Главные вкладки

    Занятие для педагогов «Психологические аспекты в работе с родителями»
    план-конспект занятия на тему

    Яскевич Елена Викторовна

    С целью профилактики профессионального выгорания педагогов предлагаю провести данное занятие, которое  способствует осознанию барьеров и помогает снять  эмоциональное напряжение у учителей и воспитателей в установлении контактов с родителями. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon psihologicheskie_aspekty_v_rabote_s_roditelyami._seminar.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие для педагогов

    «Психологические аспекты в работе с родителями»

    Автор

    Яскевич Е.В.,

    педагог-психолог

    Цель: осознание педагогами наличия барьеров в установлении контактов с родителями и снятию эмоционального напряжения с целью профилактики профессионального выгорания.

    Материалы: список «Трудности взаимодействия педагога с родителями» на каждого участника, 8 листов бумаги для групповой работы, бланки с текстами заданий, куски алюминиевой проволоки одинаковой длины, цветные жетоны (красные, зеленые, желтые и синие) по количеству участников, 4 цветных маркера.

    СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

    1. Проволочная разминка

    Цель: снятие эмоционального напряжения.

    Первый этап: у каждого участника в руках кусок проволоки. По сигналу ведущего участники гнут проволоку, придавая ей ту форму, о которой говорит ведущий. Например: круг, треугольник, прямая линия, квадрат, зигзаг, пружина.

    Второй этап: проволока остается на столах, а участники свободно располагаются в пространстве помещения. Участникам предлагается почувствовать себя проволокой. По команде ведущего они начнут двигаться, образуя группой заданную фигуру. Фигуры те же, что и в первой части игры.

    2. Информационный блок

    Ведущий рассказывает о целях занятия. При взаимодействии с родителями важно не только знать, что с ними делать, но и уметь обеспечить высокое качество контакта, которое определяется в первую очередь возможностью педагога не «споткнуться о барьеры». Барьеры в работе с родителями бывают разные: возрастные, социальные, этнокультурные, профессиональные, индивидуально-личностные. Сегодня нам предоставляется возможность поработать над осознанием своих личностных барьеров.

    3. Индивидуальная работа

    Ведущий. Я предлагаю вам в течение 5 минут отметить в предлагаемом списке то, что затрудняет ваше взаимодействие с родителями. У вас есть возможность под пунктами 19–20 дописать свои варианты.

    После завершения работы ведущий предлагает особо отметить два качества, над которыми хотелось бы сегодня поработать.

    Список качеств, затрудняющих взаимодействие с родителями

    1. Ощущение беспомощности
    2. Неуверенность в себе
    3. Неуверенность в собственных рекомендациях
    4. Стрессогенное состояние
    5. Чрезмерная болтливость
    6. Пассивность
    7. Гиперответственность
    8. Эмоциональность
    9. Недостаток знаний
    10. Недостаточная организованность
    11. Молчаливость
    12. Чрезмерная активность
    13. Неумение замотивировать родителя
    14. Негативные чувства по отношению к некоторым родителям
    15. Желание моментально помочь родителю
    16. Излишняя жалость
    17. Наличие похожей проблемы
    18. Неумение говорить «нет»
    19. __________________________________
    20. __________________________________

    После выполнения задания участники откладывают листочки. Ведущий просит сохранить их для дальнейшей работы.

    4. Групповая работа

    «Барьеры в работе с родителями»

    Раздача цветных жетонов с целью формирования подгрупп. После того как группы сформированы, ведущий раздает карточки с заданиями. Каждая группа выполняет свое задание.

    Возрастные барьеры (первая группа)

    1. Влияет ли возраст педагога на эффективность работы с родителями?
    2. Какая ситуация, по вашему мнению, оптимальна: когда педагог старше родителя, младше родителя или его возраст не имеет существенного значения?
    3. Придумайте девиз, отражающий основную мысль вашей группы по теме «Возрастные барьеры».

    Социальные барьеры (вторая группа)

    1. Как влияет высокий статус родителя на его взаимодействие с педагогом?
    2. Как взаимодействовать с родителями, имеющими низкий социальный статус и уровень дохода?
    3. Придумайте девиз, отражающий основную мысль группы по теме «Социальные барьеры».

    Профессиональные барьеры (третья группа)

    1. Являются ли знания педагога и его профессиональный опыт барьером для эффективного взаимодействия с родителями?
    2. Как профессиональная деформация педагога влияет на работу с родителями?
    3. Придумайте девиз, отражающий основную мысль группы по теме «Профессиональные барьеры».

    Индивидуально - личностные барьеры (четвертая группа)

    1. Какие личностные качества педагога могут затруднить работу с родителями?
    2. Как вы относитесь к высказываниям: «остановившийся в развитии педагог представляет опасность», «педагог должен быть психологически здоров»?
    3. Придумайте девиз, отражающий основную мысль группы по теме «Индивидуально - личностные барьеры».

