«Развитие психических процессов у ребенка дошкольника средствами «арт-терапии»
статья (младшая группа) на тему

Беляева Ирина Сергеевна

Арт-терапия  представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним изЦель использования арт-терапи:

-формирование психологического здоровья детей

- привлечение детей к активной продуктивной деятельности способствующей развитию всех психических процессов.

Основные задачи:

-способствовать самопознанию ребёнка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений

- обучать ребёнка положительному восприятию себя и других людей

- развивать у ребёнка социальную и коммуникативную компетентность

- учить ребенка выражать свою любовь

- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения

- корректировать  нежеланные черты характера и поведения

- обучать ребенка рефлексивным умениям

- формировать у ребенка потребность в саморазвитии. наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon art-terapiya.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

  «Развитие психических процессов у ребенка дошкольника средствами «арт-терапии»

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.

Арт-терапия  представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами.

Несмотря на сравнительно небольшой срок существования, метод арт-терапии великолепно зарекомендовал себя. Это, в первую очередь, вызвано  преимуществами арт-терапии  в сравнении с другими методами.

 1.Позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти силы для её решения.  

2.Мягко и безболезненно помогать решать такие проблемы, которые невозможно решить через прямые указания, повторения, внушения.

3.Позволяет каждому человеку реализовать свой потенциал и придти в резльтате к гармонии с собой.

4.Решает широкий спектр межличностных и внутриличностных проблем, а также вопросов, касающихся как психологического, так и физического здоровья.

5.Использует художественное творчество как способ психологической работы и психологической поддержки детей.

Цель использования арт-терапи:

-формирование психологического здоровья детей

- привлечение детей к активной продуктивной деятельности способствующей развитию всех психических процессов.

Основные задачи:

-способствовать самопознанию ребёнка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений

- обучать ребёнка положительному восприятию себя и других людей

- развивать у ребёнка социальную и коммуникативную компетентность

- учить ребенка выражать свою любовь

- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения

- корректировать  нежеланные черты характера и поведения

- обучать ребенка рефлексивным умениям

- формировать у ребенка потребность в саморазвитии.

Методы арт-терапии.

Музыкотерапия – специально подобранная музыка, помогает достичь необходимый психотерапевтический эффект. Музыка – искусство, и как любое искусство познается душой. Воспринимать музыку можно, внимая ей или участвуя в создании.

Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки и исполнительство.

Цветотерапия – для формирования гармоничного состаяния.

Игротерапия – самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.

Сказкотерапия – проживание и осмысление какой-либо жизненно важной ситуации, в заданной игравой форме.  Сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает ребёнка и к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре, и к тысячелетнему человеческому опыту, это как бы мостик из прошлого в настоящее. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя, даст возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.

Изотерапия – благотворное воздействие рисования в развивающих и коррекционных целях. Дети часто и легко изображают себя в рисунках. Их эмоциональные установки сказываются на темах рисования. Положительный результат изотерапии может быть получен и при непосредственном изображении конфликта, когда его можно разрешить как бы магически, как в игре. Поскольку дети чувствуют и понимают больше, чем способны выразить в словах, рисунок дает ребенку возможность преодолеть психологический барьер неуверенности и разобраться в себе. Детский рисунок – это особый материал, который помимо художественно-творческого начала несет важный коммуникативный смысл и, благодаря возможности проекции, без обдумывания, содержит важную и доступную для психолога информацию о ребенке.

В настоящее время арт-терапия приобретает всё большую популярность. Творя и созидая, человек в используемых для творчества материалах высказывает свои опасения, страхи, проблемы. Здесь не нужно подбирать слова и с оглядкой на специалиста думать: « А вдруг меня не поймут или осудят?». Методы арт-терапии относятся к проективным методикам и являют собой вынос во внешний мир того, что нас наиболее беспокоит. В процессе терапевтической работы происходит мягкая проработка и коррекция тревожащих событий.

 Несомненно, даже в век развитой медицины нельзя справится с проблемой только традиционным лечением: выписать для тела процедуры и микстуры, а для души – антидепрессанты. Подходить к решению проблем необходимо интегрально, ведь тело неотделимо от души, а душа от тела. Арт-терапия – это, прежде всего, интегральное лекарство, без ограничений в возрасте и побочных эффектов. На мой взгляд, терапия творчеством очень прогрессивное направление. Используя знания смежных наук как дополнение нанесённое на канву творчества арт-терапия постепенно займёт достойное место среди других терапевтических методов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие психических процессов у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.

В данной статье раскрыта актуальность темы и даны методические рекомендации....

Использование нейропсихологических упражнений в развитии психических процессов у старших дошкольников

Педагогический опыт формировался в условиях МБДОУ «Ровеньский детский сад №1 комбинированного вида Белгородской области».В детском саду созданы все условия для организации единого образова...

Рекомендации педагогам по развитию психических процессов у старших дошкольников

Рекомендации педагогампо развитию психических процессов у старших дошкольников Рекомендациипедагогам по развитию внимания Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.Часто ...

«Использование нейропсихологических упражнений в развитии психических процессов у старших дошкольников»

Любой человек – это «нейропсихосоматическая система», работа которой проявляется во взаимодействии трех линий: «нейро» – функционирование головного мозга, центральн...

Развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников средствами арт-терапии

В статье рассмотрены основные подходы к определению эмоционального интеллекта, проанализированы возможности арт-терапевтических средств в развитии эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного ...