Тренинговое занятие для педагогов "Искусство быть педагогом"
методическая разработка на тему

Зверева Ирина Валерьевна

Данный тренинг можно проводить с педагогами с целью улучшить физическое и эмоциональное состояние педагогов, помочь снять хроническую усталость и эмоциональную опустошенность, а также открыть творческий потенциал, повысить работоспособность и укрепить позитивное отношение к профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvo_byt_pedagogom.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие для педагогов «Искусство быть педагогом»

Цель: способствовать мотивации педагогов к самосовершенствованию в различных сферах жизни и непосредственно в педагогической деятельности.

Задачи:

- осознание и понимание особенностей среды, в которой работает педагог;

- осознание педагогом собственных жизненных ценностей и убеждений;

- выявление преград в личном и профессиональном росте;

- настрой на позитивное содержание реализиции себя как личности и педагога.

Оборудование: листы бумаги, карандаши, ноутбук, музыка для релаксации, мешок с игрушками (лента, карандаш, яблоко, машинка, мягкая игрушка, кукла, расческа, ключ), листы с нарисованным чемоданом, цветок из бумаги, фонограмма «Вода.

Ход тренинга

Здравствуйте, уважаемые коллеги! В нашей работе мы всегда акцентируемся на детях, родителях, а о себе и своем здоровье думаем в последнюю очередь, либо вовсе не думаем. Сегодня же мы постараемся обратить наше внимание целиком и полностью на нас самих.

Педагоги располагаются в кругу, на удобных стульях.

Упражнение «Приветствие»

Участникам предлагается бумажный цветок с разноцветными лепестками равным количеству участников. Каждый отрывает лепесток и отдаёт его своему соседу слева, при этом озвучивает свои пожелания и приветствия. Упражнение продолжается до тех пор, пока у каждого не будет по лепестку.

        Упражнение  «Тонкая бумага»

Участникам предлагается взять лист в руки, закрыть глаза и выполнять команды: сложите листок пополам, разгладьте место сгиба и по линии сгиба вырвите клочок бумаги; снова сложите листок пополам и повторите процедуру. И так до тех пор, пока участники смогут складывать лист и вырывать клочки бумаги по линии сгиба. Когда останутся маленькие, многократно сложенные листки, предложите развернуть их и вернуть листки в исходное положение – перед собой. Затем предложите группе открыть глаза.

Обратить внимание участников, что первоначально у всех листы были совершенно одинаковыми, и каждый из них выполнял одни и те же команды ведущего, тем не менее, узор у всех получился разный.

Почему так получилось? (Ответы педагогов)

        

        

        Упражнение «Кто Я?» (Приложение №1)

        Участникам предлагается задуматься над вопросом «Кто я?», потом написать на листочке цифры от 1 до 5, напротив каждой цифры нужно написать свои характеристики, черты, интересы как этой личности (например, как мама - строгая, добрая, нежная; как воспитатель – строгая, справедливая, требовательная и т.д.). Затем каждый сдаёт свой листочек подписав его ведущему, листочки перемешиваются в мешочке. Характеристики зачитываются ведущим вслух и участники должны отгадать, кому принадлежат эти черты.

        Упражнение «Эффекты восприятия» (Приложение №3)

        Каждой группе дается по фотографии одного и того же неизвестного человека с кратким пояснением. Одной группе говорится, что это фотографии преступника, другой — что это преподаватель. Участники сидят отдельно и фотографии друг у друга не видят.

Задание: определить личностные качества этого человека, основываясь на собственном восприятии и пояснении к фотографии.

Пояснение 1-й группе: Иванов Василий Сергеевич. За последние четыре года убил несколько человек (из газеты «Криминальные новости», 2004, № 7).

Пояснение 2-й группе: Петров Эдуард Иванович. Доктор химических наук, профессор. Получил Государственную премию за вклад в науку (из газеты «Аргументы и факты», 2003, № 5).

 

        Итак, сейчас мы увидели одного и того же человека, а описание услышали разное. Почему? (Ответы педагогов)

        Участники делают вывод, что на их мнение повлияли разные установки на человека, разное пояснение.) Так и в работе мы часто навешиваем ярлыки на детей, родителей. Этого делать нельзя!!!

        Упражнение «Будь внимательным»

        При разговоре люди смотрят друг на друга. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза. А теперь поднимите руку, у кого сосед со светлыми волосами? Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с темными глазами? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед, в ушах которого две дырочки? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя. Закройте глаза. У кого сосед в платье? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя ».

        Упражнение «Стрессы в работе педагогов» (Приложение №2)

Мы с вами работаем в сфере человек – человек и как всем известно, стрессов в такой работе не избежать. Стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями,  такими как злость, страх, грусть. И негативными состояниями, такими как раздражение, беспомощность, апатия. Никому не нравится переживать эти эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем-то нужна, так же как человеку необходима способность, испытывать физическую боль, голод или холод.

        Давайте сейчас разобьемся на четыре группы, каждая из которых получает задание: обсудить, зачем человеку нужна способность, испытывать негативные эмоции и состояния.

        Первая – обсуждает злость;

        Вторая – страх;

        Третья – грусть;

        Четвертая – апатию.

По ходу обсуждения записывайте свои выводы. На работу дается 3-5 минут. Далее группы рассказывают о результатах своей работы».

Ведущий: подводит итог обсуждения.

  • Злость мобилизует нашу энергию, позволяет защититься;
  • Страх сигнализирует об опасности;
  • Грусть побуждает нас задуматься;
  • Апатия дает «передышку», позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на нее со стороны.

Я предлагаю вам обсудить, что вы делаете, когда испытываете негативные эмоции? Сравните два высказывания:

        «Ты ненадежный друг, потому что не выполняешь своих обещаний» и «Я злюсь, потому что книга, которую ты забыл принести, сейчас мне очень нужна».

