Тренинговое занятие "Психологическая компетентность педагога ДОУ".
план-конспект занятия на тему

Фролова Татьяна Владимировна

Тренинговое занятие для педагогов на тему: "Психологическая компетентность педагога ДОУ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл treningovoe_zanyatie_8.11.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие: «Психологическая компетентность педагога ДОУ».
Цель: 
актуализация развития профессиональной компетентности воспитателя.
ЗАДАЧИ:
1. Вспомнить понятие «профессиональная компетентность», виды     профессиональной компетентности.
2. Повлиять на профессиональное становление педагога.
3. Определить составляющие профессиональной компетентности и перечень ос
 новных профессиональных компетенций для педагога нашего ДОУ. 

Психологическое вхождение.

Небольшая разница.
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:
— Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:
— Я счастлив сообщить тебе радостную весть — ты переживёшь всех своих родных.
Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились.
— Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён? — спрашивали они.
На что последовал ответ:
— Мы оба одинаково истолковали сон. Но всё зависит от того, не что сказать, а как сказать.

Умение общаться - это искусство слушать и слышать, искусство видеть и чувствовать, умение понять собеседника и донести до него свои мысли.
-Уважаемые коллеги! Наш сегодняшний тренинг я предлагаю посвятить совершенствованию навыков общения. Для того чтобы наше общение было эффективным, предлагаю в процессе общения придерживаться таких правил:

1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. Я – высказывание.
5. Безоценочность суждений.
6. Активность.
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).
В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:
1.      Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
2.      Готовность решать профессиональные предметные задачи.
3.      Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

Мини-лекция. 
Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
Улыбка, имя собеседника, комплимент.
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
• Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд.
• Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!».
Как можно реже употреблять местоимение «Вы…»(Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!»)
Чаще говорить «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!».
Невербальное общение: позы, жесты, дистанция и манера одеваться.
Хочется отметить, что более половины объема межличностного общения приходится на невербальное общение (мимика, жесты, позы и т.д.).
- Знание невербального языка помогает нам ориентироваться не только в настроениях окружающих нас людей, но и в собственных – расшифровать свои скрытые мысли.
Какую роль в структуре невербального общения играют позы и жесты? Открытые, закрытые и зеркальные позы.
-  К закрытым позам относятся те, в которых мы используем скрещивание рук или ног или заслоняем часть нашего тела с помощью каких-либо предметов. Например, воспитатель держит двумя руками перед собой тетрадь, журнал посещаемости; сидит в позе нога на ногу со скрещенными руками на груди.
- Открытые позы такие как: раскрытые, несжатые в кулак ладони, не скрещенные пальцы, руки и ноги дают возможность вам казаться более приветливыми и доброжелательными.
- Зеркальные позы и жесты Используя зеркальные жесты, т. е. копируя движения, позу партнера во время разговора, мы можем сообщить собеседнику о нашем с ним согласии. Но следует отметить, что зеркальные жесты не должны быть точным повторением движений партнера, их цель – подчеркнуть «присоединение» к собеседнику.
Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
• Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
Дистанция и позиция
 - Общение с родителями, сидя или стоя за столом, будет препятствовать созданию доверительных отношений между собеседниками, т.к. стол будет выполнять функцию «барьера» общения.
- Неверно выбранная позиция (расположение), когда педагог сидит на высоком стуле, а родитель – на «детском» стуле, провоцирует у родителей ощущение давления и превосходства со стороны педагога. Желательно, чтобы и педагог, и родитель сидели на стульях одинаковой высоты.
- Планируя дистанцию общения педагога с родителями (расстояние между собеседниками), очень важно не вторгаться в его личное пространство, а предоставить возможность выбора дистанции ему самому.
- Дистанция между вами должна составлять от 1м до 1, 5 м.
Манеру одеваться - можно отнести к невербальным средствам общения
Так, строгий стиль в одежде (пиджак и юбка или брюки прямого покроя) ассоциируются собеседником с высоким статусом партнера по общению. С низким статусом обычно связывают одежду, которая придаёт телу мягкие округлые формы (рукав реглан, свитер свободного покроя, расклешенные юбки и т. д.).
Поэтому очень важно для педагога умение преподнести себя, быть аккуратно одетым, т. к. его внешний вид одежда, прическа, походка и даже обувь (туфли, а не домашние тапочки-шлепанцы) важны в процессе общения.
Как правильно вести беседу.
Слушать внимательно и доверительно
. Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимальное количество информации.
Дать возможность собеседнику высказаться. Не торопите его. Одобряйте точность высказанных мыслей. Задавайте встречные вопросы с целью помощи высказаться или одобрения точности высказанных мыслей.
Не прерывать высказывания собеседника. Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах. Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна.
Основные моменты:
Дайте собеседнику возможность выговориться.
Выражайте вашу заинтересованность при помощи поддерживающих выражений («Я правильно поняла?», «Я ничего не перепутала?», «Вы считаете, что…» и т. д.)
Резюмируйте наиболее важные высказывания.
Не прерывайте собеседника.
Не противоречьте.
Задавайте вопросы.

