Опытно-экспериментальная деятельность
опыты и эксперименты (старшая группа) по теме

 Мурзагалиева Людмила Савельевна

Опытно-экспериментальная деятельность

старшей группе детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность

старшей группе детского сада

(из опыта работы)

Мурзагалиева Людмила Савельевна,

Воспитатель 1 кв.категории,

МБДОУ № 90 г. Мурманска

        

                                                                                                  Что я слышу — забываю,

                                                                                 Что я вижу — помню,

                                                                                 Что я делаю — понимаю.

                                                                                                         Конфуций

У каждого из нас остаются добрые воспоминания о детстве: бабочка, порхающая с цветка на цветок, воробышек, купающийся в луже, пение птиц, шуршание опавших листьев под ногами, снежинка, тающая на ладошке... Как сохранить это восторженное чувство любви к природе? Как передать его детям и научить их не только восхищаться её красотой, но и заботиться о природе, беречь её?

В наше время одной из острейших проблем является экологическая проблема. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека. Поэтому прививать любовь к природе необходимо в детстве. Проведение опытов, организация экспериментирования - один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольника. Опыт помогает развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связь между живым и неживым в природе. Ребенок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Недаром пословица гласит: «Расскажи — я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает всё сам, а не исполняет роль наблюдателя. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

В условиях детского сада используем  простые элементарные опыты. Их элементарность заключается в характере решаемых задач, в процессе которых не происходит научных открытий, а формируется понятие и умозаключение.

Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Эти задачи могут быть выдвинуты детьми. Практически они ставят их постоянно, задавая взрослым свои «почему?» и «отчего?».  Например, на запрет воспитателя не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть снег?». Бесполезно объяснять, что снег холодный и можно заболеть. Бесполезно утверждать, что снег грязный. Ведь он такой белый, чистый, сверкающий... Гораздо убедительней и наглядней эту проблему можно решить путём постановки краткосрочного опыта: поместив снег в белую миску, предлагаю посмотреть, что станет с ним после обеда. Дети видят, что снег тает и образуется грязная вода. «Кто положил сюда грязь? Никто!.. Значит, снег грязный,» - делают вывод дети. Так мы используем кратковременные наблюдения для установления различных объектов природы.

Длительные опыты мы использовали при установлении причин природных явлений, связей, отношений, процессов роста и развития. Например: условия произрастания семян, роль света, воды  для роста растений. Были проведены опыты по выращиванию зелени из репчатого лука. Одни дети помещали две луковицы в две стеклянные банки, но только в одну не налили воды. Дети наблюдали разное состояние луковиц. Причем, со временем разница между ними возрастала: в банке с водой лук пророс, у него появились корни и зелень. В банке без воды луковица осталась почти неизменной. Другие дети опыт с луком провели иначе: обе луковицы поместили в воду, но одну банку поставили в темном месте, а другую на подоконник. Наблюдение и сравнение  луковиц показали, что они растут по-разному: на подоконнике лук вырос зеленым и сочным, а в темноте прорастающие листья выросли желтыми и скрюченными из-за отсутствия света.

Третья группа детей поставила одну банку с луковицей на свету, но в прохладном месте, а другую - в нормальные условия. Были сделаны выводы, что при отсутствии тепла лук не прорастает или прорастает, но очень медленно.

В результате были сделаны выводы, что только при сочетании трёх основных условий (тепла, света и влаги) обеспечивается бурный рост хорошей зелени.

Аналогично были проделаны опыты с овсом. Наиболее яркие изменения в ходе длительного наблюдения зарисовываем в тетрадь наблюдения.

Проведя опыт с водой, сравнивая воду в двух бутылках (одна стояла на открытом воздухе, а другая закопана глубоко в снег), дети убедились, что в первой бутылке вода замёрзла, а во второй нет.

Чем же была защищена вода в бутылке от морозного ветра? Что мешало ему добраться до нее и заморозить? И дети делают вывод: «Снег». После предлагаю подумать, для чего люди сгребают снег на газоны,  клумбы и  под деревья и кусты?

Таким образом, в организации и проведении опытов можно выделить четыре этапа:

  1. Постановка проблемы.
  2. Поиск пути решения проблемы.
  3. Проведение наблюдения.
  4. Убеждение итогов и формулировка выводов.

При наличии у детей некоторого опыта, сформированного через наглядно-действенные методы, используем для  решения познавательных задач эвристические беседы, которые дают возможность установить причины разнообразных явлений при помощи рассуждений.

В ходе беседы помогаем детям не только усваивать общие закономерности, но и видеть их конкретные проявления.  

Опыты включаю и в другие виды деятельности. При этом познание природы не будет происходить путём сообщения воспитанникам какого-либо объёма знаний, а станет такой же творческой деятельностью. Ознакомление с природой даёт наиболее оптимальные результаты при условии, если оно будет носить действенный характер. Нужно дать детям возможность «обращаться», «действовать» с объектами природы. Такими возможностями обладает эксперимент.

Он позволяет детям дать наиболее полную информацию об изучаемых явлениях или объектах, повысить наглядность  и доступность материала, сделать процесс обучения наиболее эффективным и, наконец. Наиболее полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников.

Поэтому в течение нескольких лет мы активно внедряем в практику работы с детьми разнообразные опыты и эксперименты.                                                                

   В  нашей группе создана мини-лаборатория — новый элемент развивающей предметной среды. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты по разной тематике.

      Наиболее интересными для детей стали такие опыты-эксперименты с водой:

  • «Какой бывает вода?»
  • «У воды нет вкуса»
  • «У воды не запаха»
  • «Пар — это тоже вода»
  • «Куда исчез сахар?» (растворимость)

       С воздухом:

  • «Как увидеть воздух?» (пузырьки воздуха)
  • «Как поймать воздух?»
  • «Воздух имеет запах»
  • «Для горения нужен воздух»
  • «Как поймать воздух?»
  • «Знакомство с ветром»

        С глиной и песком:

  • «Что у нас под ногами?»
  • «Какими бывают песок и глина?»
  • «Свойства мокрого песка»

        С магнитом:

  • «Свойства магнита»
  • «Действие компаса»

        Волшебное стекло:

  • «Лупа»
  • «Зеркало»
  • «Солнечные очки».

Желание быть в роли «ученого» придает ребенку уверенность, самостоятельность, ответственность и огромное старание. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарный опыт с ними позволяет познать их свойства, качества, возможности, пробуждает любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Получаешь огромное удовольствие, видя горящие глаза детей, их желание, интерес к экспериментальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Технология опытно экспериментальной детской деятельности

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...