Тренинговое занятие психолога с педагогами: «Психологическая компетентность педагога ДОУ»
план-конспект занятия по теме

Сельдемирова Жанна Александровна

Тренинговое занятие направлено на повышение уровня психологической компетентности педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_kompetentnost.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие психолога с педагогами: «Психологическая компетентность педагога ДОУ»

Цель: повысить уровень психологической компетентности педагогов и их общей  психологической культуры.

Задачи:

 - развить навыки самопрезентации, коммуникации

- развить навыки активного социального поведения и управления

- развить умение индивидуального подхода к детям

- способствовать развитию эмпатии и рефлексии как профессиональных качеств педагога

1.Приветствие «Слоник»

Участники тренинга становятся в круг. Средний палец правой руки превращается в «хобот»,остальные четыре пальца – лапы слоника. «Слоник» правой руки стоит на ладони левой руки. По кругу,касаясь хоботком хоботка «соседа-слоника» передается приветствие: «Здравствуй,я слоник  Жанна!»

2. Упражнение «Самооценка педагога»

Участники присаживаются за столы (столов должно быть три),где для каждого участника подготовлены сердечки трех цветов ( красный, желтый,зеленый).Каждый участник выбирает одно сердечко и распологает его на ступеньках самооценки. (Лестница самооценки нарисована на ватмане,отмечены ступеньки, сердечки клеятся на клей-карандаш).

После всех  закрепленных сердечек.Что означают три цвета: красный – желают общаться, желтый – проявят еще активность, зеленый –будут  успешны и настойчивы.

3. Вступительное слово психолога о психологичексой компетентности педагога ДОУ, цель тренинга

Проблема психологической компетентности педагогических работниковв современном мире очень важна. У педагога – разноплановая социальная отвественность: за обучение, воспитание и развитие  ребенка, за рабочую документацию и корректность воспроизведения методики воспитания и обучения,за умение предоставить свою работу и обобщить свой опыт, за безопасность и здоровье ребенка.

Сегодня педагоги дошкольных учреждений вынуждены работать в ситуации непрерывно изменяющихся внешних и внутренних требований.  Между детьми и педагогами существует непосредственная связь и взаимозависимость. Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявления у него синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на воспитанников.

Недостаточный уровень психологической компетентности педагога способствует появлению в образовательной среде негативных проявлений: конфликтные межличночтные отношения, эмоциональные напряжения,стрессы. Негативные психологические тенденции в работе педагога ДОУ обуславливаются как чертами характера, особенностями личности, так иситуативными проявлениями, связанными с нерешенными проблемами, стрессовыми состояниями. Все эти проявления отражаются на работе педагогов дошкольных  учреждений.

Нездоровый, неблагополучный педагог не может обеспечить ребенку необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья дошкольников, так как в этом вопросе необходим личный пример. Считается, что каждый педагог должен быть не просто психологически образован,но и психологически компетентен.

Осознание неразрывной связи  педагогогов и детей ДОУ  нацелило меня на проведение нашего тренинга «Психологическая компетентность педагога ДОУ».

Цель тренинга – повысить уровень психологической компетентности педагогов и их общей  психологической культуры.Способствовать развитию эмпатии и рефлексии как профессиональных качеств педагога.

4. Правила работы в тренинге.

- Обращение друг к другу на «ты»

-Конфиденциальность информации, обсуждаемой на тренинге, ее закрытость для обсуждения за пределами тренинговой ситуации.

- Все высказывания должны идти от своего имени: я считаю, я думаю.

- Безоценочность высказываний в отношении других участников группы.

- Активное участие в работе: если есть желание сказать, это нужно сделать,даже если неловко,страшновато, не хочется затягивать обсуждение.Но одновременно у участников есть правопомолчать, не принимать участия в упражнении, если это продиктовано внутренним состоянием.

- Право говорить и обязанность слушать. Каждый может высказаться и должен дать возможность другим быть услышанными и понятными.

5.Упражнение «Хорошо ли быть воспитателем?»

Ваша задача: вспомнить положительные и отрицательные стороны в работе воспитаеля. На столах для каждого из Вас подготовлены листы бумаги со смайликами. Пожалуйста, напиште ваши  положительные и отрицательные примеры, начните с отрицательных. Каждый участник озвучивает примеры.

6. Упражнение «Статус детей» Работа в 3-х группах.

Межличностные взаимоотношения отслеживаются уже в раннем возрасте, когда ребенок одним детям отдает игрушку,принесенную из дома,а другим нет, с одними общается а некоторых детей не замечает. В младшем дошкольном возрасте мы можем определить,кто с кем дружит. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок уже может дифференцировать свои личностные отношения. Межличностные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер.В этом возрасте важным мотивом общения выступает потребность в признании и уважении сверстников. По результатам исследований межличностных взаимоотношений детей, социальная структура группы в старших группах состоит из детей – звезд, детей, которых предпочитают – это дети с высоким статусом, и детей с низким статусом – изолированных,презренных,отвергнутых, малопопулярных детей.

Задача воспитателей: способствовать тому,чтобы детей с низким статусом становилось все меньше.

Мы поделились на группы.1 гр. – описывает качества ребенка-звезды, 2 гр –ребенка с высоким статусом,это принятые дети или дети, которых выбирают, 3 гр –ребенка с низким статусом,отвергнутые или изолированные. Участники озвучивают описания.

Советы психолога по повышению статуса детей в группе.

Самому педагогу

- пересмотреть своё отношение к ребёнку, попытаться найти в ребенке положительные качества, опираться на них при педагогическом воздействии.