Практическая часть

Упражнение "Выбери фразу"
Слово ведущего: "Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей».
Инструкция. Воспитателям предлагается найти в предложенном перечне:
1) пять "неудачных" фраз, которые не следует употреблять;
2) "нежелательные" фразы и смысловые ("желательные") пары к ним.
Раздаточный материал
Инструкция: Выделите, на ваш взгляд, "неудачные" фразы красным цветом. Укажите стрелочкой "нежелательные" фразы в паре с "желательными" так, чтобы стрелка шла от "нежелательной" фразы к "желательной".

Извините, если я помешала.

Я бы хотела.

Вероятно, вы об этом еще не слышали.

Вам будет интересно узнать.

Я бы хотела еще раз услышать.

Мне представляется интересным то, что.

Я пришла к такому выводу, что.

Вы хотите.

Думается, ваша проблема заключается в том, что.

Давайте с вами быстро обсудим.

Как вы знаете.

Хотя вам это и неизвестно.

Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать.

Вы, конечно, об этом еще не знаете.

А у меня на этот счет другое мнение.

Конечно, вам уже известно.

Вы, наверное, об этом слышали.

После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными ответами:

"Неудачные" фразы: "Извините, если я помешала… ", "Я бы хотела еще раз услышать… ", "Давайте с вами быстренько обсудим… ", "Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать… ", "А у меня на этот счет другое мнение... "

"Нежелательные" фразы в паре с "желательными":

"Я бы хотела… " – "Вы хотите… ";

"Вероятно, вы об этом еще не слышали… " – "Вы, наверное, уже об этом слышали… ";

"Мне представляется интересным то, что…" – "Вам будет интересно узнать… ";

"Я пришла к такому выводу, что… " – "Думается, ваша проблема заключается в том, что… ";

"Хотя вам это и неизвестно… " – "Конечно, вам уже известно… ";

"Вы, конечно, об этом еще не знаете. " – "Как вы знаете. ".

Упражнение «Испорченный телефон». 

Ведущий. Сегодня тема нашей встречи «Активное слушание». Давайте посмотрим: умеем ли мы с вами слушать и слышать друг друга. Для этого придется вспомнить игру из с детства «Испорченный телефон». Мне нужны четыре участника. Кто хочет?

Инструкция для тех, кто выходит: Я буду приглашать по одному, и предлагать вам задание после того, как Вы войдете в эту комнату. Попрошу выйти участников из комнаты. (Участники выходят).

Инструкция для остальных участников: фиксируйте ошибки, искажения смысла, появляющиеся у каждого передающего. Прошу войти первого (входит первый участник). Послушайте меня, пожалуйста. Я сейчас зачитаю Вам текст, а Вы должны будете пересказать тому, кто войдет следующий.

