Рекомендации педагогам по развитию психических процессов у старших дошкольников
учебно-методическое пособие по психологии (старшая группа)

 

Рекомендации педагогам

по развитию психических процессов у старших дошкольников

 

Рекомендации

педагогам по развитию внимания

 

  1. Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.
  2. Часто менять формы деятельности.
  3. Использовать на занятиях элементы игры.
  4. Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.
  5. Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.
  6. Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.
  7. Учить управлять вниманием в соответствии с целью.
  8. Учит   сосредотачиваться   на   известной   деятельности,   концентрировать           свое внимание на ней, не отвлекаясь.
  9. Создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.
  10. Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.

 

Игры и упражнения,

 способствующие развитию внимания

  1. «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».
  2. Игры-головоломки.
  3. Загадки.
  4. «Найди отличия».
  5. «Найди два одинаковых предмета».
  6. «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
  7. «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».
  8. «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы, а ребенок указывает, что изменилось.
  9. «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

 

Рекомендации педагогам по развитию памяти

  1. Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.
  2. Обучать культуре запоминания.
  3. Учить вспоминать последовательность событий.
  4. Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.
  5. Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.
  6. Учит повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

 

  1. Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.

 

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти

  1. «Запомни предметы».
  2. «Детектив», ребенок в течение 1 минуты рассматривает 15 картинок, после чего их убирают. Ребенок должен назвать картинки, которые запомнил. Развитие произвольного запоминания.
  3. «Пирамида». Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его, затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их, затем взрослый называет три слова, ребенок – повторяет и т.д. Развитие кратковременной механической памяти.
  4. «Что ты видел в отпуске?». Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.
  5. «Что ты ел на обед?». Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.
  6. «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
  7. «Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет, затем лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
  8. «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы, а ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
  9. «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен повторить его.
  10. «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур. Ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.
  11. «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек, а ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

 

Рекомендации педагогам по развитию восприятия

  1. Учить детей различать предметы на ощупь.
  2. Формировать умение выделять признаки в предмете.
  3. Учить соотносить предметы по величине.
  4. Учить способам распознающего наблюдения.
  5. Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.
  6. Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.
  7. Формировать умение составлять из частей целое.
  8. Учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию, действовать в соответствии со словесной инструкцией.
  9. Различать основные признаки разных времен года.
  10. Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы.
  11. Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом.
  12. Формировать сенсорные эталоны формы.

 

  1. Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.
  2. Способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.

 

Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия

  1. «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок.
  2. «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь?». Ориентация в пространстве по плану-схеме.
  3. «Звезды на небе». Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел»,

«Лебедь», «Рыба» с художественным.

  1. «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.
  2. «Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте.
  3. «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку.
  4. «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать о каком предмете идет речь.
  5. «Какое время года?» взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.
  6. «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.

 

Рекомендации педагогам по развитию мышления

  1. Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.
  2. Учить составлять группу из отдельных предметов.
  3. Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.
  4. Учить классифицировать и обобщать предметы по характерным признакам или назначению.
  5. Учить понимать смысл литературного произведения, воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
  6. Учить сравнивать предметы.
  7. Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
  8. Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
  9. Побуждать делать самостоятельные выводы.
  10. Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.
  11. Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.
  12. Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.).
  13. Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.
  14. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
  15. Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.
  16. Учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.

 

  1. Способствовать переходу к решению задач в уме.

 

Игры и упражнения,

 способствующие развитию мышления

  1. «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
  2. «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
  3. «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.
  4. «Творческий подход». Ребенку называют предметы, не имеющие определенного назначения, ребенок должен придумать, как его можно использовать.
  5. «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен придумать противоположное по смыслу.
  6. «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.
  7. Загадки.

 

Рекомендации педагогам по развитию воображения

  1. Необходимо расширять сенсорный опыт детей, при воспитании, ориентироваться не на стандарт, а на индивидуальные особенности ребенка;
  2. Развивать мыслительные операции, в обучении помогать включать самостоятельный интеллектуальный поиск;
  3. Обеспечивать ребенку максимальную самостоятельность в творчестве, не сдерживать инициативы детей. Создайте среду, которая поможет ребенку развиваться. Здесь нужны предметы, которые можно использовать по-разному, у которых нет прямой логики (камушки, ленточки, коробочки и т.п.). Пусть в свободном доступе ребенка будут бумага разного формата и разные изобразительные средства: краски, карандаши, пастель, восковые мелки, пластилин.

 

Игры и упражнения,

способствующие развитию воображения

 

  1. «Несуществующее животное» Пусть ребенок пофантазирует «Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?».
  2. «Выдумай историю». Предложить детям рассмотреть картинки в книге, и предложить совместно придумать новые события.
  3. «Продолжи рисунок». Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?
  4. «Клякса». Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.
  5. «Оживление предметов». Предлагается ребенку представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.
  6. «Так не бывает!». Участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную. Победителем становится тот игрок, которому удастся придумать пять сюжетов, услышав которые, слушатели воскликнут: «Так не бывает!».
  7. «Нарисуй настроение». Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_pedagogov_razvitie_poz_sfery.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам

по развитию психических процессов у старших дошкольников

Рекомендации

педагогам по развитию внимания

  1. Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.
  2. Часто менять формы деятельности.
  3. Использовать на занятиях элементы игры.
  4. Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.
  5. Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.
  6. Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.
  7. Учить управлять вниманием в соответствии с целью.
  8. Учит        сосредотачиваться        на        известной        деятельности,        концентрировать        свое внимание на ней, не отвлекаясь.
  9. Создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.
  10. Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.