С ребёнком

- подчеркивание положительных качеств ребенка, поощрение положительных моделей поведения

- создавать для малопопулярного ребенка ситуацию успеха в учебной и игровой деятельности (например, заранее научить такого ребенка правилам новой игры,вовлечение застенчивого ребенка  в театрализованную деятельностьи др.)

- составить план работы с ребенком

- обучение игровым навыкам,ненавязчивая помощь педагога в организации игры (вхождение в игру, развитие сюжета)

- разыгрывание ситуаций общения, помощь в нахождении способов решенияконфликтной ситуации (разучивание считалок,мирилок)

С родителями

- беседа с родителями – обязательное акцентирование на положительных качествах ребенка и тактичное указание на то, что тревожит педагога

- диспетчерская деятельность ( предложить посетить психолога, при необходимости – логопеда,детского невролога)

- информация в родительском уголке по нужной тематике

- игровые тренинги родителей и детей

- видеозапись свободной игровой деятельности

- совместная деятельность «родитель-ребенок» (досуги,развлечения, изготовление подарков для друзей»

Если в вашей группе нет изолированных и непопулярных детей,значит, Вы – настоящий педагог. Ведь эмоциональное благополучие каждого ребенка – один из важнейших показателей эффективности работы воспитателя.

7.Упражнение «Ладошки» 2 группы по 6 человек.

Цель: сохранение психологического комфорта всех участников тренинга.

Каждый участник на отдельном листе бумаги рисуют свою ладонь.Подписывает ее в центре изображения, пишет «ты» и стрелочкой показывает на каждый палец. После участники по кругу передают свои ладошки, где по очереди пишут на пальце один комплимент своим коллегам. Когда все пять пальцев заполнятся комплиментами,ладошки возвращаются к их владельцам.

8.Задание «Проблемные ситуации» 4 группы

У вас в конвертах описаны проблемные ситуации. Ваша задача обсудить и на бумаге написать пути решения данной проблемной ситуации. Договоритесь, кто будет представлять ваше решение.

1.В семье Антон был нежелательным ребёнком. Мама говорила ему,что он не похож на родителей. Родители постоянно придерживались строгого контроля над ребенком, применяли постоянные наказания, не обращали внимания на ребенка в достаточной степени.Антон чувствовал это, становясь упрямым,замкнутым. Ему трудно было найти общий язык со сверстниками и взрослыми, ведь он был уверен, что он никому не нужен.

А)какой стиль воспитания ребенка в семье (демократический, гиперопека,невмешательство, сотрудничество, диктат)

Б)Как вы думаете какая у Антона самооценка?

В) Как помочь ребенку чувствовать себя нужным, научить жить в детском коллективе?

Г) Какие рекомендации родителям?

2. Алену родители воспитывают строго. Она постоянно слышит слова: «А что скажут о тебе другие?». Дома существует постоянный строгий режим, дисциплина. Беспрекословное выполнение задач. Если у Алены что-то не получается, она это болезненнопереживает, но скрывает свою боль, потому что она должна быть воспитанной и сдержанной.Девочка начала бояться,что если не сможет выполнить какое-то задание,то не заслужит одобрение со стороны родителей или воспитателей. Она стала тревожной, начала негативно относиться к себе.Алена часто остается наедине со своими переживаниями, думая, что она не такая, как все.

А)какой стиль воспитания ребенка в семье (демократический, гиперопека,невмешательство, сотрудничество, диктат)

Б)Как вы думаете какая у Алены самооценка?

В) Как помочь ребенку чувствовать себя нужным, научить жить в детском коллективе?

Г) Какие рекомендации родителям?

3. Оксана в семье является поздним, долгожданным ребенком.Родители,дедушки,бабушки постоянно беспокоятся о ней, детские болезни – это настоящая паника, трагедия.Ребенку говорят о том,что ее повсюду подстерегает опасность. Поэтому ее не выпускают на улицу,запрещаютиграть с другими детьми. Взрослые часто не согласовывают свои действия с желаниями ребенка. Иногда Оксана тревожно спрашивает : «А я не заболею?», «А я не умру?».В детском саду она часто плачет, со страхом и недоверием воспринимает все новое,не умеет общатьсясо сверстниками. Девочка нерешительная,несамостоятельная,слишком чувствительная, чувствует себя неудовлетворенной.

А)какой стиль воспитания ребенка в семье (демократический, гиперопека,невмешательство, сотрудничество, диктат)

Б)Как вы думаете какая у  Оксаны  самооценка?

В) Как помочь ребенку чувствовать себя нужным, научить жить в детском коллективе?

Г) Какие рекомендации родителям?

4. В семье Сережи мальчика любят все. Все,что не сделаетребенок – это замечательно, талант.Мама и папа всегда одобряют его поступки. Желания сына мгновенно удовлетворяются.Интересы окружающих игнорируются. Любой режим и дисциплина отсутствуют, обязанностиребенкасведены к минимуму, а права – ограничены.Если что-то делается нетак,как хочется Сереже,начинаются истерические реакции.В группе ДОУ мальчика сверстника не принимают, ведь он на самом деле, кроме восхваления, ничего не умеет. Самоуверенность сменяет неуверенность, нерешительность, неумение постоять за себя,душевный дискомфорт.Сережа стал нелюдимым и агрессивным.

А)какой стиль воспитания ребенка в семье (демократический, гиперопека,невмешательство, сотрудничество, диктат)

Б)Как вы думаете какая у Антона самооценка?

В) Как помочь ребенку чувствовать себя нужным, научить жить в детском коллективе?

Г) Какие рекомендации родителям?

9.Рефлексия

-Что дала вам работа в тренинге?

- Произошли ли у Вас какие-то изменения?

- Как ВЫ сейчас себя чувствуете?

- Ваши замечания и предложения по проведению тренинга?