» (с 2011 года МАДОУ детский сад комбинированного вида №128) показала высокие результаты педагогической и методической работы. Заметно повысился профессиональный уровень педагогов.

За прошедший год на базе учреждения члены клуба провели открытые мероприятия на городском уровне и на уровне учреждения: «Экологические проблемы Хабаровского края», «Как помочь животным Красной книги», « Центр реабилитации диких животных г. Хабаровска, как решение проблемы охраны и защиты животных»;

     провели семинары- практикумы для педагогов ДОУ: «Животные красной книги», «Природоохранные акции», «Экологические проблемы реки Амур», «Заповедники Хабаровского края»;

    консультации: « Заповедники- заказники Хабаровского края», «Лекарственны растения  Дальнего Востока», «Эндемики Хабаровского края», «Природные богатства Дальнего Востока»;

    Панорама педагогического опыта «Природа Хабаровского края»,  «Экологические сказки, как средство приобщения детей и взрослых к природе».

     В начале 2010-2011учебного года членами клуба предложен проект «Тайны Дальневосточной тайги», который постепенно внедряется в работу детского сада.

Проект рассчитан на пять лет , до 2015 года.

Перспективный план

работы
творческо-интеллектуального клуба «Соловушка»

Мероприятия

Сроки

Ответственные

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

1.

Развитие материально- технической базы

1.1

Пополнить необходимым материалом экологический музей

учреждения

(наглядно- демонстративные пособия, методическая литература, плакаты, диски с учебным и познавательным материалом для просмотра)

+

+

+

+

+

Руководитель учреждения

Супрун О.Г.

Старший воспитатель ДОУ

Сергеева А.И.

1.2

Оснащение, пополнение клуба оборудованием, материалом, литературой (наглядно- демонстративные пособия, методическая литература, плакаты, диски с учебным и познавательным материалом для просмотра)

+

+

+

+

+

Руководитель учреждения

Супрун О.Г.

Старший воспитатель ДОУ

Сергеева А.И.

1.3

Приобретение персональных компьютеров с возможностью входа в Интернет, интерактивной доски.

+

+

Руководитель учреждения

Супрун О.Г.

Старший воспитатель ДОУ

Сергеева А.И.

2.

Содержание образовательного и воспитательного процесса

2.1

Пополнение клуба наглядными пособиями, литературой, CD дисками

+

+

+

+

+

Старший воспитатель ДОУ

Сергеева А.И.

2.2

Психолого-педагогическая работа с педагогами

+

+

+

+

+

Старший воспитатель ДОУ

Сергеева А.И.

Педагог- психолог ДОУ

Поплавчук И.Н.

2.3

Использование инноваций в педагогической работе

+

+

+

+

+

Старший воспитатель ДОУ

Сергеева А.И.

3.

Работа с педагогами

3.1

Повышение квалификационного уровня педагогов

+

+

+

+

+

Старший воспитатель ДОУ

Сергеева А.И.

3.2

Участие в научно- практических конференциях, обмен опытом, курсовая подготовка

+

+

+

+

+

Старший воспитатель ДОУ

Сергеева А.И.

Члены клуба:

Зыкова Л.П.

Ляпина Т.Н.

Лупеко Л.В.

Тимошина Т.П.

Говяженко А.Г.

Лащенко Л.А.

(педагоги ДОУ)

3.3

Проведение мероприятий различного уровня (район, город, край)

+

+

+

+

+

Старший воспитатель ДОУ

Сергеева А.И.

Члены клуба:

Зыкова Л.П.

Ляпина Т.Н.

Лупеко Л.В.

Тимошина Т.П.

Говяженко А.Г.

Лащенко Л.А.

(педагоги ДОУ)

4.

Работа с родителями

4.1

Планомерное сотрудничество

+

+

+

+

Старший воспитатель ДОУ

Сергеева А.И.

Члены клуба:

Зыкова Л.П.

Ляпина Т.Н.

Лупеко Л.В.

Тимошина Т.П.

Говяженко А.Г.

Лащенко Л.А.

(педагоги ДОУ)

4.2

Проведение совместных мероприятий, выставок, акций, рекламных компаний

+

+

+

+

+

Старший воспитатель ДОУ

Сергеева А.И.

Члены клуба:

Зыкова Л.П.

Ляпина Т.Н.

Лупеко Л.В.

Тимошина Т.П.

Говяженко А.Г.

Лащенко Л.А.

(педагоги ДОУ)

4.3

Просветительская и консультативная работа с родителями

+

+

+

+

+

Старший воспитатель ДОУ

Сергеева А.И.

4.4

Взаимодействие с другими структурными подразделениями

(библиотека, Краеведческий музей, Художественный музей, школа)

+

+

+

+

+

Старший воспитатель ДОУ

Сергеева А.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии работы с детьми: психологические аспекты работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения

Одним из наиболее устойчивых мифов в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети - это практически единственный привилегированный "класс" в нашем обществе. Но вот что с ним ...

Занятие для педагогов «Психологические аспекты в работе с родителями»

С целью профилактики профессионального выгорания педагогов предлагаю провести данное занятие, которое  способствует осознанию барьеров и помогает снять  эмоциональное напряжение у ...

Управленческие аспекты работы с педагогами в области обеспечения психологически комфортной Образовательной среды ДОО

Статья раскрывает управленческие аспекты работы с педагогами в области обеспечения психологически комфортной Образовательной среды ДОО...

Методическая разработка "Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы воспитателя логопедической группы)"

Дошкольный возраст - это самые светлые воспоминания, воспоминания, связанные именно с играми. В коррекционной работе с детьми, возможности игры - огромны, все зависит от взрослого, который организует ...

Консультация – презентация "Психологический аспект работы с неблагополучными семьями и семьями СОП "

В данном выступлении-презентации раскрываются вопросы о работе с неблагополучными семьями и семьями СОП, даются критерии, с помощью которых можно определить данную семью, указываются эффективные меру ...

Психологические аспекты работы тренера по плаванию

В своей статье описала все психологические и  педагогические аспекты необходимые для работы тренера с детьми....

курс "Методические и содержательные аспекты работы педагога-наставника"

курс "Методические и содержательные аспкты работы педагога-наставника"...