Игры и упражнения,

 способствующие развитию внимания

  1. «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».
  2. Игры-головоломки.
  3. Загадки.
  4. «Найди отличия».
  5. «Найди два одинаковых предмета».
  6. «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
  7. «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».
  8. «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы, а ребенок указывает, что изменилось.
  9. «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

Рекомендации педагогам по развитию памяти

  1. Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.
  2. Обучать культуре запоминания.
  3. Учить вспоминать последовательность событий.
  4. Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.
  5. Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.
  6. Учит повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
  7. Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти

  1. «Запомни предметы».
  2. «Детектив», ребенок в течение 1 минуты рассматривает 15 картинок, после чего их убирают. Ребенок должен назвать картинки, которые запомнил. Развитие произвольного запоминания.
  3. «Пирамида». Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его, затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их, затем взрослый называет три слова, ребенок – повторяет и т.д. Развитие кратковременной механической памяти.
  4. «Что ты видел в отпуске?». Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.
  5. «Что ты ел на обед?». Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.
  6. «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
  7. «Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет, затем лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
  8. «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы, а ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
  9. «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен повторить его.
  10. «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур. Ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.
  11. «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек, а ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

Рекомендации педагогам по развитию восприятия

  1. Учить детей различать предметы на ощупь.
  2. Формировать умение выделять признаки в предмете.
  3. Учить соотносить предметы по величине.
  4. Учить способам распознающего наблюдения.
  5. Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.
  6. Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.
  7. Формировать умение составлять из частей целое.
  8. Учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию, действовать в соответствии со словесной инструкцией.
  9. Различать основные признаки разных времен года.
  10. Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы.
  11. Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом.
  12. Формировать сенсорные эталоны формы.
  13. Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.
  14. Способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.

Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия

  1. «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок.
  2. «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь?». Ориентация в пространстве по плану-схеме.
  3. «Звезды на небе». Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел»,

«Лебедь», «Рыба» с художественным.

  1. «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.
  2. «Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте.
  3. «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку.
  4. «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать о каком предмете идет речь.
  5. «Какое время года?» взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.
  6. «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.

Рекомендации педагогам по развитию мышления

  1. Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.
  2. Учить составлять группу из отдельных предметов.
  3. Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.
  4. Учить классифицировать и обобщать предметы по характерным признакам или назначению.
  5. Учить понимать смысл литературного произведения, воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
  6. Учить сравнивать предметы.
  7. Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
  8. Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
  9. Побуждать делать самостоятельные выводы.
  10. Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.
  11. Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.
  12. Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.).
  13. Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.
  14. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
  15. Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.
  16. Учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
  17. Способствовать переходу к решению задач в уме.

Игры и упражнения,

 способствующие развитию мышления

  1. «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
  2. «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
  3. «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.
  4. «Творческий подход». Ребенку называют предметы, не имеющие определенного назначения, ребенок должен придумать, как его можно использовать.
  5. «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен придумать противоположное по смыслу.
  6. «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.
  7. Загадки.

Рекомендации педагогам по развитию воображения

  1. Необходимо расширять сенсорный опыт детей, при воспитании, ориентироваться не на стандарт, а на индивидуальные особенности ребенка;
  2. Развивать мыслительные операции, в обучении помогать включать самостоятельный интеллектуальный поиск;
  3. Обеспечивать ребенку максимальную самостоятельность в творчестве, не сдерживать инициативы детей. Создайте среду, которая поможет ребенку развиваться. Здесь нужны предметы, которые можно использовать по-разному, у которых нет прямой логики (камушки, ленточки, коробочки и т.п.). Пусть в свободном доступе ребенка будут бумага разного формата и разные изобразительные средства: краски, карандаши, пастель, восковые мелки, пластилин.

Игры и упражнения,

способствующие развитию воображения

  1. «Несуществующее животное» Пусть ребенок пофантазирует «Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?».
  2. «Выдумай историю». Предложить детям рассмотреть картинки в книге, и предложить совместно придумать новые события.
  3. «Продолжи рисунок». Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?
  4. «Клякса». Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.
  5. «Оживление предметов». Предлагается ребенку представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.
  6. «Так не бывает!». Участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную. Победителем становится тот игрок, которому удастся придумать пять сюжетов, услышав которые, слушатели воскликнут: «Так не бывает!».
  7. «Нарисуй настроение». Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие психических процессов у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.

В данной статье раскрыта актуальность темы и даны методические рекомендации....

Использование нейропсихологических упражнений в развитии психических процессов у старших дошкольников

Педагогический опыт формировался в условиях МБДОУ «Ровеньский детский сад №1 комбинированного вида Белгородской области».В детском саду созданы все условия для организации единого образова...

Рекомендации по развитию психических процессов дошкольников

В файле представлены рекомендации по развитию разных психических процессов, а также игры, которые можно использовать для развития того или иного ппсихического процесса...

Рекомендации по развитию психических процессов

Рекомендации по развитию спихических процессов....

«Использование нейропсихологических упражнений в развитии психических процессов у старших дошкольников»

Любой человек – это «нейропсихосоматическая система», работа которой проявляется во взаимодействии трех линий: «нейро» – функционирование головного мозга, центральн...

Рекомендации для родителей, простые игры для развития психических процессов детей старшего дошкольного возраста.

Рекомендации для родителей, простые игры для развития психических процессов детей старшего дошкольного возраста....