Текст передачи: «В марте в детском саду № 15, который находится на перекрестке улиц Крупской и Ивановской, произошло необычное событие: из раковины в помещении старшей группы вылез крокодил. Вася Сидоров, увидев крокодила, взял мольберт и начал рисовать с натуры. Федя Петров стал отбирать крокодила, пытаясь засунуть его в куртку Маши Селезневой. Папа Веры Корткиной, который пришел в это время за своей дочкой от 2-го брака, с перепугу забыл взять ее домой и опоздал на собственный бракоразводный процесс, в результате чего его будущая 3 жена оказалась без мужа, без прописки, а 1-я жена – без алиментов. На крик прибежали сотрудники ДОУ. Кто-то успел позвонить по телефону 911. Но когда приехала спасательная команда, дети сидели за столом и пили ароматный чай».

Входит второй участник. Первый сообщает ему тот текст, который слышал. Затем заходит третий, второй сообщает ему то, что слышал. Затем четвертый выслушивает то, что сообщает ему предыдущий участник.

Ведущий. Спасибо! Вы все выполнили, что от вас требовалось. А теперь послушайте, что было сказано первому. (Читается текст).

Обсуждение.

Участники пытаются ответить на следующие вопросы:

– Какое впечатление произвело это упражнение?

– Что мешало слушать более внимательно?

– Какие моменты запомнились лучше и почему?

– Вы обратили внимание на то, что мало того, что эта история видоизменилась, так еще и был утерян смысл. Как вы думаете почему? (большое внимание к деталям, неспособность структурировать информацию).

Вывод: потому, что у каждого из нас информация перерабатывается по разному, каждый что-то «додумывает», дополняет, исходя из своего опыта из своих ощущений, из своего восприятия и взглядов на некоторые вещи, так как мы считаем, что будто хорошо понимаем, что именно имеет в виду, о чем думает наш собеседник, когда говорит ту или иную фразу.

Поэтому, очень важно придерживаться правил активного слушания.

(«Я правильно поняла?», «Я ничего не перепутала?», «Вы считаете, что…» и т. д.)

Упражнение «Хорошие и плохие поступки».
Описание упражнения. Участников делят на две команды, случайным образом. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды – написать, как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой – написать, как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.
Обсуждение. Каждая команда представляет свои темы. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе. Психологический смысл упражнения. Осознание педагогами связи между поступками и самоуважением. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.
Деловая игра 
Цель игры: Выработка в группе единого взгляда на личностные и профессиональные качества педагога и разработка на их основе модели профессиональной компетентности.
Задача: Разработать модель профессиональной компетентности педагога.
Оборудование: ватман, маркеры, фломастеры.
Группа пользователей: педагоги ДОУ.
Деловая игра для педагогов состоит из нескольких частей:
1. практическая часть – оформление модели профессиональной компетентности педагога с ее обоснованием.
2. теоретическая часть.
3. демонстрационная часть.
4. заключительная часть.
Практическая часть 
Организационный этап: 
Участники делятся на две группы. В группе выбирают секретаря - для записи всех поступающих предложений, хранитель времени - для контроля времени, оратор - для защиты своей модели. Время работы- 3-5 минут.
Оформительный этап 
На ватмане оформляется групповая модель профессиональной компетентности педагога: необходимо на одной половине изобразить профессионально компетентного педагога, а рядом записать десять его наиболее значимых качеств. Время работы – 15 минут.
Демонстрационный этап 
Презентация модели профессиональной компетенции педагога, обоснование представленных профессиональных и личностных качеств. Время работы – 10 минут. После презентации каждый участник группы выбирает три наиболее важных, по его мнению, качеств из десяти представленных.
Релаксация.

Игра-активатор “Друг к дружке”.
Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.
Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.
- Правая рука к правой руке!
- Нос к носу!

- Спина к спине!
- Друг к дружке!
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке!
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Лоб ко лбу!
- Друг к дружке!
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке!
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!
Все. Спасибо. Садитесь! Спасибо всем за участие, искренность. Желаю вам всегда понимать себя и других. Удачи всем!