        Второе высказывание позволяет человеку открыто говорить о своих негативных эмоциях, не создавая конфликта.

        Упражнение «Кто родился в мае…»

А сейчас мы с вами проводем игра, с помощью которой смогжем лучше узнать друг друга. Называется личностное качество или описывается ситуация и участники, по отношению к которым справедливо высказывание, выполняют определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: «Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами». Варианты высказываний:

-  у кого карие глаза – трижды подмигните;
– тот, кто сегодня утром  съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;
– кто родился зимой, пусть обнимет своего соседа слева;
– кто любит собак, трижды пролайте;
– у кого есть брат, пусть скажет соседу справа, что это его не касается;
– кто пьет чай без сахара, загляните себе под стул;
– у кого проколоты уши, пробегите по кругу;
– замужние опишите в воздухе большую восьмерку рукой;
– пусть первый ребенок в семье поднимется на стул;
– тот, кого принуждали прийти в эту группу, должен затопать по полу ногами и крикнуть: «Я не позволю себя заставлять!»;
– у кого есть собственные дети, подпрыгните (один прыжок за каждого ребенка);
– кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;

- тот, кто мечтал быть педагогом с детства, поднимите правую руку вверх и скажите: «Это я!»;

– кто изредка мечтал стать невидимым, закройте лицо ладошками;
– тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажет, как это делается;
– кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по сиденью, скрестить руки на груди и громко крикнуть: «Хватит!».

        Упражнение «Ассоциации с игрушкой»

Педагогам предлагается черный не прозрачный пакет с разными предметами (шнур, скакалка, карандаш, машинка, яблоко, мягкая игрушка, кукла, расческа, игрушка). Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любой предмет и подумать о том, чем этот предмет похож на нее. Далее идёт обсуждение в кругу.

        Упражнение «Чемодан»

Группе объявляется, что сейчас каждому молодому педагогу дается воображаемый чемодан и участникам предлагается «собрать» его в «дорогу» – профессиональный путь в данном коллективе. «Вещи» – пожелания, советы, качества, которые понадобятся для успешного профессионального и личностного развития.

Упражнение  «Источник»

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода» ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

        «Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.

        Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.

        Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем – разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли.

        Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия- вашей энергией.

        Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется»

        По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза.

        Упражнение «Открытка коллеге»

Участники получают чистые листы бумаги, в центре зала на столе стоят цветные карандаши, фломастеры. Им предлагается сначала нарисовать открытку, а затем подписать её для своего соседа справа. Даны ключевые слова: ум, доброта, красота, здоровье. Используя эти слова, подпишите открытку коллеге. (3-5 мин.)

        Упражнение «Стакан с водой»

Ведущий показывает участникам стакан с водой. Как вы думаете, насколько этот стакан тяжелый? (Ответы участников)

Мораль: Абсолютный вес не имеет значения. Всё зависит от того, как долго я буду его держать. Минута для меня не проблема. А если я продержу его час, то моя рука начнёт болеть. Если день – она онемеет и станет парализованной. В любом случае, вес стекла и воды не меняется, но чем дольше я держу стакан, тем тяжелее для меня он становится. Давайте представим, что стакан с водой – это ваши переживания. Чем больше вы о них думаете – тем хуже для вас. И если вы будете думать о них слишком долго, вы будете чувствовать себя парализованным, не в состоянии что-либо делать. Поэтому просто поставьте стакан на стол и живите дальше! Спасибо всем за работу!

Приложение №1

Кто я?

1.

2.

3.

4.

5.

Кто я?

1.

2.

3.

4.

5.

Кто я?

1.

2.

3.

4.

5.

Кто я?

1.

2.

3.

4.

5.

Кто я?

1.

2.

3.

4.

5.

Кто я?

1.

2.

3.

4.

5.

Кто я?

1.

2.

3.

4.

5.

Кто я?

1.

2.

3.

4.

5.

Кто я?

1.

2.

3.

4.

5.

Кто я?

1.

2.

3.

4.

5.

Приложение №2

Злость

        

        

        

Страх

Грусть

Апатия

Приложение №3

Задание: определить личностные качества этого человека, основываясь на собственном восприятии и пояснении к фотографии

Иванов Василий Сергеевич. За последние четыре года убил несколько человек (из газеты «Криминальные новости», 2004, № 7).

Задание: определить личностные качества этого человека, основываясь на собственном восприятии и пояснении к фотографии

Петров Эдуард Иванович. Доктор химических наук, профессор. Получил Государственную премию за вклад в науку (из газеты «Аргументы и факты», 2003, № 5).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РЕЛАКСАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Тренинговое занятие по релаксации для педагоговЦель: снятие эмоционального напряжения педагогов.Ведущий: педагог-психолог МАДОУ.Участники: коллектив сотрудников детского  сада.Ход мероприятия:Упр...

Тренинговое занятие для родителей и педагогов младшей группы в адаптационный период.

Адаптационный период ребенка к условиям ДОУ- это новый этап в жизни не только ребенка, но и родителей и воспитателей. Очень важно пройти этот период с наименьшими психологическими потерями у каждой из...

Тренинговое занятие «Развитие творческих способностей педагога»

Цель данного занятия - активизировать образную память и творческое воображение, развивать скорость и гибкость мысли, умение мыслить не стереотипно....

Тренинговое занятие с педагогами "Психическая саморегуляция - основа психологического здоровья педагогов"

Тренинговое занятие с педагогами "Психическая саморегуляция - основа психологического здоровья педагогов"...

Тренинговое занятие психолога с педагогами: «Психологическая компетентность педагога ДОУ»

Тренинговое занятие направлено на повышение уровня психологической компетентности педагогов....