    Инструкция: «Наиболее часто встречающимися барьерами в работе психолога с родителями являются возрастные, социальные, профессиональные и индивидуально-личностные. Сейчас вам предстоит в группах выполнить задания, ответить на предложенные вопросы. Затем представитель каждой группы представит полученные результаты».

    Перед тем, как приступить к работе в группах предлагаю познакомиться с правилами обсуждения:

    1.Доверительный стиль общения;

    2. Общение по типу «здесь и теперь»;

    3. Персонификация высказываний;

    4. Искренность в общении;

    5. Конфиденциальность;

    6. Определение сильных сторон личности;

    7. Недопустимость непосредственных оценок человека.

    Презентация работ групп.

    Ведущий обобщает информацию по каждому выступлению.

    Ведущий. Приготовьте листочки, на которых вы отмечали наиболее часто встречающиеся трудности взаимодействия с родителями.

    Выделите одну трудность, которая является наиболее общей для членов вашей группы.

    Ведущий знакомит с этапами, принципами беседы родитель – педагог, предлагает некоторые рекомендации по теме «Как работать с родителями».

    Этапы беседы с родителями:

    1.Изложение сути проблемы со своей точки зрения; эмоциональное реагирование на проблему.

    2. Осмысление ситуации, принятие ответственности обеими сторонами, видение проблемы с точки зрения ребенка, готовность к изменению себя  (родителя и педагога).

    3. Нахождение выхода из проблемы, принятие решений.

    Принципы беседы (родитель – педагог).

    Желание родителя

    Поведение педагога

    1. Быть понятым как личность.

    1. Индивидуальный подход.

    2. Иметь возможность выражать свои чувства.

    2. Поощряем или провоцируем сознательное выражение чувств.

    3. Иметь возможность получить понимание своих проблем.

    3. Контролируемое сочувствие (нерастворение в проблеме, контроль своих чувств).

    4. Иметь возможность быть воспринятым как личность.

    4. Восприятие родителя как личность.

    5. Не быть приговоренным.

    5.Не осуждающее поведение (поддерживающее, отстраненное)

    6. Иметь возможность принимать собственное решение.

    6. Оставление родителю права на собственное решение.

    7. Быть уверенным в нераспространении их тайны.

    7. Конфиденциальность.

    Реакция педагога

    Впечатление родителя

    Педагог ведет себя открыто, понимает проблему и отвечает в пределах своей компетентности.

    Родитель понимает, что педагог с пониманием и осторожностью разговаривает с ним и старается ответить на все вопросы.

    Как работать с родителями.

    1. При разговоре с родителями не следует говорить в назидательном тоне, давать оценочные суждения, возмущаться поведением родителей: это не способствует созданию контакта и доверия, вызывает агрессию и реакцию самозащиты.

    2. Старайтесь вовлечь родителей в конструктивный диалог, опирайтесь на их положительные чувства к ребенку, говорите о своей солидарности с ним в вопросах неблагополучной ситуации с ребенком.

    3. Встречу с родителями постарайтесь организовать в спокойной обстановке

    (не рекомендуется в коридоре, лучше в отдельном кабинете, сидя на расстоянии 1.5 – 2 метра под углом).

    4. Если ситуация сложная, то необходима групповая работа по ее разрешению (через социально - психологическую службу в школе).

    Рефлексия занятия.

    Притча о дровосеке.

    «Один дровосек рубил деревья. Топор его затупился. Дровосек старался, весь вспотел. Но дело продвигалось очень медленно. Мимо шел мудрец. И он сказал дровосеку: «Остановись, наточи топор. Тебе станет легче!»

    «Не мешай, - ответил дровосек, - Ты видишь, я занят. Мне некогда!»

    В заключение ведущий говорит: «Мне хотелось, что бы мы всегда стремились к оттачиванию своего профессионального мастерства в работе с родителями. Успехов вам в работе!»

    Занятие сопровождается презентацией.

    Литература:

    Лунькова Н., Цыбуля Т. Не споткнуться о барьеры // Школьный психолог- 2007 г. - №11.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тренинговое занятие психолога с педагогами: «Психологическая компетентность педагога ДОУ»

    Тренинговое занятие направлено на повышение уровня психологической компетентности педагогов....

    Семинар-практикум «Новые, в том числе активные, технологии в работе с родителями в аспекте реализации ФГОС".

    в материале представлены современные формы наглядной информации для родителей,активные методы работы с родителями....

    Семинар для педагогов "Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешной работы ДОУ"

    Семинар для педагогов о важности психологического здоровья детей...

    «Новые технологии в работе с родителями в аспекте реализации ФГОС ДО».

    Консультация для педагогов о применении новых технологий при работе с родителями...

    Самостоятельная работа № 9 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ работы методического кабинета ДОУ».

    Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Создание, оснащение и организация работы методического ...