ПРАВИЛА КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Если перед педагогом стоит задача привлечь родителей к сотрудничеству, активному участию в педагогическом процессе ДОУ, то целесообразно придерживаться таких правил:

1. Говорите с родителями только о том, судить, о чём вы имеете право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.

2. Планируя серьёзный разговор с родителями, не начинайте его утром, на улице, на ходу, на лестнице, в детской раздевалке, а пригласите их пройти в группу и обязательно усадите за стол. Тогда ваши слова будут услышаны, так как родитель вынужден вас выслушать.

3. Не начинайте разговор с родителями воспитанников со слов: «Ой, извините, можно с вами поговорить?», «Не знаю, может быть я не совсем права, но всё таки…».

4. Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их сравнивать. Если всё-таки сравнивать, то только с эталоном, нормой возрастного развития: каждый родитель хочет слышать в первую очередь о достижениях и проблемах развития своего ребёнка; если в первые 10-15 минут разговора он ничего конкретного и убедительного не услышал о своём ребёнке, он постарается закончить разговор.

5. Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов её решения. Тогда родитель будет воспринимать вас не как критика, а как помощника. Образно говоря, родитель идёт к педагогу как к врачу: не важно, с чем зашёл, важно, с чем вышел.

6. Помните! Самый верный способ настроить родителей против себя – показать им, что вы считаете себя умнее их. Не забывайте, какую цель вы ставите: блеснуть своими знаниями или помочь ребёнку? не старайтесь демонстрировать родителям своё превосходство, употребляя в речи сложные психолого-педагогические термины. Родитель будет вам благодарен за конкретные советы, простые и реально выполнимые рекомендации.

7. Не ставьте задачу завоевать авторитет у всех без исключения родителей, создать со всеми отношения активного сотрудничества, полного взаимопонимания.

«Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями.

- Очень хорошо, что Вы подняли этот вопрос, и…

- Спасибо, что Вы обратились с этой проблемой к нам, и мы обязательно ее решим, когда это будет удобно нам с Вами… .

- Я уважаю Ваше мнение, и в то же время вижу эту ситуацию с другой стороны… ., а как Вы видите выход из этой ситуации, что мы можем предпринять?. (дождаться первого предложения от родителя)

- Нам это важно, давайте подумаем, как нам решить эту проблему, и избежать данной ситуации в будущем….

Как сформулировать просьбу, чтоб отказать было невозможно?

Универсальные:
- Только Вы…. в этой ситуации можете нам помочь
- Как замечательно, что Вы подошли…. Я больше ни к кому не могу обратиться, только к Вам….
- Я знаю, что только Вы справитесь, потому что….
Нам очень нужна именно Ваша помощь…
- Только Ваши знания и опыт могут нам помочь…
У вас такая светлая голова! Вы такая способная и добрая.
Вы мастер на все руки, и вам не составит труда…

Как извиниться?

- Извините, возможно, я не правильно высказала свою мысль…
- Я прошу прощения, что так произошло… .
-  Прошу Вас меня извинить за то, что… надеюсь…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие с педагогами "Психическая саморегуляция - основа психологического здоровья педагогов"

Тренинговое занятие с педагогами "Психическая саморегуляция - основа психологического здоровья педагогов"...

Тренинговое занятие психолога с педагогами: «Психологическая компетентность педагога ДОУ»

Тренинговое занятие направлено на повышение уровня психологической компетентности педагогов....

Тренинговое занятие для педагогов "Искусство быть педагогом"

Данный тренинг можно проводить с педагогами с целью улучшить физическое и эмоциональное состояние педагогов, помочь снять хроническую усталость и эмоциональную опустошенность, а также открыть творческ...

Тренинговое занятие для педагогов "Искусство публичного выступления - залог успешности педагога"

На занятии педагоги познакомятся с  психологическими законами публичного выступления, узнают "10 шагов в подготовке к выступлению", рассмортрят эффективные стили публичного выступления ...

Тренинговое занятие с педагогами «Эмоциональное благополучие педагогов»

Повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педегога....